Есть и еще одна странность в заповедях блаженств. Насколько сложно
говорить о "прямом смысле" понятий из этих заповедей, настолько же легко
понять и описать не соответствующее заповедям поведение. Вот и получается,
что для исповеди и для определения своих грехов использовать заповеди
блаженств очень легко.
Вот в самой первой заповеди - "нищие духом". Если просто в Интернете
сделать запрос на это словосочетание - выдастся десятки, если не сотни
толкований. И каждое из них будет содержать кусочек правды, но не полностью
определять это понятие. Зато определить, что именно не описывается этими
словами - гораздо проще. Гордость, самолюбие, самолюбование, эгоизм - всё
это не сочетаются с любым из человеческих представлений о том, каким должен
быть тот, кто называет себя "нищий духом". Даже такие "узаконенные"
современным обществом проявления человеческой души как гордость за свои
достижения, самоуважение за прошлые заслуги и вера в себя тоже очень плохо
сочетаются с духовной нищетой. Так ведь?
А вот миротворцами трудно назвать тех, кто промолчит в споре, не имея
желания влезать с чужой спор и разбираться в хитросплетениях чужих
отношений. Кто молча смотрит на то, как в обиде слабого на силу его
противника зарождается очередной конфликт. Кто увеличивает несправедливость
в мире, активно участвуя в конфликтах или пассивно живя по принципу
"моя хата с краю". Они тоже далеко не миротворцы. Так что тут отсидеться за
собственными представлениями о том, как нужно жить уже не получится...
Но при этом много в заповедях и того, что современным миром не
признается в качестве человеческих грехов. Так, например, кротость человека
давно не в чести. И все популярные нынче психотерапевты учат своих
пациентов быть уверенными в себе и полюбить себя, не заморачиваясь на чужом
отношении и собственных грехах. Совет этот очень опасен, ведь он
провоцирует человека на самоуспокоение не только в отношениях с другими
людьми, но и в отношениях с Богом. Ведь на самом деле в нем есть кусочек
правды - не важно как другие люди оценивают наши поступки. Только мнение
Бога имеет значение, которое он высказал в своих заповедях и собственная
совесть, которая Его голос. А об этом эти "волшебники от науки" забывают
сказать.
Но ведь Иисус завещал нам совершенно другое отношение к себе -
отношение к себе не как к самостоятельной единице Мироздания - со своими
желаниями, любовью к себе, гордостью и мнением, а как к составной части
мира. Но часть мира это не передаточное звено (винтик в огромном механизме)
или щепка, которую носит по воле волн, а осознающие свою значимость и свою
роль - Божьи дети. Существа, обладающие волей и возможностью преумножать
Любовь идущую от Бога и отдавать её другим. Существа, имеющие силы, чтобы
становиться лучше и помогать другим в этом нелегком труде.
Но заметьте, никто не говорит, что плохо иметь свой дом и быть
уважаемым человеком. Но блаженными (т.е. счастливыми и возлюбленными Богом)
назовут и тех, кто всего этого не имеет. Нигде в заповедях нет запрета на
успех в земном мире, но если этого успеха нет, это на самом деле не так
важно. Более того, успех в любой области земных дел подразумевает большую
ответственность и большее число опасностей, которые подстерегут человека.
Имея больше возможностей и большее число искушений людям легче забыть о
том, что все достигнутое не является их собственной заслугой. Это дар,
который может быть отнят в любой момент. Это испытание, которое поможет
росту нашей души, если к нему правильно подойти. И дополнительная
возможность помочь другим, имея больше ресурсов и опыта для подобной помощи.
Только вот на практике... Мы горюем, когда жизнь идет плохо, и нет
достатка в семье. Горюем и молим Бога о помощи. А потом, когда нашими
молитвами и делами с Божьей помощью все устраивается - нам уже становится
не так важно обращаться к Богу. И мы плачем уже о том, что молитвы наши
недостаточно горячи и стремление души нашей к Богу уже не такое яркое.
А иногда и хуже - считаем, что не Бог нам помог, а "слепой случай" или
собственные достоинства себя проявили. Мы уже не чувствуем необходимости в
Его попечении, считая себя в силах самим справится со своей жизнью. А вот
это уже плохо. Ведь получается, что для нас забота о хлебе насущном кажется
более важным занятием, нежели забота о бессмертной своей душе. В заботе о
мирских делах и печалях мы готовы идти навстречу Богу и искренне скорбеть о
том, что привело к таким проблемам. А если оказывается, что нет проблем в
этом мире, то мы и забываем о проблемах нашей души и её потребностях.
Наверное, именно поэтому многие подвижники оставляли все нажитое добро и
становились нищими, чтобы ничто мирское не мешало общению с Богом и заботе
о своей душе.
Но это крайняя мера. Искреннюю веру и заботу о своей душе могут
проявлять все. Достаточно определить идеалы и стандарты поведения. Нужно
заботиться о мнении Бога о нашей жизни, соблюдая Его законы. Ведь суд Божий
выносит свои решения не по внешним проявлениям нашей набожности. Бог
смотрит в глубину нашего сердца. На то, как мы выполняем Его волю. Искренне
или нет, мы стремимся к Его Царствию. А если мы ошибаемся - это не так
страшно, нужно просто не дать душе замкнуться в ожесточении и грехах.
Очистить свое сердце слезами искреннего покаяния, и тогда поможет нам
Господь в этой жизни и примет в свои объятья для "жизни будущего века".
А теперь еще раз хочу задать Вам вопросы, которые Вы можете задать себе
перед подготовкой к исповеди, чтобы понять, что именно отделяет нас от Бога
и что мешает стать нам послушным ребенком, для нашего Всевышнего Отца.
Вопросы взяты из книги "Пособие к Исповеди"
Стараетесь ли воспитывать в себе чувство смирения, сознание собственного недостоинства?
Скорбите ли слезно о своих грехах и слабостях?
В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими?
Жаждете ли святости и высшей праведности?
Внимательны ли к нуждам ближних? Считаете ли себя обязанными помогать нуждающимся, утешать печальных, посещать больных, вразумлять неразумных и вообще быть ко всем милосердными?
О чистоте сердца прилагаете ли старание? Не питаете ли в сердце зависти и дурных пожеланий?
Заботитесь ли об умиротворении враждующих?
Готовы ли претерпеть за правду хотя бы легкие скорби?
Любите ли вы Господа Иисуса настолько, чтобы за Него идти даже на смерть?
Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.