Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Sola Scriptura

  Все выпуски  

Sola Scriptura # 1f


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Внимание!
Материал в данной рассылке предназначен для специалистов. Он может оказать воздействие на Ваши религиозные взгляды.
Ознакомление с материалами данной рассылки подразумевает, что Вы прочитали данное предупреждение, осознаете и принимаете на себя ответственность за возможные последствия.
Использование, публикация, размножение, копирование в любом виде материалов данной рассылки осуществляется только с разрешения автора рассылки и автора публикуемого материала.



Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Две новости - плохая и хорошая. Начну с плохой. У меня сгорел монитор. Теперь о хорошем. - Я купил новый.
Продолжаем разговор.
В прошлый раз мы договорились до того, что яхвизм в Иуде до вавилонского пленения представлял собой хенотеистическую форму поклонения. Сегодня мы попытаемся проанализировать те обстоятельства, которые повлияли на формирование монотеистического яхвизма в изгнании. Хотя, опять же, если определять монотеизм как признание существования одного сверхъестественного существа, то я таких религиозных культов не знаю. Что касается мировых монотеистических религий, то в них помимо верховного божества признается существование ряда других сверхъестественных существ - ангелов и демонов.
Может быть кому-нибудь известен религиозный культ с одним-единственным сверхсуществом? Поделитесь.
Однако пора за дело...
Михаил Носов
SolaScriptura@mailru.com


Заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, -
так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне.

(Исаия 66:3-4)


Продолжение

Мы следуем за Шраммом, который полностью отрицает теорию язычников или сторонников "популярной" религии как противников в Трито-Исаие.[69] Альстрем определяет "популярную" религию как ритуалы сельской местности с акцентом на сезонных праздниках. Эти ритуалы не были частью господствующей религии, однако, между обеими существовало взаимное влияние.[70] Форлэндер дает более полное и, по нашему мнению, более четкое определение - "термин "популярная религия" относится к популярным идеям, разработанным израильтянами, относительно деятельности Бога в жизни индивидуума, общины и в природе".[71]
Наше второе предположение - то, что община гола возвратилась домой из изгнания монотеистами. Именно кризисная обстановка вавилонского изгнания способствовала развитию твердого монотеизма в общине.[72] Мы пробуем раскрыть процессы, способствовавшие развитию монотеизма в изгнании.
Гнус отмечает несколько факторов, которые могли определить твердый монотеизм общины гола:

1) Люди были вынуждены самоопределиться перед лицом чужого мира. 2) Этот чужой мир подал новые идеи, которые следовали интеллектуальными траекториями, имевшими начало еще до изгнания. 3) дух и культура были восстановлены из полностью разрушенного старого общества и его ценностей, так, что могли получить выражение новые творческие идеи. 4) угнетенные проигравшие в войне обрели мировоззрение, которое отвергало прежние ценности империи, классовый и религиозный застой.[73]

