Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Предоставлено: © http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org

р. Моше Ойербах

История еврейского народа.
Под властью греков.

Глава 9
Евреи в дни правления Александра Македонского

Избавление от несчастий

Во время осады Цура Александр потребовал от престарелого первосвященника Иерусалимского Храма прислать ему армию для подкрепления. Тот отказался, мотивируя тем, что дал клятву верности персидскому царю.

Из Цура Александр направился в Египет через Иерусалим, чтобы наказать непослушного коэна. Однако первосвященник выслал навстречу македонскому герою своего внука Шимона во главе делегации почетных жителей Иерусалима, одетых в белые одежды. В Шаронской долине, неподалеку от крепости Антипатра, делегация была остановлена македонскими воинами.

С тяжелым сердцем подходили евреи к царскому стану. Но тут произошло чудо! Царь Александр соскочил с коня и преклонил колено перед Шимоном Акоэном. Потрясенные македонцы, не веря своим глазам, смотрели на происходящее. Александр рассказал приветствовавшим его евреям, что накануне решающего сражения перед его глазами возник образ жреца, похожего на Шимона Акоэна, который предсказал ему победу.

Великий завоеватель даровал евреям права и привилегии греческих граждан, обещал им оставить в неприкосновенности Иерусалим и святой Храм, а также не требовать от евреев отказа от исполнения заповедей Торы. В благодарность за эти благодеяния евреи установили множество каменных и бронзовых обелисков в честь Александра, мальчикам, рожденным в тот год, давали его имя; и по сей день имя Александр входит в число еврейских имен.

Самаритяне вначале надеялись, что Александр разрушит Иерусалим и святой Храм и их святилище на горе Геризим займет его место. Убедившись в несостоятельности своих надежд, они убили наместника Александра в Шомроне. За это они были жестоко наказаны: некоторые районы Шомрона были присоединены к Иудее.

Шимон Ацадик

Во время войн, вспыхнувших после смерти Александра Македонского, Эрец Исраэль переживала тяжелый период. Птолемей, бывший вначале наместником Египта, а затем ставший его царем, захватил Иерусалим и переселил в Египет множество евреев.

В эти трудные времена Шимон Акоэн, последний представитель Великого Собрания, прозванный за свои необыкновенные качества цадиком (праведником), не только занимал пост первосвященника Храма, но был также главой Санхедрина. В трактате «Изречения Отцов» сохранилось его высказывание: «На трех вещах стоит мир – на Торе, на служении и на добрых делах.»

Шимон Ацадик очень много сделал для улучшения жизни своего народа. Он отремонтировал крепостную стену Иерусалима, пробитую Птолемеем во время осады города. Он обеспечил Иерусалим водой благодаря каналу, протянутому в город от родника Эйтам, следил за содержанием святого Храма, и во все его дни служба в Храме велась в точном соответствии с законами Торы.

Учеником Шимона Ацадика был Антигон, который также требовал от своих учеников идти путями Всевышнего, посвятить себя изучению Торы и соблюдать все записанные в ней заповеди. Он сурово предостерегал их от малейшего нарушения слова Творца: «Не будьте как рабы, стремящиеся за свою службу получить вознаграждение».

Один из учеников Антигона, Цадок, превратно понял это высказывание и решил, что добрые дела не вознаграждаются. Под его влиянием многие евреи стали отрицать необходимость соблюдения заповедей. Таких людей называли цадуким (садукеи) по имени их учителя.

Глава 10 Евреи под властью Птолемеев Перевод Семидесяти

В 3459 году (301 году до н.э.) Иудея была присоединена к египетской империи Птолемеев. После смерти Птолемея Первого его сын, Птолемей Второй Филадельф, освободил всех пленных евреев, которых его отец переселил в Египет. Эти евреи основали богатую общину в Александрии. Птолемей Второй предоставил им все гражданские права и назначил многих из выдающихся деятелей общины на самые высокие государственные посты в своей империи.

Это был просвещенный правитель, покровительствовавший наукам. Выразив желание познакомиться с содержанием Торы, он потребовал от первосвященника Иерусалимского Храма прислать к нему семьдесят мудрецов, чтобы те перевели Тору на греческий язык. Поэтому этот перевод называют «переводом Семидесяти» (Септуагинта). Появление Септуагинты позволило многим народам познакомиться с Торой. День окончания перевода Торы стал для египетских евреев праздником. Евреи же Эрец Исраэль опасались, что теперь александрийские евреи, вместо того, чтобы изучать Святую Тору, будут довольствоваться ее переводом; из-за этого они отдалятся от истины, забудут родной язык и, наконец, растворятся в греческом обществе. К сожалению, так и случилось. С течением времени египетские евреи совершенно забыли родной язык и традиции своего народа.

Наступление эллинизма

Но и в Израиле тоже было немало евреев, которые тянулись к греческой культуре и готовы были отбросить древние традиции. Первым из эллинизировавшихся евреев стал Йосеф бен Тувья. Это произошло в годы правления Птолемея Третьего. Властитель назначил первосвященнику очень высокий налог, и, когда тот отказался его заплатить, Птолемей пригрозил жестоко расправиться с евреями. Йосеф бен Тувья поехал в Египет и, заплатив большую сумму денег, сумел умилостивить царя.

Йосеф убедил царя передать в его руки сбор налогов в иудее и Сирии, а также предоставить ему для этой цели военную силу. Йосеф бен Тувья пообещал царю существенно увеличить сумму податей. Получив особые полномочия, он буквально выжал Иудею, и, в результате, он и его приближенные обогатились. Богатые, заботящиеся о мнимом величии евреи начали пренебрегать еврейскими ценностями и традициями. Сыновья Йосефа пошли еще дальше своего отца. Они совершенно отошли от Торы и заботились лишь об увеличении своего богатства. Самый младший из них, Гиркан, был однажды отправлен отцом в Египет, чтобы передать собранные подати. Во время этого визита ему удалось приобрести расположение царя. Старшие братья, позавидовав Гиркану, решили жестоко отомстить ему. Братья напали на Гиркана; во время борьбы двое из них были убиты, а сам Гиркан бежал в соседнюю провинцию.

Египетские евреи проходят испытание

Птолемей Третий не пошел по стопам отца – он не жаловал евреев и не раз предпринимал попытки навредить им. Во время посещения Иерусалима царь захотел войти в святой Храм и вдруг, приблизившись к воротам, потерял сознание и упал. От этого его неприязнь к евреям усилилась. Он строил планы разрушения Иерусалима и Храма и угрожал лишить гражданских прав евреев, которые оставались верными вере отцов. Большинство евреев не уступило ему и не предало Б-га и Его Тору.

Однажды Птолемей Третий потребовал собрать знатных евреев Александрии в большом цирке, где по приказу царя на них натравили слонов. Но слоны, вместо того, чтобы наброситься на евреев, раздавили множество греков. С тех пор царь не делал больше попыток причинить зло евреям. Когда Птолемей Третий умер, на престол вступил его несовершеннолетний сын. Этим воспользовался царь Сирии Антиох Третий, который в 3552 году (208 году до н.э.) присоединил Иудею к своему царству.

Глава 11 Иудея под властью династии Селевкидов

Изменники внутри страны

Начало правления Антиоха Третьего было благоприятным для евреев. Он предпринимал меры, чтобы смягчить обстановку и залечить раны, нанесенные Иудее во время войны между Сирией и Египтом, но в результате поражения, нанесенного Антиоху Третьему римлянами, на побежденное царство была наложена огромная контрибуция. Чтобы собрать необходимую сумму, царь увеличил налоги во всей империи, в том числе и в Иудее. Когда Антиох умер, его наследник Селевк Четвертый продолжал править жестокой рукой.

В этот период росло влияние эллинистической культуры на еврейское население Иудеи. Первосвященник Йоханан понимал страшную угрозу, нависшую над его народом. Греки превыше всего ставили физическую красоту и гармонию. В противоположность греческим ценностям Тора уделяет главное внимание духовному совершенству. Внешняя красота значима, только если она подчиняет себя истине. Всеми силами, в особенности после скандальной истории с эллинизацией еврейской богатой верхушки и семейства Тувьи, первосвященник Йоханан препятствовал распространению эллинизма в среде еврейского народа, всячески противодействовал введению греческих праздников на территории Иудеи. Поэтому греки ненавидели его. Один из них сообщил наместнику Селевка Четвертого об огромных богатствах священного Храма в Иерусалиме: каждый еврей ежегодно жертвовал Храму полшекеля, и эти деньги шли на содержание Храма и на воспитание сирот.

Селевк очень нуждался в деньгах для уплаты подати римлянам. Он отправил в Иерусалим своего министра Гелидора, чтобы тот конфисковал деньги, принадлежащие Храму. Напрасно первосвященник Йоханан просил этого не делать – Гелидор, не слушая его, вошел в ворота Храма, но неожиданно потерял сознание. После случившегося Гелидор не посмел повторить этот шаг.

Вскоре после описываемых событий Селевк был убит, и на сирийский престол взошел Антиох Эпифан. Антиох воспитывался в греческих традициях и видел в них силу, гармонию и порядок. Он мечтал объединить свою империю под властью единой греческой, культуры. Во всех частях империи, кроме Иудеи, не было никаких препятствий для выполнения его плана. Порабощенные народы не отказывались присоединить к своим божествам греческих богов, и только евреи продолжали с замечательным упорством провозглашать Единство Б-га.

Первые раздоры

Но не меньшая опасность грозила нашему народу изнутри, из среды эллинизированных евреев. Йеошуа, брат первосвященника Йоханана, давно называл себя греческим именем Ясон. Он предложил Эпифану сместить Йоханана с поста первосвященника и назначить его на эту должность. Ясон обещал греческому царю увеличить размер подати, вносившейся Иудеей, и построить в Иерусалиме «гимназию» – стадион для физкультурных упражнений, как это было принято у греков. Антиох с удовлетворением принял это предложение, сместил Йоханана и назначил вместо него Ясона, который тут же начал активно внедрять греческий образ жизни. Ясон привлек на свою сторону других коаним, которые совершенно забросили службу в Храме.

Через три года Ясон получил заслуженное наказание. Каждый год он посылал в столицу Антиохии подати со своим приближенным по имени Менахем. Этот посланник, называвший себя по-гречески Менелаем, предложил Антиоху передать ему должность первосвященника, обещая еще больше увеличить взимаемые с Иудеи налоги. Менелай дал взятки приближенным Антиоха Эпифана, чтобы те поддержали его план. Антиох сместил Ясона и передал его пост Менелаю. Чтобы удовлетворить постоянно растущие требования Антиоха Эпифана, Менелай урезал средства на содержание Иерусалимского Храма. Бывший первосвященник Йоханан всячески противился деятельности Менелая, и Менелай нанял убийц, которые лишили жизни праведника. Напрасно приверженцы Йоханана требовали суда над Менелаем: царь оправдал своего ставленника и его приспешников. Все эти события вызвали возмущение в народе.

Тем временем вспыхнула война между Антиохом Эпифаном и Птолемеями. Войска Антиоха завоевали почти весь Египет. Но к Антиоху прибыла римская делегация и потребовала от него покинуть страну. Антиох вынужден был подчиниться.

Во время египетского похода Антиоха распространились слухи о смерти царя. Они послужили сигналом к восстанию евреев против грабителя и убийцы Менелая, и он вместе со своими приспешниками скрылся в крепости Акра около святого Храма.

Царствование Антиоха

Когда Антиох, вернувшийся из неудачного египетского похода, услышал о восстании в Иерусалиме, он пришел в ярость. Антиох обрушился на евреев и убил тысячи ни в чем не повинных людей. Чтобы заставить весь народ эллинизироваться, сирийский император объявил вне закона саму еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей. В 3593 году (167 году до н.э.) Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там статую греческого божества и принеся ему жертву. После этого начались жестокие преследования всех верных Торе евреев. Того, кто соблюдал шабат, убивали; того, кто совершал обряд обрезания своему сыну, убивали; того, кто не хотел есть свинину, убивали. Даже от престарелого, девяностолетнего старца Элиэзера прислужники Антиоха потребовали, чтобы тот тоже ел свинину, подавая этим пример другим. Когда Элиэзер отказался сделать это, ему предложили, чтобы он взял кусочек свинины и только изобразил, будто ест ее. Но праведник отказался и умер, освящая Имя Творца. Подобно ему, предпочли смерть бесчестью тысячи евреев.

Хане, еврейской матери, пришлось присутствовать при казни семи ее сыновей, которые избрали смерть, но не поклонились идолу. Их героический подвиг по сей день является примером преданности традициям своего народа.

Греки шли от города к городу и от деревни к деревне, заставляя жителей изменить Торе. У евреев осталось только одно убежище – пещеры Иудейских гор, но и туда добирались греческие солдаты.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.kehilasmy
Отписаться

В избранное