Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" N 25


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 25
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
ноябрь 2004 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

22 октября (4 ноября) - Празднование КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

(В память избавления Москвы и России от поляков в 1612г.)

Казанская Икона Божией Матери

Тропарь, глас 4-й:
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящими и молящимисяТебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.


Кондак, глaс 8-й:
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица , предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящиеся рабы Своя.

Читайте в номере:

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ.
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ.
СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святые благоверные князья-мученики Борис и Глеб.
НАШ ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ.
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
Статья шестая.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ.

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
ГОДЫ СОВЕТСКИЕ - ГОДЫ ГОНЕНИЙ.
НАШ КРОССВОРД.
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ.
 

 


КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Казанская икона Божией Матери    22 октября по старому стилю, 4 ноября – по новому, празднуются события, которые известны в нашей отечественной истории как окончание Смутного времени. Именно в этот день по заступничеству Божией Матери в нашей стране завершился в 1612 году один из самых страшных периодов. Неслучайно недавно предлагалось перенести ноябрьские праздники именно на 4 ноября.
    Казанская икона Божией Матери была обретена в 1579 году в Казани, в один из самых тяжелых периодов для Руси – последнее время царствования Иоанна Грозного.
Казанский образ относится иконографически к Одигитрии, т.е. Путеводительнице. И впоследствии много раз указывала Казанская икона путь к победе православному воинству.
    До 1612 года чудотворную икону широко почитали только в Казани и праздновали ее день 8/21 июля, в день обретения.
    Но вот пришел 1612 год – одно из самых страшных времен для страны и народа. Род Рюриковичей был пресечен, всюду совершались преступления, безнаказанные грабежи, убийства, многими городами овладели враги. Захватившие Новгород шведы учинили там сильное разорение, не осталось ни одного не оскверненного храма, в храмах устраивались конюшни. После ухода шведов в Новгороде осталось в живых около 700 жителей.
    Вся Русь была в пожарах. Лжедмитрий и поляки в Москве. В Москве поляки надругались над общерусскими святынями, над всем русским. Патриарх Ермоген стал рассылать грамоты по всей Руси встать на защиту Отечества.
    На защиту родной земли поднялись тогда все народы, населяющие Россию, в том числе и Казанские татары, поднялись добровольно, ибо кто мог принудить тогда вступить в ополчение? Юный Михаил – родоначальник новой царской династии Романовых, сам совсем недавно подвергался смертельной опасности, и лишь жертвенный подвиг Ивана Сусанина спас его. Регулярного войска к тому времени практически не существовало, а казаки под предводительством князя Трубецкого были войском наемным и то и дело предъявляли новые требования. Лишь обещание келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына отдать в качестве оплаты все, что имелось драгоценного в этом древнем монастыре, заставило их принять участие в решающей битве. Правда, надо отдать казакам должное – после боя они устыдились своего корыстолюбия и ничего не взяли.
    Казанская икона Божией Матери сопровождала ополчение под предводительством Минина и князя Пожарского, именно это ополчение и сыграло решающую роль при освобождении Москвы и России от поляков-католиков. Перед решающим последним штурмом все воинство и народ наложили на себя трехдневный пост и начали торжественные моления перед Казанской иконой.
    22 октября / 4 ноября после ожесточенного штурма был взят Китай-город. Дальнейшие события были предрешены. Через несколько дней был освобожден Кремль.
    В воскресный день 25 октября 1612 года в Москве весь народ совершал торжественный молебный Крестный ход с Казанской иконой в благодарность за избавление от врага. На Лобном месте Крестный ход встретил вышедший из Кремля архиепископ Арсений, шедший во главе Кремлевского духовенства, он нес сохраненную чудотворную икону Владимирской Божией Матери. Все воины, весь собравшийся народ пел тропарь Казанской иконе, творение св.Патриарха Ермогена: “Заступница усердная, Мати Господа Вышняго…”
После избрания на престол молодой Царь Михаил Феодорович Романов установил празднование иконы 22 октября (4 ноября по нов.стилю) – в память избавления России от поляков и великого разорения, а также в июле – в день явления.
    В скором времени захватчики, так долго лелеявшие планы по окатоличеванию России, были изгнаны из пределов нашей страны. В благодарность за заступничество Царицы Небесной князем Пожарским был построен Казанский собор на Красной площади, дабы не исчезла память в русском народе о тех событиях.
    Правда, в послереволюционное лихолетье собор этот был разрушен людьми, которые хотели заставить забыть наш народ, что история нашей тысячелетней страны началась не с октябрьской революции семнадцатого года. Но теперь он вновь восстановлен. Средства на его восстановление собирались несколько лет, и любой желающий мог внести свою лепту. И вновь святыня, явленная в Казани, пребывает на своем месте недалеко от Иверской часовни и Кремлевских Никольских ворот как свидетельство особого заступничества Божией Матери и помощь Ее в самые трудные моменты.

Л.П.Антипова



ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ.

Казанская икона в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе    Судьба чудотворной Казанской иконы Божией Матери неразрывно связана с Петром I и новым великим градом на Неве – градом святого ап. Петра.
    Для современников, да и для многих других поколений была непонятна энергия и настойчивость Императора в постройке Петербурга. Немногие из пастырей Церкви одобряли Петра, но зато какие святители поддерживали его! Св. Димитрий Ростовский и св. Митрофан Воронежский!
    Во время первого своего визита к святителю Митрофану Воронежскому Император встал на колени и просил святых молитв о нем и о стране, народе. Святитель сказал тогда: “Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Ты победишь и сам побьешь много врагов.
На Севере ты воздвигнешь новую столицу, великий град в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это.
Казанская икона будет покровом города и всего твоего народа. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице, и перед ней будут молиться православные, в город не вступит вражеская нога”.
     Все слова Святителя сбылись. В 1709 году Петр I со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской иконы Божией Матери, так называемой “Каплуновской”. Икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону Петр I подарил фельдмаршалу графу Шереметеву, и она сейчас хранится в Париже у наследников графа, как великая фамильная реликвия рода Шереметевых.
    Русское войско разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов.
В 1710 году по повелению Императора Петра I список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы в деревянной часовне. В 1721 году чудотворный образ переносится в Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В 1737 году в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте на месте, где ныне стоит Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями Императрицей Анной Иоановной.
В 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте с тем, чтобы поместить в него прославленную икону. М.И.Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором С.-Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 году, перед самым началом войны, икона была перенесена в Казанский собор.
    В 1812 г. после назначения главнокомандующим М.И.Кутузов сразу поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской, просил благословения у Божией Матери на борьбу с врагами Отчизны.
И снова Богородица не оставила чад своих, защитила страну Российскую от нашествия.
22 октября по ст.стилю, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Враг потерял 7 тыс. человек. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов. С этого дня армия неприятеля стала таять.
Казанский собор в Петербурге стал храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Литой иконостас собора изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов из награбленной ими в московских церквях добычи.
    После революции в Казанском соборе был устроен музей истории религии и атеизма, в который со всего мира свозились фигуры языческих божков.
В 1920 г. было разработано положение о ликвидации св. мощей “во всероссийском масштабе”. В ноябре 1920г. уездный съезд советов принял решение о вскрытии раки прп.Серафима Саровского, что и было осуществлено 17 декабря. А 5 апреля 1927 г. из Саровского монастыря святые мощи были изъяты и увезены в неизвестном направлении.
    След вел в Москву, в Донской монастырь, а затем терялся, но все эти годы православные люди хранили надежду, что великая святыня русского народа не может быть утрачена безвозвратно.
“Как стало ясно теперь, - писал Патриарх Алексий II,- мощи были перевезены в город на Неве, в Казанский собор, превращенный в музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях они не значились”.
    В 1990 г. было принято решение о переведении музея из Казанского собора.
    В настоящее время перед собором стоят скульптуры полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Неслучайно Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь. И сейчас над гробницей полководца теплится неугасимая лампада перед иконой Казанской Божией Матери – Заступнице Усердной рода христианского.

Ю.А.Есакова



СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ.

Архангел Михаил - Архистратиг небесных сил     8/21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил Небесных.
Прежде чем создать мир видимый, материальный, Бог сотворил мир невидимый, небесный, ангельский. Одним из подтверждений этого служит книга Иова: «Где ты был, когда Я положил основание земли … при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости». Здесь под сынами Божиими следует понимать ангелов.
    По своей природе ангелы - это духи «бестелесные», как учат отцы церкви, ангелы имеют тела «эфирные», более тонкие, чем наша материя. Человек по плоти принадлежит к миру материальному, а душой относится к миру духовному. Однако, он не может видеть ангелов телесными очами из-за поврежденности плоти. Душа усопшего, освободившись от тела, получает возможность созерцать ангелов. После Второго Пришествия, когда будет восстановлена гармония души и тела, человек будет сродни ангелам. Святые, достигшие высокого духовного совершенства, и при земной жизни сподобляются видеть ангелов. Другим же людям ангелы, снисходя к немощи человеческой, являются в виде людей или облака.
    Изображение пузатых младенцев, купидончиков, в основе своей языческое, пришло к нам с Запада, и не имеет ничего общего с православным учением. Ангелы не были созданы младенцами, а пребывают в первозданном виде. В православной традиции ангел изображается в виде юноши с крыльями, со скипетром в правой руке - знак носителя Божественной власти. Одежда обычно белого цвета - символ чистоты и святости, но может быть и цветной, в зависимости от чина.
    Ангелы - это существа разумные, имеют свободу воли, обладают изменчивостью в духовном плане. То есть ангелы имеют возможность совершенствоваться. Однако, обладая свободной волей, они могли преуспевать не только в любви и доброте, но и склоняться к худшему. Если бы это было не так, то Денница не пал бы с частью ангелов. Денница был самым светоносным ангелом, но возгордился и был низринут вместе с другими падшими ангелами Архистратигом Михаилом. Вот как об этом повествует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в Откровении: «И произошла на небе война. Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе, и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною … на землю».
    После этой войны ангелы, ставшие на сторону Архистратига Божия Михаила, укрепились в стремлении возрастать в любви и добре. Ангелы же последовавшие за Денницей, как считается, не могут вернуться в ангельское состояние, так как воля их направлена не к добру, а ко злу.
    Учение об устройстве ангельского мира нам передал апостол Павел через своего ученика Дионисия Ареопагита. Все множество ангелов, в зависимости от близости к Богу, подразделяется на три лика, а в каждом лике по три чина. Таким образом, всего 9 ангельских чинов. И не случайно празднование Архистратигу Михаилу и всем бесплотным силам установлено в девятый месяц от мартовского новолетия - 8 ноября по юлианскому календарю.
Первый лик - это Серафимы, Херувимы и Престолы; второй лик - Господства, силы и Власти; третий лик - Начала, Архангелы и Ангелы. По-видимому, все ангелы имеют имена, но нам открыты имена только семи высших ангелов. Это Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил.
    Из них самым известным и почитаемым с древнейших времен был Архистратиг Божий Михаил. По преданию, он был путеводителем израильтян, бежавших из Египта - днем в виде столпа облачного, а ночью столпа огненного. Он открыл волю Божию на взятие Иерихона, спорил с дьяволом о теле святого пророка Моисея, оградил трех отроков в печи огненной. Из новозаветных событий наиболее известно чудо в Хонех (прежнее название - Колоссы), которое празднуется 6/19 сентября.
Ангелы постоянно славословят Бога. Однако это не являетя их заповедью, а свободным волеизъявлением. А одним из служений ангельских является попечение о человеке. С момента святого крещения каждый христианин получает Ангела Хранителя, который сопровождает его на протяжении всей его земной жизни. Ангел Хранитель наставляет нас в вере и благочестии, охраняет наши души и тела не только в земной жизни, но и не оставляет при кончине, сопровождая души усопших в вечность.
    Близость Ангела Хранителя к человеку зависит от степени нашего стремления к Богу, и если мы согрешаем, то он отдаляется от нас со слезами. Православная церковь учит нас почитать и призывать в молитвах Ангела Хранителя. Молитвенное обращение к Ангелу Хранителю имеет место как в утренних, так и в вечерних молитвах. Сознавая нашу немощь, не грешить в течении дня, в вечерних молитвах просим у Господа: «Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла».
    По мнению св.Василия Великого, попечение ангельское о человеке - явление временное. В будущем веке разница между ангелами и людьми исчезнет. На небесах, по свидетельству Господа, праведники будут жить «как ангелы Божии» (Мф.22,30). Более того, люди смогут даже превзойти ангельское состояние. Пресвятая Богородица уже выше всех сил ангельских и названа «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».
    Так как мы не знаем имен наших Ангелов Хранителей, и у них нет отдельного дня воспоминания, то Днем Ангела всех христиан является «Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил Небесных». В последнее время Днем Ангела стали называть день, посвященный памяти святого, имя которого мы носим. Строго говоря, этот день правильнее называть именинами. Отсюда такое понятие, как именинник. В греческой минее говорится о празднике «Собор святых ангелов», 11/24 января. Кроме того, два раза в год празднуется Собор Архангела Гавриила - 26 марта и 13 июля по юлианскому календарю.

В.И.Токарев



СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ.
Святые благоверные князья-мученики Борис и Глеб.

Святые князья Борис и Глеб    Продолжаем цикл статей “Святые правители России”. Сегодня вы узнаете о святых князьях – мучениках Борисе и Глебе.
    Святые мученики Борис и Глеб были сыновьями святого равноапостольного великого князя Владимира.
В 1015 году перед своей кончиной святой Владимир дал благоверному князю Борису много воинов и послал его на печенегов. Старший брат блаженных Бориса и Глеба по имени Святополк воссел на отеческий великокняжеский стол в Киеве. Чтобы удержать захваченную им власть, Святополк тайно повелел людям своим идти на встречу князю Борису и убить его.
Борис был кроток и смиренен, правдив, щедр и тих. Поэтому когда он на возвратном пути стал на реке Альте и к нему пришли воеводы князя Владимира, требуя силой занять отеческий престол, он им отказал, не желая поднимать руку на брата своего и разводить междоусобную войну.
    Оставшись один, святой Борис стал просить себе мученической кончины. По прошествии нескольких часов подосланные убийцы ворвались в шатер благоверного князя. Без милости было пронзено честное тело святаго блаженного страстотерпца. Тело святого мученика Бориса принесли в Вышгород и погребли у церкви святого Василия.
    Но Святополк не остановился на этом убийстве. Он послал сказать Глебу, что отец болен и желает видеть его. Глеб тотчас сел на коня и с малой дружиной помчался на зов. Прибыв к Смоленску, остановился блаженный князь невдалеке на реке Смядыне. В тот момент, когда святой Глеб плыл в лодке, внезапно подплыли посланные Святополком, перешли в лодку князя и убили его.
    Когда Глеб был убит, тело его бросили в пустынном месте, но Господь не оставил его пребывать в неведении и небрежении, но показывал место сие то горящей свечей, а прохожие купцы, охотники и пастухи слышали пение ангельское. Спустя несколько лет тело благоверного князя Глеба нашли невредимым на том месте, где совершались видения, перевезли в Вышгород и похоронили рядом с телом преблаженного Бориса.
Многие не знали, что в Вышгороде почивают святые мученики и страстотерпцы Христовы, но Господь не допустил, чтобы такое сокровище таилось в земле, и обнаружил его для всех. На месте, где они лежали, иногда виделся огненный столп, иногда же доносилось ангельское пение. Вскоре от их могилы стали происходить различные исцеления.
    В 1240 году, когда святой благоверный князь Александр Невский во время своего княжения в великом Новгороде вел войну со шведами, один из воевод его, находясь в ночном дозоре, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль. Посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели как бы одетые мглой. И сказал святой Борис святому Глебу: “Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему князю Александру против неистовых врагов”. Сие видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр, с помощью святых мучеников Бориса и Глеба, победил и попрал силу шведов. Подобный случай произошел накануне Куликовской битвы и великий князь Московский Димитрий победил Мамая.
    Скорые помощники святые мученики Борис и Глеб были на протяжении девяти веков и остаются в наше время среди самых почитаемых и любимых русских святых.

Анастасия Антипова.

 

 

Предыдущие статьи:

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга.

Святой равноапостольный великий князь Владимир.


НАШ ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ.

Храм Архистратига Михаила в селе Спиридоновка.    Ну, вот и осень уж проходит, а перед глазами все еще стоят те летние дни, которые мы проводили в с. Спиридоновке, в детском православном лагере.
Вспоминаются службы в Храме Архистратига Михаила, особенно те, в которых мы сами непосредственно принимали участие. Например, Костя Быков помогал взрослым ребятам звонить в колокола. Также следует отметить, как мы добирались до храма. Участие в Богослужении.Часть детей увозилась на машине (это самые маленькие и хор), а другая часть шла пешком. Но также служили службу и в нашем домике, читали и пели вечерню домашним чином, а после службы обычно мы трапезничали. Хочется сказать, что при каждой трапезе вычитывались жития святых. Для этого назначался дежурный, который читал нам житие святого. А остальные насельники лагеря дружно “работали” ложками.
Звонари.    Самое нелюбимое занятие и у маленьких и у взрослых насельников лагеря – это ранний подъем. Как трудно вставать утром, хочется полежать в своем теплом спальном мешке. Но, увы, вставать нужно. Спасибо нашей вожатой Наде, что будила нас всегда вовремя. Кстати, она еще и проводила утреннюю зарядку, чтобы мы быстро проснулись.
    Пробовали забираться на Спиридоновскую гору. С первого взгляда гора кажется маленькой, вот если попробуешь на нее забраться, то держись. Тяжело она нам далась, но все-таки мы гору “взяли”.На Спиридоновской горе.
Еще хочется сказать, что мы не только ходили в походы и играли в различные игры, но и еще несли послушания. Одно из них – это уборка в Храме Архангела Михаила. Работали дружно, мальчишки не успевали менять воду. Почистили подсвечники, помыли окна и полы, вытряхнули ковры. Храм как-будто обновился. Было радостно смотреть на чистенький храм, даже не хотелось уходить. А мальчишки несли свое послушание – сделать и установить щит для игры в баскетбол, им помогал Николай Валерьевич.
Сборка баскетбольных щитов.    Во всех лагерях есть банные дни и у нас он тоже был. Ребята суетились, занимали очередь в душевую. Стирали белье и вешали сушить его на веревки. Но некоторым вещам было не суждено возвратиться к своим хозяевам. Почему? А потому что вблизи лагеря пасся один бычок, который очень любил есть нашу одежду. Бычку не так сильно нравилась трава, как наши футболки и полотенца. Это было забавно видеть, как теленок жевал футболку.
    В лагере мы были всего две недели, которые пролетели как один день, а набралось столько много впечатлений. Но последний день был особенный. До обеда мы все дружно готовились к “штурму Измаила”.Мяч один, а нас много... Девчата выбирали себе наряд, мальчишки искали оружие – пластмассовые бутылки из-под фруктовой воды. Вечером был прощальный костер, на котором мы пели песни, ставили сценки. А вожатый мальчиков Максим Волков награждал медалями особо отличившихся в развед. выходах и в “штурме Измаила”. А медали были настоящие!
После похода.    Эти летние дни, которые мы проводили в лагере, останутся в нашей памяти надолго! Спаси Господи всех, кто трудился и трудится над тем, чтобы этот лагерь был!

Вожатая
девочек
Анна Павлова .



АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
Шестая статья.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ.

Поминальный столик.    Мы уже говорили с нашими читателями, что наших умерших близких мы поминаем после смерти на третий, девятый и сороковой день. В дальнейшем можем помянуть их в полгода, а затем отмечаем каждую годовщину смерти родственников.
    Но существуют еще дни всеобщего поминовения усопших – так называемые родительские дни. К ним относятся пять родительских суббот. Это, прежде всего, Троицкая родительская суббота, празднуется накануне Троицына дня. Мясопустная родительская суббота бывает за две недели до Великого поста.     Родительскими, то есть днями особого поминовения, являются вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Все вышеперечисленные дни являются вселенскими родительскими субботами.
    В России же усиленное поминовение усопших во время вселенских суббот дополняется еще тремя родительскими днями. В первую очередь, конечно, это Радоница – первое поминовение усопших после Светлого Христова Воскресения. В этот день все спешат вспомнить умерших близких, чтобы объединиться с ними в пасхальной радости. Вторник Фоминой недели превращается в настоящее народное торжество. Каждый желает похристосоваться с умершими родственниками и побывать в храме и на кладбище. На наших городских кладбищах обязательно совершаются заупокойные богослужения.
    Родительскими днями наша Церковь именует и день Усекновения главы Иоанна Предтечи (который отмечается 11 сентября по новому стилю, 30 августа – по старому) и Димитриевскую родительскую субботу. Причем вначале эти дни были днем поминовения православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных, но очень быстро стали всеобщими родительскими днями.
    Нужно заметить, что Димитриевская родительская суббота бывает перед 8 ноября по новому стилю (26 октября по старому), днем памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Димитрия Донского, последний и установил этот день после Куликовской битвы.
    И, наконец, существует еще один родительский день – Покровская родительская суббота. Он не так широко распространен, как вышеописанные, но тоже достаточно известен и празднуется в субботу перед днем Покрова.
Надо сказать, что отношение к родительским дням в нашем народе очень благочестивое. В этот день не пустуют храмы, и если позволяет погода, то много народа приходит и на кладбища, и, слава Богу, не оскудевает любовь “к отеческим гробам” в наших, может быть и не всегда воцерковленных, но все же верующих людях

Протоиерей Иоанн Антипов

 

 

Предыдущие статьи:
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

Первая статья. Причащение больных.

Вторая статья.
Троицкая родительская суббота..

Третья статья.
Как вести себя близким умирающего человека.

Четвертая статья.
О православных традициях погребения умерших.

Пятая статья.
О поминовении усопших.


ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.

Великомученик Димитрий Солунский.    В нашей церковной жизни многие дни поминовения усопших – родительские дни – появились как дни поминовения павших воинов, и не случайно. Исторически подсчитали, что на протяжении тысячи лет с момента появления русского государства его жителям пришлось воевать каждые два года из трех. Понятно, что значительная часть мужского населения погибала именно на поле брани, защищая независимость своей Родины.
    Именно таким днем была и Димитриевская родительская суббота. Название свое она получила по имени святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Димитрия Донского. Святой великомученик был, выражаясь современным языком, военным губернатором греческого города Фессалоники (Солуни) и пострадал за Христа в начале IV века. Будучи талантливым военачальником и добрым милостивым человеком, он, несмотря на молодость (ему не исполнилось еще и тридцати лет), сумел сделать много полезного для родного города, но это не спасло его при начавшемся очередном гонении. И Димитрий Солунский закончил свою жизнь мученической смертью. Именно ему, как своему святому, перед Куликовской битвой молился благоверный князь Димитрий Донской и, после победы благодаря его за помощь, установил последнюю субботу перед памятью вмч. Димитрия родительским днем. Тем более, что погибших в этой кровопролитной битве было столько, что только к этому дню и управились с погребением павших воинов.
    В настоящее время Димитриевская родительская суббота является общим родительским днем, когда мы поминаем всех умерших родственников. Она является, с одной стороны, последним родительским днем уходящего года по светскому календарю, ведь ноябрь – одиннадцатый месяц года, а по новому стилю этот день приходится на начало ноября; а с другой стороны, Димитриевская родительская суббота открывает череду поминовения усопших, ибо церковное новолетие приходится на первое сентября. В последний раз перед зимними холодами мы можем прийти к родным могилам, если позволяет погода. Ведь зимой к большинству могил на городском кладбище практически невозможно подойти из-за сугробов в лесу.
    Обязательно в этот день совершается заупокойное богослужение в часовне, если же не будет дождя, то панихида служится под открытым небом около часовни.
Конечно, многие посещают могилы близких не только в родительские дни, когда совершаются богослужения, и приходя на свидания с родными понимают, что нужно помолиться, но молитв не знают. Всем желающим помолиться за упокой души можно посоветовать совершить малую панихиду. Чин малой панихиды есть в брошюрах, имеющихся в церкви, стоят эти книги очень недорого и доступны каждому.
    Ведь именно из-за состояния безысходности люди, подражая язычникам, пьют на могилах водку, а христианское поминовение, строго запрещая спиртное, требует прежде всего молитв, которых большинство современных христиан, увы, наизусть не помнят.
Именно молитва дает чувство общения с почившим родственником, снимает тяжесть с души, и, Слава Богу, многие знают это уже из личного опыта. Поэтому полны в родительские дни наш храм и часовня, поэтому, молясь по почившим и понимая действенность этой молитвы, многие приходят к Богу, к сожалению, только вследствии большого горя. Но не надо отчаяваться. Святитель Иоанн Златоуст объясняет нам, что Бог попускает зло в нашей жизни не потому, что не может предотвратить его, а потому что Господь достаточно силен, чтобы из любого зла сотворить благо для человека, обращающегося к нему с верой и молитвой.
Поэтому православные кладбища, являющиеся местом молитвы, не производят впечатления места безысходной скорби. Скорее, это место надежды на будущее воскресение, ведь именно символом будущего воскресения являются кресты на православных могилах.

Протоиерей Иоанн Антипов.



ГОДЫ СОВЕТСКИЕ - ГОДЫ ГОНЕНИЙ.
Четвертая статья.

Храм Архистратига Михаила в селе Спиридоновка.    В этой статье мы продолжим знакомство с социальными и географическими условиями, в рамках которых будут развиваться основные события нашего цикла, и вкратце расскажем о тех населенных пунктах, про которые пойдет речь в дальнейшем повествовании. Этот выбор будет в основном определяться нашими источниками – людьми, на основании воспоминаний которых и построены статьи.
    Сначала перечислим некоторые из них (в современных географических реалиях). Конечно, составится далеко не полный список. По нашему – Лениногорскому - району это будут села Спиридоновка и Старый Кувак. Также по Татарстану мы подробно расскажем о селе Нижняя Кармалка Черемшанского района. По Оренбургской области – села Старое Борискино, Солалейка Северного района. По Самарской области – села Русское Добрино Клявлинского района. Среди городов следует выделить, конечно, Бугульму, но вообще городам будет отведено не очень много места в нашей повести.
    Город Бугульма Самарской губернии был центром одноименного уезда, и обнимал собой большинство тех мест, о которых будет упомянуто. Он был значительных размеров, и в него входили теперешние Бугульминский и Лениногорский районы, а также большая часть Альметьевского и Северного. Подробнее о старой Бугульме можно прочитать в недавно вышедшей книжке Сальникова В.Г. “Бугульминское земство”, которая имеется в нашей церковной библиотеке. Мы к этой книге, думаю, еще не раз обратимся.
    Прежде, чем двигаться дальше, напомним, что по старой классификации “селами” назывались населенные пункты сельской местности, имеющие храмы. Остальные именовались “деревнями”, “поселками”, “хуторами”.
Село Спиридоновка – это исторический административный центр нашего района. Именно с нее ведет свое начало наш Лениногорск, как райцентр. Там в дореволюционные времена располагалась волость, и, соответственно, находились представители власти - волостной старшина, писарь и урядник. Населяли ее мордва. Храм этого села в честь Михаила Архангела – единственное церковное сооружение нашего района, дошедшее до наших дней в более или менее первозданном виде. В селе была церковно-приходская четырехклассная школа.
    В нашем районе еще одно частично сохранившееся церковное здание – это сегодняшний административно-культурный центр села Старый Кувак, правда, теперь оно полностью перестроено и потеряло вид храма.
В селе Нижняя Кармалка сохранился, не так давно приведенный в порядок, храм в честь святителя Николая. Село это было русское.
Село Старое Борискино тоже было волостью Бугульминского уезда. Там находится, также к счастью сохранившийся, храм в честь Святой Троицы с пределами бессребреников Косьмы и Дамиана и преподобного Герасима Иорданского. Населяли село в основном мордва. В селе кроме церковно-приходской школы была еще и земская. Кроме того, была в Борискино и земская больница.
В будущих статьях мы еще не раз вернемся к рассказам об этих местах и судьбам их храмов.

И.П.Михайлов

 

 

Предыдущие статьи:

Первая статья.

Вторая статья.

Третья статья.



НАШ КРОССВОРД.
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ.

Кроссворд.

По горизонтали:
2.Имя святой мученицы, имевшей трех дочерей: Веру, Надежду, Любовь.
3. Имя епископа Антиохийского, управлявшего Церковью более 30 лет.
5. Имя святого епископа Карфагенского.
8. Имя царицы, жены Максимина.
10. Имя святой великомученицы, которая была приговорена к смертной казни и ее отец Диоскор сам отсек ей голову.

По вертикали:

1. Имя епископа Смирнского, который управлял Церковью более 40 лет.
4. Имя святого философа.
6. Имя святого папы римского, который пострадал в то же самое гонение, в которое был усечен мечом священномученик Киприан.
7. Имя святой мучени

Ответы на кроссворд, опубликованный в предыдущем номере:

По горизонтали:
1. Верую. 2. Едино. 3. Иисуса. 4. Пророки. 5. Церковь. 7. Чаю.
По вертикали:
1. Вседержителя. 4. Пилате. 5. Царствию. 6. Века.







ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=132175&im=4&r="+escape(document.referrer)+"&pg="+ escape(window.location.href); document.cookie="hotlog=1; path=/"; hotlog_r+="&c="+(document.cookie?"Y":"N"); hotlog_js="1.1";hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N") hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+'x'+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))? screen.colorDepth:screen.pixelDepth) hotlog_js="1.3" hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write("HotLog") Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paraskeva
Отписаться

В избранное