Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №12 (49) март 2006 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Страстная седмица
(Благовещение совпадает с Входом Господним в Иерусалим)

icon

Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия, Его сошествии на землю для спасения мира. Дух Святый сошел тогда на Пречистую Деву и Она зачала Господа. То было начало Нового Завета, начало спасения рода человеческого, пришествие на землю Сына Божия. А торжественный Вход Господень в Иерусалим — начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал Христос на смерть, на которую предал Его народ, так восторженно Его встретивший. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним, ежедневно вспоминать события последующих дней. Вот в Великий понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мира и Страшный Суд.

В среду в доме Симона прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя. В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату. Вечером в Великий четверг читаются 12 Евангелий Страстей Христовых. Наступает Великая пятница. На часах также читаются Евангелия о суде Пилатовом, распятии и крестной смерти Христовой. Христиане соблюдают в тот день строжайший пост.

Вечерня, совершаемая, если возможно, в 3-м часу дня, содержит в себе воспоминание о смерти Христовой и заканчивается выносом плащаницы, изображающим снятие со Креста и погребение Тела Христова. Затем у плащаницы читается канон на «Плач Богородицы над гробом».

Утреня Великой субботы изображает пребывание Тела Христова в гробу и схождение Душею во ад. Крестный ход в конце ее таинственно изображает шествие Христово во ад (а не погребение Его, как принято говорить), который был разрушен Светом Христовым, и освобожденные души праотцев радостно славили Христа. Освободив от ада души умерших, Душа Христова возвращается в Его Тело. Никто на земле не знает еще о том, что происходит в ином мире, воины стоят на страже у гроба, апостолы скорбят, мироносицы готовы идти помазать Тело, но ангелы с пророками и праведниками уже прославляют Победителя смерти. То изображается чтениями и пениями вечерни Великой субботы, соединяемой с литургией, на которой при пении «Воскресни Боже, суди земли...» черные облачения сменяются на светлые. Наступает ожидание того светлого часа, когда все озарится Светом и небеса с землей наполнятся победными хвалами Воскресшего Христа.

На Пасхальной литургии мы приобщаемся Воскресшего Христа.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

49 Спасение от тифа

Свежа память о нашем дорогом блаженном Иоанне и никогда не сотрется в поколении его современников.

Помню его с тех пор, как он прибыл в Шанхай и был еще молодым епископом. Тогда мне было 23 года, но несмотря на молодость я уже испила много горя и пролила много слез. У меня было правило каждый день ходить с маленьким сыном к ранней Литургии, которую почти всегда служил сам епископ Иоанн. Как бы чувствуя состояние моей души, он однажды кратко и сочувственно спросил меня: «У Вас какое-то горе?» Я вкратце рассказала ему, и он сразу понял и утешил меня. А потом стал для меня как отец, к которому я всегда могла прийти за советом и утешением. С самого первого дня своего пребывания в Шанхае блаженный Иоанн погрузился в энергичную деятельность, отдавая все свободное время (дни и ночи) больным, несчастным, маленьким сиротам, забывая себя, забывая поесть и даже просто прилично одеться, как подобает его сану. И, несмотря на это, он был окружен многочисленными врагами, которые не только всячески препятствовали его трудам, но возводили на него такие чудовищные обвинения, что о них сейчас страшно и вспомнить.

Да, блаженный Иоанн не заботился об одежде, не следил за собой: носил сандалии на босу ногу, в спешке кое-как нахлобучивал на себя клобук самым странным образом. Из-за этого он выглядел несообразно своему высокому сану. Но те, кто знал его близко, его лучистую, невинную улыбку и добрые глаза, особенно когда он говорил с детьми, не могли не видеть в нем истинного пастыря, отдававшего душу за свое стадо.

В войну86 я записалась на курсы медсестер и во время учебы дежурила в разных больницах и клиниках. Помню, как блаженный Иоанн имел обыкновение посещать госпитали, где склонялся у изголовья больных, утешая их и молясь с ними. Знаю, как часто после его посещений больные чувствовали себя лучше и получали нравственную поддержку, а их страдания уже не казались им такими тяжкими. Тогда в Шанхае было много русских. Некоторые из них сидели в тюрьмах. И даже туда, к этим несчастным, блаженный Иоанн нес свет и надежду, увещевая их, часто исповедуя и причащая, утешая заключенных и возжигая в них веру и надежду.

Не могу даже описать, что блаженный Иоанн сделал для беженцев, когда Китай перешел в руки коммунистов. Не секрет, что никто не хотел принимать бездомных русских, лишенных прав и состояния. И всем известно, как блаженный Иоанн на коленях (будучи уже Архиепископом) вымолил разрешение эвакуировать беженцев на острова, которые они позже покинули, когда разные страны начали постепенно давать им прибежище. Я знаю, что некоторые были таким образом спасены от рук китайских коммунистов. Коммунисты же постоянно порочили имя Епископа, но он сносил это со своей обычной кротостью.

Омерзительные нападки, которым подвергли блаженного Иоанна русские в Америке, усадив его на скамью подсудимых в Американском суде, бесстыжие обвинения, угрозы и поношения – все это вызывало лишь мягкую улыбку бесхитростного праведника, «распинаемого» и нравственно мучимого собственным русским народом, даже своими собратьями епископами, которым он никогда не делал зла, а только добро87.Не буду говорить о тех бесчисленных чудесах, которые совершались во время его жизни и совершаются теперь на месте его погребения. О них можно написать целую книгу. Я сама, грешница, удостоилась принять помощь от него, и не только очно, но и заочно, – помощь и утешение нашей семье, которой угрожала неотвратимая опасность.

1. Для подтверждения приведу случай его молитвенной помощи, описанный моей подругой Ольгой Ивановной Семенюк, которая была очень близка к Церкви и церковным делам в Шанхае, а сейчас живет в Америке, в Калифорнии.

«Однажды мне выпало счастье, когда врачи доверили мне ухаживать за блаженным Иоанном во время его болезни. Тогда я в первый раз в жизни увидела человека, всецело преданного Господу. Ни на минуту он не прерывал своих молитв. Предписания врачей им совершенно игнорировались, и никакая сила не могла воспрепятствовать ему служить. Бывало, врачи укладывали его в постель, но проходило несколько минут, и он уже был в алтаре, совершая проскомидию. Вскоре я сама испытала силу его молитвы и заступления за нас, грешных, пред Господом.

Мой старший сын Борис был алтарным мальчиком блаженного Иоанна в храме и вдруг, в субботу 16 ноября 1943 года, сказал мне, что на Всенощную идти не может (ему было уже 17 лет). Я спросила, почему. «Мама, ответил мой мальчик, у меня болит голова и страшная боль в желудке». Я встревожилась и уложила его в постель, надеясь, что за ночь боль пройдет. Вдруг, в 11.00 вечера входит блаженный Иоанн и, велев нам покинуть комнату сына, остается с ним наедине и долго-долго молится. Выйдя от него, говорит: «Не бойтесь, все будет в порядке». Я тогда не понимала, какая угроза нависла над нами. Блаженный Иоанн ушел. Утром мой сын впадал уже в бред, у него была сильная горячка и он жаловался на страшные боли во всем теле. Испугавшись, мы вызвали нескольких врачей. Они созвали консилиум и сказали, что мальчика надо немедленно отправить в больницу. Наш Епископ снова вернулся, исповедал и причастил мальчика и вновь утешил нас. Когда мы привезли его в больницу, несколько врачей тщательно осмотрели его и поставили диагноз: у сына дизентерия, воспаление левого легкого и тиф. Они тут же посоветовали нам перевести его в другую больницу, больницу Православного братства, где для нашего мальчика была готова большая теплая палата. Русский врач, доктор Алексеенко, осмотрел сына и сказал мне: «Надежды нет. Ваш сын этого не выдержит».

В полном отчаянии и горе я побежала к блаженному Иоанну. Упала перед ним на колени и, рыдая, молила: «Спасите моего сына! Помолитесь за него! Я верю только в Ваше заступничество пред Богом!» Блаженный Иоанн пребывал в суровой сосредоточенности. Как-то ему удалось меня утешить, и он отправился со мной в больницу. С того дня он навещал моего сына днем и ночью и все время молился над ним. Примерно через три дня, когда я пришла проведать сына, он пришел в сознание и сказал: «Мама! Какой страшный сон я видел сегодня! Я видел блаженного Иоанна, видел много врачей и сестер и себя видел тоже – и это было как будто вчера – одетым во все белое, и я проснулся». Я подумала про себя, что вероятнее всего мой сын умрет и мне придется одеть его во все белое. Врачи больше не пытались его лечить, так как считали конец уже близким.

Спустя день после этого мой сын начал поправляться. Он выздоровел по молитвам нашего святого и даже удостоился увидеть свое будущее. В настоящее время он сам успешно и увлеченно работает врачом и носит «белую одежду». Покойный ныне доктор Алексеенко и другие свидетели подтвердили, что только молитвы блаженного Иоанна вернули моего сына из могилы к жизни, освободив от неизлечимой болезни. Слава Богу, давшему нам такого молитвенника! Слава Богу, что мы удостоились жить и молиться с таким праведником, каким был наш покойный иерарх Иоанн! Вечная и светлая ему память!»

2. Передо мной пачка писем блаженного Иоанна, которые я бережно храню. Их так трудно разобрать, эти уродливые маленькие каракули, но как они дороги и понятны мне! Судьба бросала меня по разным странам, часто очень далеко, и блаженный Иоанн терял мой след. Но затем я получала такое письмо, как например: «Недавно я был в Брюсселе, в кафедральном храме-памятнике, посвященном новому царственному мученику Николаю II, в день твоего ангела и молился за тебя». Он помнил все. Он молился за всех.

Если взять евангельские блаженства, то они все применимы к нему. Остается добавить только: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесах!»

Со святыми упокой, Господи, душу служителя Твоего приснопамятного епископа Иоанна и святыми его молитвами помилуй нас.

Регина ван Сеттере,

Канны, Франция,

1977 год, февраль

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией. Новой даты чтения акафиста пока нет. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

В ПАРИЖЕ

Храм во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского на улице Дарю в Париже, наверное, самая известная православная церковь Русского Зарубежья в Западной Европе. Он относится к Архиепископии западно-европейских православных русских церквей.

Тесные взаимоотношения России и Франции начались еще во времена князя Ярослава Мудрого, когда в 1051 году его дочь Анна Ярославна вышла замуж за французского короля Генриха Первого. Однако лишь в 1816 году Государь Император Александр Первый издал указ "Об учреждении церкви греко-российского исповедания при Миссии в Париже". Этот домовой храм открылся в 1820 году и окормлял вместе с русскими проживавших во французской столице сербов, болгар, греков, валлахов.

В 1856 году идею о создании более вместительного парижского храма начал претворять магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Иосиф Васильев. Он хотел воздвигнуть церковь на общественные средства, что поддержал Государь Император Александр Второй, пожертвовавший 50 тысяч рублей. Такие же деньги дал Святейший Синод, и суммы начали поступать отовсюду. Не поскупились купцы нижегородской ярмарки, а греческий купец М. Бернадакис внес 100 тысяч франков.

Участок земли для будущего Свято-Александро-Невского храма купили в 1857 году. Для создания проекта его строительная комиссия обратилась к академику архитектуры, профессору, члену Парижской академии художеств Р. И. Кузьмину (1810-1861). Он был выпускником петербургской Академии художеств, работал в Гатчине, строил жилые дома и церковные сооружения в Петербурге. Спроектированный Кузьминым храм строил академик архитектуры И. В. Штром, известный как автор проекта Владимирского собора в Киеве.

Закладка Свято-Александро-Невского храма состоялась в 1859 году. Освящали церковь в 1861 году 30 августа- на праздник перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. На торжестве при огромном стечении народа присутствовали чиновники парижской мэрии и специальный представитель Императора французов Наполеона III, а с русской стороны - посол граф П. Д. Киселев. Нижний храм собора освятили в честь Святой Живоначальной Троицы в 1863 году.

Из-за внушительных размеров (длина и ширина храма 28 метров, высота - 48 метров) и величественности храм называют Александро-Невским собором, и такова же роль этой русской церкви в сердце Парижа, как пишут ее прихожане:

"Являя природу, красоту Православной веры, богослужения и русского благочестия, собор питает наши души, а как символ мира и любви Христовой он содействовал и содействует ознакомлению инославных и иноверных с нашей Православной верой, которая благодаря храму, торжественности богослужений, трогательности обрядов и церковному пению находит доступ к сердцам многих людей и не принадлежащих к ее недрам".

Внешний вид и интерьер храма Александра Невского выдержаны в стиле константинопольского Софийского собора. Главный купол опирается на четыре столпа. Снаружи он покрыт восьмигранным шатром с позолоченной главкой с крестом. По углам поставлены четыре башни-колокольни, также с шатровыми покрытиями и золотыми главками с крестами. В двух передних башнях находятся колокола. Собор построен из тесаного белого камня, пол тоже каменный: черные и белые плиты в шахматном порядке.

На паперти перед главным входом устроено шатровое покрытие в общем церковном стиле - с золотой главкой и крестом. На фасаде мозаичное изображение "Благословляющий Спаситель на троне" - копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна. Византийский стиль особенно ощущается во внутреннем убранстве и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие художники: Бейдеманн, братья Сорокины, Бронников, Седов, Шереметев и другие. Полотно "Проповедь Иисуса Христа на озере Тивериадском" и картину "Хождение по водам" написал художник Боголюбов. За длинную историю своей жизни храм обогатился многими иконами, драгоценными сосудами, серебряно-хрустальной плащаницей и другими щедрыми подношениями частных лиц, организаций, объединений.

Иконостас в храме двухъярусный, как принято в византийских базиликах. В первом ярусе и справа от царских врат помещены изображения Иисуса Христа, Архангела Михаила и святого Александра Невского. Слева - образа Божией Матери, великомученика архидиакона Стефана. Перед дверью в алтарь находится крест-памятник Святым Благоверным Царственным Мученикам, сооруженный Обществом ревнителей памяти Государя Императора Николая II под председательством полковника В. В. Свечина. Сам же Государь Николай Александрович молился здесь с Императрицей Александрой Федоровной 6 октября 1896 года.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

20. Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, в обители святаго Саввы убиенных (796). Преподобнаго Евфросина Синозерскаго, Новгородскаго (1612). Мученицы Фотины (Светланы), самаряныни, ея сыновей мучеников Виктора, нареченнаго Фотином, и Иосии; мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Мучениц Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Святителя Никиты исповедника, архиепископа Аполлониадскаго (IX).

Понедельник 

21 Преподобнаго Иакова, епископа, исповедника (VIII-IX). Святителя Кирилла, епископа Катанскаго (I-II). Святителя Фомы, патриарха Константинопольскаго (1610).

Вторник 

22. Священномученика Василия, пресвитера Анкирскаго (362-363). Мученицы Дросиды, дщери царя Траяна (I-II ). Преподобнаго Исаакия Далматскаго (IV).

Среда 

23. Преподобномученика Никона епископа и 199 учеников его (251). Преподобнаго Никона, игумена Киево-Печерскаго (1088). Мучеников Филита, Лидии, жены его Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138). Святаго мученика Василия Мангазейскаго. (1602).

Четверг 

24. Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы. Преподобнаго Захарии. Святителя Артемия, епископа Солунскаго. Преподобнаго Захарии, постника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мучеников Стефана и Петра Казанских (1552). Святителя Артемона, епископа Селевкийскаго (I-II). Преподобнаго Иакова исповедника (VIII-IX). Преподобнаго Захарии монаха. Иконы Божия Матери, именуемыя "Тучная Гора".

Пятница 

25. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Величание: Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
На утрени прокимен, гл. 4: Благовестите день от дне спасение Бога нашего.
Стих: Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля.
Припев на 9-й песни канона: Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу.
Иконы Благовещения Божия Матери (XVI).

Суббота 

26. Собор Архангела Гавриила. Священномученика Иринея, епископа Сирмийскаго (304). Мучеников Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мучениц: Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфския, и Дуклиды (ок. 375). Преподобнаго Малха Сирийскаго (IV). Преподобнаго Василия Новаго (X).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное