Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие и Библия

  Все выпуски  

Православие и Библия


Вопрос: Какова была причина появления Лота в Содоме: Быт.13:12 – «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома». Быт.19:1 – «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома». Проповедь или стяжание материальных благ?

Почему при отшествии Лота от Авраама он вначале поселяется у окрестностей Содома, а далее уже сидит у ворот, как право на то имеющий, т.е. член городской власти?

Ответ Игнатия Лапкина: Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Когда между пастухами Авраама и Лота начались неурядицы и земельный вопрос легко мог стать Карабахом, не был решен на низших уровнях, тогда его стали разрешать старейшины – тогдашняя Дума. Это, может быть, единственный случай, когда решалось столь важное дело о жизненном пространстве не силой, не количеством, не законодательными актами и не земельным кадастром, но полюбовно. И, притом, решающее слово было за низовыми структурами, за муниципальным образованием, а не за центром. Боговдохновенный Авраам нашел точку опоры, вышел на место, откуда было видно окрест на десятки километров и сказал племяннику Лоту: Быт.13:9-11 – «Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся доСигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга».

Переселение было чисто из меркантильных интересов, а не из-за спасительности той местности. Лот не искал соседа, а искал пастбища. Богатые же всегда в уважении, и их слова, будь умные или глупые, по первоначалу держатся на плаву. Сир.13:28-29 – «Заговорил богатый, – и все замолчали и превознесли речь его до облаков; заговорил бедный, и говорят: «это кто такой?» И если он споткнется, то совсем низвергнут его». Лот, видимо, был добр и покладист и не брезговал рюмочкой. Может быть у него были хорошие отношения и с окружающими и его ценили за доброту и мудрость. То, что он сидел у ворот, не говорит, что это было место советников. Может быть просто отдыхал на лавочке или вышел побалакать с жителями, побалагурить. На это есть веское предположение, что слова его воспринимались, как шутка.Быт.19:14 – «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит». Превознесение иного грозит ему смертью. А после этого в проповедь вплетаются отзвуки этих прошедших поучительных событий, и проповедь еще шире распространяется на незасеянном участке.Деян.12: 21-24 – «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось». Общение с безбожниками и с развратными, матерщинниками, наркоманами, курящими,пьяницами и ворами и другими мерзавцами даром не проходит. Сир.13:1 – «Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему». Лот спасся только благодаря милости Божией и ходатайству своего дяди, которого он уже обошел прежде в дележе земли.

 

Вопрос: Могли бы Вы показать на определенном примере из житий святых, что они не знали Писания, хотя там и написано, что они разумели Библию?

Ответ Игнатия Лапкина Библию выворачивали, кому как удобно было. Главное, чтобы только не следовать Христу, а следовать за своими настоятелями в горы. Отречься от имения и раздать его – это усвоили хорошо; а узнать путь Иисуса, чтоб пойти за Ним – в этом надобности и не было. А Господь переходил с места на место; Апостолы из одной страны в другую шли и проповедь о Христе была их главной обязанностью. Следование за Христом – это не только соблюдение кротости и молчания. Но главное – следовать по пути высева проповеди о Спасителе. И распространенииЕго учения. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».

Александр Неусыпающ. – 3 июля. «Будучи еще в юных летах, он приходил для образования в Константинополь, где, довольно поучившись, приобрел значительные познания в науках. По достижении же зрелого возраста, поступил в военную службу и впоследствии был военачальником. Любил он, на досуге от служебных дел своих, читать книги Божественного Писания, потому что был добродетелен, честен, постоянен, богобоязлив и украшен целомудрием и воздержанием. Прочтя Ветхий и Новый Завет, он углубился своею мыслью в Евангельские словеса, реченные пречистыми Христовыми устами: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Размышляя о сем и твердо веруя в слово Христово, начал он продавать свои имения, которых у него было довольно, при его высоком служебном положении, и полученное за них – раздавать нищим и бедным, а сам возымел уже непременное намерение отречься от мира и от всего мирского и быть подражателем Христу. Слышал он, что в Сирии обитают святые мужи, проводящие богоугодную жизнь в киновиях, и пожелал идти туда. Сложив с себя звание военачальника и оставив друзей своих, дом свой и рабов своих, и отложив всякое попечение о житейском, пошел в Сирию. Достигнув киновии, в которой аввою был преподобный Илия, он умолил сего отца принять его в число иночествующей братии. Будучи причтен к лику иночествующих, четыре года прожил он в этой киновии, ревностно исполняя все возлагаемые на него послушания и упражняясь, кроме сего, в посте, денно-нощной молитве и в чтении книг. Более всего желал он проникнуть в разумение псалмов Давидовых, желал уразуметь силу каждого стиха в псалмах. В случае недоумений спрашивал он опытных о непонятном и усердно молился Богу, да просветит его разум к пониманию Божественных Писаний, что и получил по благодати Святого Духа, так что впоследствии, при чтении Божия слова, он уже находил полное услаждение и умиление в своем сердце».

Никандр – 24 сент. Никон родился в 1507 году, и с самого раннего возраста благодать Божия почивала на нем; еще в молодых годах он просил родителей своих отдать его в научение Божественному Писанию.

«Лишь о том сильно скорбел Никон, что не вполне хорошо был научен Божественному Писанию; посему юных подвижник горячо молил Господа и Учителя всех, чтобы Он просветил мысленные его очи. И вот, наставляемый Духом Святым, он опять отправился в Псков; здесь встретил Никона один благочестивый муж по имени Филипп и принял его в свой дом для работы. Видя великое желание Никона разуметь Священное Писание, Филипп отдал его в учение к некоему диакону, славившемуся своими знаниями и мудростью. Часто и усердно молился святой, говоря: «Наставь меня, Господи, правдою Твоею и вразуми меня научаться словам Твоим».

И Человеколюбец Бог услыхал горячее моление смиренного раба Своего: Он открыл Никону ведение Божественного Писания, излил на него благодать Свою, даровал ему дух разума, так что все дивились тому, как скоро и как хорошо Никон изучил Писание. Как огонь очищает золото, так и несчастия очищают и еще более возвышают человека».

Амфилохий – 23 нояб. «Младший сын его, пришедши в возраст, сначала выступил оратором и адвокатом. Но, еще с юных лет, он возлюбил Бога паче всего и потому вскоре, по убеждению святого Григория Богослова, избегая мирских тревог и суеты, удалился в пустыню, где и стал проводить иноческую, строго-подвижническую жизнь, усердно служа одному только Богу. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост».

 

 


В избранное