Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой Позолота и красочный слой.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ПОЗОЛОТА И КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ.

Если некоторые части иконы — фон, венчик, оплечья, поручи и др. детали предполагается позолотить, то это можно выполнить и до нанесения красочного слоя, и после.

По порядку работы сначала будет сказано о способе золочения до живописи.

МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ.

ЛАКИ:

Масляный лак, поступает в продажу в жестяных банках или в бутылках. Масляный, морданный лак, бывает в продаже фабричного производства или варится самими специалистами — позолотчиками. Перед масляным лаком он имеет некоторые; преимущества: сохраняет способность брать золото в течение 12 часов  после готовности к делу, и дает более блестящую золоченую поверхность.

Шеллачный  лак. Так как грунт готовой доски по своей пористости способен сильно впитывать масляный лак. не оставляя на поверхности левкаса нужной клеящей пленки, поверхность левкаса закрепляется предварительно в местах, подлежащих позолоте, этим шеллачным, спиртовым, быстро сохнущим лаком. Перед употреблением его необходимо взбалтывать, так как частички шеллака оседают на дно

ЗОЛОТО. Для позолоты фонов, нимбов и др. деталей иконы требуется так называемое «сусальное золото», — «желтое» или «червонное». Существует еще «зеленое» золото с холодноватым оттенком. В данном случае оно не годится Зеленое золото стали применять, когда вошло в употребление так назызваемое «твореное золото», (в XVII в.), им расписывали разноцветные драпировки, прокладывая по холодным колерам — зеленое золото, по теплым  желтое.

ПОДУШКА. На крупные детали икон, например — фона, листочки золота накладываются прямо с книжки. Для золочения мелких деталей, листочек золота предварительно выкладывается на специальную замшевую подушку, на которой он разрезается острым ножом на кусочки нужной величины, а отсюда каждый кусочек переносится при помощи «лапки» на надлежащее место.

Подушку приготовить не трудно. Берется кусочек фанерки или тонкая ровная дощечка прямоугольной формы — 15х20 см. (можно немного больше и меньше). По размеру дощечки подбирается кусочек меха, лучше замши который и прибивается мелкими гвоздиками с трех сторон к обрезам дощечки мездрою кверху. Открытой оставляется одна из больших сторон. Через нее ножом, по возможности равномерно, до отказа засовывается вата, после чего забивается гвоздиками и эта сторона.

НОЖ. Для разрезания золота существуют специальные ножи, у которых длинная (как у столового ножа) режущая часть заточена с обеих сторон. За неимением такого ножа можно пользоваться скальпелем. При разрезывании зелота нож следует держать не перпендикулярно к поверхности подушки, а наклонно. по диагонали, что предо­храняет - замшу подушки от разрезов.

ЛАПКА. Кусочки разрезанного золота берутся с подушки лапкой. Для изготовления такой лапки пользуются мехом, у которого волос более или менее упругий и длинный (4-5 см). Обычно употребляется кончик хвоста белки. Волос меха расправляется веером, и в центре наклеивается кусочек картона. Иногда,  для удобства, к лапке приделывается рукоятка.

МАСЛО СЛИВОЧНОЕ ИЛИ ТОПЛЕНОЕ. Сухой волос лапки не возьмет золота оно льнет к маслянистым поверхностям. Перед работой лапкой предварительно слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой„ время от времени легко проводят ею по маслянистой поверхности кисти левой руки, сообщая этим волосу лапки способность прихватывать золото и переносить его на надлежащее место. Руки при этой работе должны сыть совершенно чистыми.

За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином. Если золото кладется на масляный лак, приглаживать его ватой нельзя, так как лак через мельчайшие поры золота просачивается и может захватывать ворсинки ваты. В этом случае золото следует только прижимать чистыми пальцами. Если золочение идет по мордану, золото можно приглаживать кусочком ваты.

ТВОРЕНОЕ ЗОЛОТО. Для расписывания золотом одежд употребляется так наз. твореное золото. Неплохо под руками иметь блюдечко с твореным золотом.

ЗУБОК. Твореное золото, нанесенное, на живопись поверх красок, следует шли­фовать. Без этого оно не имеет свойственного золоту блеска. Для этой цели существуют особые, так называемые «зубки» различной формы, которые представ­ляют из себя гладкие отшлифованные кусочки агата, приделанные к рукояткам. Шлифуя золото зубом, надлежит избегать, по возможности, прикосновения им к красочному слою, чтобы его не повредить,. За неимением такого искусственного зубка, пользуются зубом (клыком) какого-нибудь животного (лучший — волчий).


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.sokolova
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное