Православие для "чайников" [48] - Божественная Литургия (продолжение)
Православие для "чайников"
Божественная Литургия (продолжение)
Продолжим... Если помните, то предыдущим шагом было Освящение Святых
Даров.
Шаг 4 - Приготовление верующих к причащению
После приготовления Даров - сами верующие с помощью священнослужителей
готовятся к причащению. Начало этому шагу полагает просительная ектения
"Вся святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся...". Затем
читается, а точнее поется молитва Господня - "Отче наш". Опять хочу
заметить, что у нас в некоторых церквях эта молитва подхватывается всеми
людьми, стоящими на службе. Но это хоровое творчество не является
обязательным...
В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясывается орарем,
таким образом, готовится к тому, чтобы служить священнику во время
причащения. Как и во всех остальных действиях, в этом поступке есть
символический смысл: таким образом, он выражает благоговение перед Святыми
Дарами, подражая Серафимам (это один из видов Ангелов Божьих), которые,
окружая Престол Божий, закрывали свои лица крыльями.
После возгласа диакона "Вонмем!" завеса над царскими вратами опять
закрывается, а священник провозглашает "Святая-святым". И это уже серьезно,
ведь к Причащению допускаются только те люди, которые работали над собой
так, что могут назвать себя святыми. Может ли кто-то назвать себя всерьез
святым, зная, сколько грехов и грешков прячется за своей душой? Конечно,
нет. Именно поэтому отвечает ему хор словами "Един Свят, Един Господь,
Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь". Таким образом, признавая то, что
только Бог один Свят, а мы совершаем этот поступок (почти святотатственный,
если задуматься всерьез) пытаясь, приблизится к Нему и стать, хоть на
чуть-чуть, вместилищем Его святости и мудрости.
Шаг 5 - Причащение
Далее следует непосредственно Причащение. Первыми причащаются
священнослужители в алтаре. В это время поется "причастный" стих, затем
какое-либо песнопение или молитвы перед причащением.
Затем открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон
держа обеими руками Святую Чашу с телом и кровью Иисуса Христа призывает
приступить к причащению "Со страхом Божьим и верою приступите". И те, кто
готовились к Причащению подходят к Святой Чаше при пении стиха "Тело
Христово приимите, Источника безсмертия вкусите". Согласно традиции, перед
тем как подойти для Причащения делают земной поклон, а после принятия -
целуют Святую Чашу, не крестясь, чтобы случайно её не толкнуть.
После причащения мирян священник благословляет верующих словами "Спаси
Боже люди Твоя и благослови достояние Твое". В ответ на что, хор, от лица
верующих, поет благодарность Богу за всё полученное от Него. После этого,
священник берет в руки Святую Чашу и благословляет ею молящихся со словами
"Везде, ныне и присно, и во веки веков". После чего Чаша уносится на
жертвенник. И это тоже имеет особое значение: Иисус Христос после
воскресения был с нами всего сорок дней и потом опять вознесся на Небеса.
Где он будет находиться до Второго Пришествия, но это не означает что Он
нас покинул - Он незримо остался с нами. Более того, вот только что, Он был
с нами, даровав нам свое присутствие в таинстве и оставшись с теми, кто
принял Святое Причащение.
Шаг 6 - Благодарение за причащение и отпуст
Заканчивается литургия благодарением за причащение и так называемым
отпустом (это такая специальная молитва). Поклонившись Святым Дарам в
последний раз, как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят за
Причащение, а хор от их имени поет "Да исполнятся уста наши...". После
этого диакон произносит краткую ектинию "Прости, приимше Божественных...
Христовых Таин...". А священник, сложив антиминс, и положив на него
Евангелие, провозглашает "Яко Ты еси...", добавляя "С миром изыдем". Этим
показывается, что Литургия заканчивается. Слово "мир" в этой фразе имеет
двоякое значение, с одной стороны это значит, что нужно выходить тихо и
мирно, а с другой стороны - нужно выходя не забыть произошедшее чудо и
сохранить в сердце спокойствие и мир, который был дарован.
Певцы от имени всех поют "О имени Господни", т.е. о том что мы
собираемся выходить с благословения Господа. А священник выходит к
молящимся за амвон и читает "заамвонную молитву" в которой еще раз просит
мира и благословения для всех верующих и надеющихся. По окончанию этой
молитвы верующие предают себя воле Божьей молитвой праведного Иова "Буди
имя Господа благословенно отныне и до века".
Затем священник в последний раз за Литургию благословляет верующих
словами "Благословение Господне на вас...". После этого священник, обычно
произносит проповедь, на тему того евангельского отрывка, который читался
во время литургии. Затем он, имея в руках напрестольный Святой Крест,
произносится отпуст: "Христос, истинный Бог наш...". В этом отпусте
вспоминаются молитвы Божьей Матери, Апостолов и всех святых, и выражается
надежда, что Бог помилует и спасет нас "яко Благ и Человеколюбец".
После всего этого священник дает Святой Крест для лобызания (целования
то есть). И каждый христианин, присутствующий в Храме должен поцеловать
Святой Крест. Делать это нужно, не спеша и не стесняя других в порядке
известной очереди. Этим поцелуем свидетельство верности человека Спасителю,
из-за которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет
молитву о сохранения на многие лета Святейшего Патриарха, прихожан храма и
всех православных христиан.
В конце Литургии так же часто производится "раздача" антидора. В
переводе на современный русский язык, эти кусочки хлеба называются "вместо
дара". Их обычно получают те, кто не причащался. Это частицы освященной
просфоры, из которой был вынут Агнец, на проскомидии. Их нужно употреблять,
так же как и причащаться - с утра, на голодный желудок. А раздаются они в
воспоминание о традиции первых христиан, которые после окончания литургии
начинали общую трапезу.
После окончания Литургии - царские врата закрываются и занавес
закрывается. Это тоже символ. Символ того, что после Второго Пришествия
Христа уже закроются врата Царствия Небесного, не будет покаяния и никакая
жертва не сможет помочь нам спастись. Вот так. Может не стоит затягивать с
приходом в Церковь, ведь срок Второго Пришествия неизвестен, впрочем как и
срок нашей смерти. Давайте же выделим время и силы, чтобы прийти на встречу
с Сыном Божьим, который нашел в себе достаточно любви к роду человеческому,
чтобы умереть и воскреснуть ради нашего спасения.
Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.