Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Древняя религия славян

  Все выпуски  

История Камня, что выпал с небосвода.


Информационный Канал Subscribe.Ru

30 сентября 2004г. Выпуск 18

Древняя религия славян

XXXXXXXX

Тема выпуска: Во честь и славу Синь-Камня


Синь-Камень на Плещеевом озере возле Переславля-Залесского - одно из древнейших мест поклонений мери и славян, как никогда нуждается сегодня в нашей защите.

   

Здоровы будете!

Перепечатываю в рассылке две статьи о Синь-Камне в надежде, что некоторые читатели откликнутся на эти проблемы. Но прежде краткое сообщение об акции "Славии" в защиту курганов вятичей в Черкизово.

   

В память предков и защиту курганов

   

Таусень и трехлетие "Славии" мы отметили делом. Было с нами пять новых человек, готовых не разговорами, а трудом предков почтить. Будет достойное пополнение нашего объединения.

Чистили курганы вятичей близ Клязьмы, на 2 кургана двадцать мешков полных ушло. Не хватило мешков, еще столько же нужно для полной очистки.

Не ведают люди, что творят. Чтобы вернуть им память, ездили мы перед этим просветить администрацию поселка Черкизово, а после этого и в школе несколько лекций провели. Мы показали им, что история их поселения не 500 лет, что они отпраздовали в этом сентябре, а вся тысяча и даже поболее.

Красногору большая благодарность, что поддерживает это направление нашей работы и развернул взаимодействие с археологами. Мы начали проработку проекта создания археологического парка, ищем союзников в этом деле. Директор местной школы и учитель истории готовы поддержать нас, может быть в школе появится музей вятичей. Русский крестьянин-фермер, кому администрация продала землю с одной из курганных групп, не ведая, что это памятник, также понимает всю сложность ситуации и готов нас поддержать в деле защиты памятника. Полагаю, что на его земле они будут более защищены от захламления. Тем более, что он уже очистил это место от свалки, которая была там устроена еще совхозом.

Предстоит в октябре еще раз устроить акцию по очистке дальней курганной группы. Приглашаем к участию.

Всем участникам этого действия на курганах огромная благодарность!

Слава Предкам и Земле Родной!

Любомир

   

Россия теряет главного идола

Александр ТРИФОНОВ
22 сентября, 02:08 из http://www.utro.ru/articles/2004/09/22/353262.shtml

   

Нет в нынешних россиянах чувства вечности, все бы им поломать до основанья. Редкий памятник истории доживет сегодня до своего столетия, а уж про тысячелетние святыни и думать нечего. Памятникам природы повезло больше - сломать их сложно, но всегда можно загадить. Хорошо, если природный объект всероссийского значения находится в тундровой зоне Восточной Сибири; остальным приходиться уповать только на людскую разумность или вмешательство природоохранных структур.

Синему Камню выпал тяжелый крест, даром что кличут его языческим идолом. Во-первых, он и исторический, и природный памятник. Во-вторых, лежит в двух шагах от города Переславль, в стихийной зоне отдыха горожан. А в-третьих, желающих его разрушить за последнюю тысячу лет было весьма немало.

Нелегкая в виде последнего обледенения занесла огромный валун на плоскую равнину Нечерноземья и водрузила на берег Плещеева озера. Через много столетий местное племя меря из соседнего города Клещин начало активно поклоняться каменному болвану, воздавать почести и приносить нечеловеческие жертвы (в смысле, человеков не приносили, северный народ был не кровожадный).

За этим делом их и застали христианские проповедники в XI веке. Состоялся короткий деловой обмен мнениями, после которого меря сподобились принести первую человеческую жертву, а именно, замочили в недалеком Ростове первого здешнего епископа Леонтия. Религиозный консенсус явно не удался. Через пять веков (!) древнерусские летописи с явным неудовлетворением отметили у населения Переславля отдельные языческие пережитки. По крайней мере раз в год переславцы стекались к Синь-Камню, воздавая почести бесу, по мнению летописца, вселившемуся в него.

До XVII в. камень оставался одним из немногих дохристианских святых мест, с которым Церковь не могла ничего поделать. Он упорно синел на прежнем месте, обсыпанный подношениями. В середине XVII в. по настоянию крутого нравом ростовского монаха Иринарха его закопали. Через пару лет он показался из земли и за десятилетие вылез весь, на радость жителям окрестных деревень. Ученые в наши дни объяснили это "чудо" тем, что валун банально подмыло паводковыми водами на новом месте.

Как бы там ни было, но в следующем, просвещенном XVIII веке, церковная администрация вновь пошла крестовым походом против камня. В 1788 г. камень повезли по льду озера, чтобы положить в основание новой церкви на другом берегу. Однако ничего не вышло - камень проломил лед и залег на дно. Легализация "мерьского идолища" произошла через 50 лет на северо-восточном берегу Плещеева озера, куда тот нежданно-негаданно вылез из озерных вод. Местное население вновь возликовало, а православная церковь окончательно плюнула на упрямый артефакт. Кстати, наука и этот раз нашла вполне разумное объяснение движению камня по дну озера, связав его с выталкивающей способностью льда.

Советская власть, в 50-х годах выставившая в пику православию народа идеологию неоязычества, обратила внимание на Камень. И добавила ему в придачу к статусу памятника природы статус исторического памятника. По большому счету, это было попадание в точку, так как старушки из окрестных деревень и в то время ходили к камню по религиозной нужде. Так борьба двух идеологических систем способствовала выживанию народного христианско-языческого двоеверия переславского населения. А Синь-Камень оставался его символом. Например, у него молились...

Но смутные времена вносят смуту и в устройство человеческих умов. Набожные старушки вымерли, и современные переславцы устроили у Камня пляж, наплевав на охранную зону национального парка "Плещеево озеро", где он и находится. Формально-то идол под охраной, но фактически посетить его может каждый и в любое время суток. Соответственно, количество "жертвенных" осколков от бутылок и "сакральных" надписей на Камне растет в геометрической прогрессии. Конечно, можно было бы все списать на бескультурье граждан старинного города. Но не получится.

Претензии имеются и к местной администрации, и к руководству Национального парка. Как сообщили нам активисты спасения Камня, в последнее время по берегу озера чудесным образом выросли частные коттеджи и пансионаты, отторгнув значительную часть береговой линии для местного населения. Городу для отдыха оставили всего около 5 км и Камень в придачу. И все это, заметьте, на территории Национального парка. Природоохранные организации, ау!

Что-то подсказывает мне - не сможет чудом перенесший тысячу лет гонений идол защититься от новых экономических отношений. Какая прибыль от валуна? Вот пансионат - другое дело. Или дача с видом на Плещеево озеро как момент престижа.

Может быть, настало время поступать с подобными историческими объектами как в скандинавских странах? А именно - сделать Камень частью какого-нибудь реконструированного поселка раннего средневековья, на том же Клещином городище, например. Разыгрывать для туристов красочные представления. Даже пускай оно и двоеверие, но все же это и есть русская национальная культура.

   

Переславский Синий камень в опасности!

Синий камень - один из древнейших исторических памятников на территории России. Священный камень, которому поклонялись еще две тысячи лет назад. И едва ли не единственный, традиция поклонения котором до сих пор окончательно не прервалась.

В XVII веке Синий камень, неугодный церковным иерархам, пытались закапывать. Он вновь поднялся на поверхность. В конце XVIII века камень был утоплен в Плещеевом озере. Однако он вернулся на берег, вопреки всем известным законам физики. Но сейчас над ним нависла более серьезная опасность - опасность полного уничтожения людьми, которые не сознают и не желают сознавать огромной исторической, культурной и сакральной ценности этого, казалось бы, "обычного валуна".

Как известно, Синий камень находится под охраной как исторический памятник. Он лежит на территории Национального парка "Плещеево озеро", и является частью так называемого Клещинского комплекса. Этот комплекс включает в себя, помимо камня,
Александрову гору, сохранившиеся валы и курганы Клещина городища, а также источник св. Никиты. Тем не менее, "охрана" комплекса осуществляется скорее в теории. Люди, посещающие камень, никем не контролируются, что приводит к обезображиванию камня любителями отколоть кусочек "на сувенир", высекать или рисовать надписи. Даже в среде экскурсоводов сложилась практика фотографировать туристические групп, выстраивая их на камне. Постоянное давление сверху, складываясь с нешуточным весом самого валуна, заставляет камень уходить все глубже под землю.

Можно даже сказать, что сам камень уходит вглубь, не желая общаться с варварами, по недомыслию, беззаботности и эгоизму разрушающими древнюю святыню…

В последние годы ситуацию усугубила продажа в частные руки значительной части площадей Национального парка вдоль береговой линии. На проданных угодьях строятся разного рода коттеджи и санатории, но для большинства людей эта территория теперь закрыта. Таким образом, огромное количество отдыхающих, как из Переславля, так и из Москвы и Подмосковья едут на оставшуюся незанятой узкую полоску береговой линии в пределах 5 км от города. В том числе - в окрестности Синего камня.

Несмотря на усилия администрации парка по очистке береговой линии, развеселые компании оставляют там горы мусора, а Камень зачастую используется для открывания пивных бутылок и прочих "героических" поступков. Открывшийся недавно поблизости от него источник, который местные жители зовут "источником Александра Невского" (с целебной, кстати, водой), часто бывает засыпан грязью, которую некому убирать, кроме бабушек из соседней деревни.

В свете всего этого, администрации парка и Переславля-Залесского не имеют ни сил, ни, пожалуй, и желания предпринимать какие-то реальные меры по защите самого исторического памятника. Все, что можно услышать в местной прессе - это сетования на то, что камень уходит под землю, а Переславский музей-заповедник не располагает возможностями что-либо изменить…
Кроме того, уже не кажется фантастическим предположение, что в один прекрасный день Камень окажется на территории, проданной очередному "новому русскому".

Самой разумной мерой в сложившейся ситуации было бы поместить камень на его законное место, т.е. на вершину Александровой горы, и обеспечить его оградой и охраной. В идеале можно было бы восстановить (реконструировать) святилище на Горе по типу "реконструкторской деревни", и регулярно отправлять там обряды. Такое святилище, существующее в рамках Золотого кольца России, могло бы как россиян, так и иностранных туристов познакомить с древнейшими корнями нашей культуры, с древнерусским фольклором, который ныне почти забыт под наслоениями масскультуры и раскрученной зарубежной этники.

Если бы удалось осуществить этот проект, он сумел бы защитить Синий камень от современных вандалов, вернув к тому же Камню и его окрестностям подлинный татус священного места.

Однако как для первого, так и для второго необходимо привлечение серьезных ресурсов, как людских, так и финансовых. Нужна серъезная организация; кроме того, предстоит еще убедить местную администрацию в полезности и необходимости этих мер, в искренности намерений, в способности что-либо сделать, а не просто сказать. Сейчас те, кому небезразлична судьба Синего камня, разобщены и по большому счету не делают ничего. А ему нужна реальная помощь тех, кто готов положить свои силы, средства и время на спасение великого наследия наших предков.
Святыня гибнет. Кто сумеет изменить ситуацию?

Всем, заинтересованным в спасении Синего камня и желающим предпринять какие-либо шаги по его защите, предлагаю создать в Сети конференцию, по итогам которой разработать план дальнейших действий и постепенно претворять ее в жизнь.
Мы можем победить только вместе.

 

Елена Чернова
ankaina@rambler.ru
Из рассыдки Круга Языческой Традиции

 

 

Любомир
[dionysos@online.ru]
Содружество Природной Веры "Славия"

(Круг Языческой Традиции)


Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paganism
Отписаться

В избранное