Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" N 27


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 27
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
январь 2005 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

ДНЕСЬ БОГ НА ЗЕМЛЮ ПРИИДЕ!

Икона Рождества Христова

Тропaрь, глас 4-й:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Кондaк, глaс 3-й:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Читайте в номере:

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Беседы о иконописи.
Образы Рождества Христова.
СВЯТКИ.
НОВЫЙ ГОД НАСТАЕТ.
Традиции, обычаи, суеверия.
В ОЖИДАНИИ СВЕТЛОГО ПРАЗДНИКА.
ПРАЗДНИКИ ВОКРУГ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ.
Рождественский стол.
НАШ КРОССВОРД.
 

 


С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

С Рождеством Христовым...    25 декабря по старому стилю (7 января по новому) наша Церковь празднует великий двунадесятый праздник Рождество Христово.
Рождество Христово - событие, предсказанное на заре появления человечества. Когда после грехопадения Адам и Ева со слезами покидали Рай, то Бог обещал им, что когда-нибудь среди их потомков родится Тот, Кто спасет их и всех верных Господу людей от вечной смерти и власти диавола. Адам и Ева, конечно, надеялись, что появление Спасителя произойдет еще при их жизни, но прошли долгие века и тысячелетия, прежде чем стало возможно рождение Обетованного.
     Для того, чтобы вознести людей к вечному блаженству, Бог стал человеком, совершилась великая тайна Боговоплощения, положившая начало спасения падшего человечества. Каждый год в праздник Рождества Христова мы заново переживаем эту радостную весть о нашем спасении: «Христос рождается: славите! Христос с небес: выходите на сретение! Христос на земле: возноситеся! Да возвеселится земля ради Небесного, потом земного. Опять рассеивается тьма, опять является свет. Буква уступает, дух преобладает, тени проходят, их место заступает истина. Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается Сыном Человеческим», - так говорил в своей Рождественской проповеди святитель Григорий Богослов.
    События Рождества Христова, отделенные от нас по времени на две тысячи лет, имеют непосредственное отношение к жизни каждого человека, и для каждого актуальна дерзновенная мысль христианской мистики:
«Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в этом никакой пользы, если он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе».
Наше спасение возможно, и Господь все для нас совершил, нам нужно лишь сделать шаг навстречу Ему - в этом смысл всех Евангельских событий, которые раскрывают тайну нашего спасения. Об этом же говорят нам и события Рождества Христова.
    Так что нам есть что праздновать в воспоминание Рождества Господа нашего Иисуса Христа, есть к чему готовиться и чему радоваться.

С праздником вас, дорогие прихожане,
с Рождеством Христовым!

Протоиерей Иоанн Антипов



Беседы о иконописи.
Образы Рождества Христова.

    Мы продолжаем цикл статей "Беседы по иконописи". В этой статье мы поговорим о праздничной теме - об образах Рождества Христова. Икона Рождества ХристоваИзображать Рождество Христово начали очень рано, еще первые христиане в катакомбах Рима.
Византийское искусство выработало стойкий канон, который унаследовала Русь. Этот канон позволяет объединить вместе все эпизоды предания о Рождестве, представить его в той сути, в которой живет оно в тийский канон в своих главных чертах остался неизменным во всех изображениях Рождества, но неведомые грани открывали на его основе русские художники. Особенно ярко эта новизна выступала в произведениях XV века, среди них выдающееся место занимает икона "Рождество Христово", созданная в начале этого века, и находящаяся сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
    В центре иконы, в окружении горок - "земной тверди", черная пещера, над которой сияет Вифлеемская звезда. В пещере только ясли со спеленатым младенцем, и заглядывающие в них вол и осел, символы двух народов - иудейского и языческого, которым равно принес спасение Иисус Христос. Ложе с лежащей Богоматерью, изображается прямо перед входом в пещеру. Она находится в центре композиции - воспринимается здесь, как главная участница события. Величием и, одновременно, нежной мягкостью наделена ее фигура в темно-багряных одеждах, описанная гибкой певучей линией. Она погружена в задумчивость - глубокой тишины исполнены ее размышления о случившемся, об уготовленном Сыну грядущем. Просветленная сосредоточенность, открывающая высокий смысл бытия, присуща и ангелам, окружающим пещеру, и юным пастухам, внимающим вести, и старому пастырю, что стоит перед задумчивым Иосифом, и женщинам, которые купают младенца. Светел путь волхвов, едущих за звездой на конях, за одним из отрогов гор. Словно омыт и весь окружающий мир. Алым цветом горит ложе Богоматери, чистыми цветами - алым, багряным, зеленым, голубым - написаны все одежды. Удивительны светло-голубые стада, пасущиеся под легкими деревьями. Прекрасна и сама земная твердь, ее золотистые горы и отроги с голубоватыми, словно посеребренными, вершинами. Ровным свечением окружает изображенное на иконе золотой фон.
    В заключение можно добавить, что списки этой иконы широко распространены в нашей стране, один из них находится и в нашем Храме. Приходите к нам на Рождество Христово и сами увидите !

Анна Антипова


СВЯТКИ.

    Величайшее всемирное событие Рождества Христова воспоминается и торжественно прославляется святою Церковью в течение двенадцати дней (с 7 по 19 января), называемых святками, или святыми днями.
     Первые три дня этого великого торжества в наших богослужебных книгах называются тридневным праздником. По древнему обычаю, в эти три дня христиане оставляли все мирские и житейские дела, не только частные, но и гражданские или общественные, что отчасти соблюдается и до сегодняшнего дня.
    В эти три праздничных дня у древних христиан рабам давалась свобода от трудов, а должникам и узникам являлось помилование и всем – всеобщее прощение. Все спешили в храмы Божии к общественному богослужению, во время которого христиане во взаимном примирении друг с другом причащались Святых Христовых Таин и слушали пастырские поучения.
     В остальные девять дней святок обычные занятия мирянам не запрещались, за исключением, конечно, праздников, какие приходились на эти дни. Но все вечера в это время назывались святыми вечерами, потому что христианам вменялось в обязанности проводить их в чтении священных книг и в душеспасительных семейных беседах, особенно о той великой милости, какая была нам дарована свыше воплощением для нас Сына Божия.
Конечно, в России ещё сохранились добрые и благочестивые семьи, в которых этот обычай свято сохраняется. Но, к сожалению, сейчас более распространено совершенно иное. В эти святые дни и, особенно в святые вечера, многие именующие себя христианами и православными придаются языческим празднованиям. Среди них наиболее распространены суеверные гадания среди девушек, особенно в Старый Новый год, в праздник Обрезания Господня и в день памяти святого Василия Великого. Каждый считающий себя христианином должен знать, что подобные действия являются тяжким грехом и строго запрещаются Церковью.
Наша газета уже не раз оповещала своих читателей о том, что не следует верить «снам и праздничным гаданиям простонародной старины». Но вновь и вновь многие из наших горожан пытаются с черного хода заглянуть в духовный мир, не понимая, что легкомысленное отношение к церковным запретам не проходит даром.
     Конечно, во время святок православные христиане имеют больше свободного времени, ведь тяжелые работы по дому обычно откладывают до окончания святых недель, до этого времени и нужно отложить все, что только можно отложить. Образовавшиеся свободные часы можно потратить на более тесное общение в своей семье, на которое, как правило, не хватает времени, а также на посещение родных и знакомых с праздничными поздравлениями. В нашем городе можно также посетить рождественский концерт, который напомнит традиции домашних любительских постановок, широко распространенных на святках в дореволюционной России. А игры в антракте напомнят народные святочные гуляния, которые добавляли немало веселья их участникам.
    С давних времен люди умели проводить святки весело и с пользой для души, возможно это и в наше время.

С праздником Рождества Христова!

Анастасия Антипова



НОВЫЙ ГОД НАСТАЕТ.

