Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Древняя религия славян

  Все выпуски  

Велес - Бог дикой Природы.


Информационный Канал Subscribe.Ru

25 сентября 2004г. Выпуск 17

Древняя религия славян

XXXXXXXX

Тема выпуска: Велес - Бог дикой Природы


Велес - он же "скотий бог", покровитель всякого зверья и леса, охотников и пастухов, купцов и волхвов, проводник между мирами, посмертный судия и пастырь мертвых.
Слава мудрому Велесу!

   

Здоровы будете!

Приношу свои извинения читателям за долгое молчание. Возобновляю рассылку после летнего затишья. До конца этого месяца вы получите еще два выпуска. Далее представляю статью одного из основателей Круга Языческой Традиции и языческого объединения "Круга Бера" (Москва) - Дмитрия Гаврилова.

   

ВЕЛЕС - БОГ ДИКОЙ ПРИРОДЫ

Имя исконного бога древних славян, Велеса, произносимое на разные лады - Волос, Власе, Власий - мы находим, прежде всего, в различных списках русских летописей, например Лаврентьевском:

В лето 6415 (911) князь Олег Вещий и мужи его: "…кляшася оружием своим и Перуном, богомь своим и Волосом скотием богом и утвердиша мир."

В лето 6479 (971) уже Святослав говорил: "...да имеем клятву… и от Перуна и от Волоса, скотия бога".

Имя Велесово в обоих случаях сопровождается эпитетом "скотий", причем исследователи зачастую трактуют его буквально, "бог скота", забывая, что в первую очередь слово "скотий" в те стародавние времена означало "дикий", "лютый", "звериный". Это подтверждается тем, что Велес уподоблен Пану - богу лесов в чешском средневековом словаре "Мater Verborum" (XIII в.) - "Veles: Велесъ - Pan, ymago hircina".

Итак, Велес - бог Дикой природы, и само собой, покровитель тех, кто владеет скотом, этим древнейшим заменителем денег. Чем больше у хозяина голов скота - тем богаче он. Потому Велес - не просто покровитель пастухов, а бог торговых людей. Именно потому, как написано в "Густинской летописи": "Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести".

Чехи даже приняв христианство помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей.

Он - Велес - упомянут также в многочисленных средневековых поучениях против язычества 14-17 веков, например, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам": (язычники) "это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди."

Дословно по другому списку: "вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться".

Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью:

"Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".

Но как, скажите, увязать "злость" Велеса с тем, что именно он есть и великий покровитель искусств. "Слово о Полку Игореве" свидетельствует: "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...", а в обрядовых песнях македонских и фракийских болгар-помаков, бытовавших еще в середине прошлого века, мудрый Велес - покровитель чтения.

В другом поучении против язычества -"Слове св. Григория" - сказано о поклонении славян "скотноу богоу и попутникоу и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

Кумиры Велесу ставили повсеместно. Так в Киеве он стоял, предположительно, на Бабьем Торжке, т.е отдельно от Владимирова пантеона, и был сделан из дерева. Об особом месте Велеса свидетельствует отсутствие поминания его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, где принято ставить светлых богов. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, т.е. не уродуют, а "хоронят" старого бога. В "Житие Владимира" говорится: "А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи" Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых.

Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу."Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира - Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший "идолу камену"Волоса в Ростове, "едва не стал жертвой беса", преобразившегося в свою противоположность - "в образ воина, который возвел на него навет "царю" Владимиру..". Бес "обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами". Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога - Одина.

В "Сказании о построении града Ярославля", источнике XVIII века, восходящем к древней записи, "которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий", прямо говориться, что волхвы были жрецами "скотьего бога": "Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури". Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. "И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался… Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь".

Н.М. Карамзин пересказывает апокриф "для любопытных"- "басни", в одной из которых находим: "Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса... Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский...)"

Велес - посмертный судья и пастырь мертвых в своей темной ипостаси, бог магии, возможно изначально охотницкой, волшебник, ведающий сокровенное, бог неявного мира. В прибалтийской мифологии сохранились сведения о черте-Велнсе, и Виелоне - нижних, хтонических божествах. Ближайший аналог Велеса в скандинавской мифологии - бог магии и предводитель "Дикой Охоты" Один - носит "псевдоним" Вальфэдр, т.е. "отец павших". "Велесо или же Николина бородка" - последний сноп на убранном поле русский крестьянин еще в 19 веке оставлял своему древнему покровителю. Тот же самый клок бонд в скандинавии посвящал коню Одина. Эддические названия с корнем Вел- или Vall- ясно об этом сведетельствуют - Вальгалла, валькирии, Вальгринд, Идавелль-поле... - все они связаны со смертью и потусторонним миром. На Руси Велес имеет божественное прозвище - Мороз (мор- т.е. смерть).

Таким образом, Велес не просто скотий бог, он еще и тотемный водчий мертвых, как другой его аналог, уже из древнегреческой мифологии - Гермес, тоже бог магии и скотий бог, покровитель путешественников и торговли, бог мудрости и знаний.

Возможно, он, Велес, и есть знаменитый Чернобог славян. Велес отождествлен замечательным русским ученым Б.А.Рыбаковым с трехликим изображением на нижнем ярусе Збручского кумира, поддерживающим основание мира. Кумир был вкопан в землю так, что трехликое Велесово изображение оказывалось в буквальном смысле под землей, невидимым для непосвященного.

Именно его, Велесовых жрецов именовали волхвами, т.е. волосатыми, не исключено, что носили они одежды, вывернутые наизнанку, как при колядовании, а то и вовсе ходили в шкурах звериных, а прежде всего - медвежьих. Повешенных христианами волхвов в ночь "угрыз медведь". Возможно этот бер унес тела в Иной Мир, к Тому, кому волхвы и служили. Сказочный Михайло Потапыч - хозяин лесной, как и древнейший Велес.

Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд (они же Власожелищи, Бабы). В сочинении Афанасия Никитина "Хождение за три моря" - "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток". Волосожарами предки наши именовали Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал".

Всеми любимый праздник "Новый год" практически совпадает с теми днями, когда огнищанин выводил вечером скот во двор, чтобы показать животным небесные чертоги "скотьего бога" - домом Велеса считалось созвездие Лесной Коровы - Лося (Большая Медведица). Это дни Зимнего Миколы, т.е. Святителя Николая, что в православии принял, по-видимому, на себя функции Велеса.

Как и Велес, Никола покровительствует путникам, например, он подсказывает Садко как спастись от Морского царя. Подобно Гермесу ("Одиссея"), Никола приходит к Садко во сне и помогает мудрым советом. В "Каликах перехожих" св. Николай вообще становится покровителем моряков. Кроме того "стар-матер человек Микола" покровительствует при заговорах, и функции его, судя по заговорам, в точности совпадают с функциями древнего Велеса:

"Святый Николае отворяет морскую глубину, поднимает железные врата, залучает от раба Божия усови аду в челюсти"; "Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней". Замечу, что идет с той стороны, из Иного мира, через реку-то смердящую - Смородину. Навий властитель идет, властитель смерти!

"Святой Николай, ты разрушаешь горы, разрушаешь камни. Разрушь горе, колдовство, чародейство, зависть, ненависть, сделки, сглаз, от плохой минуты рабу Божьему не на час, не на два, а навсегда."

Пожелаем и мы нашим читателям Доброй Удачи и надежной Тропы. Уж коли кто из вас решит выбраться в лес, вспомните о древнем Велесе. И призовите его, коли что не так на земле Русской. А вдруг и поможет Великий бог Дикой Природы потомкам своим неразумным, Иванам, не помнящим родства?!

 

(С) Иггельд (Дмитрий Гаврилов) [yggeld@lodya.ru] , 2004

(С) Круг Языческой Традиции, 2004

 

Тема следующего выпуска - о священном Синь-камне на Плещеевом озере.

 

 

Любомир
[dionysos@online.ru]
Содружество Природной Веры "Славия"

(Круг Языческой Традиции)


Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paganism
Отписаться

В избранное