Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие от А до Я

  Все выпуски  

Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных...


http://vsemolitva.ru

Православные молитвы
Выпуск от 22.12.2010

Божественная литургия.

Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.

Входные молитвы

Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,- до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу...»).

[По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.]

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш».

Священник: Яко Твое есть Царство...

Диакон: Аминь.

Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумeюще, сию? Ти молитву, яко Влады?це, грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповaхом, не прогневайся на ны зелo, нижe помяни? беззаконий наших, но при?зри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – лю?дие Твои, вси – делa рукy Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двeри отвeрзи нам, Благословенная Богородице, надeющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:

Пречистому Твоему образу покланя?емся, Благи?й, прося?ще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволи?л еси? плотию взы?ти на Крест, да избaвиши, я?же создaл еси, от рабoты врaжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси? вся, Спасе наш, пришeдый спасти мир.

Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:

Милосердия сyщи источник, милости сподоби нас, Богородице, при?зри на люди согреши?вшия, яви?, яко при?сно, силу Твою, на Тя бо уповающе,- радуйся, вопием Ти, я?коже иногда Гавриил, Бесплотных Архистрати?г.

Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:

Господи, низпосли? руку Твою с высоты? святaго жили?ща Твоего и укрепи мя в предлежaщую службу Твою, да несуждeнно предстaну страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.

По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося: «Простите и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении 8-го – 13-го стихов 5-го псалма:

Вни?ду в дом Твой, поклоню?ся ко храму святому Твоему в стрaсе Твоем. Господи, настaви мя прaвдою Твоею, враг моих ради испрaви пред Тобою путь мой, яко несть во устeх их истины, сердце их сyетно, гроб отвeрст – гортань их, языки своими льщaху. Суди? им, Боже, да отпадyт от мыслей своих, по множеству нечестия их изри?ни я, яко преогорчи?ша Тя, Господи. И да возвеселя?тся вси уповaющии на Тя, во веки возрадуются, и всели?шися в них, и похваля?тся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благослови?ши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.

2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе...» принято читать: «Предвари?вшия утро...», «Во гробе плoтски...», «Слава» – «Яко Живоносец, яко рая? краснeйший...», «И ныне» – «Вышняго освященное...», «Пречистому Твоему образу...»; далее – в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного«Христос воскресе...» следует читать Трисвятое по «Отче наш...», далее – обычный порядок. «Царю Небесный...» в это время не читается – до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).

В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается,- входные молитвы начинаются с «Святый Боже».

Последование облачения

Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим честь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.

Священник берет подризник, а диакон – стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Облачение диакона

Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: Благослови, владыко, стихарь со орарeм.

Священник, благословляя, произносит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося:

Возрадуется душа моя о Господе, облечe бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одeя мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси? мя красотoю.

Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении – на правую руку:

Десни?ца Твоя, Господи, прослaвися в крепости, деснaя Твоя рука, Господи, сокруши? враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостaты;

на левую руку – Рyце Твои сотвори?сте мя и создaсте мя, вразуми мя, и научyся зaповедем Твоим.

Облачение священника

Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет подризник, произнося:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, чтo и диакон (на стихарь): «Возрадуется душа моя о Господе...» И также предварительно целует крест на подризнике.

(Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест.)

При возложении на себя епитрахили священник читает:

Благословен Бог, изливaяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главe, сходящее на брадy, брадy Аарoню, сходящее на омeты одежды его.

После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами:

Препоя?ши меч Твой по бедрe Твоей, Сильне, красотою Твоею и добрoтою Твоею, и наляцы? и успевай и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и настaвит Тя дивно десни?ца Твоя всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем, опоясуя себя поясом, он читает:

Благословен Бог, препоясyяй мя силою, и положи? непорочен путь мой, совершaяй нoзе мои яко елeни, и на высоких поставля?яй мя.

Надевая поручи, священник читает то же, чтo и диакон:

Десни?ца Твоя, Господи,пpocлaвиcя в крепости, деснaя Твоя рука, Господи, сокруши? враги, и множеством славы Твоея? стерл еси супостaты. Рyце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся зaповедем Твоим.

При облачении в фелонь священник читает:

Священницы Твои, Господи, облекyтся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка – перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное.

Не читаются молитвы на облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой).

Другие православные молитвы, в том числе молитвы о здравии, молитвы на удачу, молитвы о любви вы сможете скачать бесплатно с нашего сайта: http://vsemolitva.ru

Источник: божественная литургия http://vsemolitva.ru/b829.html


В избранное