    В канун Нового года у православных возникает вопрос - как относиться к данному празднику? Кто-то заявляет, что у православных есть свой Новый год - это церковное новолетие, 1 сентября по старому стилю. Кто-то празднует по старинке 1 января по юлианскому календарю, то есть 14 января. Кто-то вместе с большинством, как государственный праздник.
    Следует сказать, что Новый год - это условная точка на годовом круге и в течение человеческой истории эта точка не раз перемещалась по кругу. Самым продолжительным в нашей стране было мартовское новолетие, почти пять веков, начиная от крещения Руси. В конце XV века и церковное и гражданское новолетие стало отмечаться 1 сентября по юлианскому календарю. В 1699 году по указу Петра I гражданский Новый год стал праздноваться на западный манер 1 января, но по старому стилю. Этим же Указом разъяснялось, как ставить елки, украшать дома, устраивать огненные потехи, стрельбу из пушек, жечь смолу в бочках и как веселиться. Через 200 лет с небольшим, после революции и перехода на Григорианский календарь, Новый год передвинулся на 13 дней и пришелся на Рождественский пост. Это и явилось главным камнем преткновения.
    Любой праздник, независимо от времени, следует проводить с определенной долей воздержанности. Святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке, следующим образом порицает свою паству на Новогодние праздники: «Происходящие сегодня дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город: площадь, как любящая наряд роскошная женщина, сегодня заботливо украшается…» Однако, не следует думать, что святитель категорически против Нового года. Вот что он говорит далее: «Итак, если ты хочешь получить пользу от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку…; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни и скажи сам себе: «…а что мы сделали добраго?» То обстоятельство, что Новый год приходится на пост и до Рождества остается почти неделя, дает нам возможность оглянуться назад и очистить свою душу покаянием; показать окружающим, что есть более значимые праздники, чем Новый год.
Новогодние торжества можно встретить в семейном кругу или среди близких друзей, избегая излишеств и не забывая о посте. Вполне допустимо выпить бокал вина или шампанского, а 1 января, которое в этом году приходится на субботу, побаловаться рыбкой. Начиная со 2-го января и до Рождества на трапезе исключается рыба, а по монастырскому уставу даже растительное масло.

Токарев В.И.

 


Традиции, обычаи, суеверия.

    «С Новым годом, с новым счастьем!» - традиционный новогодний тост. Люди искренне желают себе и окружающим счастья, и непременно нового. Но как это ни странно, ничего для этого не делают. Более того, каждая встреча Нового года похожа на предыдущую, а для некоторых разница только в количестве горячительных напитков, а 1 января старое «счастье» - больная голова, неудовлетворенность и пустота.
    «Как встретишь Новый год, так весь год и проведешь». Это суеверие пришло к нам из далекого прошлого. Уже в IV веке Иоанн Златоуст пишет о праздновании Нового года: «наблюдать дни - это дело языческое, заблуждение. Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же весь год».
    Непременным персонажем рождественских праздников на Западе является Санта Клаус, т.е. святитель Николай. Правда, там почти никто уже не помнит о его греческом происхождении и он утратил все черты Николая Чудотворца. Ему даже сочинили новую биографию, местом жительства определили не Миры Ликийские, а холодную Лапландию. Таким образом, великий святой, который почитаем не только в христианском мире, но и среди язычников и представителей других религий, превратился в забавного сказочного героя.
    В Советском Союзе, а затем и в России, имеются свои сказочные герои, только не рождественские, а новогодние - Дед Мороз и Снегурочка. Потому что у нас, слава Богу, принято относиться к Рождеству Христову достаточно серьезно. Для России Рождество - прежде всего православный праздник.
    Наши СМИ в репортажах о Рождестве на Западе говорят об украшении елок, Санта Клаусах, подарках и, как правило, ни слова о Христе. Судя по этим репортажам, западные христиане - католики и протестанты - уже почти не помнят о религиозных истоках широко празднуемого Рождества.
Интересно, что при праздновании Нового года наши СМИ обязательно вспоминают об этом празднике по восточному календарю, хотя разница мнжду этими днями составляет около месяца.
    Наши люди, считающие себя православными, живо интересуются амулетами из восточного зверинца. В прошлом году перед Новым годом в два раза подорожали бананы. Оказывается, наступал год обезьяны. Судя по амулетам, поступившим в продажу в этом году, нас ожидает подорожание курятины. Может быть, пора перестать обращать внимание на всех этих «крокодилов, бегемотов и веселлых попугаев», ведь это откровенное язычество, и возвратиться, наконец, к нашим русским традициям?

Токарев В.И.



В ОЖИДАНИИ СВЕТЛОГО ПРАЗДНИКА.

Подготовка к Рождественским выступлениям.    В преддверии праздника Рождества Христова вся Воскресная школа готовится к этому великому событию. Стало доброй традицией – выступать ученикам со своими театральными постановками в Доме Культуры. Каждый год ребята разыгрывают сценки на Рождественские темы. Большой восторг вызывают эти выступления как и у самих участников, так и у их родителей. Поэтому все дети и учителя стараются подготовиться как можно лучше к этому большому событию. Всем хочется ярких выступлений, чтобы они запомнились на целый год. Репетиции, репетиции, репетиции...Именно поэтому так тщательно отбираются сюжеты будущих сцен, продумывается каждая реплика будущих героев, сочиняются стихи и разучиваются новые песни. К каждому спектаклю необходимы свои декорации и костюмы. Порой они бывают настолько сложны, что выполнить их своими силами практически невозможно. И тогда на помощь к нам приходят дорогие взрослые. Хочется поблагодарить всех, кто принимает активное участие в подготовке к нашему празднику. Особенно Репетиция хора.Художественную школу и ее директора Неклюдову Полину Петровну – за их прекрасные декорации, которые выполнены по эскизам наших ребят. Костюмы, которые изготавливаются нашими родителями, бывают настолько профессионально сделаны, что в них можно выступать даже на большой сцене. И дети всегда с большим удовольствием играют в них разные роли, дорисовывая костюмами свой сценический образ. В этом году мы не стали отступать от традиций, и вновь каждый класс Воскресной школы внесет свою лепту в праздничную программу. Она обещает быть разнообразной и интересной, поэтому мы приглашаем всех желающих посетить наш праздник.

И.В.Потапова



ПРАЗДНИКИ ВОКРУГ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    С какой радостью мы встречаем праздник Рождества Христова! Будто гостя дорогого ждем мы к себе в великий день. И Святая Церковь наша спешит приготовить нас к достойной встрече этого дня. Она знает, что для Господа всего дороже чистая душа, и потому установила 40-дневный пост, чтобы мы оглянулись на себя, осмотрели свою душу и сердце: нет ли в них (а как не быть!) греховной нечистоты, и заблаговременно очистили себя постом, покаялись и причастились. Но Церковь знает, что мы ленивы на покаяние и потому еще задолго до праздника с самого начала поста дает вкусить всю сладость предстоящего духовного торжества и возбуждает нас песнопением: «Христос рождается - славите! Христос с небес - срящите! Христос на земли - возноситеся!» И как отрадно бывает на душе, когда на праздник Введения впервые услышишь это «Христос рождается». Как бы издали повеет на тебя небесным благоуханием сего доброго и светлого торжества!
    Но вот пост приближается уже к концу. И как воспоминание о том, что обетование о пришествии в мир Спасителя было дано Богом еще Адаму и Еве, и долгие века люди ожидали осуществление этого обещания, Рождеству Христову предшествует Неделя святых Праотец и следующая за ней Неделя святых Отец. В эти дни вспоминаются те, кто ждал Христа и не дождался в своей земной жизни, те, которые не приняли исполнения обетования, но образовали непрерывную цепь ветхозаветных праведников, ожидавших пришествие Мессии. Церковь вспоминает всех ветхозаветных патриархов, от Адама до Иосифа Обручника, и всех ветхозаветных праведников, оправдавшихся верой в грядущего Мессию. В песнопениях Церкви они перечисляются поименно: «Праотцев собор, празднолюбцы, приидите, псаломски да восхвалим: Адама праотца, Еноха, Ноя Мельхиселека, Авраама, Исаака и Иакова, по законе Моисея, и Аарона, Иисуса и Самуила, и Давида, с нимиже Исайю, Иеремию, Иезекииля, и Даниила, и дванадесять, купно Илию, Елисея и вся, Захарию и Крестителя, и проповедавшия Христа, жизнь и воскресение рода нашего».
    Перед нами как бы развертывается дивная картина всего ветхозаветного домостроитеьства Божия, вспоминается все, что сделано было Богом для приготовления людей к принятию Спасителя. И если до Рождества Христова Церковь вспоминает о тех, кто ждал Христа, но не мог увидеть Его, то по Рождестве Христовом празднуется память тех, кто встретил Спасителя, увидел торжество пришествования обетованного Мессии, воплощении чаяния народа израильского и всего мира.
И первой вспоминается, конечно, Пресвятая Богородица. 26 декабря по старому стилю, 8 января по новому празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Достойной и праведной именуется Пресвятая Дева Мария, благословенная в женах, ибо к ней через Ее Сына обращается обетование Божие Аврааму и Давиду, о Нем же имели благословиться все народы земли. Достойно и праведно ублажать Ее как избранную Богоотроковицу, послужившую тайне соединения Божества с человечеством.
    На следующий день, 27 декабря по старому стилю празднуется память Праведного Иосифа Обручника, который был назначен хранителем Пречистой Девы, он первый встретил рождение в мир Сына Божия, а затем помогал укрыться Богомладенцу и Его Пречистой Матери в Египте, а вернувшись вновь в Израиль был свидетелем детских лет Христа, и заботился о Них по мере сил, зарабатывая на пропитание святого семейства скромным ремеслом плотника. В этот день Церковь совершает также память св. ап.Иакова, брата Господня, старшего сына Иосифа Обручника от брака с Соломонией, который сопровождал святое семейство при бегстве в Египет. Он же, по преданию, единственный из сыновей Иосифа разделил со Христом то небольшое наследство, которое досталось ему от отца. В дальнейшем, будучи епископом города Иерусалима, он почитался праведным не только среди христиан, но и среди иудеев, не принявших Христа, и первым из апостолов принял мученическую кончину, сброшенный с одного из крыльев храма.
    1 января по старому стилю, 14 января по новому, Святая Церковь празднует Обрезание Господне. Сын Божий, сделавшись Сыном Пресвятой Девы Марии, благоволил подвергнуть Себя обрезанию, получив имя Иисус, нареченное Ему ангелом еще до зачатия. Праздник Обрезания, установленный в честь событий на границе Нового и Ветхого Завета совпадает с Новым годом по юлианскому календарю, что очень символично. Богомладенец Христос исполняет предписания Ветхого Завета, отдавая дань ветхозаветному закону, завершая дохристианскую эпоху человеческого бытия, ибо с рождением в мир Христа началась новая эра, установлен Новый Завет, воплощаемый в жизнь новозаветными святыми и праведниками, представителем которых, несомненно, является один из величайших святильников Новозаветной Церкви - Василий Великий, память которого празднуется в этот же день.

Н.Лапшин



КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ.

    Сегодня мы продолжаем говорить о новых поступлениях литературы в библиотеку и книжную лавку нашего прихода.
Книга "Маршал Жуков мой отец"Поступили воспоминания дочери маршала Г.К.Жукова «Маршал Жуков – мой отец». В этой книге Мария Георгиевна, вспоминая о своем отце с теплотой и любовью, пишет о нем с позиции православного верующего человека. Приводятся воспоминания сослуживцев прославленного маршала и многих близких ему людей, любящих и уважающих Жукова.
    Имя Жукова долгое время почти не употреблялось в прессе и на телевидении, немногие знают, что он дожил до 1974 года и оставался верен себе и в послевоенные годы, в «опале» был мужественным и сердечным человеком. Думается, что эта небольшая прекрасно изданная Сретенским монастырем книга будет интересна многим.
Поступил «Православный катехизис» епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского). Эта книга написана в 50-е годы ХХ века и адресована к русским эмигрантам и молодым французам, обращавшимся в православие. Но надо сказать, что мы с вами, дорогие читатели, выросшие в православной когда-то стране, подчас еще меньше знаем о нашей вере, чем иностранцы и иноверцы, и изложение основ православного вероучения будет полезно многим, особенно молодым.
Книга "Князь Владимир"    Расскажем немного о книгах для детей. Поступили книги из серии о русских святых, прекрасно изданные и с красочными рисунками «Князь Владимир» и «Александр Невский». Книга «Князь Владимир» повествует о святом равноапостольном князе Владимире – крестителе Руси, о его жизни и о том, как приняли христианство наши предки. В наше время, когда дети так плохо знают историю, православные родители должны заботиться о приобретении исторических книг. Эти книги есть и в библиотеке, так что если нет возможности купить их, то прочитать, взяв на время, сможет любой, кто пожелает.
Книга "Чудесная свечка"    Также можно порекомендовать для детей «Чудесную свечечку» Елены Михаленко. Книга рассчитана на детей среднего школьного возраста. В этой небольшой по объему книге собраны несколько рассказов, повествующих о присутствии Бога в жизни людей. Книга в простой и занимательной форме говорит о необходимости молитвы и добрых дел в жизни христианина.
    На сегодня это все. В следующем номере мы продолжим рассказывать о новых поступлениях церковной литературы на нашем приходе.

Л.П.Антипова

 


Рождественский стол.

    Рождественский стол – непременный атрибут рождественских праздников. Конечно, не самый главный. Главным в любом православном празднике является богослужение. В нашем храме Рождественское богослужение совершается обычно ночью и продолжается до 4-5 часов утра, что, конечно, увеличивает его торжественность и приближает наше восприятие праздника к евангельским событиям – Рождество Христово более двух тысяч лет назад произошло тоже ночью. И мы идем к рожденному Богомладенцу, как некогда разбуженные Ангелами пастухи и мы радостно внимаем торжественному «Слава в Вышних Богу…», как некогда слушали ангельское пение пастыри из Вифлеема, первыми узнавшие весть о пришествии в мир Спасителя мира, долгожданного Мессии.
     Но вот праздничное богослужение закончено и наступает разговение. На столе скоромные продукты, вкус которых мы немного подзабыли. Что же мы, дорогие хозяйки, вернувшиеся из храма (ведь в храм ходят в наше время все больше женщины), приготовим для себя и своих домочадцев?
    Конечно, каждый готовит в соответствии со своими вкусами и возможностями, но мы все же рискнем предложить вам несколько блюд для Рождественского стола.
    Сначала самые общие рекомендации. Обязательно нужно приготовить какое-нибудь первое блюдо типа супа, чтобы безболезненно перейти к скоромной пище, и не нужно в первые дни увлекаться колбасами и копченостями. Итак, что на первое?
    Можно порекомендовать суп или щи из курятины или говядины, не особенно жирные. Приготовить их нужно, конечно, заранее, чтобы придя из храма лишь разогреть уже готовое блюдо. Конечно, можно сварить просто бульон, приправить его овощами и специями, но тогда придется испечь к нему пирожки, а ведь канун Рождества – сочельник – день строгого поста, когда не только не едят, но и не пьют до вечера, поэтому бульон с пирожками лучше отложить до святок.
    В качестве закуски можно предложить заливное из языка. Язык (говяжий или свиной) тщательно моют и варят в течение 2-х (свиной) или 3-х (говяжий) часов на маленьком огне. В конце в выкипевший бульон можно добавить мясной бульон из курицы или говядины, и обязательно добавляют уже в самом конце лук кольцами и морковь, вырезанную фигурками, а также соль, перец, лавровый лист и другие пряности, которые любят в вашем доме, и дают покипеть 10 минут. После этого вынимают язык и кладут его в холодную воду. Бульон (по желанию) процеживают и добавляют в него заранее (примерно за полчаса) замоченный в холодной воде желатин (1-2 пакетика). Бульон с желатином доводят, помешивая, до кипения, но не кипятят, и отставляют в сторону.
    Язык очищают от верхней кожицы, после пребывания в холодной воде она отходит легко, и нарезают тонкими ломтиками. Ломтики красиво раскладывают на не очень глубоком блюде и заливают подготовленным бульоном. Вилкой аккуратно выкладывают лук и ломтики моркови, чтобы все выглядело красиво. Когда бульон немного остынет, блюдо ставят в холодильник до разговения.
Еще одна закуска – рулет из голов. Эта закуска готовится из свиной, говяжьей или бараньей головы. Со свиной головы срезаются жирные края (их можно посолить с солью, чесноком и перцем – на святках отличная закуска) и голова рубится большими кусками, язык откладывается на заливное. 1/2 часть говяжьей головы (или 1 баранья голова) рубится на куски (язык тоже откладывается на заливное) и все вместе заливается водой и варится на медленном огне 1,5-2 часа до готовности, пока мясо не будет отделяться от костей. В конце за 15-20 минут добавляют соль, лук, морковь и пряности (немного). Бульон процеживают.
    Большой дуршлаг выкладывают марлей и на него укладывают сначала отделенные от костей куски свиной головы кожей к марле, жирком внутрь. Свинину посыпают перцем, мелкорубленым чесноком, приправляют молотым мускатным орехом и натертой лимонной цедрой, затем укладывают куски вареной говяжьей или бараньей головы, также пересыпая их душистыми добавками. Сверху тоже укладывается кусок свинины.
Марля завязывается узлом, и дуршлаг ставится на кастрюлю под пресс (полная бутылка из-под фруктовой воды) в прохладное место (лучше в низ холодильника) на сутки.
     Понятно, что эта закуска готовится не на кануне Рождества, а за день. Можно готовить и раньше, но тогда придется хранить ее до праздника на морозе.
Перед подачей на стол марля развязывается и прессованное мясо готово, нужно лишь нарезать его на куски. А из оставшегося бульона можно сварить щи из квашеной капусты.
    Надеемся, что наши блюда придутся на вкус нашим прихожанам. Впрочем, если человек постился весь пост, любая скоромная пища покажется вкусной и новой. Остается только пожалеть людей, которые не постятся. При всех других преимуществах поста им даже незнаком вкус скоромных продуктов при разговении, а это является таким приятным дополнением православных праздников.

Л.П.Антипова


 


НАШ КРОССВОРД.

Кроссворд

По горизонтали:
1. Какой праздник празднуется 7 января?
3. Город, в котором родился Младенец Христос.
5. Что послужило Младенцу вместо колыбели?
10. Один из даров восточных мудрецов.
11. Кто первым узнал о рождении Христа?
16. Какой дар принесли как драгоценное масло?
17. Город, в котором был издан приказ о переписи населения.
18. День, предшествующий празднику называется...
20. Что предсказало волхвам о рождении Иисуса Христа?

По вертикали:
2. Восточный мудрец.
3. Мать Иисуса Христа.
6. Место, где родился Христос (устар.).
7. ... Обручник.
8. Божий вестник.
9. Откуда пришли в Вифлеем Иосиф и Мария?
12. Сколько восточных мудрецов пришло поклониться Христу?
13. Какой царь хотел убить Младенца?
14. В какую страну бежали от царя Ирода Иосиф и Дева Мария с Младенцем?
15. Другое название Рождественского поста.
16. Как называется празднество с 8 по 17 января?
19. Где родился Младенец?

Кроссворд составила Портнова Анастасия, ученица 5 класса Воскресной школы при Троицком приходе.



ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=132175&im=4&r="+escape(document.referrer)+"&pg="+ escape(window.location.href); document.cookie="hotlog=1; path=/"; hotlog_r+="&c="+(document.cookie?"Y":"N"); hotlog_js="1.1";hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N") hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+'x'+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))? screen.colorDepth:screen.pixelDepth) hotlog_js="1.3" hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write("HotLog") Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paraskeva
Отписаться

В избранное