- В одном смысле да, в другом смысле нет. В материальном мире, по крайней мере в общих чертах все предопределено. К примеру, четыре йуги повторяют себя циклически, это значит, что принципиально ничего нового нет, все просто прокручивается одно и то же снова и снова. И материальная природа просто использует живые существа в этом уже готовом механизме, в наборе уже готовых фактов.
Возможно, в каждом цикле могут отличаться какие-то детали, в конце концов, живые существа разные. Но возможно, также, что все совпадает полностью вплоть до деталей. Например, формы жизни все те же самые, Брахма и другие полубоги - все имеют те же названия и действуют также. Или, к примеру, Бхагавата-Пурана описывает, как Нарада путешествовал по миру в предыдущем цикле творения, при прошлом Брахме. Там описано, что он проходил мимо процветающих городов, деревень, скотоводческих ферм, шахт, пашен, садоводческих
хозяйств и т.д. То же самое было.
Другой момент, Кришна говорит в Бхагавад-гите, "Я - талант в человеке", т.е. какие-то направляющие свершения - это поставляется Сверхдушой. Это природа таланта, они получают это свыше, потому что это уже готово. Например, композиторы нередко слышат в голове уже готовую мелодию или какого-то инженера вдруг осеняет уже готовая идея, вплоть до того, что он сразу понимает все детали как это должно быть.
Так что принципиально все роли прописаны, меняются лишь актеры. Почему, например, мы чувствуем эпохальность того, что происходит? Потому что все это уже было миллионы и миллиарды раз. Была Россия и США, был Гагарин, были Битлз, был Ленин, Сталин и Гитлер Мерлин Монро и запорожец был, и 600-й мерседес: Это эпохально, потому что как план, как сценарий это вечно, это производит материальная природа, божественная энергия Бога.
Из пор Маха-Вишну исходят бесчисленные вселенные и входят туда обратно и это повторяется - это значит, что ничего нового нет. Или, мы видим, день сменяет ночь - материальная природа просто вовлекает нас в этом колесе. Что бы мы ни сделали, мы всегда внутри того же самого дня и той же самой ночи. В этом смысле Богу, к примеру, нет никакой трудности знать будущее, а также и святым. Какая в этом может быть трудность?
Бог как Сверхдуша материального мира знает будущее непосредственно, святые могут также получить что-то как откровение. Свобода выбора состоит в том, остаетесь ли вы дальше в этой машине иллюзии или выходите из нее, в этом свобода. Кришна всегда дает шанс уйти любому, либо вы остаетесь и играете дальше по схеме. В этом вы свободны - туда или туда. Таким образом предопределенность нарушается, когда человек встает на путь духовной практики. Тогда уже ничего не предопределено и тогда это уже интересно.