← Апрель 2002 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
6
|
7
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
||
15
|
17
|
18
|
19
|
21
|
||
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.spasi.ru/
Открыта:
03-03-2000
Адрес
автора: religion.spasi-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Новости Православного интернета
Информационный Канал Subscribe.Ru | Новый модный поиск - www.lycos.ru |
Новости Православного интернета
рассылка от 16.4.2002
узла
http://www.spasi.ru/
Высокопреподобные
Отцы!
Многоуважаемые Дамы и Господа!
Для краткости перечисляем только русскоязычные сайты, использованные в последних выпусках: http://www.russian-orthodox-church.org.ru/ , http://www.ntvru.com/ , http://www.rusk.ru/ , http://www.radrad.ru/, http://www.catholic.ru/, http://newlife.kz/, http://www.islam.ru/ , http://www.blagovest-media.ru , http://pravda.ru/.
СНГ
В январе сего года Межрелигиозный совет России (МСР) направил председателю Правительства Российской Федерации М. М. Касьянову обращение с просьбой перевести религиозные организации России в группу потребителей электрической и тепловой энергии "население" (до сих пор эти платежи в тех регионах, где не были предоставлены специальные льготы, осуществлялись по тарифам, принятым для коммерческих организаций). В ответ на это обращение в соответствии с поручением Правительства РФ и по согласованию с Минэкономразвития России и Минэнерго России председатель Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК) Г. П. Кутовой направил МСР письмо, в котором признал необходимым отнести религиозные организации к группе потребителей электрической и тепловой энергии "население". 10 апреля состоялась встреча делегации МСР в составе заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввина З. Л. Когана, заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России шейха Ф. А. Асадуллина и исполнительного секретаря МСР Р. А. Силантьева с председателем ФЭК Г. П. Кутовым, его заместителями и сотрудниками аппарата ФЭК. На встрече были обсуждены вопросы практической реализации рекомендаций ФЭК по снижению тарифов на тепловую и электрическую энергию для религиозных организаций. В ходе встречи председатель ФЭК России Г. П. Кутовой подчеркнул, что поддержка со стороны Государства традиционных религиозных конфессий Российской Федерации имеет важную общественно-политическую, консолидирующую роль в нашем многонациональном и многоконфессиональном Отечестве. Представители Межрелигиозного совета России с удовлетворением отметили, что ФЭК России как государственный орган исполнительной власти с пониманием воспринял обращение Межрелигиозного совета России по вопросу о распространении порядка оплаты электрической и тепловой энергии населением на религиозные организации и их структурные подразделения. Выражена надежда на понимание важности данного вопроса всеми региональными энергетическими комиссиями. Члены делегации МСР высоко оценили конструктивную позицию ФЭК по вопросу о тарифах и поблагодарили Г. П. Кутового за помощь в решении этой проблемы.
* * * * *
На двух последних заседаниях Общества православных врачей Санкт-Петербурга (9 марта и 12 апреля) обсуждались важнейшие проблемы, возникшие в связи с появлением приказа №460 от 20 декабря 2001 г. Министерства Здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга". Этот документ был принят на основании Закона РФ № 4180-1 " О трансплантации органов и (или) тканей человека" от 22 декабря 1992 г. Один из докладчиков прямо указывал на опасность пропаганды донорства и коммерциализации трансплантационной деятельности, что создает предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Об этом же предостерегает Русская Православная Церковь в своей социальной концепции, провозглашенной в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе. По точному определению доктора философских наук, заведующей кафедрой биомедицинской этики Российского медицинского университета, профессора Ирины Васильевны Силуяновой, изымание органов у человека называется "людоедством второй степени"; людоедство первой степени - это "пожирание людей". Второе сообщение привлекло внимание врачей к замене ныне существующего термина "биологическая смерть", расцениваемое как прекращение сердцебиений, дыхания и исчезновение всех функций центральной нервной системы, на вновь вводимое определение: "Смерть мозга эквивалентна смерти человека", что может привести к появлению соблазна досрочного прекращения реанимационных мероприятий с целью изъятия органов и тканей для пересадки другим людям. С данным определением категорически не согласны православные врачи, о чем была принята соответствующая резолюция. И был задан резонный вопрос, направленный к присутствующим: "Не является ли введение новой инструкции по констатации смерти человека шагом на пути приучения медицинской общественности к возможности введения методов эвтаназии (то есть насильственного умерщвления больного)? Резолюция, принятая на заседании Общества православных врачей Санкт-Петербурга, будет распространена по всем информационным каналам.
* * * * *
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 11-12 апреля в Костроме состоялся церковно-общественный диалог "Молодежь. Церковь. Общество. (По материалам Основ социальной концепции и Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви). Это значительное в жизни православной Костромы событие было приурочено к отмечающемуся в нынешнем году 850-летию со дня основания города. Чтения проводились при активной поддержке депутата Государственной думы ФС РФ В. В. Гальченко, председателя Оргкомитета. В церковно-общественном диалоге, проходившем в областном Дворце искусств, светскую власть представляли заместитель Полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе В. И. Деникин, руководители Комитетов по делам молодежи субъектов федерации Центрального округа, представители общественных организаций и муниципальных структур, а также всероссийских общественных объединений детей и молодежи, педагоги, учащиеся, студенчество. Со стороны Русской Православной Церкви в диалоге участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела Московского Патриархата по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр, руководители отделов по делам молодежи православных епархий Центрально-черноземной зоны, лидеры местных организаций Всероссийского православного молодежного движения и Братства Православных следопытов, епархиальное духовенство. Пленарное заседание 11 апреля открыл вступительным словом архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела Московского Патриархата по делам молодежи. Владыка Александр огласил приветственное Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к организаторам и участникам церковно-общественного диалога в Костроме. Приветствие от имени Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко зачитал заместитель Полпреда В. И. Деникин. С основным докладом в рамках церковно-общественного диалога выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП. Владыка Кирилл рассказал о целях и принципах, которыми руководствовалась возглавлявшаяся им Синодальная рабочая группа по выработке Основ социальной концепции Русской Церкви, подчеркнув актуальность и новизну для современного Православия этого фундаментального вероучительного и мировоззренческого документа, равно адресованного клирикам и мирянам. Далее митрополит Кирилл изложил ключевые положения Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, уделив особое внимание молодежной проблематике. В заключение своего выступления Владыка Кирилл ответил на многочисленные вопросы аудитории. В выступлении депутата Государственной Думы Российской Федерации В. В. Гальченко, председателя Оргкомитета по проведению общественных общероссийских Чтений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, острой критике подверглась политика Ватикана в России, направленная на всемерное расширение присутствия Католической Церкви на канонической территории Московского Патриархата. Губернатор Костромской области В. А. Шершунов рассказал о многочисленных совместных проектах областной администрации и Костромской епархии в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Теме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи было посвящено выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации В. М. Игнатова. Конкретные предложения по развитию сотрудничества между Синодальным Отделом по делам молодежи и православными детскими и молодежными организациями были представлены ректором Московского государственного социального университета В. И. Жуковым. В тот же день прошло заседание "круглого стола", посвященного обсуждению актуальных проблем молодежной политики, перспектив и задач православного молодежного и детского движений, на котором выступил с докладом заместитель председателя Синодального Отдела по делам молодежи, председатель Всероссийского православного молодежного движения О. В. Решетников. Одной из целей состоявшегося обсуждения было создание условий для активизации практического взаимодействия между руководителями и сотрудниками, ответственными за проведение молодежной политики в епархиях Русской Церкви и в субъектах Федерации Центрального округа. 12 апреля прошло рабочее заседание Подкомиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания и работе с православной молодежью Комиссии по церковно-государственным отношениям Общественно-политического экспертного совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. На заседании обсуждались вопросы государственной поддержки общественных объединений православной молодежи и участия Церкви в государственных программах борьбы с наркоманией. Был обсужден и принят проект типового договора между епархией Русской Православной Церкви и субъектом Федерации о сотрудничестве в сфере молодежной политики. Во второй половине дня состоялось заседание Совета Всероссийского православного молодежного движения.
* * * * *
12 апреля вечером на Национальном стадионе Киева проходил матч столичного “Динамо” и донецкого “Металлурга”. В отсутствие московских команд, наибольшую активность местных болельщиков больше всего заряжает присутствие на игре донецких команд — “Шахтера” или “Металлурга”. Ибо только донбасские коллективы могут составить соперничество именитому “Динамо”. Здесь же киевский клуб к тому же победил со счетом 2:0. Толпы возбужденных болельщиков устремились по городу. Выкрикивая различные лозунги, распевая песни, подзадоривая друг друга сиренами, они как угорелые носятся по центру столицы, будучи объектом повышенной опасности для всего и всех. Однако, похоже, никто не ожидал, что группа молодых людей, заранее приготовив камни, от стадиона направится прямо к центральной еврейской синагоге Киева, расположенной на улице Шота Руставели. Это всего три-четыре минуты ходьбы от ворот футбольной арены. Примерно около двадцати двух часов вечера группа бритоголовых молодчиков под видом футбольных фанатов совершила налет в самом центре Киева (пятьсот шагов от Крещатика) на еврейскую синагогу. Находящиеся у входа в культовое заведение — ректор иешивы (учебного заведения для раввинов) рав Цви Каплан и тринадцатилетний Йоэль Асман — сын главного раввина Киева и Киевской области, главного раввина Всеукраинского еврейского конгресса Моше-Реувена Асмана были избиты. Легкие телесные повреждения получил охранник синагоги, находившийся в момент преступления у главного входа в здание. При этом хулиганы Цви Каплана тягали за бороду, били в лицо, избивали лежащего на земле ногами. Остальные агрессивно настроенные люди с криками “Бей жидов!”, “Мы им покажем!” заранее заготовленными булыжниками разбили практически все стекла в синагоге. Вышибленной оказалась также одна из дверей центрального входа в синагогу. Опасности подверглись сотни людей, находившиеся в культовом здании на вечерней молитве. Булыжники и кирпичи повредили часть кресел в основном зале синагоги. Наряд милиции прибыл на место происшествия, однако к этому времени погромщики успели удрать. У разбитых окон синагоги не было ни одного хулигана. Помимо милиции к расследованию инцидента подключилась Служба безопасности Украины. По состоянию на утро понедельника задержано восемь человек, участвующих в налете на синагогу.
* * * * *
8 апреля генеральный консул Российской Федерации в Милане Евгений Александрович Смирнов заявил священнику Стефано Каприо, что ему запрещен въезд в Россию. Консул отметил, что он не уполномочен объяснять причины данного решения и не считает необходимым письменно отвечать на запрос священника о восстановлении визы. Евгений Смирнов заявил, что отказ на въезд в Россию действителен в течение 12 месяцев - лишь по истечении этого срока о. Стефано имеет право подать документы на выдачу новой визы. Консул не исключил, что срок отказа на въезд может быть продлен Отец Стефано Каприо, настоятель католических приходов во Владимире и Иваново, работает в России с 1990 г. Несколько дней назад, 5 апреля, он полетел в Милан, чтобы навестить своих родственников. В международном аэропорту "Шереметьево-2" сотрудники паспортного контроля отнесли его паспорт к старшему офицеру. Через несколько минут документ, на котором был поставлен штамп, разрешающий выезд из страны, был возвращен без каких-либо комментариев. Лишь на выходе из аэропорта в Милане, священник обнаружил отсутствие годичной многократной визы на въезд в Россию - документ был просто отклеен со страницы паспорта. Отец Стефано планировал вернуться в Москву 9 апреля, однако теперь вынужден остаться в Италии вплоть до выяснения всех обстоятельств происшествия. В России пастыря ждут католики Владимира и Иваново (в общей сложности, ок. 500 человек), а также студенты Колледжа им. св. Фомы Аквинского и Российского Государственного Гуманитарного университета, где о. Стефано преподает. До сегодняшнего момента у священника никогда не возникало проблем с получением российской визы; ему также никогда не предъявлялись обвинения в несоблюдении российских законов либо в осуществлении деятельности, запрещенной законодательством РФ. Как известно из дипломатических источников, Посольство Италии в Москве и Государственный Секретариат в Ватикане выясняют сложившуюся ситуацию. Представительство Святого Престола в Москве надеется, что скоро будут известны какие-то пояснения из компетентных органов власти Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что отец Каприо получил российскую визу на основании приглашения Прихода Святого Розария Пресвятой Девы Марии во Владимире. Таким образом запрещение ему въезда в Россию наносит ущерб правам пригласивших его российских граждан.
* * * * *
Славянский правовой центр намерен обратиться в суд с жалобой в интересах римско-католического прихода Рождества Христова в городе Магадане. Управление Министерства юстиции РФ по Магаданской области предъявило приходу претензии в том, что его настоятелем и руководителем является гражданин США Майкл Шилдс, не имеющий вида на постоянное жительство в России. Приходу предложено устранить данное "нарушение", в противном случае его регистрация может быть признана недействительной. Приход Рождества Христова Римско-Католической Церкви в Магадане получил государственную регистрацию 1 апреля 1999 г. Священник Майкл Шилдс был приглашен приходом для осуществления в нем религиозной деятельности в полном соответствии с требованиями законодательства РФ (ст. 20 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). В 1998 г. Майкл Шилдс обращался в органы внутренних дел с просьбой о выдаче вида на жительство, в чем ему было отказано. В аналогичной ситуации оказались и многие другие священники и епископы Католической Церкви, которым для решения проблемы было предложено жениться (!) на гражданках РФ. Вопреки заявлениям Управления Министерства юстиции по Магаданской области, ни в деятельности, ни при регистрации прихода не было допущено никаких нарушений. Майкл Шилдс не входит в число учредителей прихода Рождества Христова в г. Магадане (закон требует, чтобы они были гражданами РФ). Что касается руководства приходом, то закон "О свободе совести и о религиозных организациях" не предусматривает, что руководитель религиозной организации должен избираться или назначаться из числа учредителей или участников, следовательно, никакие правовые нормы приходом нарушены не были. Юристы Славянского правового центра подготовили и направили в адрес Магаданского управления юстиции отзыв об отсутствии каких-либо нарушений действующего законодательства РФ со стороны прихода. Однако 26 марта 2002 г. Управление направило в адрес прихода повторное предупреждение с аналогичными требованиями. По мнению Славянского правового центра, данное дело создает опасный прецедент нарушения органами государственной власти прав религиозных организаций. Это может иметь серьезные последствия в первую очередь для Римско-Католической Церкви в России, в которой подавляющее большинство священнослужителей – иностранцы. "Если суд вынесет решение не в пользу магаданского прихода, - полагает сопредседатель Центра Владимир Ряховский, - аналогичные судебные процессы в других городах страны не заставят себя ждать. Католическая Церковь, уничтоженная на корню еще во время сталинских преследований и медленно возрождающаяся после гонений, может остаться без священнослужителей". "Дело, инициированное Магаданским управлением юстиции против римско-католического прихода, - добавляет Анатолий Пчелинцев, директор Института религии и права, - это лишь часть развернувшейся в последнее время в стране широкомасштабной кампании против Католической Церкви в России". Напомним, что буквально на днях был запрещен въезд в страну другому священнику, гражданину Италии Стефано Каприо, прослужившему в России более 10 лет и помогавшему осуществить в стране ряд крупных гуманитарных проектов, спонсируемых Католической Церковью". Антикатолическая истерия, принявшая наиболее угрожающие формы после решения Ватикана о реорганизации временных структур (апостольских администратур) на территории России в постоянные (епархии), принимает самые различные формы. Так, в Пскове власти запретили строительство католического храма, мотивируя это решение несогласием местного православного архиерея. Во многих городах страны уже прошли пикеты и митинги против "католической экспансии", еще около 10 аналогичных акций запланировано на 28 апреля. "Вызывает недоумение и тревогу, что власти, вместо того чтобы защищать конституционные права граждан, фактически потворствуют деятельности экстремистов, разжигая межрелигиозную вражду, - говорит Анатолий Пчелинцев. - Это очень опасная тенденция для многонационального и многоконфессионального общества".
* * * * *
С обращением "За чистый Интернет" обратился 10 апреля к ведущим интернет-провайдерам России православный Общественный комитет "За нравственное возрождение отечества". "Мы призываем Вас, -- говорится в документе, -- объединить усилия в противостоянии растлению". Как утверждают члены Общественного комитета, "сегодня безнравственность насаждается нашей стране через средства массовой информации и при попустительстве органов государственной власти". В частности, Интернет, который является "бесценным источником информации и уникальным средством общения между людьми", по мнению комитета, "наводнен порнографией". По сведениям авторов обращения, значительный процент посетителей порнографических сайтов составляют подростки, "у которых название "только для взрослых" лишь разжигает интерес". "Мы не можем оградить детей от электронной порноиндустрии, -- отмечается в обращении. -- До тех пор, пока существуют порносайты, будет продолжаться растление наших детей".Общественный комитет "За нравственное возрождение отечества" призвал ведущих интернет-провайдеров России: "Внесите свой вклад в восстановление нравственного здоровья нашей страны. Поддержите наше обращение -- не предоставляйте свои услуги хостинга порносайтам и сайтам, рекламирующим порнографию".Как подчеркивают авторы обращения, "горькая слава легкодоступности русских девушек позорит нашу страну, оскорбляет ваших дочерей, жен, любимых. Из-за несовершенства законодательных актов в России процветает детский порнобизнес, вовлекающий всё новые жертвы, и он тоже процветает в Сети". "Сделаем зону Рунета свободной от порнографии!" - таким призывом заканчивается обращение, распространенном пресс-службой Общественного комитета "За нравственное возрождение отечества".
* * * * *
Восстановлена 50-метровая колокольня в Свято-Введенском мужском монастыре Оптиной пустыни - знаменитом духовном центре русского Православия. Она была разрушена в прошлом веке и на новое строительство монастырю потребовалось несколько лет и немалые средства. Специально для нее донецкие металлурги отлили в минувшем году главный колокол весом 6,7 тонны. Этот уникальный колокол и еще несколько меньших размеров приводятся в действие с помощью специального устройства. Колокольный звон теперь слышен более чем на 10 км. окрест.
* * * * *
В России будет издан 20-томный каталог культурных ценностей, незаконно вывезенных за пределы России и находящихся в международном розыске. Об этом "Эху Москвы" сообщил руководитель департамента по сохранению культурных ценностей министерства культуры РФ Анатолий Вилков. Он отметил, что в настоящее время в ведении Гохрана находятся около 500 тыс. произведений искусства, монет, предметов археологии и более 2 млн. книг, принадлежащих к разряду реституционных ценностей. Розыск и контроль за местонахождением раритетов ведется по специально созданному государственному регистру культурных ценностей. Постоянная группа экспертов отслеживает состояние базы данных и сверяет ее с каталогами экспонатов ведущих аукционных домов.
* * * * *
15 апреля в Москве в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось праздничное мероприятие, посвященное 140-летию со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина. Торжества проводились Фондом изучения П. А. Столыпина совместно с Российским Фондом Культуры. От Московского Патриархата в них приняли участие викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр, председатель Издательского Совета Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев и архимандрит Марк (Головков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
* * * * *
Глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич выступил с открытым заявлением, протестуя против "организованной кампании", которая, по его мнению, ведется против Католической Церкви в России. В заявлении митрополита, переданном в "Интерфакс", отмечено, что "акции, предпринимаемые в последние месяцы против Католической Церкви, не только направлены против граждан РФ католического вероисповедания, но и грубо противоречат действующему российскому законодательству", которое гарантирует свободу совести. Митрополит Кондрусевич сожалеет в связи с тем, что "государственные и общественные структуры, призванные следить за соблюдением законодательства, не обращают (на эти факты) должного внимания, что чревато межрелигиозными и межнациональными конфликтами". По его словам, "многочисленные пикеты, в том числе у католических храмов, с оскорбительными для католиков лозунгами, также встречены молчанием. Следующая подобная акция, планируемая на 28 апреля, будет носить уже общероссийский характер. Между тем, – напоминает Тадеуш Кондрусевич, – в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" прямо сказано, что "проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются". Недоумение митрополита вызвало и недавнее лишение, без объяснения причин, в аэропорту "Шереметьево-2" многократной визы для въезда в Россию священника Стефано Каприо, гражданина Италии, которому, как пишет Тадеуш Кондрусевич, "в течение 12 лет служения в России органы власти не предъявляли претензий". Главу католиков России также тревожит обсуждаемый ныне законопроект о традиционных религиозных объединениях, который, по мнению архиепископа, "в случае принятия приведет к разделению общества и нарушению конституционной нормы о равенстве перед законом всех религиозных объединений". Считая, что "эти и подобные события уже трудно объяснить простым стечением обстоятельств", Тадеуш Кондрусевич делает вывод, что "против Католической Церкви ведется организованная кампания". В этой связи он обратился к органам государственной власти России, к российской и международной общественности и особенно к правозащитным организациям с призывом "сделать всё возможное для защиты религиозной свободы и недопущения любых видов дискриминации на этой почве".
* * * * *
Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) заявила о своих претензиях на Софийский собор в Киеве, сообщил в понедельник на пресс-конференции глава УПЦ КП не признанный каноническими православными юрисдикциями “патриарх” Филарет (Денисенко). Он напомнил, что постановлением кабинета министров от 14 февраля "Об условиях передачи культовых сооружений – выдающихся памятников архитектуры религиозным организациям" отменены все предыдущие постановления правительства по этому вопросу, в том числе перечень выдающихся памятников архитектуры, не подлежащих передаче в постоянное пользование религиозным организациям. К таким памятникам были отнесены, в частности, Киево-Печерская лавра и Софийский собор. "Мы требуем действительно равноправного, а не декларативного отношения власти – и особенно местной – ко всем Церквам, а не только к одной, которую представляет Московский Патриархат (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата – прим. ред.)", – заявил Филарет. В частности, он напомнил, что во всех областных центрах УПЦ МП имеет кафедральные соборы и резиденции, "в то время как ряд архиереев УПЦ КП в регионах не имеет даже жилья". Глава Киевского Патриархата дал понять, что УПЦ КП претендует на ряд соборов, которые еще не переданы ни одной из Церквей, например, на Успенский собор в Харькове, Екатерининскую церковь в Чернигове, Николаевский собор в Днепропетровске, Крестовоздвиженскую церковь в Житомире, Казанский собор в Виннице. Он сообщил, что неоднократные обращения УПЦ КП с просьбой о передаче ей этих храмов были отклонены. "С учетом того, что часть помещений Киево-Печерской лавры передана в пользование Московскому Патриархату, УПЦ Киевского Патриархата требует передать ей в пользование Софийский собор в Киеве с прилежащими к нему помещениями", – заявил “патриарх” Филарет, который 19 февраля 1997 г. на Архиерейском Соборе РПЦ в Свято-Даниловом монастыре (Москва) был отлучен от Русской Православной Церкви и предан анафеме.
* * * * *
Главы буддийских общин Бурятии, Тувы и Калмыкии договорились создать Координационный совет буддистов Российской Федерации. Об этом сообщили 12 апреля в пресс- службе “Буддийской традиционной церкви” - самого крупного буддийского объединения России. Совет создается для "решения вопросов, связанных с деятельностью буддистов в регионах". Статус Координационного совета и механизмы его работы определит специальный договор.
* * * * *
Серьезную озабоченность в связи с ситуацией в Вифлееме вокруг храма Рождества Христова и здания Дома паломника, принадлежащего Русской Православной Церкви, выразил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в письме премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону. В послании, в частности, говорится, что "у Русской Православной Церкви вызывает тревогу напряженная ситуация в Вифлееме, особенно вокруг храма Рождества Христова, который всё еще находится в центре вооруженного противостояния и остается недоступным для паломников". "Как отмечалось в Заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 апреля сего года, – говорится в послании, – мы выступаем за отвод всех вооруженных людей от этого места, священного для многих миллионов христиан во всём мире". В письме также выражается протест против нового ввода израильских войск на территорию паломнической гостиницы, принадлежащей Русской Церкви в Вифлееме, и ставится вопрос о выплате материальной компенсации за нанесенный зданию ущерб. "Мы вновь призываем обе стороны к возобновлению переговорного процесса, направленного на достижение справедливого мира, о чем возносим молитву Господу", – говорится в письме митрополита.
* * * * *
Русская Православная Церковь отметила 13 апреля память митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова). Апостолом Сибири и Америки называли святителя Иннокентия, просвещавшего эти земли в середине XIX века. Он изучил десятки местных языков и перевел на них Священное Писание. За географические и этнографические изыскания митрополит Иннокентий был избран членом Российской академии наук. Его святые мощи находятся в Троице-Сергиевой лавре.
* * * * *
Значительные льготы по арендной плате за помещения будут предоставлены в Москве религиозным организациям РПЦ, занимающихся обучением. Соответствующее постановление подписал мэр столицы Юрий Лужков. Как сообщили 15 апреля "Интерфаксу" в городской администрации, это решение принято в целях поддержки системы православных учебных заведений Русской Церкви "и в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II". По словам собеседника агентства, для православных учебных заведений и религиозных организаций РПЦ, осуществляющих бесплатное обучение, на 2002 г. будет установлена символическая арендная плата в размере одного рубля за один кв. метр в год. Кроме того, несколько православных организаций, которые проводят обучение на платной основе, получат отсрочку по оплате задолженности за аренду на шесть месяцев с момента выхода данного постановления.
* * * * *
Делегация Госдумы России во главе с первым вице-спикером Любовью Слиской провела 16 апреля в Тбилиси встречу с главой Грузинской Православной Церкви Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II. О содержании встречи пока нет каких-либо официальных сообщений. В тот же день завершается визит делегации Госдумы РФ в Тбилиси.
* * * * *
12 апреля митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, направил премьер-министру Государства Израиль Ариэлю Шарону письмо в связи с ситуацией в Вифлееме вокруг храма Рождества Христова и здания Дома паломника, принадлежащего Русской Православной Церкви. В письме, в частности, говорится: "У Русской Православной Церкви вызывает тревогу напряженная ситуация в Вифлееме, особенно вокруг храма Рождества Христова, который всё еще находится в центре вооруженного противостояния и остается недоступным для паломников. Как отмечалось в Заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 апреля сего года, мы выступаем за отвод всех вооруженных людей от этого места, священного для многих миллионов христиан во всём мире". Также в письме выражается протест против нового ввода израильских войск на территорию паломнической гостиницы, принадлежащей Русской Православной Церкви в Вифлееме, и ставится вопрос о выплате материальной компенсации за нанесенный зданию ущерб. Заканчивается письмо призывом враждующих сторон к миру: "Мы вновь призываем обе стороны к возобновлению переговорного процесса, направленного на достижение справедливого мира, о чем возносим молитву Господу".
* * * * *
Власти Москвы готовят городские кладбища к массовым посещениям в дни религиозных праздников и в День Победы. Массовый наплыв москвичей на кладбища в этом году ожидается 28 апреля (Вербное воскресенье), 4 и 5 мая (Пасха), 12 мая (Красная горка), 9 мая (День Победы) и 23 июня (День Святой Троицы). В эти дни будут организованы специальные маршруты общественного транспорта от станций метро до всех городских кладбищ. На линию выйдут дополнительные автобусы и маршрутные такси. На Пасху и Красную горку проезд до кладбищ будет бесплатным. Московские власти возместят транспортным предприятиям расходы по перевозке пассажиров в эти дни. В дни праздников на кладбищах будут установлены временные медпункты и передвижные туалеты. Для обеспечения порядка в районах кладбищ будут дежурить дополнительные наряды милиции. Кроме того, в эти дни будут закрыты рынки и запрещена розничная торговля с лотков и киосков у всех городских кладбищ и у станций метро "Щелковская", "Выхино", "Южная", "Домодедовская", "Теплый стан", "Юго-Западная", "Кунцевская", "Тушинская", "Речной вокзал", "Водный стадион", "Рязанский проспект", "Текстильщики", "Пражская" и "Кузьминки". Сейчас кладбища активно готовятся к массовым посещениям москвичей. На них идет текущий ремонт и покраска строений и оград, обновление подъездных путей, благоустройство территорий, уборка мусора. Напоминаем, что посещение кладбища на Пасху не принято в православной традиции, и является новшеством советсткой эпохи. Рекомендуется посетить кладбище на Вербное Воскресение и в дни специально отведенные церковным календарем для поминовения усопших (“Красная горка” и др.).
* * * * *
Не рассматривать вопросы и проекты постановлений, "основанные на заведомо недостоверных данных", призвал депутатов Государственной думы председатель Конференции католических епископов России (KKE) митрополит Тадеуш Кондрусевич в письме, направленном в думский комитет по регламенту. 17 апреля на пленарном заседании Государственной думы намечен к рассмотрению вопрос "Об обращении Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации В. В. Путину о деятельности Римско-Католической Церкви на территории Российской Федерации", внесенный депутатом Виктором Алкснисом. Депутат в проекте постановления предлагает запретить деятельность епархий Католической Церкви в России, поскольку "действия Римско-Католической Церкви представляют угрозу целостности Российской Федерации". Если большинство депутатов 17 апреля поддержат это постановление, то оно будет направлено Владимиру Путину с просьбой "дать поручение Министерству юстиции РФ и его территориальным органам внести соответствующие представления в суд о запрете деятельности епархий". Как заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Виктор Алкснис, деятельность епархий может быть запрещена на основании нарушения двух федеральных законов. Он напомнил, что 11 февраля главой Ватикана было объявлено об учреждении в России четырех епархий. При этом, заметил депутат, во всех официальных документах Римско-Католической Церкви в титул одного их епископов внесено японское наименование Сахалина – "префектура Карафуто". Данные действия, по мнению В. Алксниса, нарушают федеральный закон о наименовании географических объектов "и являются покушением на территориальную целостность России". Он еще раз подчеркнул, что речь идет о запрете регистрации епархий, а не о запрете деятельности Римско-католической церкви в России. В связи с подготовкой проекта постановления митрополит Тадеуш Кондрусевич уже направил председателю Государственной думы РФ Геннадию Селезневу, в Комитет по связям с общественными объединениями и религиозными организациями ГД и депутату Алкснису письмо с уточнением. "К сожалению, предложение депутата и подготовленный им проект постановления основаны на неверной информации, взятой с неофициального сайта "Католическая Церковь в России", который является частным проектом госпожи Воскановой и на котором можно найти еще много неточностей и устаревшей информации, – говорится в письме митрополита Кондрусевича. – Официальная информация Конференции католических епископов РФ о деятельность Католической Церкви в России публикуется по адресу www.catholic.ru". На этом сайте остров Сахалин целиком относится к епархии св. Иосифа с центром в Иркутске, а "префектуры Карафуто" не существует. "Нам очень жаль, что многоуважаемым депутатам на пленарном заседании придется рассматривать вопрос, основанный на недоразумении", – отметил глава католического епископата России. Он предложил членам Государственной думы с вопросами, возникающими по поводу деятельности Католической Церкви в России обращаться в Информационный центр Конференции католических епископов РФ.
* * * * *
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что высшее церковное образование должно иметь такой же статус, как и светское. "Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества, значительную часть которого составляют православные верующие", - заявил он сегодня в Москве на совещании ректоров духовных учебных заведений. Алексий II напомнил, что "в свое время причинами оторванности церковного образования от светского были государственные атеизм и монополия на образование". Между тем изменения в российском обществе, по мнению Патриарха, делают церковное образование для общества более открытым и близким, а значит, в конечном итоге оно должно приобрести "общественно значимый статус и государственное признание". При этом Глава РПЦ признал, что "государственная аккредитация духовных семинарий потребует дополнительного введения в учебные планы отдельных общеобразовательных предметов". Говоря о плюсах, которые такая аккредитация принесет светскому обществу, патриарх, в частности, сказал, что она позволит обеспечить "присутствие Церкви в высшей и средней школе". Например, благодаря государственному признанию дипломов выпускников духовных школ они получат возможность преподавать предмет "Теология" и ряд других гуманитарных дисциплин в светских вузах, а в средней школе - "Основы православной культуры". Алексий II сообщил также об увеличении в последние годы числа учебных заведений Русской Православной Церкви. Если в 1988 г., когда праздновалось 1000-летие крещения Руси, Церковь располагала лишь двумя духовными академиями и тремя семинариями, то сегодня у нее уже пять академий, богословский институт, 31 семинария, 32 духовных училища и четыре пастырских курса.
МИР
1-4 апреля в Нью-Йорке состоялась весенняя сессия Священного Синода Американской Автокефальной Православной Церкви. По приглашению Блаженнейшего митрополита Американского и Канадского Феодосия 3 апреля в заседании Синода принял участие Управляющий Патриаршими Приходами в США епископ Зарайский Меркурий. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Владыка Меркурий передал Его Блаженству и членам Синода Американской Автокефальной Православной Церкви сердечные братские приветствия. Выступая перед членами Священного Синода, Владыка Меркурий рассказал об истории и сегодняшней жизни окормляемых им Патриарших приходов в США, о влиянии национальной составляющей на формирование общин, информировал о работе Представительства Московского Патриархата в США с православными соотечественниками. Со своей стороны, иерархи Американской Автокефальной Православной Церкви интересовались отношением Русской Православной Церкви к последним событиям в жизни Зарубежной Церкви, возможностями расширения братского общения между Патриаршими приходами в США и Американской Православной Церковью, совместным участием в общеправославном свидетельстве в США. В результате состоявшегося диалога иерархами Американской Православной Церкви была отмечена желательность в дальнейшем продолжить практику приглашения Управляющего Патриаршими приходами Русской Православной Церкви в США для участия в заседаниях Священного Синода.
* * * * *
Интересный исторический факт сообщен на сайте Pravda.Ru В. Бубновым. По официальной версии, ныне покойный корейский коммунистический вождь Ким Ир Сен родился 12 апреля 1912 г. в селении Намни (ныне Мангенде) в семье сельского учителя, активного участника антияпонской борьбы (Корея в то время была оккупирована Японией). Однако по неофициальным данным, отец будущего Великого Вождя, Ким Хен Чжик относился к той низовой (по сути - маргинальной) корейской интеллигенции, которая то учительствовала, то находила себе какую-нибудь конторскую службу, то как-то иначе зарабатывала на жизнь. Сам Ким Хен Чжик, помимо преподавания в школе, занимался и траволечением по рецептам дальневосточной медицины. Семья Ким Ир Сена была христианской. Протестантизм, проникший в Корею в конце XIX века, получил немалое распространение на севере страны. Христианство в Корее воспринималось во многом как идеология модернизации, и, отчасти, современного национализма. Отец Ким Ир Сена сам окончил основанную миссионерами школу и поддерживал связи с христианскими миссиями. Разумеется, сейчас тот факт, что отец Ким Ир Сена (как, впрочем, и его мать) был не просто верующим протестантом, но и христианским активистом, всячески замалчивается, а его связи с религиозными организациями объясняются лишь стремлением найти легальное прикрытие для революционной деятельности. Мать Ким Ир Сена - Кан Бан Сок была дочерью местного протестантского священника. Кроме Ким Ир Сена, настоящим именем которого было Ким Сон Чжу, в семье было ещё двое сыновей. Впоследствии Ким Ир Сен отошел от христианства.
* * * * *
Маленькая пятидесятническая церковь в штате Джорджия рассматривает дело о религиозной дискриминации в суде, так как руководство школы препятствует детям, посещающим церковь, носить футболки “библейского контекста” на территории учебного заведения. Джефф Морроу, пастор церкви Божьей “Твердая Скала”, с общим числом прихожан в 100 человек, сообщил, что недавно руководство школы запретило нескольким ученикам начальной школы носить такие футболки, заявляя, что написанные на них стихи из Библии нарушают статью об отделении церкви и государства. “На передней стороне футболки наш церковный знак, на задней – стихи из Матфея 16,18: “И на сем камне я созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”. Это знак нашей церкви. Такой же знак и на флагах в нашей церкви. С детьми поступили неправильно”.Морроу рассказал, как одну девочку удалили из класса, отправили в кабинет директора и предупредили, что она носит “оскорбительную” футболку. Поверх Писания поместили ленту и только потом позволили идти. “Излишне даже говорить, насколько возмущены родители и наша церковь. Детям позволяется носить всякую грязь и мерзость, а Библию постоянно накрывают. Решение этого вопроса - не дело одной деноминации. Пришло время всем церквям встать и сказать, что мы не будем мириться с подобным поведением”.
* * * * *
Тысячи американских школьников и студентов колледжей выступили с акцией "День молчания". Таким образом учащиеся решили выразить свой протест против дискриминации и предвзятого отношения общества к геям, лесбиянкам и транссексуалам. В прошлогоднем "Дне молчания" принимали участие 200 школ. В этом же году, как отметили организаторы, их количество возросло до 1776. В акции приняли участие почти все штаты Америки. Проведенное в 2001 г. исследование показало, что более 80% школьников-гомосексуалов многократно испытывали на себе все виды давления и оскорблений в годы обучения в школе, отметил организатор акции Gay Lesbian and Straight Education Network. Однако звучали и протесты против данной акции, и ее проведения в школах. Так, в Висконсине члены Христианского Союза обошли 13 школ с брошюрами и листовками, в которых утверждалось, что "быть гомосексуалом - это большой грех.
* * * * *
Мусульманские террористы планируют теракт в крупнейшем в Индии ядерном центре. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на газету Indian Express, проникшие в Индию мусульманские террористы планируют совершить диверсию на Центре ядерных исследований имени Бхабхи (Bhabha Atomic Research Centre - BARC). Со ссылкой на данные индийских спецслужб, газета пишет, что силы безопасности проводят розыск по меньшей мере 25 боевиков экстремистской группировки "Лашкар-и тайба", которым удалось пробраться с территории Пакистана - предположительно, с переносными ракетными установками, из которых они хотят обстрелять ядерный центр на севере Бомбея. Охрана BARC в настоящее время значительно усилена. Предпринимаются все необходимые меры для предотвращения теракта исламистов.
* * * * *
"Воспринимаю это решение капитула как изъявление Божией воли, и подобно тому, как я ответил на мое первое призвание, отвечаю и на этот раз - согласием", - сказал о. Паскаль Шавес Виллануэва, избранный генеральным настоятелем отцов-салезианцев. Участники Генерального капитула конгрегации, проходившего в Риме в Папском салезианском университете, в ходе голосования отдали большинство голосов о. Шавесу. Результаты голосования были встречены участниками Капитула продолжительными аплодисментами, сопровождавшими официальное провозглашение кандидата девятым преемником св. Иоанна Боско.
* * * * *
Дэвид Стивенс, исполнительный директор Христианской Медицинской Ассоциации (Christian Medical Association), являющейся самой большой национальной христианской ассоциацией докторов, выступил 9 апреля на собрании сената США, заявив, что клонирование человека неэтично и излишне. Он собирается обратиться к сенаторам, чтобы внедрить самый настоящий запрет на клонирование. Стивенс должен выступать также на брифинге в поддержку запрета на клонирование человека. Он встретится с другими медиками и политическими лидерами на совещании в Белом Доме президента Буша. Христианская Медицинская Ассоциация поддерживает двухпартийный законопроект в качестве единственного, который действительно может запретить клонирование человека. Два параллельных закона – “клонирование и убийство”, которые в частности позволяют человеческое клонирование на стадии эмбриона и затем уполномочивают их уничтожение, также в настоящий момент находятся на рассмотрении в сенате. “Если мы откроем эту дверь, разрешая клонирование человека на стадии зародыша, то естественно, некоторые сумасшедшие ученые будут готовы и пожелают имплантировать эмбрион в матку. Исходя из нашего неудачного опыта от экспериментов по клонированию животных, последствия клонирования будут трагическими как для матери, так и для ребенка”.
* * * * *
Недавно обнаружили, что менее одного месяца назад в Израиле родилась рыжая телица. После того как в пятницу 5 апреля, ее хозяин связался с Институтом при храме, раввины Менахем Маковер и Чейм Ричман отправились на ферму осмотреть телицу и установить ее статус. Раввины обнаружили, что она кошерная и обрадовались, потому что она может стать подходящей для ритуала очищения, описанного в Числах, глава 19. А это является предпосылкой к строительству Святого Храма. “Согласно традиции, рыжая телица в нашем поколении – это вестник времени Мессии. Без сомнения, это шаг вперед на пути к строительству Храма. Наши мудрецы учат, что искупление Израиля можно сравнить с рассветом. В начале оно медленно прогрессирует, но после становится всё ярче и ярче”, - говорят раввины. В соответствии с ортодоксальными христианскими представлениями, иудеи встретят антихриста как Мессию, и в его правление будет восстановлен Иерусалимский Храм.
* * * * *
11 апреля милиция разрушила строящуюся католическую церковь в провинции Хайвей, в 200 километрах от Пекина. Местные католики, у которых было полученное от местных властей разрешение на строительство церкви, боятся, что приказ на разрушение храма был отдан властями более высокого ранга. Утром 11 апреля отряд сил безопасности, состоящий из 2.000 человек, вошел в деревню. Танками были снесены строящиеся стены церкви, фундамент здания был разрушен с помощью взрывчатки. Католическая община, состоящая из 700 человек, не могла воспрепятствовать разрушению церкви. Строительство храма началось три месяца назад. Одна треть строительных работ уже была завершена. Расходы составили $60 000. Разрушенная церковь принадлежала епархии, где служит 66-летний епископ Юлий Джиа Жигуа. Он принадлежит к непризнанной правительством Китая Католической Церкви. Несколько раз он был под домашним арестом. 21 марта епископ в очередной раз был арестован и допрошен полицией, которая запретила ему проведение праздничных служб во время Страстной Недели и на Пасху. Два года назад гуманитарные организации осудили власти Китая, разрушавшие более чем 1500 храмов и церквей на юго-востоке Китая. Китайское правительство запрещает верующим, незарегистрированным в Управлении по религиозным делам, участвовать в публичных богослужениях.
* * * * *
Православной Автокефальной Церкви в Америке предстоит смена руководства. Митрополит всея Америки и Канады Феодосий объявил, что уходит в июле на покой. В качестве причины названо состояние здоровья 69-летнего митрополита, который перенес несколько инсультов. "Ввиду моих ограниченных физических возможностей я нахожу для себя невозможным соответствовать требованиям моей должности в той мере, в какой Церковь нуждается и заслуживает от своего предстоятеля", - говорится в его заявлении. Вопрос о том, кто сменит митрополита Феодосия, будет решаться на Всеамериканском совете Православной церкви, проведение которого намечено на 21 июля в Орландо (штат Флорида, США). На этом форуме 600 делегатов из числа духовенства и мирян выберут нового главу церкви из числа ее епископов. Этот выбор должен быть утвержден епископским Синодом. Православная церковь в Америке в 1970 г. получила автокефалию от Московского Патриархата и по-прежнему поддерживает с Русской Православной Церковью тесные связи. Подворьем американской церкви в Москве является храм святой великомученицы Екатерины на Большой Ордынке. В декабре прошлого года митрополит Феодосий посетил Россию с официальным визитом, встречался с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Оба предстоятеля высказались в пользу укрепления связей между народами и церквами России и Америки, призвали к противостоянию такому мировому злу, как терроризм.
* * * * *
Христиане Найроби уже предупреждены об "Африканской Библии", которая предлагается в качестве альтернативного варианта к одобренным изданиям Священного Писания. Обращаясь к верующим во время Пасхальной мессы, архиепископ Ндинги Мвана А'Нзеки сказал, что католикам не запрещено читать "Африканскую Библию", но они должны быть при этом "настороже". Замечания архиепископа стали первой серьезной реакцией священноначалия Католической Церкви на так называемую "Африканскую Библию", которая распространяется в форме рукописи. Книга, написанная известным автором Дэвидом Маилу в сотрудничестве с несколькими африканскими учеными, представляет собой спорный текст, основанный на идее о том, что африканцам нужна "своя" Библия для создания собственной религии. Авторы "Африканской Библии" заявляют, что признанное христианами Священное Писание не подходит для африканцев. Библия написана для белых людей, утверждают они, так же, как Ветхий Завет - для евреев. Архиепископ Ндинги отрицает истинность этих утверждений, подчеркивая, что христианство, как религия, не принадлежит к какой-либо определенной расе или народу: "Христианство - религия, основанная Христом, и ее Послание является универсальным; не имеет значение, европейцы ли мы, африканцы или азиаты. Это религия последователей Христа". Он также заметил, что 10 млн. кенийских католиков представляют различные племена страны.
* * * * *
12 - 13 апреля в Брюсселе состоялось внеочередное заседание исполнительного комитета комиссии "Церковь и общество" Конференции Европейских Церквей, на котором было проведено собеседование с кандидатами на освобождающуюся должность директора комиссии. В заседании принял участие протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП, вице-модератор комиссии.
* * * * *
14 апреля Папа Иоанн Павел II причислил к лику блаженных шестерых человек - никарагуанку сестру Марию Ромеро Менезес (1902 - †1977), Дщерь Марии Помощи Христианам; колумбийца итальянского происхождения салезианца о. Людовика Варьяру (1875 - †1923); арентинца итальянского просходжения салезианцао. Артемида Дзатти (1880 - †1951), аргентинку мать Марию дель Транзито де Хесус Сакраментадо Вилльегас (1821 - †1885), итальянцев о. Людовика Павони (1784 - †1849), основателя конгрегации Братий Марии Пренепорочной и о. Гаэтано Эррико (1791 - †1860), известного духовника.
* * * * *
Безрезультатной оказалась очередная попытка найти внесудебное решение спора между государством и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата (ЭПЦ МП). Она была предпринята 11 апреля, когда состоялась встреча представителей МВД Эстонии и двух действующих здесь православных Церквей, находящихся под духовным окормлением Московского и Константинопольского Патриархатов. Представители МВД, курирующие деятельность религиозных организаций в Эстонии, поспешили через средства массовой информации заверить, что в ходе встречи будет подготовлен протокол о намерениях, после подписания которого "не должно остаться препятствий для регистрации православной церкви Московского Патриархата". И что длящийся более восьми лет церковный спор будет якобы разрешен в ближайшие дни. Эти оптимистические заявления властей опроверг предстоятель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Таллинский и Эстонский Корнилий. Комментируя ход прошедшей беседы, он сказал, что она "завершилась безрезультатно, о следующей встрече мы тоже не договаривались". Дело в том, что предложенный вариант протокола намерений предусматривал лишь разрешение вопросов, касающихся церковного имущества. "Для нас, - сказал митрополит Корнилий, - приоритетом является официальная регистрация Церкви, а не подписание документов, регулирующих вопросы собственности". Последние должны регулироваться не процедурой регистрации, а судом, считает глава владыка Корнилий. Он добавил, что очередной проект церковного устава уже готов и в ближайшее время документы будут поданы на регистрацию.
* * * * *
Первый в Германии судебный процесс по делу террористов "Аль-Каиды" начался 16 апреля во Франкфурте-на-Майне в условиях повышенных мер безопасности. Перед Верховным земельным судом предстали 5 обвиняемых в подготовке теракта в Страсбурге в 2000 г. Уже известно, что один из обвиняемых готов выступить с показаниями, в которых признается, что целью предотвращенного спецслужбами теракта был взрыв страсбургской "Синагоги мира". Кроме того, четверо из пяти подсудимых - алжирцы по национальности - обвиняются в подготовке других терактов на двух площадях Страсбурга во время проходивших там рождественских ярмарок и базаров. В то же время выступивший накануне суда по одному из радиоканалов ФРГ известный эксперт по проблемам терроризма Рольф Топхофен высказал мнение, что "франкфуртская пятерка" террористов отошла в свое время от организации "Аль-Каида" и действовала самостоятельно. Этот вопрос также должен проясниться на судебных слушаниях. Сегодня же стало известно, что Аль-Каида взяла на себя ответственность за взрыв на тунисском острове Джерба, в результате которого, по уточненным данным, погибли 15 человек, в том числе 10 туристов из Германии. Базирующаяся в Лондоне арабоязычная газета "Аль-Кудс аль-Араби" опубликовала документ, который, как она утверждает, является коммюнике террористической организации "Аль-Каида". В этом документе организация Усамы бен Ладена берет на себя ответственность за недавний взрыв близ синагоги Гриба на острове Джерба. Газета не уточняет, каким образом получено это коммюнике. Из него следует, что теракт совершен боевиком-смертником, тунисцем по национальности, неким Низар бен Мохаммед Наваром. Согласно тексту, "эта операция является ответом на преступления Израиля против палестинского народа на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа". В то же время официальные тунисские власти придерживаются версии, согласно которой взрыв машины с газовыми баллонами на Джербе - трагическое происшествие.
* * * * *
Произведения русской духовной музыки представят в Лондоне и Оксфорде российские хоровые коллективы в рамках программы "Голоса православной России в Британии", сообщает ИТАР-ТАСС. 16 апреля ее участники – хор храма-музея святителя Николая при Третьяковской галерее и московский камерный хор "Классика" – отправились в столицу Великобритании. Акция, организованная Международным фондом единства православных народов при содействии Британского совета, министерства культуры РФ, английской общественной организации "Академия Россика" и "Лукойл-Европа - холдинг", пройдет в Лондоне и Оксфорде с 17 по 20 апреля. Как сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС в пресс-центре Фонда единства православных народов, программа "Голоса православной России в Британии" будет представлена, в частности, участникам Британско-Российского экономического форума. Центральным событием станет выступление коллективов из России в крупнейшем европейском христианском храме – соборе святого Павла в Лондоне. На исполнении всенощного бдения Сергея Рахманинова вместе с участниками Британско-Российского экономического саммита во главе с премьер-министрами двух стран намерены присутствовать члены английского королевского дома, высшие представители англиканского духовенства и иерархи Русской Православной Церкви (РПЦ). В адрес участников и слушателей программы направил приветствие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обращаясь, в частности, к участникам экономического саммита, Предстоятель РПЦ пожелал, чтобы "этот форум стал важным шагом в деле достижения взаимопонимания в Европе и хорошим примером взаимодействия на пути гармоничного развития справедливого, духовного и многообразного мира".
* * * * *
В Великобритании открылась выставка картин с изображением попсовой певички “Мадонны” в обнаженном виде. Автором этих 10 картин, выставленных в Шотландии в городе Эйр, является известный шотландский художник Питер Хоусан. По его словам, противоречивые черты характера поп-звезды наиболее удачно были выражены им на полотнах, получивших название "Мадонна 2002" и "Смерть и Мадонна." Эти произведения он создавал без натуры, только на основе своего собственного воображения. По мнению критиков, художник передал на полотнах весьма своеобразное видение красоты женского тела, которое на некоторых картинах больше напоминало фигуру мускулистого мужчины. Хоусан относит себя к друзьям певицы, с которой он познакомился 13 лет назад в Нью-Йорке. Тогда, по его словам, Мадонна ему позировала и приобрела несколько картин. Художник отправил копии работ певице, однако не получил пока никакого ответа. Сам он думает, что она будет очень польщена и довольна, увидев их. Как признался журналистам автор выставки, супруг Мадонны - режиссер Гай Ричи, "возможно, немного раздражен" картинами и "попытается при встрече мне врезать". Певичка “Мадонна” (Луиза Вероника Чикконе), по крещению католичка, кощунственно взявшая в качестве псевдонима наименование Богородицы в итальянском народном благочестии, известна своей склонностью к непристойностям и богохульству.
* * * * *
15 апреля президент Ирана Мохаммед Хатами выступил с призывом к исламским странам, экспортерам нефти, приостановить поставку “черного золота” сроком на один месяц в государства, поддерживающие Израиль, сообщает “Tehran Times”. Данное заявление иранский лидер сделал в знак протеста против военных действий сионистов на Западном берегу Иордана. С подобным заявлением 5 апреля во время пятничной проповеди также выступил лидер Исламской революции аятолла Али Хаменеи. В письме Хатами, адресованном эмиру Катара, шейху Хамаду бен Халифа ас-Сани, чья страна возглавляет сегодня Организацию Исламская Конференция (OIC) говорится: “Мы ждем от мусульманских стран-производителей нефти, что они одновременно прекратят экспорт нефти в государства, являющиеся основными союзниками Израиля, минимум на месяц, выразив серьезный протест”.
* * * * *
61-летний граф Оттомар Рудольф Влад Дракула, князь Кретцулеску, призывает ведущие дворянские семьи Европы принять участие в конкурсе на наследование знаменитого графского титула. Он обеспокоен тем, что род легендарного графа Дракулы может прекратиться, поскольку у последнего его представителя нет детей. Заявки принимаются только по почте с обязательным вложением фотографии кандидата. "Меня бы устроило, если бы откликнулся любой князь или княжна, только настоящие, - заявил последний граф Дракула. - Я не могу взять человека с улицы". До недавнего времени потомок знаменитого вампира жил в Германии, однако полтора года назад был вынужден уехать в Англию из-за преследования неонацистов. Последние 10 лет граф занимается пропагандой сдачи донорской крови в отличие от своего далекого предка Влада Дракулы, который, по легенде, пил кровь своих жертв.
* * * * *
Папа Римский Иоанн Павел II вызвал в Ватикан иерархов Римско-Католической Церкви в США. Поводом к этому послужила целая серия скандалов, связанных с обвинениями американских священников в педофилии. Как здесь стало сегодня известно, их встреча с Римским Первосвященником пройдет на следующей неделе. В частности, участвовать в обсуждении сложившейся ситуации приглашены главы епархий Бостона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, а также руководители Конференции американских католических епископов. Ватикану предстоит срочно выработать меры для уменьшения ущерба, нанесенного обвинениями в причастности служителей Церкви к сексуальному насилию над подростками. Особенно сильной критике в связи с разразившимся скандалом подвергся семидесятилетний бостонский кардинал Бернард Лоу. Недавно он признался в том, что знал о развратных действиях одного из священников, но не предпринял никаких мер. Обвинения в педофилии выдвинуты против архиепископов Нью-Йорка, Миллуоки, Лос-Анджелеса. В общей сложности к судебной ответственности привлечены три тысячи католических священнослужителей из различных американских городов. Казна Святейшого Престола уже понесла тяжелые финансовые потери: по судебным искам только в Америке Ватикан выплатил более миллиарда долларов.
ДОКУМЕНТЫ
ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА НА "БЕЛУЮ КНИГУ" ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА"
27 июля 2001 г. Европейская Комиссия обнародовала "Белую книгу" по реформированию системы управления Европейского Союза". Авторы документа считают, что одно из направлений развития интеграционных процессов в Европе состоит в укреплении связей наднациональных органов власти с институтами гражданского общества, в том числе с религиозными организациями. В "Белой книге" представлены возможные механизмы сотрудничества между органами власти Европейского союза и общественными организациями. Европейская Комиссия предоставила возможность различным общественным объединениям высказать свое мнение по содержанию "Белой книги".
В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата была подготовлена официальная реакция на этот документ. Участие Русской Православной Церкви в диалоге с европейскими органами управления обусловлено несколькими причинами. Планируемое вхождение в Европейский Союз государств православной традиции и стран Балтии, имеющих на своих территориях православные общины Московского Патриархата, существование многочисленных приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе, а также непосредственное соседство Европейского Союза с государствами, составляющими каноническую территорию Московского Патриархата, создают предпосылки для активной деятельности Русской Православной Церкви по обеспечению достойного и полноценного существования православной цивилизации в рамках единой Европы. Кроме того, подобное сотрудничество могло бы способствовать добрососедским и конструктивным отношениям между Россией и Европой.
Для Русской Православной Церкви "Белая книга" представляет большой интерес. Она позволила ознакомиться с основными направлениями развития интеграционных процессов в Европе. Европейский опыт представляет ценность, с одной стороны, как пример для отдельных творческих заимствований, с другой стороны, как точка отсчета для понимания собственной специфики в устройстве общественной жизни стран, в которых осуществляет свое пастырское служение Русская Православная Церковь. Наша реакция на Белую книгу продиктована желанием выработать определенный формат сотрудничества нашей Церкви с Европейским Союзом.
С принятием новых членов Европейский Союз
перерастает границы Западной Европы. К нему
подключаются народы, традиционно
принадлежащие к православной культуре. Как
часть западного общества православные
диаспоры (русские, греки, сербы, румыны и
другие) уже ранее участвовали в европейском
процессе, теперь же интеграция вовлекает в
свою орбиту их национальные государства.
Важно, чтобы на Западе Европы осознали, что
православные страны Восточной Европы имеют
право внести полноценный культурный вклад
в общий европейский дом. Специфика
православного мировоззрения должна быть
отражена в Европейском проекте, только
тогда он будет привлекателен и для восточно-христианского
мира.
1.1. Присутствие Русской Православной Церкви в Европе. В результате нескольких волн эмиграции из России на территории Западной Европы образовались приходы и целые епархии Русской Православной Церкви. Нас волнует юридический и общественный статус православных общин в единой Европе. С принятием в состав ЕС стран Балтии, на территории которых многие века действуют православные общины (в настоящее время их количество достигает 300), находящиеся в юрисдикции Московского Патриархата, Русская Православная Церковь становится прямым участником европейской общественной жизни.
1.2. Вклад в утверждение ценностных основ Европейского единства. Русская Православная Церковь готова участвовать в обеспечении гармоничного существования различных религий в Европе, разработке законодательства, касающегося статуса религиозных объединений в будущей Европе. Это направление сотрудничества может предполагать подключение православных Церквей к обсуждению фундаментальных правовых актов Европы. Возможно наше сотрудничество с органами, призванными внести вклад в ценностное измерение единой Европы, например, в конвенции "За будущее Европы".
1.3. Механизмы сотрудничества. Русская Православная Церковь проявляет заинтересованность в конкретном сотрудничестве с Европейским Союзом. В частности, наша Церковь готова участвовать в системе экспертизы и консультирования, оформляющейся при Европейской Комиссии и других органах Союза. Вероятно, при разработке общего кодекса правил консультирования необходимо учесть возможность обращения к экспертному совету Православных Церквей Европы. При этом нельзя ограничивать Церкви участием только в обсуждении вопросов, касающихся проблем межнациональных и межрелигиозных отношений. Церковные представители готовы принимать участие в обсуждении развития системы общеевропейской безопасности, социальных вопросов, этики использования современных технологий, миграции и т.д. Для этого необходимо предусмотреть экспертный доступ Православных Церквей к комитетам и экспертным группам Европейской Комиссии различных направлений.
2. Международное сотрудничество
Учитывая тот факт, что Европейская Комиссия намерена развивать свои функции в качестве представительского органа единой Европы на международной арене и особенно в отношениях со своими ближайшими соседями, "Белая книга" обозначает один из приоритетов международных связей Комиссии – поддержание отношений с неправительственными организациями третьих стран. Русская Православная Церковь как важнейший институт гражданского общества ряда стран постсоветского пространства готова вести межкультурный диалог между Европой и странами Восточной Европы, которые остаются вне ЕС.
2.1. Русская Православная Церковь как важнейший институт гражданского общества России. Русская Православная Церковь является значимым субъектом гражданского общества и формирует общественную культуру многих народов Российской Федерации. К тому же она насчитывает большое количество последователей во всех странах бывшего СССР. В таких государствах, как Украина, Белоруссия и Молдавия, Православие представляет собой доминирующий духовно-культурный тип. В таких условиях Русская Православная Церковь остается одним из важных факторов в формировании внешней политики России и некоторых стран СНГ.
2.2. Зона особого сотрудничества России и ЕС. С вероятным вступлением в ЕС стран Центральной и Восточной Европы в Союзе появится обширный регион, относящийся к православной цивилизации. Эти страны традиционно составляли приоритет для внешней политики России, Белоруссии, Украины и Молдавии. Без сомнения, это будет облегчать диалог ЕС и России, но потребует и совместных действий по разрешению ряда проблем, связанных с межправославными и межконфессиональными отношениями в приграничный регионе.
2.3. Улучшение климата отношений Россия-ЕС. Развитие отношений ЕС и России предполагает поддержание цивилизационного диалога для создания благоприятного климата в становлении политического и экономического сотрудничества между двумя сторонами. Нам представляется, что он может осуществляться между традиционными церквами Запада и Русской Православной Церковью по актуальным вопросам общественной жизни и процесса глобализации.
В мире, где возникают конфликты идентичности, нам представляется важным гармонизировать отношения различных религий как в рамках единой Европы, так в формате российско-европейских связей. Следует иметь в виду, что межрелигиозные отношения имеют влияние на общественную жизнь, действия правительств, общественных групп. Необходимо со всей прямотой отметить воздействие на все процессы неодинаковых и даже расходящихся взглядов гуманистических, католических, протестанских, православных и исламских традиций. В рамках процесса глобализации становится важным диалог различных культур. В частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: "Духовный и культурный экспансии, чреватой тотальной унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия Церкви, государственных структур, гражданского общества и международных организаций ради утверждения в мире подлинно равноправного взаимообразного культурного и информационного обмена, соединенного с защитой самобытности наций и других человеческих сообществ" (XVI. 3). Развитие европейского диалога представителей различных религиозных мировоззрений может послужить достойным вкладом европейской цивилизации в мировую систему регулирования.
К сведению Европейской Комиссии направляем позицию Русской Православной Церкви по актуальным вопросам международных отношений и глобализации, отраженную в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Этот фундаментальный документ был одобрен Архиерейским Собором в 2000 году и принят к руководству в практической деятельности нашей Церкви.
все новости на страничке http://www.spasi.ru/news/index.htm
Я приглашаю Всех Вас к сотрудничеству
Николай Ардабьевский ( avtor@spasi.ru )
ХРАНИ ВАС БОГ
В избранное | ||