Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие для "чайников"

  Все выпуски  

Православие для "чайников" [41] - О покаянии - окончание


Православие для "чайников"

О покаянии - окончание

Итак, сегодня у меня последний выпуск рассылки, посвященный Покаянию. Вроде бы и много уже сказано о человеческих грехах и о необходимости очистить душу от них. И трудно что-то добавить. Но повторение - мать учения. Давайте еще раз пройдемся по основным вопросам и постараемся определиться с ответами на них. Опять оговорюсь - я не претендую на абсолютность мнения, но мне положение дел представляется именно так. И Вам, возможно, эта точка зрения будет полезной.


Вопрос: А зачем эта исповедь - я не чувствую себя грешником. А искусственно возбуждать это чувство представляется не правильным.

Ответ: Возможно, если Вы так рассуждаете, то для Вас время покаяния не пришло. Но, скорее всего, Вы просто живете не задумываясь о собственной жизни, считая себя "не хуже других". Вы просто поймите, что идеал человеческой жизни это не сосед, который пьет умеренно и жену бьет редко, а Иисус Христос, который, совместив в себе человеческую и божественную суть, показал - КАКИМ должен быть человек. И если ваши поступки отличаются от описанных в Его заповедях блаженств, то Вам есть в чем каяться. И тут нет особой мистики - нужно Любить всех, вне зависимости от их отношения к нам. Нужно помогать людям, даже если эта помощь повредит нам. Нужно любить и почитать Бога, даже если это скажется на отношении к нам людей. И еще множество "нужно", которые должны появиться не как внешний закон и обязаловка, а через понимание сердцем того, ЧТО сделал для нас Бог и ПОЧЕМУ Он это сделал.


Когда бы мы ни приближались к Богу, контраст между тем, что есть Он и что представляем собой мы, становится ужасающе ясным. Мы можем не сознавать этого все то время, что живем как бы вдали от Бога, все то время, когда Его присутствие и Его образ остаются тусклыми в наших мыслях и в нашем восприятии; но чем больше мы приближаемся к Богу, тем острее выступает контраст. Не постоянная мысль о своих грехах, а видение святости Божией позволяет святым познать свою греховность. Когда мы смотрим на себя без благоуханного фона Божия присутствия, грехи и добродетели кажутся чем-то мелким и, в каком-то смысле, несущественным; только на фоне Божественного присутствия они выступают со всей рельефностью и обретают всю свою глубину и трагичность.


Вопрос: А зачем каяться в Церкви? У нас с Богом прекрасные личные отношения. Зачем я буду выносить свои грехи и отношения с Богом на суд священника?

Ответ: Исповедь это не просто слова и не просто раскаянье в совершенных деяниях. Все это может испытывать любой человек и любой из нас может исправить свою жизнь, только вот клеймо совершенных "неправедных" деяний остается на всю жизнь. Как рубцы на теле будет мешать в дальнейшем и напоминать о том, что произошло. Убрать их из своей жизни "как не было" - может только Бог. И этот процесс - Таинство, а не просто результат произнесения покаянных слов грешником. А Таинство потому так и называется, что неизмеримо нашим разумом и находится на стыке между земным и небесным. Соответственно и для совершения его нужен тот, кому Бог через своих апостолов даровал право и возможность стоять на этой границе, защищая нас и даря нам милости Бога нашего - священнослужителей. А значит считать себя очистившимся от грехов без Покаяния в Церкви - все равно, что самому даровать себе статус священника, а это уже богохульство.

Впрочем, за этими объяснениями обычно стоит страх. Простой и обыденный страх чужого мнения и того, как изменится отношение человека к нам после того, как он узнает о наших далеких от несовершенства деяниях. Тщеславие, одним словом, и гордыня которые всегда найдут оправдания человеческому нежеланию смириться и признать чье-то главенство. Пусть это даже Сын Божий и последователи Его учеников.


Смирение спасло многих и без труда; свидетели этому мытарь и блудный сын, сказавшие несколько слов Богу и получившие спасение. Труды человека, если он не имеет смирения, погубят его: многие великими трудами пришли в гордость, и, как фарисей, погибли.

Отечник


Вопрос: А если после исповеди я не чувствую обещанной свободы от грехов и легкости духа? Может, я что-то делаю не правильно?

Ответ: Ну, самый первый ответ - пытаться что-то специально ощутить, какие-либо проявления благодати, это прямой и явный путь к греху прелести. Поясню - так называют обольщение демонами человеческой души через использование ложных чувственных "доказательств" общения с Богом и Его ангелами. Если человек начинает ориентироваться в трудах по совершенствованию своей души не на советы более мудрых и святых людей, а на собственное мнение и эти "бесовские подделки" доказательств правильности своего пути. В нашей душе можно обнаружить множество лазеек, через которые бесы "помогут" нам с принятием решений и свидетельствами нашей непогрешимости. Вот и значит, что ожидать каких-то сверхъестественных ощущений после Исповеди - значит давать им веревочки для управления нашими действиями.

Но есть и другая сторона медали. Отсутствие эмоций после исповеди это возможно признак другой беды исповедовавшегося. Когда человек чуть-чуть слукавил на исповеди. Не стал отыскивать в своем сердце серьезные преступления перед Богом и своей душой, а просто "отчитался по мелочи". Когда не от сердца шли слова покаяния, а просто "для галочки" или потому что "так положено перед Причащением". Когда не отрекался человек от грехов "важных" для него. От того, что уже срослось с его душой до такой степени, что даже не замечается в повседневной жизни. А эти грехи - у каждого свои. Кто-то не чувствует своей вины в том, что убивает своих не рожденных детей, предохраняясь. Кто-то лелеет в своем сердце злость на тех, кто разбил его жизнь, казавшуюся счастливой. Кто-то магией и книгами безбожными балуется, не ощущая противоречия со своей верой. Сколько людей столько и ситуаций.

Но важно на каждой Исповеди ощущать себя как на Страшном Суде, отрекаясь от ВСЕХ грехов, что накоплены в душе. Не "забывая" и не утаивая то, что сейчас кажется не таким уж важным. Но и важно тут не перестараться - отчитываясь в деяниях, которые не ощущаются сердцем как грехи, мы лукавим уже даже не перед собой, а перед Богом. Помните - грехи без сокрушения сердцем принесенные Богу не будут сняты даже после разрешительной молитвы. И если не найдете в себе силы отказаться от того, что грехом признаете - это тоже не будет признано забытым грехом, и спросится за подобное вдвойне.


Ежедневно имейте смерть пред очами. Да объемлет вас непрестанно попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом возможете пройти чрез область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как предстать вам пред Бога благополучно. Предуготовляйтесь к страшному дню ответа на суде Божием, как бы уже видя его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас: вся бо нага и объявлена пред очима Того (Евр. 4, 13), Кому должны мы представить отчет в земной жизни нашей.

Преп. Исаия Отшельник


Вот, пожалуй, и все, что могу сказать о Покаянии. В следующий раз уже будем говорить о Причащении. Но заключение хочу процитировать слова мудрых людей, которые смогут помочь в осознанном и достойном подходе к Исповеди.


Впрочем, аще что и стрясется по немощи человеческой, не мятись и не малодушествуй, ибо мы не мудрее премудрого Соломона, и не кротче святого пророка Давида, и не ревностнее апостола Петра. Господь знает нашу человеческую немощь, дал нам в помощь покаяние, и нет такого греха, чтобы победил Божие милосердие, и все наши грехи, какие бы они ни были, в сравнении с Божиим милосердием - что горсть песку брошенная в великий океан.

Схиигум. Иоанн (Алексеев)


"Согрешить - дело человеческое, но во грехе быть и лежать - диавольское"

свт. Тихон Задонский


Грехи, по-видимому, ничтожные, но пренебрегаемые, не врачуемые покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)


На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые, избранные други Божии, несут Крест Христа. Некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, креста покаяния, который вел ко спасению. А многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который был и остался блудным сыном, так как не захотел принести покаяние. Хотим мы этого или нет, но все мы - "разбойники". Постараемся же, по крайней мере, стать "благоразумными разбойниками".



Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес KatyBaryshnikova@list.ru


В избранное