Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Вопросы библеистики". Ресурс для самообразования


Информационный Канал Subscribe.Ru


“Вопросы библеистики”

ресурс для самообразования




Проф. А. А. Алексеев

Библеистика в Санкт-Петербургском Государственном Университете

© журнал "Церковный вестник", №8-9, 2003

ТВ 1995 году профессор Ульрих Луц (Ulrich Luz, Universitaet Bern), один из президентов Societas Novi Testamenti Studiorum (Society of New Testament Studies), выступил с инициативой создания двух богословских библиотек в Восточной Европе. Одна из них была размещена на Богословском факультете Софийского университета, который возник после вхождения в 1990 году Софийской Духовной академии в университет на правах факультета. Другой библиотеке не без труда нашлось место на Филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

В отличие от многих европейских и таких восточноевропейских стран как Болгария, Чехия, Румыния государственные университеты в России не допускают в свои стены богословия. Петр I при создании современной системы высшего образования в 1720-е годы оставил нетронутым духовное образование, рассматривая его, по всей вероятности, как часть национально-религиозной традиции. Между тем традиция эта была очень нова: первоначально она сложилась в Киеве при митрополите Петре Могиле (1632-1647) под влиянием европейской схоластической школы и перенесена была в Москву после вхождения Киевской митрополии в Московский патриархат в 1653 году. В либеральную эпоху правления Императора Александра I (1801-1825) была предпринята попытка реформирования духовных школ: в 1819 году в согласии с нею в Санкт-Петербургском университете создана была, и недолгое время существовала кафедра богословия, которую возглавил известный гебраист и библеист протоиерей Герасим Петрович Павский (1787-1863). Светское богословское образование несколько лет было терпимо властью в первые годы после революции 1917 года, когда усилиями религиозно мыслящей интеллигенции и профессоров Духовных академий, оставшихся без мест вследствие закрытия в 1918 году всех четырех Духовных академий России, в Москве и С.-Петербурге были созданы богословские курсы и даже Богословский институт.

В последнее десятилетие XX века в условиях перестройки в крупных городах возникло немало частных или общественных светских религиозных заведений. Но государственные университеты, обладающие лучшими педагогическими кадрами, прекрасными образовательными традициями и библиотечными фондами, все еще воздерживаются от того, чтобы открыть свои двери религиозным дисциплинам. Дело осложняется тем, что в советскую эпоху в университетах появились кафедры «научного атеизма», некоторые сотрудники которых вполне добросовестно занимались изучением социологии религии, сравнительным религиоведением, но общее направление этих кафедр было воинственно безбожным. В эпоху перестройки они стали называться кафедрами религиоведения и проявили посильное старание освободиться от тяжкого наследия официального атеизма.

Совсем недавно Министерство высшего образования утвердило образовательный стандарт «теология», который, однако, почти полностью совпал с появившимся на десятилетие раньше стандартом «религиоведение», что отражало, конечно, старый уровень понимания проблем христианского образования и объяснялось желанием согласовать стандарт обучения с многоконфессиональностью страны, почему предложенный стандарт удовлетворяет потребностям христианского богословия, а равным образом иудаизма, мусульманства и буддизма. Новый стандарт поставил кафедры религиоведения в положение злейших противников введения христианского богословия в университетское образование.

Поскольку, как говорилось, система образования при Петре I разделилась на две формы - европейскую для университетов и псевдо-национальную для религиозных школ, - общественное сознание России твердо держится убеждения, что христианское богословие является специально церковной дисциплиной, столь же «профессиональной» областью знаний духовенства как отправление служб и треб. Отчасти и сама Церковь способствовала закреплению такого представления из опасения профанации священных знаний, что действительно могло создать угрозу ее существованию в эпоху коммунистического правления.

Охарактеризовав эти ставшие традиционными социальные воззрения, все еще препятствующие развитию христианского просвещения в России, мы возвращаемся к непосредственному предмету нашего сообщения.

Члены Societas Novi Testamenti Studiorum охотно поддержали инициативу Ульриха Луца, так что Обществом был создан Восточноевропейский комитет, в ведение которого поступили заботы о двух названных библиотеках. На сегодня членами комитета являются Peder Borgen (Норвегия), James D.G. Dunn (Великобритания), Georgos Galitis (Греция), Ivor H. Jones (Великобритания), Hans Klein (Румыния), Ulrich Luz (Швейцария), Vasile Mihoc (Румыния), David Moessner (США), Karl-Wilhelm Niebuhr (Германия), Petr Pokorny (Чехия), Vernon Robbins (США), Karl O. Sandnes (Норвегия), Giuseppe Segalla (Италия), Thomas Soeding (Германия), Lauri Thuren (Финляндия), Sjef van Tilborg (Голландия), Petros Vassiliadis (Греция), Jim Voelz (США). Все это хорошо известные ученые, специализирующие в области библейского богословия. Библиотеки представлены в Комитете Иваном Димитровым, деканом Богословского факультета Софийского университета, и автором этих строк со стороны Санкт-Петербургского университета. Первоначальный план состоял в образовании богословских библиотек, но перед лицом почти необъятного моря богословской литературы было решено сузить задачи и сосредоточиться на библейской тематике. Финансовая помощь была получена от многих организаций, среди них прежде всего следует с благодарностью назвать Volkswagen Foundation (Hannover), Alfred Krupp von Bohlen und Halbach Foundation (Essen), Foundation for Historical and Ecumenical Theology (Bern), Theological Seminary (Prinston). Большинство немецких, голландских, бельгийских и английских издательств, специализирующихся на публикации книг по библеистике, дали скидку в 50 % стоимости на книги, приобретаемые для этих двух библиотек.

К концу 2002 года петербургская Bibliotheca Biblica насчитывала уже около 7 тысяч книг главным образом на немецком языке. Поступление новых книг продолжается непрерывно, и можно надеяться, что через пять лет их количество удвоится. Однако уже сегодня библиотека приобрела известность и определенное значение в нашем городе. Если численно она несопоставима с библиотекой Санкт-Петербургской Духовной академии, которая стала складываться в начале XVIII века и, несмотря на понесенные в XX веке потери, насчитывает более 200 тысяч книг, то качественное своеобразие ее очевидно. В библиотеке представлены с исчерпывающей и систематической полнотой все главные серии комментариев на Св. Писание и большая часть научной литературы по библеистике в изданиях 1990-х годов, такого рода литература встречается лишь случайно в виде разрозненных томов в прочих библиотеках города и страны. Вследствие этого многие студенты Духовной академии при написании дипломных работ обращаются к этой библиотеке. Кроме того, библиотека передает некоторые тома, представленные двумя экземплярами в ее фонде, Духовной академии на основе адекватного обмена. Например, именно таким путем удалось приобрести греческий Новый Завет с текстом церковного типа (Textus receptus), как кажется, полностью вытесненный с мирового книжного рынка изданиями Объединенных Библейских обществ - Nestle-Aland и Greek New Testament. Особый отдел в составе библиотеки образует фонд профессора J. Weise (Jena), поднесенный в дар через профессора K.-W. Niebuhr'a; ценность его заключается в том, что он содержит подборку классических немецких работ по библеистике XX века.

Книги - это материализованные знания многих и многих поколений, но они же и материализованная воля. Так в 2000 году на Филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета началось систематическое чтение лекций по библеистике для студентов факультета. За два года в целом была составлена и отработана программа, и в 2002 году впервые сделан набор студентов на специальность «Библейская филология». Срок обучения на этой специальности составляет 5 лет (10 семестров), программа ее включает в себя следующие предметы.

Языки: Современные европейские языки (9 семестров по 3 и 2 занятия в неделю); Древнееврейский язык (8 семестров по 3 и 2 занятия в неделю; начиная с 5-го семестра, чтение Ветхого Завета с экзегетическим разбором); Древнегреческий язык (8 семестров по 3 и 2 занятия в неделю; начиная с 5-го семестра, чтение Септуагинты и Нового Завета с экзегетическим разбором); Арамейский язык (2 семестра); Сирийский язык (2 семестра); Коптский язык (2 семестра); Новогреческий язык (2 семестра); Церковнославянский язык (2 семестра); Латынь (2 семестра); при возникновении необходимости может быть предложено обучение армянскому и грузинскому языкам.

Литература: Литература древнего Востока (2 семестра); Классическая еврейская литература (2 семестра); Древняя греческая и римская литература (1 семестр); Древнерусская литература (1 семестр); История литературы европейских стран (6 семестров); История русской литературы (4 семестра); Русская религиозно-философская литература XIX-XX веков (2 семестра).

Специальные предметы: Введение в библеистику (1 семестр); История древней Церкви (2 семестра, трактуется расширительно до раскола 1051 года); История Православия (2 семестра, обзор истории восточно-христианских Церквей); Введение в Св. Писание (2 семестра); Введение в библейское богословие (2 семестра); Библейская герменевтика (2 семестра); Патристика (2 семестра, толкуется расширительно до XIV века включительно); Литургика (2 семестра, история становления литургических форм и жанров); Древние версии Св. Писания (2 семестра); История церковно-славянской Библии (2 семестра); Европейские переводы Библии (2 семестра). Греческая палеография (1 семестр); Библейская текстология (1 семестр); курсы и семинары по отдельным библейским книгам; спецкурсы по истории католицизма и Реформации.

Общеобразовательные историко-филологические предметы: Русская история (2 семестра); Культурология (1 семестр); История философии (2 семестра); Европейская философия ХХ века (1 семестр); Философия языка (1 семестр); Теория языкознания (2 семестра); Введение в теорию литературы (1 семестр); Введение в фольклористику (1 семестр); Логика (1 семестр); Информатика (1 семестр).

Как видно, программа крайне насыщенна и разнообразна. В общем и целом она составлена в русле отечественной университетской традиции, которая уделяет преобладающее внимание лекционной и семинарской работе студентов с преподавателями, оставляя меньше времени для самостоятельной работы в библиотеках. Традиция эта сложилась еще в XIX веке в условиях нехватки основной и учебной литературы, дефицит которой в некоторых гуманитарных областях еще резче обозначился в XX веке. У традиции есть большие достоинства; она, например, обеспечивает сравнительно высокий уровень общепрофессионального образования и «интеллигентности» выпускников университета, их интерес к теоретическим и мировоззренческим вопросам. Расширению кругозора служат обширные курсы по истории европейской и русской литературы, преподаванию которых Филологический факультет всегда уделял исключительно серьезное внимание. Получив такую подготовку, выпускники легко становятся преподавателями высших учебных заведений и учителями школ. Но в сферах прикладной работы им часто не достает навыков практической организации труда, владения «технологическими» приемами. В нашем случае вопрос об учебной литературе и пособиях приобретает особую остроту, поскольку старая предреволюционная литература безнадежно устарела, а новая еще не создана. Естественно, что такое положение дел накладывает особую ответственность на преподавателей, так что Bibliotheca Biblica становится главным фактором успеха всего начинания, центром по переводу классических европейских трудов и составлению оригинальных пособий.

Лучше всего решается сегодня вопрос о преподавании библейских языков, ибо еще в XIX веке здесь - в Институте востоковедения Российской Академии наук и на Восточном факультете университета - сложилась мощная школа востоковедения. Кроме того, исключительно благоприятным обстоятельством является наличие прекрасных собраний греческих и славянских рукописей в Российской Национальной (бывшей Императорской Публичной) библиотеке. Сколь ни скромно значение славянской версии для изучения оригинальных текстов Нового Завета и Септуагинты, она нуждается в систематической разработке, что должно стать делом университетской библеистики. Мы думаем, что подход к изучению Библии через «национальную» версию будет весьма плодотворен во всех отношениях. Характерным для нашего подхода является также рассмотрение библейского текста в литургическом контексте, т. е. в условиях его подлинного функционирования в Церкви. Этим обусловлен повышенный интерес, проявляемый сегодня и зрелыми учеными, и научной молодежью, к историко-литургическим вопросам. Как раз здесь славянская традиция имеет большее значение, ибо время ее возникновения в конце первого тысячелетия христианской эры было эпохой бурного литургического творчества и в Константинополе, и в Риме.

Скромнее прочего в программе представлены церковно-исторический, историко-догматический и собственно богословский разделы, что связано с требованиями филологического образования, в которое встроена библеистика. Кроме того, сегодня мы еще не имеем достаточно подготовленных специалистов, равно как источников в библиотеке, чтобы обеспечить эти разделы полноценным преподаванием.

К числу все еще не преодоленных трудностей относится традиционно больной вопрос о финансировании обучения. Согласно сегодняшним либеральным условиям, Министерство высшего образования дает университетам большую свободу в выборе программ и направлений, однако полностью устраняется от финансовой помощи при создании новых направлений.

Нужно заметить, что гуманитарное образование обладает сегодня весьма большой привлекательностью для российской молодежи, что позволило факультету принять в 2002 году на первый курс не только 250 человек, на которых отпущен министерский бюджет, но еще такое же количество студентов, которые сами оплачивают свое обучение. Эта плата довольно велика по сравнению со средним доходом в нашей стране; превышая 2 000 долларов в год, она рассчитана на сравнительно узкий круг лиц с высокими доходами. В сферу их интересов входит изучение иностранных языков, прежде всего английского, менеджмента, информатики и социологии. Естественно, что библеистика не относится к тем профессиям, которые обеспечивают высокие доходы. Поэтому не увенчалась успехом попытка Филологического факультета обязать желающих изучать эту дисциплину оплачивать свое образование. Поиски спонсоров среди отечественных меценатов результатов пока не дали, и финансирование библеистики целиком и полностью легло на плечи Филологического факультета; оно осуществляется за счет экономии средств на других программах и направлениях. Понятно, что это крайне острый вопрос для всего факультета.

Можно быть уверенным в том, что будущие выпускники легко найдут применение своим знаниям. Преодолевая множество трудностей, религиозное образование получает сегодня крайне широкое распространение в России. Но его тормозят финансовые проблемы, и еще больше отсутствие подготовленных кадров; в некоторых религиозных школах среднего уровня Библия вообще не преподается. Две Духовные академии в Москве и С.-Петербурге и многочисленные семинарии Русской Православной Церкви не могут пока взять на себя помощь внецерковным школам. Что касается школ иных христианских конфессий в России, то их деятельность все еще носит камерный характер и не оказывает влияния на общее положение дел. Именно поэтому университет должен взять на себя решение этого вопроса. Наш подход к библеистике не ограничивается одними академическими интересами, мы остро чувствуем, в какой мере переживаемые сегодня социальные трудности связаны с недостатками христианского просвещения в нашей стране. Сформулированная Русской Православной Церковью социальная доктрина открывает широкий путь взаимодействия академической и университетской науки с конфессиональными общинами, тогда как филологическая любовь к слову находит свое высшее воплощение в обращении к Слову Божию.



Обсудить публикуемые в рассылке статьи, иные темы, запросить дополнительные материалы Вы можете в специальной email-конференции "Вопросы библеистики", ресурс для самообразования. Для подписки отправьте пустое письмо в адрес sbible-subscribe@yahoogroups.com и подтвердите (Reply) пришедший запрос.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное