Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.



  №10 (294) сентябрь 2014 г.  

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

Премудрость созда Себе дом. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы


icon

«Яко возвеличишася дела Твоя Господи! Вся Премудростию сотворил еси! (Пс. 103), возглашал еще древле Псалмопевец.

Что же есть та премудрость (или по гречески София), Которой сотворено все?

В другом псалме говорится — «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6).

А святой Евангелист Иоанн Богослов возглашает: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово... вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Иоан. 1, 1-3).

Премудрость Божия или Слово Божие, Которым все сотворено Богом, не есть только отвлеченное понятие свойства Божиего.

Тот же Евангелист дальше говорит: «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца» (Иоан. 1, 14).

Итак, Слово, через Которое все сотворено есть Единородный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы. Он именуется также «Премудростию Божиею», как говорит в послании своем апостол Павел — «Иудеи знамения просят и Еллины премудрости ищут, мы же проповедуем Христа распята... Божию силу и Божию Премудрость» (I Кор. 1, 22-24).

Сын Божий называется Словом и Премудростию Божией потому, что Бог Отец все творит через Своего Сына. Таким образом, через Сына Божиего Своими делами вещает Отец, и через Него проявилась многоразличная премудрость Божия (Ефес. 3,10).

Божия премудрость проявилась сначала в сотворении видимого и невидимого мира. Мы ныне видим мир уже в греховном его состоянии, уже утратившим свою первоначальную доброту, но и поврежденный грехом, как дивен мир и отражает премудрость Творца.

Взглянем ли мы на небо, там стройные движения небесных светил, все движется по вечным законам, данным Творцом природе при ее создании. Ничто не нарушает их течение, все происходит согласно, не препятствуя одно другому.

Посмотрим ли мы кругом себя, в каждом растении, в каждом животном, в каждом даже камешке мы видим премудрость Сотворшего!

Каждое животное до мельчайших насекомых имеет необходимые приспособления для сохранения, защиты и развития своей жизни и размножения своей породы.

Каждое одушевленное и неодушевленное тело в природе состоит из мельчайших тел стройно расположенных и представляет дивное строение, изящную ткань, великого строителя и художника.

Всмотримся в себя самих, какое чудное и мудрое сочетание невидимого и видимого мира представляем мы сами! Телом своим принадлежа к вещественному миру, мы представляем искуснейшее создание, в котором каждая клеть имеет свое назначение.

Чем глубже проникает наука в тайны природы, тем яснее становится, что она является творением величайшей Мудрости, и тем выше устремляется наш умственный взор, познавая своего Создателя. Самая способность наша познавать, размышлять, использовать открытия, созидать, поступать разумно показывает, что мы возникли не самослучайно, а носим в себе самих печать Мудрейшего Творца.

Особенно же свидетельствует о Премудром Боге наш богоподобный дух, возвышающий человека высоко над землей и житейским морем и дающий нам даже в нынешней жизни общаться с горними силами.

Все то мы имеем даже ныне, в греховном нашем состоянии падшего человека и подвергнутой тлению природы. Какова же была красота и доброта мира при его создании!

Засмотревшись на свою красоту, первый из ангелов, Денница, возгордился и, восхотев стать равным Всевышнему, отпал от Бога. Низверженный с неба, он позавидовал созданному человеку и соблазнил его на нарушение заповеди Божией.

Согрешив, первозданный Адам, а с ним и все человечество, лишились своей первоначальной славы и чести. Помрачился ум человека, ослабела воля, загрязнилось чувство. Лишился человек благодатного общения с Богом, Источником жизни, и стал смертным.

С падением венца творения, человека, произошло изменение во всем мире, ибо грех положил на все свои последствия. Весь мир стал тленным и грешным. Природа, начиная от животных, стала вредить человеку, а сам он внутренне изнывал от разобщения с Богом.

Однако, Премудрый Бог еще прежде сотворения мира не только предвидел грехопадение имеющего Им быть созданным человека, но и предрешил, как его исправить. Прежде чем мир получил начало, уже в Совете Пресвятой Троицы было предначертано, что Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, станет человеком и возьмет на Себя грехи мира, загладив преступление Адамово.

Никому не было явлено уготованное врачевство язвы человеческой, решение Совета Пресвятой Троицы оставалось тайной для всего сотворенного мира. Нужно было приуготовить на земле достойное приятелище имеющего воплотиться Сына Божия. Среди растленного грехом рода человеческого должно было найти неоскверненный сосуд, в который бы снишло все сотворшее Слово Божие и с восприятой плотию вселилось между человеками, Само став человеком. Много веков потребовалось, чтобы подготовилось исполнение премудрого Божиего домостроительства и появилась чистая Дева, достойная стать Матерью по плоти Того, через Которого сотворены небо и земля и через Которого должно было исполниться предначертание Премудрой Троицы о спасении мира.

«Егда же прииде кончина лета» (Гал. 4, 4), и настало время воплотиться на земле Сыну Божию, тайна дивного Совета Пресвятой Троицы была открыта Богом архангелу Гавриилу, и он был послан в Назарет благовестить Деве Марии о имеющим быть от Нее рождении Спасителя мира.

«Совет превечный открывая Отроковице Гавриил предста» Пречистой Деве, вещая Ей: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою: «благословенна Ты в женах. Родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется» (Лук. 1, 28-31). Смутилась смиренная Отроковица, слыша сие приветствие. С трехлетнего возраста Она находилась при храме, будучи отдана туда родителями и постоянно пребывая там в молитве, воспиталась Она во Святое Святых, где слышала глаголы небожителей, однако не могла Она помыслить быть Матерью Искупителя, дав к тому же и обет пребывать Девой.

«Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя, темже и раждаемое свято наречется Сын Божий», изрек Ангел отвечая Ей на вопрос «како будет сие, идеже мужа не знаю». «Се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему», с смирением и покорностью воле Божией ответила Мария (Лук. 1, 35-38). Тогда Слово Божие, Единородный Сын Божий, вселился в Марию. Тот, Которому не довлеют небо и небо небесе (III Царств. 8, 27; II Пар. 6, 18), Которому «небо престол, земля же подножие ног Его» (Ис. 66, 11; Деян. 7, 43) жилищем Своим избрал Деву, ложесна Ее престол сотворив, и чрево Ее пространнее небес соделав. «Ширшая небес» явилась Дева Мария.

Через девять месяцев Она родила Сына, Бога явльшася во плоти. «Еже от века утаенное и ангелом несведанное таинство Богородицею сущим на земли явися, Бог в неслитном соединении воплощаем».

Девство Марии и воплощение чрез Нее Сына Божия оставались, однако, тайной для диавола, пока Господь не совершил дело нашего спасения. «Крест нас ради волею восприим», претерпев смерть и воскресши из мертвых, Господь Иисус Христос даровал жизнь роду человеческому и отверз заключенный для него рай.

Воплотившимся из Богородицы Девы «Адам возвася, Ева свободися, клятва потребися, смерть умертвися и мы ожихом». Вместе с человеком и весь мир избавляется от тления, приуготовляясь ныне к тому дню, когда огнем очистится вселенная, вся тварь освободится от рабства тлению и новые небо и земля явят во всей красоте и доброте творение Божие.

Так разрушен замысл злобы диавольской, и Творец мира премудро все направляет по Своей воле на благо всему творению. Как Бог первоначально сотворил мир Своим Словом, то есть через Своего Сына, так через Сына Божия возрождается мир после грехопадения. Через Кого проявилась Премудрость Божия в творении, через Того же Премудрость Божия открылась в восстановлении разрушенного грехми мира и возвращении ему благоволения Божия.

Премудростию Божией посему именуется Сын Божий, или по-гречески Софиею, ибо через Него познали и познаем мы Премудрого Бога. Иисус Христос «бысть нам премудрость от Бога, правда и освящение и избавление» (I Кор. 1, 30).

Пречистая Дева, через Которую воплотился Христос, Сын Божий, Творец наш и Спаситель, дабы даровать нам жизнь вечную, была лествицею, по которой Бог сошел на землю и стала для нас мостом, по которому мы восходим на небо.

Задолго до воплощения Христа предрекали о Ней пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Пророк Иезекииль видит , Ее, как врата затворенная на востоке, через которые проходит Господь, и которые остаются затворенны, что означает, что Мария до рождества, в рождестве и по рождестве пребывает Девой. Пророк Даниил, разъясняя таинственный сон Навуходоносора, провидит Ее, как гору девственную, от которой сам собой, без участия руки человеческой, отвалился камень, наполнивший землю, что также означает безсеменное и непорочное рождение Христово от Девы. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог»! восклицает пророк Исаия (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23).

Праотец Иаков древле видел во сне лествицу, утвержденную на земле, верх которой досязал до небес, прообразовавшую Ту, через Которую снизшел на землю Сын Божий. Псалмопевец царь Давид воспевает Ее, как Царицу представшую одесную Царя в ризы златы одеяну и преукрашену, вся слава Которой внутрь Ея. А премудрый Соломон говорит о Ней в книге Притчей, как о Доме Премудрости: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь» (Притч. 9, 1). Домом, в котором обитала Превечная Премудрость при воплощении и явилась Пречистая Дева Мария. Столпы сего Дома суть Ее добродетели. Число семь у древних восточных народов обозначало совершенство, и семь столпов у Дома обозначает совершенство в добре Матери Божией. Посему на иконах изображается Премудрость Божия, Сын Божий, на престоле, как бы в здании на семи столпах, обозначающем Его Пречистую Матерь. Наверху семь архангелов, с обеих сторон семь пророков с свитками, исписанными предсказаниями о Богородице, а внизу наименование семи добродетелей. Седмеричное число, многажды повторенное означает духовное совершенство Пресвятой Девы.

Ныне, когда воспевается «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней», устрояется земной дом для вечной Премудрости, приуготовляется жилище для Сына Божиего, грядущего с небес на спасение рода человеческого.

«Христос с небес, срящите». Для сретения Его созидается одушевленная Палата, освященный Храм, в который вселится снисшедшее с неба Превечное Слово Божие, чтобы оттуда начать воссоздание мира, соединить вновь небо и землю.

Возрадуемся же и возвеселимся о рождении Богоизбранной Отроковицы Марии, восхвалим Честнейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу, Дом Премудрости Божией, воздадим достойную честь Ее праведным Родителям, Царю же веков, Нетленному, Невидимому, Единому Премудрому Богу, Иисусом Христом, честь и слава во веки веков, аминь (I Тим. 1, 17;(Рим. 14, 25).

Циндао 1948 г.
Святитель Иоанн (Максимович)


Восстановление храма Святого Михаила Архангела, небесного покровителя Святителя Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского,
до принятия иночества Михаила



Владыка Иоанн - Святитель Русского Зарубежья
55. ВЛАДЫКА ПОМОГ НАЙТИ РАБОТУ

(продолжение, начало в №197)

…После 25 лет поисков работы по специальности я наконец-то, по милости Божией и молитвами праведника святителя Иоанна, работаю. 16 октября 1999 года наша добрая знакомая Ольга Николаевна подарила моей дочери Елене на день рождения книгу «Светильник Благодати», написанную протопресвитером Валерием Лукьяновым. Моя жена Мария прочла эту книгу и под впечатлением жития святителя Иоанна стала расспрашивать Ольгу Николаевну о том, как можно обратиться с просьбой отслужить молебен святителю Иоанну. Ольга Николаевна позвонила Вам. 27 октября я получил приглашение на интервью, 1 ноября мне была предложена работа, а 4 ноября я приступил к обязанностям. Все это произошло в то время, когда Вы отслужили молебен святителю Иоанну. Молитвами святителя Иоанна милость Божия с нами. Слава Господу нашему Иисусу Христу!

Продолжение следует...

Семья Войтченко
Торонто, Канада
1999 год, ноябрь


ЦЕНА СВЯТОСТИ

ВОСПОМИНАНИЯ О СВЯТИТЕЛЕ ИОАННЕ
ЛЮБОВЬ БОГА


(продолжение, начало в №269)

Однажды в полночь Мария Александровна по какой-то причине поднялась на колокольню. Дверь, ведущая туда, находилась на верхнем этаже приходского дома. Дул ветер, было холодно. Открыв дверь, она увидела Святого Иоанна. Он пребывал в глубокой молитве. Его рясу продувал морозный ветер, а он, стоя выше крыши домов, сверху благословлял дома своих прихожан. Она подумала: «Пока мир спит, он продолжает молитвенно сторожить, словно древний пророк Аввакум, охраняющий паству в своем пламенном заступничестве перед Богом, чтобы никакое зло не причинило вреда его овцам». Глубоко потрясенная, она ушла. Так она узнала, чем он занимался долгими зимними ночами, когда все люди отдыхают в своих удобных теплых кроватях. «Зачем это было нужно?» - задала мне вопрос Мария Александровна, пристально глядя мне в глаза. «Кто просил его делать это? Для чего это самопожертвование, когда его присутствие было так необходимо повсюду?» И сама же ответила на эти вопросы, прервав мое молчание: «В нем жила неиссякаемая любовь к Богу. Он любил Бога как своего Отца, как своего самого близкого Друга. Он испытывал потребность говорить с Ним, и Бог слышал его. Это не было каким-то сознательным самопожертвованием. Он просто любил Бога и не желал существовать отдельно от Него».

Продолжение следует...

Составитель отец Герман (Подмошенский)



8 вс РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Запев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере.
Иконы Софии Премудрости Божия (Киевския). Чтимые икон Рождества Богородицы: Сямския (1524), Глинския (XVI), Лукиановския (XVI), Исааковския (1659). Икон Божия Матери: Холмския, Курския «Знамение» (1295), Почаевския (1559), Леснинския и Домницкия (1696).
9 пн Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Святаго мученика Севериана (320). Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго, чудотворца (1515). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговскаго (обретение и перенесение мощей, 1896). Преподобнаго Феофана исповедника (ок. 300). Мучеников Харитона и Стратора (он же Стратоник). Блаженнаго Никиты в Царьграде (XII).
10 вт Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305—311). Преподобнаго Павла Послушливаго, Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII—XIV). Преподобнаго князя Андрея, во иночестве Иоасафа, Спасокубенскаго (1453). Апостолов от 70: Апеллия, Лукия и Климента (I). Мученика Варипсава (II). Благоверныя царицы греческия Пульхерии (453), Святителей Петра и Павла, епископов Никейских, исповедников (IX).
11 ср Преподобныя матере нашея Феодоры Александрийския (474—491). Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мучеников Диодора и Дидима Сирских. Мученицы Ии (362— 364). Преподобнаго Евфросина (IX). Иконы Божия Матери Каплуновския (1689).
12 чт Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийскаго (313). Преподобнаго Вассиана Тиксненскаго (1624). Праведнаго Симеона Верхотурскаго (перенесение мощей, 1704). Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мученика Феодора Александрийскаго. Священномученика Корнута, епископа Никомидийскаго (III).
13 пт Память обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мучеников Селевка и Стратоника (111). Мучеников Макровия и Гордиана (IV). Священномученика Иулиана пресвитера (IV). Мучеников Илии. Зотика, Лукиана и Валериана (IV). Преподобнаго Петра в Атрои (IX). Великомученицы Кетевани, царицы Кахетинский (1624) (груз.).
14 сб ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Праздник, и строгий пост.
Преставление святителя Иоанна Златоустаго (407).
Иконы Божия Матери Леснинския (1683).
Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
На утрени прокимен, гл. 4: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.
Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь.
Припев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень.
На литургии, вместо Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
В той же день вечера прокимен великий:
гл. 7: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори.
Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его.
Стих 2: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.
Стих 3. Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?

 

Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@st-john.ru
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese
Архив рассылки



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное