Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"БЕАР"

Беар - значит "На горе": "И сказал Всевышний пророку Моше на горе Синай...". Разберем только два стиха главы. Первый (Ваикра 25:14): "Если будете продавать что-либо своему ближнему или покупать из рук своего ближнего, то не обманывайте друг друга". Второй стих (25:17): "Не обижайте один другого!" Так написано в Письменной Торе. А Тора Устная дает на них развернутый и обширный комментарий. По существу, только из устной Торы мы можем узнать, как точно звучит еврейский закон в каждом случае - при торговых сделках (тема первого стиха) и в бытовом плане (стих второй). Что значит не обманывайте? Что значит не обижайте? Если продавец заявляет покупателю, что он торгует самыми лучшими холодильниками в мире, это обман? Если муж говорит жене, что она могла бы выглядеть дома получше, поопрятней, он ее обижает?

Но сначала краткое содержание недельной главы. Первыми идут законы шмиты, седьмого года в каждом семилетии, когда нельзя проводить работы на полях Страны Израиля (25:1-7). Законы йовеля, пятидесятого года, когда проданная земля возвращалась к своим первоначальным владельцам, а рабы выходили на свободу (25:8-24). Законы, связанные с возможностью выкупить имущество, проданное в час нужды (25:9-34). Оказание помощи обедневшим: запрет на ссуду под проценты и пр. (25:35-55). Запрет на идолопоклонство и предупреждение о соблюдении субботы (26:1-2).

Заметьте, последняя тема занимает всего несколько строк. Начинается глава с "субботнего года", когда земля должна отдыхать, кончается субботним отдыхом для людей. А между двумя этими заповедями - множество законов из области "имущественного права". И это неслучайно. Человек заботится о своем имуществе. Он не хочет его потерять. Для охраны прав владельца приходит закон. Но если человек не работает в субботу, кто обеспечит его необходимым? Ведь он теряет ровно одну седьмую своего производительного времени! Тора говорит: я даю вам законы, соблюдайте их - и они помогут вам во всех ваших делах. Но соблюдайте и те законы, которые на первый взгляд кажутся вам экономически невыгодными. Они тоже вам помогут. Сказано в Талмуде: "Все отмерено человеку - с Рош Ашана (Нового года) и до конца года. (Все его доходы и расходы определены ему свыше.) Кроме расходов на субботы и праздники, на воспитание детей и изучение Торы. Если он их уменьшит (проявив скупость), то и ему уменьшат (общие доходы). А если увеличит, то и ему будет увеличено".

А теперь, как обещано, несколько практических законов, связанных с двумя приведенными выше стихами.

"Не обманывайте друга друга" (в торговле). Продавцу запрещено незаслуженно хвалить продаваемый им товар. Нельзя подкрашивать старое, пытаясь придать ему вид нового. Нельзя подмешивать плохие плоды в хорошие, чтобы продать всю партию, как хорошие плоды. Продавец обязан предупредить покупателя обо всех дефектах продаваемой вещи. (Как видим, товары продают не скрывая изъяны, а рекламируя достоинства. И если вы скажете, что на обмане держится вся современная реклама, то знайте, что такая реклама идет вразрез с законами Торы!) Запрещено во время сделки говорить неправду о рыночной цене; этот закон касается как продавца, так и покупателя. Если человек хочет продать вещь по цене, выше рыночной, он не может утверждать, что придерживается общепринятой цены. В случае, когда обман превышает одну шестую стоимости, обманутый может расторгнуть сделку. (Что делает продавец, который хочет продать вещь подороже, но не желает нарушить закон Торы? Он честно сознается в своем желании, а покупатель решает, соглашаться ли на такие условия.) Разрешается продавать вещи ниже рыночной стоимости для привлечения покупателей.

"Не обижайте друг друга". Разговор идет об обиде устной, высказанной словами, которые могут вызвать у других боль, стыд или смущение. Следите за своей речью, говорите только то, что были бы согласны выслушать сами. Обида хуже воровства, ибо украденное можно вернуть, а боль обиды осталась. Еще страшнее обида, нанесенная при людях. Запрещено давать людям клички. Запрещено напоминать исправившемуся человеку о его былых прегрешениях. Даже если человек не исправился, не спешите взять на себя роль судьи или раввина: не раньте его напрасными замечаниями. Не шутите над людьми, даже беззлобно, поскольку не все относятся к шуткам так же легко, как вы. Запрещено обижать людей даже жестом. Все эти законы актуальны как в отношениях человека с посторонними людьми, так и в отношениях с друзьями, супругом, а также детьми. Женщины и дети особенно ранимы и чувствительны к словам. Не поступайте с детьми так, как вы не смеете поступать со взрослыми. Никогда ни на кого не кричите, крик нанесет урон в первую очередь вашему достоинству. Даже намеком не давайте понять собеседнику, что уровень его интеллекта не очень высок. (Стоит вообще перестать оценивать интеллектуальный уровень других людей, поскольку всегда есть кто-то умнее нас.) Мы привели несколько законов Устной Торы. Кто-то скажет, что в них нет ничего особенного, что они являются разумными правилами поведения, до которых может догадаться любое человеческое общество. Чтобы никто не впадал в такое заблуждение, сказано в Торе, что все эти законы получены еврейским народом на горе Синай.

Составитель: Реувен Пятигорский, Иерусалим


В эту субботу во всех синагогах мира читают недельную главу Торы Беар. Вот что читаем мы в этой главе: "Если обеднеет брат твой и придет в упадок, то поддержи его... Не бери с него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего, чтобы жил брат твой с тобой." Тора запрещает кредитору взимать с должника процент за полученную им ссуду. Почему? Что в этом плохого?

Казалось бы, наш вопрос праздный. В моральных кодексах многих религий ростовщичество считается аморальным поступком. Мировая литература полна образов отвратительных ростовщиков, сосущих кровь своих жертв, начиная от Шейлока, кончая старухой-процентщицей Достоевского. Ростовщик всегда воспринимался как исчадие ада, символ зла.

Однако посмотрим на вещи здраво. Я по своей доброй воле одалживаю деньги соседу, тот вкладывает их в дело и получает прибыль. Все, что я хочу, это только доля в прибыли, которую получил сосед с помощью моих денег. Я не собираюсь присвоить себе чужого. Ведь я не обязан был одалживать своих денег. Будь они у меня, я и сам смог бы вложить их в дело и получить прибыль полностью. Теперь же вместо того, чтобы заработать самому, я одолжил деньги соседу и дал ему возможность заработать. Почему же ему не вознаградить меня за добровольный отказ от прибыли в его пользу?

Нам могут возразить: кредитор получает свой процент в любом случае, даже если должник не получил прибыль, а наоборот понес убытки. Более того ссуды под процент дают не только тем, кто вкладывает деньги в дело, но и тем, кто не сводит концы с концами. Тут уж об участии кредитора в прибыли речи не идет.

Это верно, и стоит очевидно назвать вещи обоими именами. Как принято говорить сегодня, банковский процент - это "цена денег". Деньги, как и любой предмет, годный к использованию, можно сдать в наем. Домовладелец получает квартирную плату за дом, который он сдает; хозяин денег получает процент в качестве платы за пользование его деньгами. С юридической точки зрения нет никакой несправедливости в получении процента. Деньги это имущество, и взимать плату за пользование ими законное право каждого, точно так же, как законное право домовладельца взимать квартирную плату.

Так выглядит нееврейский подход к делу. С одной стороны ненависть и презрение к ростовщичеству в религии и литературе, с другой стороны - рациональное мышление, оправдывающее взимание процента за ссуду.

Тора запрещает процент, исходя из нового социального принципа. Дело в том, что мы вовсе не являемся безраздельными владельцами своего имущества. Истинный владелец всего нашего имущества Творец мира, только ему принадлежит право распоряжаться деньгами. Он дает эти деньги нам, но только с одним условием: чтобы часть денег мы использовали для помощи нашим братьям. Закон Торы обязывает нас одалживать деньги тому, кому их не хватает и не только для того, чтобы дожить до получки но и для того, чтобы заниматься коммерцией или производством.

