Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века Выпуск 9
Добрый день, друзья!
Как мы уже с вами знаем из прошлого выпуска, Патриарх Тихон считал "Православные Русские Церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до восстановления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом"...
Для дальнейшего разговора нам необходимо хотя бы очень коротко, парой-тройкой предложений сказать о том положении, в котором Русская Церковь оказалась к 1921 году. В последующих выпусках, на примерах конкретных канонических документов, мы поговорим об этом более подробно. А сейчас лишь скажем, что
в 1921 году в Сербском местечке Карловицы состоялся Собор, положивший начало расколу Русской Церкви на две части, в последствии названные Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) и Церковью Московского Патриархата (РПЦ-МП).
Как это получилось? Из истории нам известно, что в результате поражения Белой Армии в гражданской войне (1919-1920 годы) из России вместе с уцелевшими остатками армии эмигрировали много священников в самых высоких чинах. В их числе был Антоний Храповицкий, будущий глава РПЦЗ. Он создает Временное Церковное Управление (ВЦУ), а вскоре созывает тот самый Карловацкий (или "Карловицкий") Собор и становится его Председателем. Патриарх Тихон благословляет созыв Собора. Однако вскоре после этого, узнав о том, что
Собор принимает ряд постановлений политического характера (тем самым нарушив Послание Патриарха Тихона "о невмешательстве в политическую борьбу"), Тихон выносит следующую резолюцию: "Собор закрыть, а за постановлениями Карловицкого Собора не признавать канонического значения..."
Тем не менее, Зарубежная Церковь ведет свое начало именно от Карловацкого Собора. Нам пока еще очень рано давать какую-либо оценку этому обстоятельству, мы всего лишь пытаемся разобраться в этой очень непростой канонической ситуации. И поможет нам в этом дальнейшее занкомство с Актами Патриарха Тихона. Итак, давайте продолжим чтение...
1921 (лето).
Воззвание Святейшего Патриарха Тихона "К народам мира и к православному человеку" по поводу голода в России
Воззвание Патриарха Московского и всея России Тихона о помощи голодающим
Величайшее бедствие поразило Россию. Пажити и нивы целых областей ее, бывших ранее житницей страны и уделявших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обезлюдели, и селения превратились в кладбища непогребенных мертвецов. Кто еще в силах, бежит из этого царства ужаса и смерти без оглядки повсюду, покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описанию, и многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора. Уже и сейчас нет счета жертвам,
унесенным бедствием. Но в ближайшие грядущие годы оно станет для всей страны еще более тяжким: оставленная без помощи, недавно еще цветущая и хлебородная земля превратится в бесплодную и безлюдную пустыню, ибо не родит земля непосеянная, и без хлеба не живет человек.
К тебе, Православная Русь, первое слово Мое:
Во имя и ради Христа зовет тебя устами Моими Святая Церковь на подвиг братской самоотверженной любви. Спеши на помощь бедствующим с руками, исполненными даров милосердия, с сердцем, полным любви и желания спасти гибнущего брата. Пастыри стада Христова! Молитвою у престола Божия, у родных Святынь, исторгайте прощение Неба согрешившей земле. Зовите народ к покаянию: да омоется покаянными обетами и Святыми Тайнами, да обновится верующая Русь, исходя на Святой подвиг и, его совершая, - да возвысится он
в подвиг молитвенный, жертвенный подвиг. Да звучат вдохновенно и неумолчно окрыленные верою в благодатную помощь свыше призывы ваши к Святому делу спасения погибающих. Паства родная Моя! В годину великого посещения Божия благословляю тебя: воплоти и воскреси в нынешнем подвиге твоем светлые, незабвенные деяния благочестивых предков твоих, в годины тягчайших бед собиравших своею беззаветною верой и самоотверженной любовью во имя Христово духовную русскую мощь и ею оживотворявших умиравшую Русскую землю
и жизнь. Неси и ныне спасение ей, - и отойдет смерть от жертвы своей.
К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой:
Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос Мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь немедля! На щедрую, широкую, нераздельную помощь!
К Тебе, Господи, воссылает истерзанная земля наша вопль свой: "пощади и прости". К Тебе, Всеблагий, простирает согрешивший народ Твой руки свои и мольбу: "прости и помилуй".
Во имя Христово исходим на делание свое: "Господи, благослови".
Тихон, Патриарх Московский и всея России.
1. Воззвание: Листовка. 1921.
2. ВведенскийА. Церковь и государство. М., 1923.
1921.
Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на прошении, поданном польским поверенным в делах в Москве, о даровании прав автокефалии Православной Церкви в Польше
Священные каноны нашей Церкви предусматривают автокефалию для отдельных самостоятельных народов. Если бы польский народ, получивший недавно суверенность, был православным и просил об автокефалии для себя, Мы бы ему в этом не отказали, но давать автокефалию для разноплеменных православных, проживающих в пределах Польского государства на положении национальных и религиозных меньшинств, Нам не позволяют ни здравый разум, ни священные каноны. Что возможно, то Мы уже дали православным в Польше - широкую поместно-церковную
автономию.
Документы о польской автокефалии, 1919-1926.
04(17)11.1921.
N 1575. Послание ("декрет") Святейшего Патриарха Тихона о недопустимости нововведений в церковно-богослужебной практике
...Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви... При таком отношении... пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и преданий церковных ...
Божественная красота нашего истинно-назидательного в своем содержании и благодатно-действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должна сохраниться в Св. Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее Ее достояние...
1. Учение Православной Церкви о священном предании и об отношении ее к новому стилю. Почаев, 1934.
2. Введенский А. Церковь и государство. М., 1923.
3. Труды Первого Всероссийского съезда или собора Союза Церковного Возрождения. Торопец, 1925.
1921.
Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на отношении наркома юстиции Курского о деятельности Карловацкого Собора
Собор закрыть, а за постановлениями Карловицкого Собора не признавать канонического значения, ввиду вторжения его в политическую область, ему не подлежащую. Материалы заграничного Собора затребовать, чтобы судить о степени виновности участников Собора.