Православие для "чайников" [49] - Божественная Литургия (окончание)
Православие для "чайников"
Божественная литургия (окончание)
Еще несколько слов о Божественной Литургии.
Собственно так и заканчивается Литургия. Конечно, невозможно вникнуть в
смысл Литургии таким экстренным кавалерийским наскоком, и тем более
запомнить, когда какие молитвы читаются и почему. Ведь в своем коротком
рассказе о Литургии я прошлась "по верхам", по основным точкам в которых
концентрируется внимание верующих. Множество действительно важных и
полезных для понимания вещей я затронула только краешком своего рассказа.
Я как бы создала маленькие маячки, ориентируясь на которые можно двигаться
дальше, пугаясь своих открытий и черпая силы в Божественной Любви.
Я уже говорила раньше, что Путь Веры нельзя пройти чужими ногами. Нужно
все знания и молитвы пропускать через свое сердце, используя слова святых
отцов как путеводную звезду, как камертон, по которому можно настроить свое
сердце. Невозможно понять таинства Православной Церкви - разумом, нужно
ощутить их с помощью своей Веры. Но не вкладывая усилий невозможно
вырастить и защитить от нападок жестокого мира свою Веру. А знания о том,
как и почему совершаются служение Богу в Храме - это один из столпов
православия. И общественные богослужения с одной стороны питаются Верой и
невозможно их проведение без веры со стороны всех участников, ведь в этом
случае они превращаются в пустой спектакль и фарс. А с другой стороны они
могут умножить Веру, если, изучив их и увидев смысл в каждом действии и
шаге, понять символизм и однажды увидеть Божественный Свет, почувствовать
горькие слезы Богоматери на своих щеках и сладковатый вкус крови Спасителя,
который отдал себя ради нашей жизни.
Поэтому, я еще раз хочу попросить Вас - приходите в Церковь, чтобы
услышать и понять. Ведь многие поколения верующих изучали богословие и
богомыслие не через чтение умных книг, как это делаем мы сейчас, а через
участие в Литургии. Апостольские послания и Евангелия, молитвы и тропари -
все это читается в Церкви. А по возможности во время проповедей вам еще и
священник расскажет о своем, часто глубоко личном, восприятии того, что
происходило в Храме, что читалось и вообще о том, что нужно знать людям в
нашем суетном мире, чтобы не потерять Веру, в погоне за чем-то сиюминутным.
Наше участие в церковном богослужении
Если вы бывали в Храме, то, наверное, видели, как люди (в моем опыте
это в основном пожилые женщины) подходят к свечному ящику и подают какие-то
записки, записываются на какие-то молебны и т.п. Давайте попробуем
разобраться с этим явлением, о котором вы вряд ли что-то прочтете в
наставлениях святых отцов нашего прошлого.
Я уже говорила, что считается, что молитвы священнослужителей в Храме
могут помочь гораздо быстрее и в трудной ситуации становятся эффективнее,
чем собственные, пусть и искренние, но не совсем правильные молитвы. Не
подумайте, что я говорю уничижительно, о том, что кто-то молится
неправильно. Просто из-за недостатка знаний и опыта, человек, подходя к
светлому лику иконы, говорит не о том, что нужно его душе, а о потребностях
тела. Вот и получаются искренние молитвы о том, чтобы Бог послал денег,
жениха или вернул расположение любовника. И дело не в том, чтобы Бог помог
в таких вполне житейских проблемах, а в том, что, исправляя видимые
проблемы, мы не всегда догадываемся об их корнях. А эти истинные причины
проблем еще дадут о себе знать, проявляясь в виде новых неприятностей.
Может, стоит попытаться лечить дух, а не тело, которое просто временная
оболочка для бессмертной души? Более того, сейчас, когда множество людей
верят во "что-то похожее на христианство", не лучше ли предоставить
возможность молиться тем, кто хотя бы понимает, что это такое?
Но с другой стороны перестать молиться самим и просто подавать записки,
чтобы за вас помолились знающие люди это тоже не выход. Мое скромное мнение
заключается в том, что нельзя свою часть работы по общению с Богом
перекладывать на чужие плечи. Ведь сейчас количество информации о
Православии достаточно большое, чтобы научится все делать правильно, в том
числе и научиться правильно молиться о своей душе и о своих близких.
И собственная занятость не должна быть основанием для ограничения общения с
Богом. Ведь и у Него, может не хватить времени выслушать наши оправдания на
Страшном Суде.
В любом случае, решение - за вами. А мое дело предоставить вам
информацию о том, как это делать правильно и что под собой подразумевают
все эти записки. И, начиная этот рассказ, нужно вспомнить о том, кто рядом
с нами сейчас или был раньше - о наших близких людях.
В суете повседневной жизни мы иногда так легко забываем даже о тех,
кому мы обязаны самим своим рождением: об отце с матерью. Жизнь - она
сложная штука. Кто-то их потерял. У кого-то грехи и мелкие обиды развели по
разным Путям. А кто-то радуется каждый день, вспоминая доброту и свет
родительских глаз. А для кого-то счастье видеть их рядом, хоть иногда.
Но в любом случае как мы можем отплатить за их бесценный дар? Дар жизни?
Мы можем молиться о них. А наши далекие и близкие родственники? У кого-то
это большая и разношерстная семья, собирающаяся по праздникам за большим
накрытым столом. Для других - череда полузабытых лиц и голосов, людей
живущих своими жизнями очень далеко, почти на другом конце земли. Что мы
можем сделать для людей, соединенных с нами неразрывной связью кровных уз?
Мы можем молиться о них. Есть еще наши дети. Большие и маленькие. Умные и
совершающие глупые поступки. Рациональные и беспрестанно кидающиеся в
разные авантюры. Чем мы можем помочь им на их нелегком Пути, который они
сами прокладывают по этой беспокойной жизни? Мы можем молиться о них.
И конечно есть те, кого с нами нет. Умершие. Наши корни. Тонкая нить
родства, уходящая через череду поколений к самому Богу. Как часто мы
вспоминаем о них? Знаем ли их имена? Задумываемся ли о том, что станет с
нашими именами после окончания нашего срока жизни на земле? Войдут ли они в
летопись Рода или сотрутся из памяти потомков, как пустая и никчемная
информация?
Обо всем этом никогда не поздно задуматься. И вспомнила я об этом не
случайно. В традиции Православной церкви есть такая особая книжечка -
Помянник. Сейчас её можно купить в церковных лавках. В неё вносится
информация о членах семьи, которые живут или уже умерли, для того, чтобы в
молитвах не забыть помянуть каждого из них. Это как бы семейная летопись -
записи о предках, которые жили и живут на этой земле. Составьте Помянник,
включив в него имена всех своих родственников, которых помните и, дополняя
его по мере возможности, вы создадите новую традицию своей семьи.
Записки, подаваемые в церкви это тоже разовые помянники, хоть и могут
касаться только части Вашей семьи. Они требуют такого же уважения к себе, и
не стоит их писать небрежно, в последний момент, забежав на секунду в Храм.
Но есть и еще одно свойство, роднящее их. И помянники и записки могут
по большому счету называться богослужебными книгами. Тут, как и во многих
других вещах, которых касаются традиции Православной Церкви, не важен
размер. Важна суть - ведь они вносятся в Алтарь и читаются во время
Божественной Литургии перед святым Престолом. Именно поэтому на помянниках
и записках делают изображение святого креста.
Вот, а остальные правила при подаче записок я приведу по книге "Как
правильно подавать записки "О Здравии" и "О Упокоении"
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о
поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с
искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того,
чье имя вы вписываете - это уже молитва.
Записка должна содержать не более пяти - десяти имен. Если вы хотите
помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос
"кого?").
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их
сан - например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея
Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам "о упокоении" - например, митрополита
Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия,
а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли).
В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы,
степени родства.
Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца
Иоанна.
Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть
"болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в
записках - "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего".
В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине
именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении"
написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти,
день именин усопшего).
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания
литургии, подаются отдельно.
Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.