Православие для "чайников" [62] - Таинство Священства
Православие для "чайников"
Таинство Священства
Итак, новая тема. Но тут я, как рассказчик, очень хочу забиться в тень.
Ведь если ВСЕ таинства непостижимы и по сути своей противоречат и
одновременно дополняют материальную и логичную природу нашего мира, то
тут... Таинство священства это то, чему многим, подавляющему большинству из
нас, не дано ощутить. Ведь это передача благодати Святого Духа, проходящая
через поколения, века и страны, но передающая преемственность от Сына
Божьего до каждого священника, служащего в небольшом храме. А мы,
прихожане, - только благодатные зрители, которые, присутствуя при этом
событии, можем уже позже, приходя к этому священнику, ощущать эту Силу,
источником которой является Бог. Конечно, каждому из людей предназначен
свой путь к Богу, но Священство представляет собой служение Богу через
служение людям... И этот путь сложнее и ответственней, чем те тропинки,
которыми идут по жизни миряне. Ведь одно дело отвечать за себя и свою веру,
но отвечать и болеть душою за всех своих прихожан, таких разных и
нуждающихся...
Итак, для начала определим основы этого таинства. Далее приведу текст
по книге "Таинство веры." Введение в Православное Богословие. Игумена
Илариона (Алфеева).
В понятии "таинства Священства" объединены три чинопоследования, каждое
из которых по сути является самостоятельным таинством, - это чины
посвящения в сан епископа, священника и диакона.
Епископ, по традиции Православной Церкви, избирается из числа
монашествующих. В первоначальной Церкви были женатые епископы: апостол
Павел говорит, что "епископ должен быть непорочен, одной жены муж" (1 Тим.
3:2). Впрочем, уже в ранние века предпочтение оказывалось неженатым: среди
знаменитых Отцов Церкви IV века только святой Григорий Нисский был женатым,
тогда как святые Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий,
Иоанн Златоуст и другие были монахами. Священники и диаконы в Православной
Церкви могут быть как монахами, так и женатыми, однако вступление в брак
разрешается только до принятия сана, и притом однажды - второбрачные не
допускаются к священнослужению.
В Древней Церкви кандидаты в священные степени избирались народом, так
как народ участвовал в управлении Церковью и в решении всех важных
вопросов. Святитель Иоанн Златоуст, например, был избран народом
Константинополя вопреки своей воле.[205] Со временем такой порядок был
заменен практикой избрания епископов и священников представителями клира.
Таинство посвящения в духовный сан с апостольских времен совершается
через рукоположение (греч. heirotonia). Согласно церковным правилам,
священника и диакона рукополагает епископ, а епископа - несколько епископов
(не менее двух или трех). Таинство совершается во время Литургии: хиротония
епископа бывает после пения "Святый Боже," священника - после Великого
входа, диакона - после Евхаристического канона. Епископская хиротония
отличается особой торжественностью: ей предшествует чин наречения, когда
посвящаемый произносит присягу и исповедание веры. На Литургии посвящаемый
вводится через царские врата в алтарь и трижды обходит вокруг престола,
целуя его углы; в это время поются тропари таинства Венчания. Посвящаемый
встает на колени возле престола, и все служащие епископы возлагают на него
руки, а первенствующий архиерей (патриарх) произносит молитву посвящения:
"Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее
восполняющая, поставляет (имя) благоговейнейшего архимандрита, во епископа.
Помолимся о нем, да придет на него благодать Всесвятого Духа." При тихом
пении "Кирие элеисон" (Господи, помилуй) архиерей читает молитвы о
ниспослании Святого Духа на рукополагаемого. Затем новопосвященного
епископа облачают в архиерейские одежды. Народ возглашает "аксиос"
("достоин"). После Литургии епископу вручается жезл как символ пастырской
власти.
Хиротонии священника и диакона совершаются в том же порядке:
посвящаемый вводится в алтарь, трижды обходит вокруг престола, встает на
колени (диакон встает на одно колено), епископ возлагает на него руки и
произносит молитвы посвящения, затем облачает его в священные одежды при
пении "аксиос."
Пение тропарей из таинства Венчания и троекратное обхождение вокруг
престола имеют глубокий символический смысл: они указывают, что епископ или
священник обручается своей пастве, как жених невесте. Древняя Церковь не
знала распространенной сейчас практики перемещения епископа с одной епархии
на другую, а священника - с прихода на приход. Как правило, назначение на
епархию бывало пожизненным. Константинопольский патриарх, например,
избирался не из епископов Византийской Церкви, а из священников, в
некоторых случаях даже из мирян.
Православная Церковь придает исключительное значение священному сану.
О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский:
"(Священники) носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли
видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл
ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении...
Великое лицо - иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот
оскорбляет Духа Святого, живущего в нем... Если бы люди видели, в какой
славе служит священник, то упали бы от этого видения, и если бы сам
священник видел себя, в какой небесной славе стоит он, совершая свое
служение, то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую
в нем благодать Святого Духа."[206] Православный народ с большим
благоговением относится к священнику, носителю благодати Христа: принимая
благословение священника, люди целуют ему руку, как руку Самого Христа,
потому что священник благословляет не своей силой, а силой Божьей.
Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.