Должник обязывается вернуть через некоторое время ту же сумму, что просит у меня. В обмен на обязательство он получает деньги и становится их хозяином. До сих пор это были мои деньги. Теперь это его деньги по воле Б-га. Таким образом прибыль приносят ему его собственные деньги, а не мои, так что вся прибыль его по закону. У меня нет никаких прав на участие в этой прибыли.

Я не могу просить возмещение за то, что не использовал одолженные деньги для своих нужд по одной простой причине: я не имел права оставить деньги у себя. Творец мира, истинный хозяин всего богатства, обязал меня безоговорочно одолжить эти деньги нуждающемуся. Если домовладелец дал мне право жить в его квартире, а затем подселил еще одного жильца - мне никогда не придет в голову взимать квартирную плату с подселенца. Точно так же нелепым будет выглядеть требование процента за ссуду, если помнить, что истинный хозяин денег Творец.

Вот почему говорит Тора: "не бери с него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего, чтобы жил брат твой с тобой." Запрет давать деньги в рост аргументиру- ется Б-гобоязненностью, потому что он входит в область отношений между человеком и Б-гом. Тот, кто взимает процент за ссуду, отрицает Б-га, как единственного Хозяина всего богатства на земле, дающего нам деньги с одним условием: "чтобы жил брат твой с тобой".

Здесь проходит грань между нееврейским подходом и мировоззрением Торы. Нееврей дает нищему "милостыню". Слово "милостыня" означает, что я по милосердию своему делаю нищему милость: даю ему деньги, принадлежащие мне. Тора обязывает нас дать неимущему "цдака". Ивритское слово "цдака" происходит от слова "цедек", что значит справедливость. Нет здесь никакой "милости" с моей стороны, я даю неимущему то, что принадлежит ему по праву. Я должен помнить, что Творец - хозяин всего мира, только Он вправе распоряжаться его богатствами. Он дает мне деньги, но с одним условием: "чтобы жил брат твой с тобой."


ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ

Тора заповедует евреям сразу же после овладения Эрец Исраэль начать отсчет субботних лет. Шесть лет хозяин может обрабатывать землю и пользоваться результатами своих трудов. В седьмой же год ему запрещено обрабатывать землю и осуществлять право владения ее плодами. Все, что родит земля является ничьим имуществом, и хозяин имеет на него не больше прав, чем случайный прохожий. Но это еще не все: после семи семилетних циклов наступает иовель - пятидесятый год, когда земля возвращается к тем владельцам, предки которых получили ее еще при разделе Иеошуа. Еврейские рабы и рабыни получают свободу, и даже тот, кому прокололи ухо в знак добровольного принятого вечного рабства, выходит из-под власти своего господина и возвращается к семье. И в год иовеля запрещено обрабатывать землю и владеть ее плодами.

Те, кто впервые узнают о заповедях шмиты и иовеля, обычно спрашивают: А чем же будут питаться в год шмиты и особенно в год иовеля жители Эрец Исраэль? У Торы есть ответ и на этот вопрос: если будете в точности соблюдать эти Мои заповеди, то дам вам в шестой год урожай на три года, да и каждый год будет столь изобилен плодами, что будете выбрасывать из хранилищ плоды прежних лет, чтобы разместить в них новый урожай!

Но полноте, может ли такое быть! Разве не действует природа как хорошо заведенный механизм, с четкой регулярностью порождая каждый раз определенное количество плодов? Разве не зависит урожай от удобрений, полива, применяемого оборудования, квалификации и сноровки земледельцев?

Чтобы помочь человеку ответить на эти вопросы и послан на землю субботний год...Сорок лет пребывания в пустыне еврейский народ получал хлеб и все необходимое для жизни непосредственно из рук Творца. С неба падал ман, колодец с чудесной ключевой водой путешествовал вслед за станом израильтян, одежда не ветшала, обувь не изнашивалась, - словом, наши предки находились на полном небесном пансионе. Такая ситуация являлась серьезным испытанием народной веры и битахона - упования на Всевышнего: ведь ман запрещено было оставлять до утра, и люди ложились спать в доме, лишенном каких бы то ни было запасов еды. Что мы будем есть завтра? Б-г пошлет нам пищу, как Он и обещал нам!

И вот с вступлением в Святую Землю евреев поджидало новое испытание, в какой-то степени даже более серьезное, чем испытание в пустыне. Чудо мана повторялось ежедневно, оно снабжало евреев постоянно действующим уроком веры, но с другой стороны, все что происходит регулярно воспринимается как естественных ход событий. Иное дело шмита. ПОсле шести лет упорного труда на земле сложить "оружие" и предоставить невидимому Владыке позаботиться о пропитании многомиллионного народа? Но ведь это еще труднее сделать, чем полагаться на завтрашний ман! Тяжелое испытание, посильное разве что исполинам веры, какими и были евреи тех времен!

Невозможно ДОКАЗАТЬ бытие Б-га, ибо Он - сущность, находящаяся за пределами всех возможных границ, в том числе и за пределами всех мыслимых форм и определений. Но зато по всей своей Торе Он рассыпал убедительные свидетельства Своего существования и совершенства. Мог ли смертный человек даже такой выдающийся, как Моше "придумать" законы шмиты и иовеля? Откуда он мог знать, что только в Эрец Исраэль и только после прихода туда евреев каждый седьмой год земля родит тройной урожай? Ведь такого нет нигде, и не было ни до ни после! Если бы Моше написал Тору по собственному разумению, как он мог записать такую небывальщину, которую можно проверить еще при жизни этого поколения. Ведь если предсказанное изобилие шестого года не настанет, то как мы сможем доверять и самому Тексту Торы и его Творцу. Но нет! Лишь полновластный хозяин Творения способен заповедать столь чудесную вещь!

Нельзя не упомянуть еще об одной удивительной заповеди. Тора запрещает еврею ссужать деньги под проценты своему собрату-еврею и одновременно обязывает его помогать нуждающимся. Хорошо известно как трудно соблюдать заповеди, связанные с материальными потерями. Поэтому было бы естественно, если бы евреи всеми правдами и неправдами стремились уклониться от таких беспроцентных ссуд. Но что же мы наблюдаем на протяжении всей еврейской истории вплоть до сего дня: в каждой пусть даже небольшой общине существует один или несколько гмахов- касс взаимопомощи. Все они предосталяют беспроцентные ссуды на разные сроки, как правило, небольшие, и тем самым, помогают тысячам тысяч семей в одном только Израиле. Понятно, что такой гмах приносит тем больший убыток, чем выше уровень инфляции. Но даже в пору сумасшедшей инфляции начала 80-х годов израильские гмахи продолжали свое существование - евреи не сомневались в том, что помощь ближнему обеспечивает человеку небывалый доход в Банке Истины.


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"БЭХУКОТАЙ"

В эту субботу во всех синагогах мира читается последняя глава книги "Ваикра". Называется она на иврите "Бэхукотай" (по законам моим). В предыдущей главе был завершен перечень заповедей, полученных народом Израиля на Синае. Однако исполнит ли народ эти заповеди? В сегодняшней главе Тора предвидит последствия соблюдения или нарушения Синайского завета.

"Если по законам Моим вы будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете.., то Я дам вам дожди вовремя, и земля даст урожай и деревья полевые дадут плоды". Награда за выполнение заповедей не в загробной жизни, а в этом мире: дожди вовремя, урожай, словом материальное благополучие. Почему? Исследователи Торы уделяют много внимания этому вопросу, и мы быть может вернемся к нему в дальнейшем.

Пока же посмотрим, что ожидает народ Израиля за нарушение Синайского завета. "Будете сеять напрасно семена ваши, и съедят их враги ваши. И обращу лицо мое на вас, и будете поражены врагами вашими, и будут властвовать над вами неприятели ваши. Если Израиль нарушит заповеди Б-га, беды посыпятся на него, как из рога изобилия: болезни, неурожаи, голод, набеги врагов. Последнее и самое суровое наказание: изгнание с родной земли. Земля Израиля была дана нашему народу только при условии, что он будет бережно хранить Синайский завет, если же нарушит заповеди, вынужден будет покинуть родину и скитаться на чужбине.

Дважды предупреждает Тора, что наказанием за несоблюдение заповедей будет изгнание. Один раз в сегодняшней главе, другой раз в конце книги "Дварим". Из истории нам известно, что народ Израиля, нарушив Синайский завет, был изгнан из своей страны вавилонянами в пятом веке до н.э. Часть народа вернулась из вавилонского изгнания. Им удалось восстановить разрушенное и даже добиться на короткий период государственной независимости. Но пренебрежение законами Торы вновь вызвало тот же результат: римляне завоевывают страну и после неудачных восстаний в 68 и 132 году н.э. изгоняют население на чужбину. Так началось наше рассеяние по всему миру, продолжающееся по сей день.

Известный комментатор Торы РАМБАН, живший в ХII веке в Испании обратил внимание на эту параллель: дважды предупреждает Тора наш народ об изгнании и дважды вынуждены были наши отцы покинуть свою страну. Быть может есть какая-то связь? РАМБАН сравнивает тексты обеих глав, сверяет предсказания Торы с имевшимися в его распоряжении историческими материалами и приходит к выводу: есть связь! В сегодняшней главе Тора говорит о вавилонском изгнании, во "Дварим" Тора предвидит второе изгнание во времена Рима.

Вот что увидел? РАМБАН в тексте сегодняшней главы. Тора предупреждает: "И наведу на вас меч, мстящий за завет, и соберетесь вы в города ваши, и Я пошлю чуму, и будете преданы в руки врага. Почти через 1000 лет после того, как Моше записал эти строки вавилонское войско вторглось в землю Израиля. Вот что рассказывается в ТАНАХЕ в книге "Малахим: "И было в девятый год его царствова- ния... пришел Навуходоноссор, царь вавилонский, он и все войско его против Иерусалима и расположился станом против него... И был город в осаде до одиннад- цатого года царствования Седеккии. На девятки лень четвертого месяца голод в городе усилился и не осталось хлеба у народа".

Тора предвидела, что осада будет сопровождаться голодом. Вот что читаем мы в сегодняшней главе: "Когда Я сокрушу у вас опору хлебную, то десять женщин будут печь хлеб в одной печи и возвращать будут хлеб весом, и вы будете есть и не насытитесь". Невероятный голод доведет осажденных до потери человеческого облика: "И будете есть плоть сынов ваших и плоть дочерей ваших". Пророк Йирмеяу, бывший в осажденном Иерусалиме, свидетельствует о том, как сбылось это страшное предсказание: "Руки милосердных женщин варили детей своих..."

Тора продолжает свои предсказания: "И разорю Я высоты ваши и разрушу солнечные кумирни ваши и повергну трупы ваши на распавшихся идолов ваших. В этом стихе находит РАМБАН подтверждение своей теории. Одним из главных прегре- шений, приведших к вавилонскому изгнанию, было идолопоклонство, и оно упомянуто здесь. В пророчествах книги "Дварим" не сказано ни слова об идолопоклонстве, и из истории нам известно, что в римскую эпоху идолопоклонства в Израиле не было.

Какая судьба ждет защитников Иерусалима после падения города? Тора проро- чествует: "А вас рассею между народами и обнажу вслед за вами меч", жители Иерусалима и окрестных городов были угнаны в Вавилонию и оттуда вскоре рассыпа- лись по всем странам Средиземноморья. Книга "Эстер", написанная через несколько десятков лет после разрушения Иерусалим, характеризует еврейский народ так: "Есть один народ, рассеянный среди других народов"

Перейдем к самому поразительному из всех предсказаний сегодняшней главы: "...и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами. Тогда наверстает земля субботы свои во все дни запустения своего, когда вы будете в земле врагов ваших. Во все дни запустения своего она будет покоиться, сколько не покоилась в субботние годы ваши, когда вы жили на ней. Ранее мы говорили о заповеди суббот- него года. Закон Торы запрещает обрабатывать землю Израиля каждый седьмой и каждый пятидесятый юбилейный год. Из прочитанного нами отрывка ясно, что срок изгнания будет определен количеством лет, в которые народ нарушит заповедь субботнего года.

Теперь обратимся к фактам. Около тысячи лет жил народ Израиля на своей земле до вавилонского изгнания. Были за этот период и подъемы, и спады. Из книги пророка Иехезкиля мы узнаем число лет в которые наш народ нарушал запове- ди Торы - 436 лет. Если взять каждый седьмой и каждый пятидесятый год, получим число 69. 69 субботних и юбилейных лет не было соблюдено. Год разрушения Иерусалима был юбилейным пятидесятым годом. Вместе 70 лет. Сколько продолжалось вавилонское изгнание? В любой книге по еврейской истории вы найдете однозначный ответ: 70 лет.

Так исполнились предсказания Торы о вавилонском изгнании. Нет сомнения современники этих событий, те, что были угнаны в Вавилон были потрясены точностью, с которой исполнились эти пророчества, все до мельчайшей детали. Не так-то просто смотреть правде в глаза. Нужно было много мужества, чтобы приз- наться себе, что они сами во всем виноваты. Тора предупредила их обо всем, что случится если нарушат они ее законы. Они знали - и не верили. Теперь же все сбылось.

Нелегко смотреть правде в глаза, однако вавилонские изгнанники нашли в себе мужество признаться, что они сами виноваты во всем. Любопытно, что и это пред- видела Тора: "Тогда признают они вину свою и вину отцов их... И я вспомню завет Мой с Яаковом и завет мой с Ицхаком и завет Мой с Авраамом вспомню и землю вспомню, так как земля эта оставлена будет ими и наверстает свои субботние годы в запустении от них, и они искупят вину свою".


СЫНЫ МОЕГО ЗАВЕТА

Ни одной лекции, ни одного урока о ценностях иудаизма не проходит без того, чтобы не был задан вопрос о Катастрофе европейского еврейства в годы П-ой мировой войны. Прошло 50 лет, но ужас Катастрофы опаляет каждого, кто мыслью и сердцем обращается к событиям той страшной поры. Где был Б-г во время невиданных злодеяний, прежде неизвестных человечеству? Как можно после Освенцима говорить о всесильности Творца, Его доброте, о том, что все происходящее в мире подчинено Единому Замыслу и служит нашему благу? За что пострадали праведники... дети? Ответы, как правило, не удовлетворяют слушателей. Им кажется, что с ними лукавят, что-то скрывают, недоговаривают, а потому вопросы о Катастрофе возникают вновь и вновь. Почему?

Первая причина психологического свойства. Катастрофа слишком близка к нам по времени, чтобы быть понятой. Она продолжает жечь, ибо еще живы те, кто спасся из ее огня, ибо практически нет ни одной семьи выходцев из Европы, которая не потеряла кого-нибудь из близких в этой ужасной бойне. А лектор родился после войны, и потому любое, даже самое аргументированное и красноречивое выступление обречено на психологическое поражение: мы видели такое, чему нет слов в человеческом языке, так какие же слова произносишь здесь ты, который ЭТОГО не видел?

Вторая причина заключается в том, что вопрошающий хотел бы получить ответ в понятной ему системе ценностей в то время как непонимание им проблемы добра и зла порождается не какой-то особенной ее логической сложностью, а как раз пороками этой самой систему понятий и ценностей, которую человек, как правило, принимает за объективную и незыблемую. Сокрытие Б-жественности было необходимым условием Творения мира. Собственно говоря, оно-то и сотворило мир. А раз так, человек не может добыть истину без труда; она НИКОГДА не лежит на поверхности и не может быть установлена с помощью одних только эмпирических способов. Даже образованный с тремя дипломами человек слеп все то время, пока он без Торы старается понять происходящее.

Понятно, что то что не может разрешить беседа лицом к лицу, тем более не под силу короткой журнальной статье. Поэтому мы обратим сейчас свое внимание к менее масштабному вопросу, один из вариантов которого тесно связан с разделом этой недели, разделом Бехукотай: действительно ли Катастрофа была тем событием, что породило у нас сомнение во власти Творца и справедливости Его путей? Т.е. раскрылись ли перед человечеством какие-то новые жизненные грани, о которых мы не знали 60-70 лет тому назад?

Давайте внимательно, взвешивая каждое слово, прочитаем раздел Бехукотай. "Если по законам Моим будете поступать и заповеди Мои будете исполнять...То дам дожди в подходящее время, и земля произведет свой урожай, а дерево - плод... А если не послушаете Меня, и не будете исполнять эти заповеди... и Моими законами возгнушается ваша душа, чтобы не исполнять их и расторгнуть Мой Завет..." Давайте на минуточку задумаемся с Кем и о чем заключили мы у Синая Завет? Всякое ли благо вмещается в кисельные берега молочной речки?

Творец мира раскрывается перед нами как Б-г великий, могучий и страшный. Словом "Элоким", котрое обычно переводится как "Б-г", ТОра выражает присущее Творцу свойство судить, награждать и наказывать! Те молодые люди, которым именно Катастрофа мешает (как им кажется) принять Б-жественную Власть, как они понимают рассказ о Всемирном Потопе, уничтожившем почти все человечество ( и маленьких детей в том числе)? Историю Сдома и Аморы? Как они читают рассказ о 600 000 могил, оставленных нашими предками в Синайской пустыне после греха разведчиков (о чем сообщается в четвертой книге Торы - Бемидбар)? Что скажут о зафиксированном в Торе намерении Б-га истребить ВЕСЬ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД, за грех золотого тельца, в который их вовлекли присоединившиеся к сынам Израиля египтяне? Как объяснить трагедию египетского рабства: ванны из крови еврейских детей, младенцев, замурованных в стены сооружений, указы фараона об окончательном решении еврейского вопроса?

Завет...Право и обязанность...Ответственность... Мы можем по-страусиному укрываться от нее, но она есть! "Если по законам Моим будете поступать..." Все, что было предсказано в разделе Бехукотай, до последнего слова исполнилось во время осады и разрушения Иерусалима вавилонянами (4-й век до н.э.). Во время Великого Восстания против римлян (67-70 гг. н.э.) погибло ДВА МИЛЛИОНА евреев. Представьте себе тогдашние средства ведения войны и вы сумеете оценить степень ожесточения победителей, пламя которого навел на нас наш Царь, наш Отец - партнер по Завету!

Что же наши предки? Возмущались, роптали, взывали к справедливости? Взбунтовались и сбросили иго Небесной Власти? Нет, великие мужи - они видели в каждой трагедии проявление Б-жественной справедливости, которое еще больше укрепляло их веры и вело народ к искуплению.

А сейчас еще раз возьмите в руки Тору и прочтите 28-ую главу книги Дварим. Вы сразу увидите, что она перекликается с разделом этой недели, разделом Бехукотай, но Устная Тора сообщает нам, что в ней говорится об испытаниях, которые придется пройти нашему народу в конце дней перед приходом Машиаха (об их значении мы будем говорить в свое время).

Исполнится все, сказанное в Торе и книгах пророков. Нечистота будет удалена. Из Циона выйдет Закон и Слово Всевышнего - из Иерусалима, объяснится сокрытое, и тогда мы поймем и благословим Б-га за испытания как за великое благо!


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное