Довольно сложно говорить про «дохристиан» не рассказав про их культуру в общих чертах. Все авторы, участвующие в рассылке уже поведали читателям своё мнение, свою позицию. Видимо теперь очередь за мной. Про «трипольцев» и «скифов» я пока ничего говорить не буду. Вместо этого, я обращу ваше внимание на более позднюю эпоху.
Язычество IX-X ст. уже составляло довольно сложную философскую систему представлений человека про Мир, и про себя. Через систему мифологических образов, которые олицетворяли явления природы и космоса, человек органично воспринимал себя, как неразрывную часть окружающего живого, «дышащего» мира флоры и фауны и черно-непознанного космоса, в который непременно отлетала душа родича, которого сожгли на «смертном ложе славянина».
Для язычества Киевской Руси характерны и остатки первобытных верований, и вместе с тем - сформированный поли генетический пантеон. Языческое мировосприятие было морально-естественным восприятием богов, лишенным страха или рабской покорности. Так же язычество долго сожительствовало с христианством после его введения в Киевской Руси князем Владимиром в 998 году
Вот так вот. А сейчас хотелось бы рассказать про языческих идолов. Как ни странно они тоже имеют отношение к «оборотням». Всему миру известны так называемые «скифские бабы». Это каменные истуканы изъеденные временем, разбросанные по степям, насколько я помню, Приднепровья. Загадку этих очень старых камней можно объяснить и разгадать на примере «Збручского идола». Этот идол (Род Свитовид) был найден случайно в конце XIX ст. в речке Збруч и переданный в Краковский музей. Эта находка является свидетельством высокого уровня развития наших предков на момент зарождения государства Киевская Русь, а так же очень важным теологическим произведением. По мнению исследователя язычества древних славян Б Рыбакова, «Збручский идол» - изображение всеобъемлющего божества Мироздания - Рода, который находиться на небе и даёт жизнь. Фигура поделена
на три яруса. В композиции отображена идея трёх миров: верхний ярус - небесный бог, средний ярус - земля, нижний - подземный мир. На верхнем ярусе изображаются божества, которые находятся на небе, на среднем - простые люди земли, на нижнем ярусе - божество, которое поддерживает землю с людьми. Главная фигура па лицевой грани - богиня с рогом достатка - Макош, мать урожая, а богиня с кольцом - Лада, богиня весны, весеннего сева, покровительница брака и любви. Есть изображения Перуна и, возможно, самого Даждьбога (с солярным знаком). А мужское божество, которое держит на плечах всю землю, — по мнению Рыбакова, - Велес, одна ипостась которого связана с подземным миром.
Вот в этом идоле и заключена вся языческая мудрость, которая привлекала, привлекает и будет всегда привлекать на свою сторону множество людей!
Мир духовный - важнее всего, он наибольший и находиться на верхнем ярусе. Мир людей мал и незначителен, — он остерегается подземного мира, в котором правит Велес. Сын Велеса, как я говорил раньше, был «оборотнем» и «характерником» (одно из синонимов слова «ведун»). Тотемический мир, как видите, запрятан в самый низ. Это не оскорбительный жест древне-словянского каменотёса, вовсе нет! Это намёк на непонимание, отшельничество и уникальную силу того, что увидел человек в самом начале.