Мы обрисуем социальные процессы, которые привели общину гола к монотеизму на фоне этих факторов.
(1)В период изгнания персидский зороастризм способствовал монотеистическим тенденциям внутри яхвистского хенотеизма.Какое место занял зороастризм в персидской империи с восшествием Кира на трон? Бойс полагает, что Кир фактически выдвинул себя как защитник зороастризма, что обеспечило ему поддержку сторонников этой восточной религии в Мидии в его восстании против Астиага.[74]
До какой степени зороастризм мог оказать влияние на гола? Ответ очевиден из значимости Кира во Второ-Исаие. Ланг отмечает, что под влиянием зороастризма "иудеи теперь обрели несколько взаимосвязанных учений и обычаев, которые они затем особенно подчеркивали: доктрина создания мира,[75] уникальность Бога и значение законов чистоты и диеты".[76] Мы можем принять правомочность этого заявления в отношении иудеев, которые жили в изгнании в Вавилоне. Однако те, кто оставались в Иуде, вряд ли испытывали влияние зороастризма. По крайней мере, ТИ и Е-Н не дают никакого свидетельства в пользу этого.
(2) Индивидуальные факторы, определенно, играли свою роль. Община гола могла находиться под влиянием известных (Иезекииль) и неизвестных сторонников яхвистского монотеизма.[77] Поскольку мы признаем факт поклонения другим божествам в храме Яхве, мы можем предполагать, что священники этих культов находились среди депортированной элиты. Однако эти священники и другие политеисты[78]/хенотеисты могли оставить общину в изгнании, ассоциировав себя с аналогичными божествами пантеона вавилонян.[79] Их самоустранение от общины автоматически оставило их божества без опоры внутри общины.
Ис 44:9-21, 46:1-7 и Иез 8 - бурная реакция на отступничество и ассимиляцию в изгнании.[80] Для тех, кто были яхвистами, было трудно найти аналогичную замену для своего божества, принимая во внимание, что Яхве представлял собой побежденное божество, которое не смогло уберечь своих людей и свой храм. Приходящий от Синая[81] или Фемана (Авв 3:3) Яхве не имел никаких родственников в Вавилоне (также как и в Палестине).[82] В свете этого, Яхве контрастирует с другими ханаанейскими божествами, которые интегрировались в сеть родственно-семейных отношений.[83] Гнус полагает, что ранняя "изоляция [Яхве] от традиций западно-семитского пантеона могла быть ранними семенами, которые позже разовьются в понятие исключительности Яхве".[84] Поэтому, похоже, что связь между Яхве и ханаанским Элом могла отрицаться или игнорироваться последующими яхвистами, включая тех, которые находились в изгнании.
Трудно сказать, была ли это уникальностью Яхве или что-то еще, которая сохранила яхвистское ядро общины от ассимиляции. Зависило ли членство в общине от поклонения только Яхве или от факта нахождения в изгнании?[85] Иез 14:1, 3 описывает, как некоторые старшины пришли спросить Иезекииля относительно разрешения Яхве поклоняться идолам (вероятно, наряду с поклонением Яхве). Мы не думаем, что это был экстраординарный случай в изгнании. Тот факт, что почти третья часть патронимов лиц с иудейскими именами в Отчетах Мурашу[86] является составными, отдающими дань вавилонским богам, может говорить в пользу рудиментов хенотеистического поклонения Яхве в изгнании.[87] Опять же значение имен Зоровавель (lbbrz - Зеруббабел) и Шешбацар не демонстрирует ревность их отцов по Яхве. Двое из шести ближайших помощников Зоровавеля - Мардохей и Билшан, (Неем 7:7) имели имена, упоминающие Бела-Мардука.[88] Каусс предлагает "относительно нестабильную среду, уязвимую со стороны языческого влияния и синкретизма извне".[89]
Несмотря ни на что, монотеистический яхвизм появился. Мы склонны полагать, что в изгнании имели место два процесса: с одной стороны - ассимиляция иудеев, с другой стороны, - кристаллизация ядра твердых яхвистов, сохраняющих свою национальную и культурную самобытность.[90] Вероятно, оба процесса по нарастающей влияли на друг друга - чем больше росла ассимиляции, тем сильнее реагировала консолидация. Чем сильнее развивалась консолидация, тем большее количество членов, как не удовлетворяющее критериям общины, отделялось для ассимиляции.[91] В конце концов, критерии членства в общине свелись к двум - почитание "только Яхве" и способность доказать иудейское происхождение (Ездра 2:59-63). Второе, вероятно, свелось к доказательству благородного или священнического происхождения (снова Ездра 2:59-63), поскольку потомки слуг и рабов, которые сопровождали своих хозяев в изгнание, вряд ли были в состоянии доказать (а может не были заинтересованы) свое иудейское происхождение или были первыми кандидатами на ассимиляцию.
Возникает вопрос, насколько гола могла контролировать процессы консолидации общины на ранней стадии изгнания? Другими словами, насколько процесс консолидации (и процесс ассимиляции, как его обратная сторона) был искусственным? Мы не думаем, что сохранение религиозной и культурной самобытности был результатом политических или административных мер (например, отлучения или изгнания отступников) в рамках общины. Если это было так, тогда требовались определенного вида правовые предписания или компромиссы между твердым ядром и нестабильной периферией. Жесткость яхвизма, демонстрируемого в ВИ и ТИ, в других пророках периода изгнания, также как в Е-Н, показывает его бескомпромиссный характер (ср. формулу "кроме Меня нет Бога" в ВИ passim). Это дает нам возможность предположить естественный характер дифференцирования общины на монотеистическое ядро и маргинальные элементы, которые позже стали кандидатами на ассимиляцию.


Чтобы вернуться к тексту, нажмите на ссылку

[69]Эта теория предполагает, что "культовые ритуалы, подвергающиеся осуждению в ТИ, никогда не были законными в рамках культа Яхве, или наоборот, что культ Яхве, который включал такие ритуалы, никогда не был законным." - "Opponents," p. 181. Шрамм ссылается на Эллигера, как на защитника этой теории. - Ibid., n. 3, p. 180.
[70]Administration, p. 26.
[71]Vorländer, Hermann "Aspects of Popular Religion in the Old Testament," Popular Religion, Norbert Greinacher and Norbert Mette, (eds.). Edinburgh: T. & T. Clark Ltd, 1986, p. 63.
Форлэндер отмечает, что в древнем Израиле Яхве выполнял две функции, - возвышенного правителя вселенной и повседневного божества.
[72]Gnuse, "Gods," p. 215.
[73]Ibid., p. 227.
[74]"Religion," p. 282.
[75]Со ссылкой на: Smith, Morton "II Isaiah and the Persians," JAOS 83 (1963), pp. 415-421. - Бойс полагает, что "ударение, которое иудейский пророк [Второ-Исаия] делает на концепции Бога-создателя обязана его связям с учениями зороастризма. - "Religion," p. 283. Несколько отрывков во Второ-Исаие, отрицающие зороастрийский дуализм, как, например, Ис 45:7 ("Формирующий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло - Я, Яхве, делаю все эти вещи". - перевод мой) могут рассматриваться как рудименты традиционного (Палестинского) взгляда на Яхве.
[76]Lang, Bernard "No God but Yahweh! The Origin and Character of Biblical Monotheism," Monotheism, Claude Geffre and Jean-Pierre Jossua (eds.), ET by J.G. Cunning. Edinburgh: T. & T. Clark Ltd, 1985, p. 45 (="God").
[77]Ланг предлагает, что среди сторонников монотеизма могли быть отпрыски царского дома Давида. - Ibid., p. 46. Однако это не следует с очевидной ясностью из истории Давидидов.
[78]Общее определение политеизма как "религии, сторонники которой выражают веру в существование и поклонение ряду основных божеств" дает Петерсен. - "Israel," p. 97. Это определение имеет ввиду определенное равенство почитаемых божеств. На деле, на ДБВ не имелось никакого "чистого" или традиционного политеизма, так как каждый пантеон предполагал иерархию богов с главным божеством на вершине власти (Эл - в ханаанейском пантеоне). "Специализация" богов на войне, любви, плодовитости и плодородии, торговле и т.д. также подразумевала определенное неравенство среди них в зависимости от конкретных нужд населения.
[79]Бикерман ссылается на апокрифическое Послание Иеремии как свидетельство искушений для депортированных иудеев следовать другим богам, а не Яхве. - Bickerman, Elias J. "The Babylonian Captivity," The Cambridge History of Judaism, W.D. Davies and L. Finkelstein, (eds.), Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1984, p. 355 (="Captivity").
[80]Sklba, Richard J. "Until the Spirit from on High Is Poured on Us' (Isa 32:15): Reflections on the Role of the Spirit in the Exile," CBQ 46 (1984), p. 12.
[81]Брестед считает Яхве изначально местным божеством вулкана, обитавшим на горе Синай. - Breasted, James Henry The Dawn of Conscience. New-York-London: Charles Scribner's Sons, 1947, p. 351.
[82]Ланг рассматривает вопрос о том, что Ашера из Хирбет эль-Ком и Кунтиллет Ашрут могла быть наложницей Яхве. Опять же, остаются непонятными отношения между Яху и Анат-Яху Элефантина. Мудрость в Притчах 8 выступает как поэтический образ дочери Яхве. - "God," n. 2, p. 49.
[83]Ibid., pp. 46f.
[84]"Gods," p. 196.
[85]Иер 24, кажется, подразумевает второе.
[86]Bickerman, "Captivity," p. 356.
[87]В отношении записей Мурашу Смит отмечает, что почитатели Яхве в изгнании также почитали такие божества, как Нибиб, Бел, Нана, Син, Шамаш. - Parties, p. 89.
[88]Bickerman, "Captivity," p. 356.
[89]Causse, Antonin "From an Ethnic Group to a Religious Community," Community, Identity and Ideology: Social Science Approaches to the Hebrew Bible, Charles E. Carter and Carol L. Meyers, (eds.). Winona Lake: Eisenbrauns, 1996, p. 100.
[90]Форлэндер отмечает, что именно озабоченность гола своей самобытностью с разграничением внешних границ, отделяющих их от окружения в чужой стране, заставило общину начать рассматривать "веру в Яхве как свою давнюю собственность ("Jahweglauben als ihr ureigenstes Gut")". - "Monotheismus," p. 103.
[91]В этой связи мы не можем принять обобщение, предложенное Гнусом, - "Иудеи в изгнании были все еще периферийным народом в центре великой речной цивилизации, поскольку они отказались стать частью общественного устройства Месопотамии, а вместо этого выбрали отделить себя соблюдением священнических законов". - "Gods," p. 213. Мы полагаем, что не все иудеи отказались ассимилироваться. Мы также не исключаем ожесточенные богословские и культурные противоречия внутри общины по поводу официального членства. Вопрос, насколько подробно были разработаны в изгнании священнические законы, чтобы быть руководством в повседневной жизни, является достаточно спорным. Они могли быть только предварительными рекомендациями, скопированными с зороастризма. Однако, мы полностью соглашаемся с Гнусом в плане того, что община гола являлась периферийным обществом.



Продолжение следует

Михаил Носов



На сегодня - все. Привет...


Архив рассылки
http://subscribe.ru/archive/religion.solascriptura/

solascriptura@mailru.com


Эта рассылка лучше всего смотрится в HTML-формате, 1024х768, True Color (32 bit), IE 5.5
В текстовом формате еврейский и греческий шрифты не читаются.


Рассылки Subscribe.Ru
Sola Scriptura



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное