Православие для "чайников" [41] - О покаянии - окончание
Православие для "чайников"
О покаянии - окончание
Итак, сегодня у меня последний выпуск рассылки, посвященный Покаянию.
Вроде бы и много уже сказано о человеческих грехах и о необходимости
очистить душу от них. И трудно что-то добавить. Но повторение - мать
учения. Давайте еще раз пройдемся по основным вопросам и постараемся
определиться с ответами на них. Опять оговорюсь - я не претендую на
абсолютность мнения, но мне положение дел представляется именно так.
И Вам, возможно, эта точка зрения будет полезной.
Вопрос: А зачем эта исповедь - я не чувствую себя грешником.
А искусственно возбуждать это чувство представляется не правильным.
Ответ: Возможно, если Вы так рассуждаете, то для Вас время покаяния не
пришло. Но, скорее всего, Вы просто живете не задумываясь о собственной
жизни, считая себя "не хуже других". Вы просто поймите, что идеал
человеческой жизни это не сосед, который пьет умеренно и жену бьет редко, а
Иисус Христос, который, совместив в себе человеческую и божественную суть,
показал - КАКИМ должен быть человек. И если ваши поступки отличаются от
описанных в Его заповедях блаженств, то Вам есть в чем каяться. И тут нет
особой мистики - нужно Любить всех, вне зависимости от их отношения к нам.
Нужно помогать людям, даже если эта помощь повредит нам. Нужно любить и
почитать Бога, даже если это скажется на отношении к нам людей. И еще
множество "нужно", которые должны появиться не как внешний закон и
обязаловка, а через понимание сердцем того, ЧТО сделал для нас Бог и ПОЧЕМУ
Он это сделал.
Когда бы мы ни приближались к Богу, контраст между тем, что есть Он и
что представляем собой мы, становится ужасающе ясным. Мы можем не сознавать
этого все то время, что живем как бы вдали от Бога, все то время, когда Его
присутствие и Его образ остаются тусклыми в наших мыслях и в нашем
восприятии; но чем больше мы приближаемся к Богу, тем острее выступает
контраст. Не постоянная мысль о своих грехах, а видение святости Божией
позволяет святым познать свою греховность. Когда мы смотрим на себя без
благоуханного фона Божия присутствия, грехи и добродетели кажутся чем-то
мелким и, в каком-то смысле, несущественным; только на фоне Божественного
присутствия они выступают со всей рельефностью и обретают всю свою глубину
и трагичность.
Вопрос: А зачем каяться в Церкви? У нас с Богом прекрасные личные
отношения. Зачем я буду выносить свои грехи и отношения с Богом на суд
священника?
Ответ: Исповедь это не просто слова и не просто раскаянье в совершенных
деяниях. Все это может испытывать любой человек и любой из нас может
исправить свою жизнь, только вот клеймо совершенных "неправедных" деяний
остается на всю жизнь. Как рубцы на теле будет мешать в дальнейшем и
напоминать о том, что произошло. Убрать их из своей жизни "как не было" -
может только Бог. И этот процесс - Таинство, а не просто результат
произнесения покаянных слов грешником. А Таинство потому так и называется,
что неизмеримо нашим разумом и находится на стыке между земным и небесным.
Соответственно и для совершения его нужен тот, кому Бог через своих
апостолов даровал право и возможность стоять на этой границе, защищая нас и
даря нам милости Бога нашего - священнослужителей. А значит считать себя
очистившимся от грехов без Покаяния в Церкви - все равно, что самому
даровать себе статус священника, а это уже богохульство.
Впрочем, за этими объяснениями обычно стоит страх. Простой и обыденный
страх чужого мнения и того, как изменится отношение человека к нам после
того, как он узнает о наших далеких от несовершенства деяниях. Тщеславие,
одним словом, и гордыня которые всегда найдут оправдания человеческому
нежеланию смириться и признать чье-то главенство. Пусть это даже Сын Божий
и последователи Его учеников.
Смирение спасло многих и без труда; свидетели этому мытарь и блудный
сын, сказавшие несколько слов Богу и получившие спасение. Труды человека,
если он не имеет смирения, погубят его: многие великими трудами пришли в
гордость, и, как фарисей, погибли.
Отечник
Вопрос: А если после исповеди я не чувствую обещанной свободы от грехов
и легкости духа? Может, я что-то делаю не правильно?
Ответ: Ну, самый первый ответ - пытаться что-то специально ощутить,
какие-либо проявления благодати, это прямой и явный путь к греху прелести.
Поясню - так называют обольщение демонами человеческой души через
использование ложных чувственных "доказательств" общения с Богом и Его
ангелами. Если человек начинает ориентироваться в трудах по
совершенствованию своей души не на советы более мудрых и святых людей, а на
собственное мнение и эти "бесовские подделки" доказательств правильности
своего пути. В нашей душе можно обнаружить множество лазеек, через которые
бесы "помогут" нам с принятием решений и свидетельствами нашей
непогрешимости. Вот и значит, что ожидать каких-то сверхъестественных
ощущений после Исповеди - значит давать им веревочки для управления нашими
действиями.
Но есть и другая сторона медали. Отсутствие эмоций после исповеди это
возможно признак другой беды исповедовавшегося. Когда человек чуть-чуть
слукавил на исповеди. Не стал отыскивать в своем сердце серьезные
преступления перед Богом и своей душой, а просто "отчитался по мелочи".
Когда не от сердца шли слова покаяния, а просто "для галочки" или потому
что "так положено перед Причащением". Когда не отрекался человек от грехов
"важных" для него. От того, что уже срослось с его душой до такой степени,
что даже не замечается в повседневной жизни. А эти грехи - у каждого свои.
Кто-то не чувствует своей вины в том, что убивает своих не рожденных детей,
предохраняясь. Кто-то лелеет в своем сердце злость на тех, кто разбил его
жизнь, казавшуюся счастливой. Кто-то магией и книгами безбожными балуется,
не ощущая противоречия со своей верой. Сколько людей столько и ситуаций.
Но важно на каждой Исповеди ощущать себя как на Страшном Суде,
отрекаясь от ВСЕХ грехов, что накоплены в душе. Не "забывая" и не утаивая
то, что сейчас кажется не таким уж важным. Но и важно тут не перестараться -
отчитываясь в деяниях, которые не ощущаются сердцем как грехи, мы лукавим
уже даже не перед собой, а перед Богом. Помните - грехи без сокрушения
сердцем принесенные Богу не будут сняты даже после разрешительной молитвы.
И если не найдете в себе силы отказаться от того, что грехом признаете -
это тоже не будет признано забытым грехом, и спросится за подобное вдвойне.
Ежедневно имейте смерть пред очами. Да объемлет вас непрестанно
попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом
возможете пройти чрез область властей тьмы, которые встретят вас на
воздухе, как предстать вам пред Бога благополучно. Предуготовляйтесь к
страшному дню ответа на суде Божием, как бы уже видя его. Тогда получат
воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас: вся бо нага и
объявлена пред очима Того (Евр. 4, 13), Кому должны мы представить отчет в
земной жизни нашей.
Преп. Исаия Отшельник
Вот, пожалуй, и все, что могу сказать о Покаянии. В следующий раз уже
будем говорить о Причащении. Но заключение хочу процитировать слова мудрых
людей, которые смогут помочь в осознанном и достойном подходе к Исповеди.
Впрочем, аще что и стрясется по немощи человеческой, не мятись и не
малодушествуй, ибо мы не мудрее премудрого Соломона, и не кротче святого
пророка Давида, и не ревностнее апостола Петра. Господь знает нашу
человеческую немощь, дал нам в помощь покаяние, и нет такого греха, чтобы
победил Божие милосердие, и все наши грехи, какие бы они ни были, в
сравнении с Божиим милосердием - что горсть песку брошенная в великий океан.
Схиигум. Иоанн (Алексеев)
"Согрешить - дело человеческое, но во грехе быть и лежать - диавольское"
свт. Тихон Задонский
Грехи, по-видимому, ничтожные, но пренебрегаемые, не врачуемые
покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни
зарождается в сердце гордость.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут
какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов.
Немногие святые, избранные други Божии, несут Крест Христа. Некоторые
сподобились креста покаявшегося разбойника, креста покаяния, который вел ко
спасению. А многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который был и
остался блудным сыном, так как не захотел принести покаяние. Хотим мы этого
или нет, но все мы - "разбойники". Постараемся же, по крайней мере, стать
"благоразумными разбойниками".
Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.