Православие для "чайников" [61] - Таинство елеосвящения (окончание)
Православие для "чайников"
Таинство елеосвящения (окончание)
Собственно о елеосвящении я уже сказала все, что смогла. Осталось еще
несколько мыслей, о которых я хочу сказать сейчас.
Каждое из Таинств в Православной Церкви, как и многие другие явления
духовной жизни, имеет 2 стороны: видимую и невидимую. Мысль это собственно
не новая, но вот что интересно. Почти каждому из Таинств из тех, что мы
говорили раньше и говорим сейчас, соответствует свое вещество. Как бы
проводник, посредством которого "идет передача" Святого Духа верующим.
И для каждого из Таинств это вещество подобранно с точностью и символизмом,
которые могут пугать и восторгать одновременно.
Вода для Крещения смывает с человека грехи и обновляет для новой жизни.
И как тут не вспомнить околоплодные воды, в которых мы все обитали до
собственно рождения на этот свет. Священное миро, которым ставится
невидимая печать на человека при Миропомазании. Вино и хлеб, Причащения как
символ важнейшей трапезы нашей души и в то же время величайшая Жертва Бога,
принесенная ради Спасения всех людей. Для брака - это уже не просто
вещество, это предметы - венцы, которые напоминают нам о вечной жизни и
терновых венцах, мучеников, которые ради Любви и Бога отдали свои жизни.
Только Исповедь не имеет своего "вещества", ведь если бы оно было
соотнесено, то его можно было использовать для "сбора грехов", но мне,
почему-то, трудно представить такой предмет мира, для которого это было бы
возможно. Ведь то количество наших ошибок и прегрешений, которые отравляют
нашу жизнь даже представить трудно.
Для елеосвящения используют соответственно елей, т.е. освященное масло.
Елей (масло) занимает в природе особое место, обладая особым, целым
набором свойств, отличающих его от других веществ естественного
происхождения. Он текуч, влажен, всепроникающ, и горюч. При этом он не
похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а
поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь, питаемый елеем,
дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует
смягчающе, утоляющим страдания образом.
В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви,
которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не
подавляется, не смешивается с инородной влагой, но, освобождаясь, восходит
над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к
духовному, вечному и пламенеет перед Богом.
Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно
из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям
маслами различных растений для исцеления от многих болезней. В древнем
Израиле целебные свойства масла также были хорошо известны. В книге Левит
елей представляется как одно из средств очищения прокаженных (Лев. 14, 15 -
18). Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося
от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: "Вся голова в
язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него
здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные,
и не смягченные елеем" (Ис. 1, 5-6).
Вот собственно и все, что можно сказать о соборовании. Хотя нет.
В заключении я хочу привести еще одну цитату. Она касается вообще Таинств,
о в равной степени может быть отнесено и к Таинству Соборования. Цитата
взята из книги священника Иоанна Верюжского "Таинство Святого Елея"
Слабы и далеки от совершенства все беседы о Таинствах, так как эти
священные действия выше разума человеческого и не могут быть раскрыты и
объяснены вполне, почему они и называются Таинствами. Именно поэтому
невозможно дать глубокие и всесторонние объяснения или представить
какие-либо новые на них взгляды.
Тщательное приготовление и благоговейное принятие Святых Таинств -
самое лучшее средство к их пониманию. Желаете ли, например, познать силу
Божественной Евхаристии? Этого вам не объяснит никакой язык: ни ангельский,
ни человеческий. Но когда в смирении, с живой верой и горячей любовью к
Искупителю, вкусите вы Его Божественного Тела и Крови - не будете нуждаться
ни в чьих объяснениях. Тогда познаете небесный мир и спокойствие, которым
будет наслаждаться сердце ваше; духовную радость почувствует душа ваша.
Это изъяснит тогда втайне духу вашему Само воплощенное Слово, и вы опытно
познаете, как благ Господь.
С каким усердием и любовью будете вы готовиться и приступать к Святым
Таинствам, с каким страхом и благоговением принимать их и стараться
сохранять в себе полученные через них дары благодати, покажет время.
Мы желаем, чтобы слово Божие было в вас живо и действенно, и, как семя,
упавшее на добрую землю, приносило свой плод, чтобы слышанное в церкви
исполнялось и выражалось в вашей жизни и стало правилом.
Как врачи телесные не по одной только своей воле или желанию больных
прописывают им те или иные лекарства, но по виду и свойству болезни, часто
весьма горькие и неприятные, принуждают к диете, делают мучительные
операции, и даже вовсе отсекают члены, так и врачи духовные, пастыри
Церкви, не всегда могут с церковной кафедры говорить своим слушателям: мир,
мир (Иез. XIII, 10), одно только приятное, но часто вынуждены прямо
высказывать самые горькие истины и обличать слушателей.
Вот мы, например, знаем, как необходимы для нас Св. Таинства. При этом
необходимо полное и правильное понятие о них. Но какую пользу может
принести человеку даже лучшее и самое отчетливое знание учения о них
Православной Церкви, их важности и необходимости для нашего спасения, когда
он или вовсе не будет пользоваться ими, или, что еще хуже, дерзнет
приступать к ним недостойно, без соответствующего расположения духа? Не
слушатели закона праведны пред Богом, но творцы закона оправданы будут
(Рим. II, 13). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин. XIII,
17). Ибо и бесы веруют и трепещут (Иак. II, 19) и наверняка знают лучше
нас, но какая от этого польза? Потому Апостол и писал к коринфянам: умоляем
вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами (2 Кор. VI, 1) но
возгревать (2 Тим. I,6) ее в себе.
Потому-то Отцы Церкви ставили целью своих поучений не столько сообщение
слушателям всего возможного о каком-либо предмете, сколько то, чтобы
тронуть их сердце и побудить к исполнению слышанного, сделать их творцами
закона, чего от всей души мы и желаем вам, и что особенно необходимо в наше
время, отличающееся не столько незнанием догматов веры, сколько холодностью
к ней и даже совершенным неверием.
Для того, чтобы установить и дать нам Святые Таинства, Единородный Сын
Божий сошел с небес, принял на Себя естество человеческое, пострадал и умер
на Кресте. Значит, они куплены Кровью и смертью Сына Божия. Ужасная цена!
Так дорого и вожделенно Богу наше спасение, так не хочет Он смерти
грешника, но, чтобы обратился и был жив (Иез. XXXIII, 11)! И если и эти,
столь дорого стоящие средства нашего спасения мы не используем и погибнем,
в самом деле, будем окаяннее демонов. Об этом нам говорит свт. Иоанн
Златоуст.
Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.