Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие для "чайников"

  Все выпуски  

Православие для "чайников" [49] - Божественная Литургия (окончание)


Православие для "чайников"

Божественная литургия (окончание)

Еще несколько слов о Божественной Литургии.

Собственно так и заканчивается Литургия. Конечно, невозможно вникнуть в смысл Литургии таким экстренным кавалерийским наскоком, и тем более запомнить, когда какие молитвы читаются и почему. Ведь в своем коротком рассказе о Литургии я прошлась "по верхам", по основным точкам в которых концентрируется внимание верующих. Множество действительно важных и полезных для понимания вещей я затронула только краешком своего рассказа. Я как бы создала маленькие маячки, ориентируясь на которые можно двигаться дальше, пугаясь своих открытий и черпая силы в Божественной Любви.

Я уже говорила раньше, что Путь Веры нельзя пройти чужими ногами. Нужно все знания и молитвы пропускать через свое сердце, используя слова святых отцов как путеводную звезду, как камертон, по которому можно настроить свое сердце. Невозможно понять таинства Православной Церкви - разумом, нужно ощутить их с помощью своей Веры. Но не вкладывая усилий невозможно вырастить и защитить от нападок жестокого мира свою Веру. А знания о том, как и почему совершаются служение Богу в Храме - это один из столпов православия. И общественные богослужения с одной стороны питаются Верой и невозможно их проведение без веры со стороны всех участников, ведь в этом случае они превращаются в пустой спектакль и фарс. А с другой стороны они могут умножить Веру, если, изучив их и увидев смысл в каждом действии и шаге, понять символизм и однажды увидеть Божественный Свет, почувствовать горькие слезы Богоматери на своих щеках и сладковатый вкус крови Спасителя, который отдал себя ради нашей жизни.

Поэтому, я еще раз хочу попросить Вас - приходите в Церковь, чтобы услышать и понять. Ведь многие поколения верующих изучали богословие и богомыслие не через чтение умных книг, как это делаем мы сейчас, а через участие в Литургии. Апостольские послания и Евангелия, молитвы и тропари - все это читается в Церкви. А по возможности во время проповедей вам еще и священник расскажет о своем, часто глубоко личном, восприятии того, что происходило в Храме, что читалось и вообще о том, что нужно знать людям в нашем суетном мире, чтобы не потерять Веру, в погоне за чем-то сиюминутным.

Наше участие в церковном богослужении

Если вы бывали в Храме, то, наверное, видели, как люди (в моем опыте это в основном пожилые женщины) подходят к свечному ящику и подают какие-то записки, записываются на какие-то молебны и т.п. Давайте попробуем разобраться с этим явлением, о котором вы вряд ли что-то прочтете в наставлениях святых отцов нашего прошлого.

Я уже говорила, что считается, что молитвы священнослужителей в Храме могут помочь гораздо быстрее и в трудной ситуации становятся эффективнее, чем собственные, пусть и искренние, но не совсем правильные молитвы. Не подумайте, что я говорю уничижительно, о том, что кто-то молится неправильно. Просто из-за недостатка знаний и опыта, человек, подходя к светлому лику иконы, говорит не о том, что нужно его душе, а о потребностях тела. Вот и получаются искренние молитвы о том, чтобы Бог послал денег, жениха или вернул расположение любовника. И дело не в том, чтобы Бог помог в таких вполне житейских проблемах, а в том, что, исправляя видимые проблемы, мы не всегда догадываемся об их корнях. А эти истинные причины проблем еще дадут о себе знать, проявляясь в виде новых неприятностей. Может, стоит попытаться лечить дух, а не тело, которое просто временная оболочка для бессмертной души? Более того, сейчас, когда множество людей верят во "что-то похожее на христианство", не лучше ли предоставить возможность молиться тем, кто хотя бы понимает, что это такое?

Но с другой стороны перестать молиться самим и просто подавать записки, чтобы за вас помолились знающие люди это тоже не выход. Мое скромное мнение заключается в том, что нельзя свою часть работы по общению с Богом перекладывать на чужие плечи. Ведь сейчас количество информации о Православии достаточно большое, чтобы научится все делать правильно, в том числе и научиться правильно молиться о своей душе и о своих близких. И собственная занятость не должна быть основанием для ограничения общения с Богом. Ведь и у Него, может не хватить времени выслушать наши оправдания на Страшном Суде.

В любом случае, решение - за вами. А мое дело предоставить вам информацию о том, как это делать правильно и что под собой подразумевают все эти записки. И, начиная этот рассказ, нужно вспомнить о том, кто рядом с нами сейчас или был раньше - о наших близких людях.


В суете повседневной жизни мы иногда так легко забываем даже о тех, кому мы обязаны самим своим рождением: об отце с матерью. Жизнь - она сложная штука. Кто-то их потерял. У кого-то грехи и мелкие обиды развели по разным Путям. А кто-то радуется каждый день, вспоминая доброту и свет родительских глаз. А для кого-то счастье видеть их рядом, хоть иногда. Но в любом случае как мы можем отплатить за их бесценный дар? Дар жизни? Мы можем молиться о них. А наши далекие и близкие родственники? У кого-то это большая и разношерстная семья, собирающаяся по праздникам за большим накрытым столом. Для других - череда полузабытых лиц и голосов, людей живущих своими жизнями очень далеко, почти на другом конце земли. Что мы можем сделать для людей, соединенных с нами неразрывной связью кровных уз? Мы можем молиться о них. Есть еще наши дети. Большие и маленькие. Умные и совершающие глупые поступки. Рациональные и беспрестанно кидающиеся в разные авантюры. Чем мы можем помочь им на их нелегком Пути, который они сами прокладывают по этой беспокойной жизни? Мы можем молиться о них.

И конечно есть те, кого с нами нет. Умершие. Наши корни. Тонкая нить родства, уходящая через череду поколений к самому Богу. Как часто мы вспоминаем о них? Знаем ли их имена? Задумываемся ли о том, что станет с нашими именами после окончания нашего срока жизни на земле? Войдут ли они в летопись Рода или сотрутся из памяти потомков, как пустая и никчемная информация?

Обо всем этом никогда не поздно задуматься. И вспомнила я об этом не случайно. В традиции Православной церкви есть такая особая книжечка - Помянник. Сейчас её можно купить в церковных лавках. В неё вносится информация о членах семьи, которые живут или уже умерли, для того, чтобы в молитвах не забыть помянуть каждого из них. Это как бы семейная летопись - записи о предках, которые жили и живут на этой земле. Составьте Помянник, включив в него имена всех своих родственников, которых помните и, дополняя его по мере возможности, вы создадите новую традицию своей семьи.

Записки, подаваемые в церкви это тоже разовые помянники, хоть и могут касаться только части Вашей семьи. Они требуют такого же уважения к себе, и не стоит их писать небрежно, в последний момент, забежав на секунду в Храм.

Но есть и еще одно свойство, роднящее их. И помянники и записки могут по большому счету называться богослужебными книгами. Тут, как и во многих других вещах, которых касаются традиции Православной Церкви, не важен размер. Важна суть - ведь они вносятся в Алтарь и читаются во время Божественной Литургии перед святым Престолом. Именно поэтому на помянниках и записках делают изображение святого креста.


Вот, а остальные правила при подаче записок я приведу по книге "Как правильно подавать записки "О Здравии" и "О Упокоении"

  1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
  2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.
  3. Записка должна содержать не более пяти - десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?").
  5. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
    То же относится и к запискам "о упокоении" - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
  6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли).
  7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
  8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна.
  9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках - "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего".
  10. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего).

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.



Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес KatyBaryshnikova@list.ru


В избранное