Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Законы Сукот


Законы Суккейс.

 

К обязанностям кануна праздника Cуккейс, прежде всего, относится забота о неимущих членах общины и людях, прибывших в город из других мест (нуждающихся в помощи в подготовке и проведении праздника). Необходимо умножать Цдоку (выделить максимально возможные средства на благотворительные нужды и пригласить неимущих и гостей города к себе в шалаш - Сукко на праздничную трапезу).

Тот, кто не успел постричься перед Рейш-оШоно и нуждается в этом, обязан постричься. Обязанностью является до наступления праздника постричь ногти, помыться и окунуться в микву. До наступления праздника необходимо связать необходимым образом все виды растений, необходимых для изготовления лулава. Еще до дневной молитвы накануне Суккейс, каждый из евреев должен зайти в помещение Сукко, осмотреть ее со стороны, для того, чтобы проверить, не было ли допущено ошибок в ее строительстве.

Праздник традиционно начинается с зажигания праздничных свечей. Существует обычай во славу праздника Суккейс зажигать свечи непосредственно в помещении праздничного шалаша. Если это требование невыполнимо, свечи зажигают их дома. Благословение произносимое в связи с зажиганием праздничных свечей: "Благословен Ты, Все-вышний, Б-г наш, Царь мира, который освятил нас своими заповедями и приказал нам зажигать свечи [в честь] праздничного дня!"

После зажигания свечей в первый и второй день праздника произносится благословение: "Благословен Ты, Все-вышний, Б-г наш, Царь мира, который дал нам дожить, дал нам существование и дал нам достичь этого дня!" (Также как и в течение двух дней праздника Рейш-оШоно, при произнесении этого благословения во второй день Суккейс необходимо иметь в виду, что оно произносится не только на зажигание праздничных свечей, а и на (например) новую одежду, которую должен одеть зажигающий свечи. В том случае, если это требование не может быть выполнено, благословение все равно произносится).

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы произносивший в связи с зажиганием праздничный свечей благословение "...дал нам достичь этого дня!", не произнес его вторично во время произнесения Кидуша (обряда, отделяющего праздник от будних дней, с которого начинается праздничная трапеза).

 

* * *

Несколько слов необходимо сказать в отношении гостей, посещающих Сукко каждый день праздника. В святой книге "Зоар" говорится, что "когда еврей сидит в Сукко в тени веры своей, Шехина [- божественное присутствие], распростирает над ним свои крылья свыше и семь верных пастырей делят с ним его кров". Пастыри, "гости", называемые на арамейском языке "ушпизин", приходят разделить с нами стол праздничной трапезы.

Эти семь пастырей: Авраам, Ицхок, Яков, Мейше, Аарон, Йосеф и Довид, сидят вместе со всеми евреями в Сукко каждого из семи дней праздника. Принято, связывать с каждым из них один из дней праздника, поскольку каждый из дней один из "ушпизин" приходит первым, а остальные приходят вместе с ним.

В первый день первым в Сукко входит Авраам, во второй - Ицхок, в третий - Яков и так далее. Одной из основных обязанностей Суккейс является радость праздника. И каждый из участвующих в нем должен радоваться пред лицом великих "ушпизин", обязан пригласить за свой стол неимущих для того, чтобы и они радовались вместе с ним. Если тот, кто приглашает "ушпизин" не отдает их долю нищим, "ушпизин" выходят из Сукко и говорят ему суровые слова. Если же он радует "ушпизин" и угощает неимущих, Все-вышний радуется вместе с ним, а "ушпизин" благословляют его и прославляют.

Предыдущий Любавический ребе говорил о том, что вместе с "общими ушпизин", приходящими в каждую Сукко, есть хасидские "ушпизин": Баал-ШемТов, Магид из Мезерич, Алтер ребе, Мителлер ребе, ребе "Цемах-Цедек", ребе Моараш, ребе Рашаб. Хорошим обычаем является произнесение каждый день слов Торы, посвященных "ушпизин". Например, в первый день - слова Торы, связанные с Авраамом и т.д. Ребе Мелех аМошиах в течение вечерних трапез праздника Суккейс объяснял идеи Торы, связанные с общими и хасидскими "ушпизин" того дня, в который производилась трапеза.

 

* * *

В дни существования Храма, ночами Суккейс, происходила церемония возлияния воды на жертвенник. Это были дни такой радости, что Мудрецы сказали о них: "Тот, кто не видел "радости возлияния воды [на жертвенник]", не видел радости вовсе".

В хасидских общинах принято делать ночи праздника Суккейс ночами веселья, плясок, песен. Согласно еврейскому обычаю, во времена Изгнания начинают справлять "Радость возлияния воды" начиная с первой ночи праздника. Пляски, посвященные этому желательно производить вне синагоги, прямо на улицах города, во время Хол-аМоэд (будних дней праздника) сопровождая это игрой на музыкальных инструментах.

 

* * *

По истечение праздника Суккейс наступают два дня одного из самых известных в России еврейских праздников - Шмини-Ацерес. Второй день этого праздника (справляющийся только вне Земли Израиля) получил отдельное название. Второй день праздника Шмини-Ацерес - Симхас-Тейро. Наиболее известным обычаем праздника являются "Акофейс" - пляски со свитками Торы вокруг возвышения, на котором по понедельникам и четвергам, субботам и праздничным дням свиток Торы зачитывается.

 

 

Законы строительства Сукко.

 

Одной из двух самых важных заповедей праздника Суккейс, в честь которой назван праздник, является заповедь Сукко, - согласно которой в течение праздника еврей должен сделать местом своего постоянного проживания шалаш - Сукко.

 

* * *

Написано в Торе: "В Сукко [шалаше] будете проживать в течение семи дней... для того, чтобы узнали [будущие] поколения ваши, что в Сукках поселил Я сыновей Израиля по выходе их из Египта". ["Ваикра" 23: 42-43]

Строящиеся в Суккейс шалаши служат напоминанием об "Облаках Славы". В Торе говорится о том, что на время странствования евреев по пустыне Б-г окружил еврейский стан "Облаками Славы", защищавшими евреев от нападения врагов, солнца и дождя. В дополнение к этому, впереди евреев стелилось по Земле еще одно из "Облаков", сглаживавшее перед шествующими рельеф местности и уничтожавшее на их пути ядовитых животных: змей и скорпионов.

В связи с упомянутым, Сукко в солнечный день должна давать тень. Кроме того, пребывая в Сукко, человек должен осознавать, что находится в ней для того, чтобы выполнить волю Все-вышнего, повелевшего евреям проживать в Сукко, в качестве воспоминания о выходе их из Египта.

Несмотря на то, что, фактически, выход из Египта происходил в месяце Нисан, Все-вышний приказал справлять Суккейс в месяце Тишрей. Причиной этому служит то, что в Ниссане (в Земле Израиля это месяц начала лета) большинство людей выезжает за город. Если бы Суккейс справляли в начале лета, поселение в шалашах не было бы явным выполнением Воли Всевышнего. Можно было бы подумать, что евреи лишь следуют обычаю на период каникул и отпусков покидать город и поселяться во временном жилище. Все-вышний приказал строить Сукко именно в дождливом месяце Тишрей, когда большинство людей возвращается из-за города. Именно в это время года мы поселяемся в шалашах Сукко, этим самым показывая миру, что выполняем заповедь Царя.

 

* * *

Строительством Сукко начинают заниматься сразу на исходе Йом-Кипур. Если после суточного поста не остается сил на строительство, по крайней мере обсуждают законы заповеди и пути к ее осуществлению, для того, чтобы моментально перейти от выполнения одной заповеди (Йом-Кипур) к выполнению другой.

Строительство Сукко следует закончить уже на следующий день после Йом-Кипур. Однако это не всегда удается, и Сукко разрешается строить вплоть до кануна праздника.

На каждом еврее лежит обязанность в той или иной мере участвовать в строительстве шалаша лично, в особенности в укладывании схах (покрытия шалаша) на крышу Сукко. Для участия в строительстве Сукко не важно, какое социальное положение человек занимает. Нет большей чести для еврея, чем лично заниматься выполнением заповедей.

 

* * *

Несколько слов в отношении различных деталей в строительстве Сукко.

1. Шалаш должен располагаться под открытым небом для того, чтобы напоминать "Облака Славы". Нельзя строить его внутри дома или под кроной дерева.

2. Лучше, если Сукко не будет располагаться на чужих владениях без ведома их хозяина. Из этих соображений необходимо воздвигать Сукко только на собственной территории. Однако, если, так или иначе (например, если обстоятельства не позволяют сделать по-другому), Сукко была расположена на общественных территориях или территориях, не принадлежащих ее хозяину, это не делает заповедь невыполненной. В Сукко, расположенной в общественных владениях: на улицах города или в другом месте, где ежедневно проходит много людей, - не следует произносить благословение: "Благословен... который... заповедовал проживать в Сукко!" (см. ниже).

3. Существует множество различных мнений, определяющих законы воздвижения стенок Сукко. Не все являются в них сведущими, поэтому для того, чтобы выполнить заповедь по всем мнениям, необходимо сделать стенки Сукко сплошными и настолько крепкими, чтобы ветер не мог снять их с места или погасить свечи, которые будут зажжены в шалаше накануне праздника и в Субботу, выпадающую на его время.

Принято делать у Сукко четыре стенки. Если строительного материала на сооружение четырех стенок не хватает, лучше соорудить три полных стенки, чем четыре неполных.

4. Стенки Сукко изготавливаются из материалов, которые не годятся для изготовления схаха. Это требование существенно. Стенки должны достигать трех тфахим (около 30 сантиметров) от земли. Если стенки не достигают этой высоты - Сукко некошерна.

5. Согласно хабадскому обычаю, в Сукко не делают пола.

6. Схах - покрытие Сукко. Согласно обычаю, в качестве схаха принято использовать ветви деревьев, тростник, другие растения, которые не принимают осквернения. Отдельные элементы схаха не должны быть скреплены между собой. Не следует брать в качестве схаха растения, издающие дурной запах, или ветки, которые постоянно осыпаются, поскольку это может послужить причиной того, что кто-то из евреев откажется сидеть в Сукко.

7. Любой предмет, который был способен принимать осквернение, даже в течение короткого времени, несмотря на то, что, на данный момент, утратил это свойство (например, палка, служившая ручкой для садового инструмента и отломившаяся от него), не может быть использована в качестве схаха. Это требование настолько существенно, что использование подобных предметов в качестве схаха делает Сукко некошерной.

8. Для покрытия крыши Сукко, так или иначе, необходимо сооружение каркаса, служащего основой для схаха, следовательно, есть настоятельная необходимость использовать в строительстве крыши Сукко в том числе крупномерные предметы. Согласно требованию Закона, не следует использовать в изготовлении каркаса крыши Сукко предметы, принимающие осквернение (например, лестницы), а тем более инструмент (например, лопаты или грабли), даже если они непригодны для работы. Также не следует помещать подобные предметы поверх схаха, для того, чтобы схах не унесло ветром. Однако, если все же сделать это приходится, по той причине, что другого строительного материала не находится под рукой, - Сукко кошерна.

9. Количество схаха, помещенного на поверхность шалаша, должно быть таким, чтобы площадь его тени превышала площадь освещенных участков на полу Сукко. Если это требование не соблюдено, - Сукко некошерна.

Согласно хабадскому обычаю, схаха кладут как можно больше, таким образом, чтобы он шапкой возвышался над поверхностью крыши шалаша. Не следует, впрочем, класть схаха настолько много, чтобы через него не могли проникать капли дождя. Если данное требование не соблюдено, - Сукко некошерна.

10. Если ветки для изготовления схаха рубятся на территории, не принадлежащей еврею, необходимо проследить за тем, чтобы они были срезаны неевреем и переданы строителям Сукко после этого. По крайней мере, ветки должны быть срублены евреем, который не будет во время праздника находиться в данной Сукко. Если это требование не соблюдено, Сукка все же кошерна.

11. Материалы, употребленные при изготовлении Сукко (как ветки, использованные в качестве схаха, так и материалы, использованные в качестве стенок Сукко), запрещены в какое бы то ни было использование вплоть до праздника Симхас-Тейро, поскольку были отделены для выполнения заповеди. Поэтому даже отломить от них щепочку в качестве зубочистки запрещается. Даже если ветка схаха или часть стенки Сукко отвалились от нее сами собой, они продолжают оставаться запрещенными в использование. Если Симхас-Тейро выпадает на канун Шабас, то все эти предметы остаются запрещенными вплоть до истечения Субботы, следующей за Симхас-Тейро.

12. Фрукты, которыми, согласно некоторым обычаям, украшают потолок Сукко, запрещены в пищу, даже если упали. Поскольку они запрещены в пищу, их запрещается перемещать в течение Субботы и праздничных дней, как мукце. Пользоваться этими плодами разрешается только в том случае, если еще до наступления праздника человек условился, что эти плоды будут разрешены ему в пищу. В отношении текста этого условия необходимо проконсультироваться с раввином.

13. Согласно хабадскому обычаю, не следует украшать Сукко - ни схах, ни ее стенки.

14. После праздника, когда Сукко уже разобрана, нельзя наступать на предметы, входившие в постройку, и пользоваться ими для низких нужд.

 

Законы проживания в Сукко.

 

1. "В Сукко будете проживать (дословно: "тейшву" - "сидеть") в течение семи дней", - написано в Торе. Мудрецы объясняют, что значение слова "тейшву" в данном случае означает: "поселитесь", "будете жить". Подобно тому, как в течение года еврей проживает в собственной квартире, на время праздника он должен сделать главным местом своего обитания Сукко. В частности, это выражается в том, что он переносит в Сукко красивую посуду, имеющуюся у него в доме, обеспечивает ее всем необходимым для проживания.

2. В Сукко должна постоянно находиться посуда, предназначенная для питья. Посуду, используемую для приготовления пищи: кастрюли, сковороды, и другую посуду, приобретающую некрасивый вид после употребления пищи, необходимо вынести из Сукко после еды. Ведро, другой сосуд, предназначенный для сливания в него воды, посуда, используемая для замешивания теста или хранения муки, не должны вноситься в Сукко.

3. Не следует заниматься в Сукко занятиями, которые могут "оскорбить" это жилище, например, мытьем посуды. Бокалы или стаканы в Сукко можно прополоснуть.

4. К заповеди проживания в Сукко относится обязанность есть, пить, спать, прогуливаться по Сукко, как днем, так и ночью. При необходимости переговорить с другом лучше сделать это в Сукко.

Тот, кто обычно молится в одиночестве дома, должен молиться в Сукко, если, несмотря на необычность обстановки, может сосредоточиться и осмыслить в Сукко слова молитвы. В Сукко необходимо перенести изучение Торы. (Это требование обязательно для тех, кто изучает Тору не в Ешиве. Оно не является обязательным для тех, кто обладает способностью внимательно и глубоко изучать Тору. Такие люди могут заниматься изучением также вне Сукко, поскольку простор, как известно, расширяет возможности постижения).

5. Сон (даже кратковременный) должен происходить в Сукко. В холодных местах, где сон в Сукко связан с неприятными ощущениями, а утепление Сукко и обеспечение ее обилием подушек, перин и одеял является сложным (тем более, если учесть, что их придется выносить из Сукко на период еды), нет обязанности спать в Сукко. Вообще, согласно Закону, любое действие, приносящее отрицательные эмоции, не обязательно к выполнению в Сукко.

(В собрании бесед ребе (том 17, страница 372) говорится о существовании мнения, согласно которому некоторые люди (например, хасиды Хабад) не спят в Сукко "по известной им причине". Эта причина объясняется в беседах предыдущего Любавического ребе на Симхас-Тейро и Субботу недельной главы "Брейшис" 5730 года).

6. В течение всех праздничных трапез, кроме первой вечерней трапезы первого праздничного дня, разрешается выходить из Сукко из-за дождя. Мудрецы указали на признак, согласно которому определяется сила дождя, необходимая для того, чтобы покинуть Сукко на время трапезы: если капли, просачивающиеся через схах, настолько обильны, что способны испортить бобовую похлебку (то есть вид пищи, который легко может быть испорчен небольшим количеством воды), или в том случае, если человек оценивает падающий с потолка Сукко поток воды как достаточно сильный для того, чтобы покинуть свой дом, если в нем протечет потолок, он имеет право покинуть и Сукко.

Оставляя Сукко по причине дождя, еврей не имеет права выходить из нее так, как делает обычно, а должен в смирении пятиться назад, как раб, наливший господину бокал, который господин выплеснул ему в лицо.

Обычай, полученный нами от наших святых ребе, вплоть до учеников святого Бешта, - находиться в Сукко также когда идет дождь.

7. Женщины свободны от заповеди проживания в Сукко. Несмотря на это, они обязаны произносить необходимые благословения, когда находятся в ней (см. дальше).

8. Мальчик, "не нуждающийся в матери" (то есть начиная с шести лет или пяти лет, если ребенок смышлен), несмотря на то, что свободен от выполнения заповеди проживания в Сукко, из Письменной Торы, обязан в ее выполнении из Торы Устной. Выполнение этой заповеди входит в процесс его воспитания, приучения к выполнению заповедей вообще.

Если ребенок начал есть вне Сукко, нет необходимости строго запрещать ему это никому, кроме отца, который обязан отругать его и привести в Сукко обратно. Матери разрешается самой давать ребенку пищу вне Сукко, даже если она знает, что он станет есть там, где она дала ему пищу (а не в Сукко). И ей, и никому другому не разрешается напрямую говорить ребенку, чтобы он ел вне Сукко.

9. Находясь в Сукко, каждый должен осознавать, что выполняет заповедь Все-вышнего, приказавшего ему поселяться в шалашах в память о выходе из Египта.

10. Несмотря на то, что в течение дней праздника главным местом пребывания еврея является Сукко, существует обычай дома накрывать стол скатертью и расставлять на нем красивую посуду в честь праздника.

11. Благословение, произносимое в связи с исполнением заповеди сидения в Сукко: "Благословен Ты, Все-вышний, Б-г наш, Царь мира, который осветил нас Своими заповедями и приказал поселяться в Сукко!" Это благословение принято произносить только тогда, когда человек устраивает в Сукко "основательную" трапезу. Под "основательной" ("сэудас кева") подразумевается трапеза, включающая в себя хлеб или мучные выпечные изделия. Начиная трапезу, вначале произносят необходимое благословение на упомянутые виды пищи (- хлеб или выпечные изделия). После этого, но еще перед тем, как отведать пищу, произносят благословение "...проживать в Сукко!".

В связи с употреблением в Сукко других видов пищи, осуществлением других, кроме еды, из перечисленных выше действий, входящих в выполнение заповеди (сидение в Сукко, сон в Сукко и т.д.), не произносят благословения. Они освобождаются от благословения благословением первым, до тех пор, пока вторично не будет устроена "основательная" трапеза. При этом, даже если человек пьет, спит или прогуливается по Сукко до трапезы, он не должен произносить в связи с этими действиями благословение.

В том случае, если человек покинул Сукко в промежутке между трапезами и задержался вне ее на час или два, он должен повторить благословение "...проживать в Сукко!", в связи с употреблением хлеба или мучной выпечной пищи. Даже если он вернулся в Сукко моментально, но собирался задержаться вне ее упомянутый отрезок времени, благословение должно быть повторено. (Если человек собирался покинуть Сукко на продолжительный отрезок времени, но так и не сделал этого, произносить благословение вторично он не должен).

12. Тот, кто ест в Сукко хлеб или выпечные изделия более кебейца (около 56 грамм) (даже если он не устраивает трапезу), или пищу, приготовленную из пяти видов злаков (пшеницы, ржи, ячменя, полбы и овса), обязан есть их в Сукко и произносить благословение "...проживать в Сукко!" Однако употребляющий другие виды пищи, тем более фрукты (даже если употребляет их в большом количестве и делает с ними трапезу), с точки зрения Закона, не обязан произносить благословение (поскольку такая трапеза не рассматривается как "основательная"). Существует обычай, согласно которому желающие "устрожиться" не едят никаких видов пищи и не пьют никаких напитков, включая воду, вне Сукко. Данное устрожение продолжать соблюдать в течение праздника Шмини-Ацерес, в течение которого, согласно многим мнениям, заповедь сидения в Сукко не действует.

13. Вино, пиво, лимонад, другие напитки, часто употребляющиеся вне трапезы, следует пить в Сукко. Благословение "...проживать в Сукко!" в связи с употреблением подобных напитков не произносится, поскольку питье, с точки зрения Закона, является прилагаемым к еде, и благословение "...проживать в Сукко!", произнесенное в течение первой из трапез дня, освобождает от произнесения подобного благословения все питье в течение всего дня. При этом наиболее правильным является употреблять подобные напитки только в той Сукко, в которой за время данного дня человеком уже была справлена трапеза (поскольку, согласно ряду мнений, существует сомнение, "выводит" ли благословение "...проживать в Сукко!", произнесенное в одном шалаше, питье, употребленное в другой).

14. Тот, кто в середине трапезы перешел в другую Сукко и употребил там количество пищи, которое обязывает его в произнесении "...проживать в Сукко!", обязан произнести благословение также и в этой Сукко (даже если он не обязан произносить на эту пищу благословение, соответствующее ей, например, если он находится в процессе трапезы), и даже если он не хочет есть в этой Сукко, а зашел в нее с другой целью.

15. Тот, кто забыл произнести благословение "лейшев беСукко" и вспомнил об этом в середине трапезы или даже после того, как закончил есть, должен произнести благословение, поскольку нахождение в Сукко также является выполнением заповеди.

21. Согласно хабадскому обычаю, благословение "лейшев беСукко" произносится также тогда, когда идет дождь.

 

Законы лулава.

 

Второй заповедью, отличающей праздник Суккейс от всех остальных праздничных дней года, является "Заповедь четырех видов растений", также известная как "Заповедь потрясения четырьмя видами растений". Немного информации о законах этой заповеди.


Написано в Торе: "Возьмете себе в первый день [праздника Суккейс] плод дерева сияющего (при эйц адор), листья финиковой пальмы (капейс т'марим), ветвь дерева "спутанного" (анаф эйц авейс) и иву речную (арвей нахал)".


Толковали Мудрецы:

ПРИ ЭЙЦ (дословно: "плод-дерево") - дерево, которое как плод его, - древесина которого имеет вкус плода. Это эсрейг (этрог - плод цитрусового дерева, похожий на большой лимон см. esrog.jpg), вкус древесины дерева, на котором он растет и плодов которого одинаков.

АДОР (игра слов: "адар" - "сияние", "аДАР" - "проживающий") - [необходимо,] чтобы этот плод был красивым и сияющим. Эсрог должен выделяться своим видом и размером. Объясняется в "Шульхан-Орух", что, поскольку все четыре вида растений перечислены в одном предложении Торы, они, таким образом, уподоблены один другому. Отсюда: все четыре вида растений должны быть отборными, лучшими по виду и размеру.

КАПЕЙС Т'МАРИМ - лулав, который растет на дереве т'марим (нераспустившаяся почка финиковой пальмы. Почка должна быть нераспустившейся вовсе).


АНАФ ЭЙЦ ОВЕЙС (дословно: "спутанного дерева") - листья этого дерева целиком покрывают его ствол. Таким деревом является адас (мирт).


АРВЕЙ НАХАЛ - речная ива. Имеется в виду известный тип ивы, ветви которого имеют красно-коричневый цвет, а листья не имеют зазубринок по краям. Большинство таких деревьев растет на побережье рек, однако место произрастания дерева не влияет на то, годятся ли его ветви для составления лулава или нет.


Лулав - совокупность четырех видов растений, о которых было сказано выше, представляет из себя, если можно так выразиться, букет, составленный из трех видов растений (лулава, мирта и ивы) и эсрога, прижимаемого к ним во время выполнения заповеди.

Практическое осуществление "потрясения лулавом" описать достаточно трудно, поэтому, если вы хотите выполнить эту заповедь, лучше всего, если во время праздника Суккейс Вы найдете время зайти в синагогу, расположенную в вашем городе (в Питере она располагается по адресу Лермонтовский пр., 2), и попросите кого-нибудь из прихожан помочь вам.

В отличие от заповеди сидения в Сукко, заповедь четырех видов растений начинает выполняться не с наступлением праздника Суккейс (вечером), а утром первого дня праздника.

 

 

 

 

 

- 1 -

Кроме заповеди проживания в сукко, Суккейс обязывает к выполнению ряда других обязанностей перед Все-вышним. Несмотря на это, свое название праздник получил именно от заповеди проживания в шалаше - сукко (Суккейс - шалаши - праздник шалашей). Причиной этого, в частности, является преимущество, имеющееся у проживания в сукко над другими заповедями праздника, в частности, над заповедью трясения лулавом.

Это преимущество заключается, например, в том, что обязанность проживать в сукко действует в течение всего праздника, начиная с первого его мгновения. Заповедь же трясения лулавом (даже во времена существования Храма) вступала в силу лишь утром первого праздничного дня (еврейский же день, как известно, начинается с вечера).

Более того, практическое осуществление заповеди проживания в сукко обязывает к проведению большого количества подготовительных работ задолго до наступления праздника. Ведь речь идет о настоящем строительстве, - дома, который, по крайней мере, должен обладать, тремя стенками (а по нашему обычаю, и всеми четырьмя). При этом постройка должна быть от начала до конца выполнена "во имя заповеди сукко" (готовое сооружение, подобное сукко, не может быть использовано в выполнении заповеди). По этой причине сукко затруднительно сделать даже накануне праздника. Строительство же сукко входит в выполнение заповеди, поэтому выполнение заповеди начинается задолго до наступления праздничного дня. В противоположность этому изготовление лулава может быть произведено непосредственно в первый день Суккейс.

Существует еще одно различие между заповедью проживания в сукко и заповедью трясения лулавом. Единожды в течение дня выполнив заповедь трясения лулавом, человек освобождается от этой обязанности вплоть до наступления следующего дня. Заповедь же проживания в сукко действует каждую минуту праздника, и в ее выполнении никогда не наступает перерыва.

 

- 2 -

Еще об одном преимуществе заповеди проживания в сукко перед всеми другими заповедями.

Большинство заповедей охватывает лишь некоторые области жизнедеятельности человека, в их выполнении задействованы лишь отдельные органы его тела. Заповедь сукко - "сидите в сукко, как будто вы живете в ней" - охватывает все аспекты человеческой жизни. Занимаясь в сукко повседневными делами, за неделю до этого не имевшими никакого отношения к заповедям, - сегодня, в сукко, еврей выполняет волю Все-вышнего.

Более того: "Человек, у которого нет дома - не человек", - сказали мудрецы. Человек, у которого нет дома, лишен весомой части полноты человеческого существования. Преимущество обладающего постоянным жилищем проявлено не только тогда, когда он находится в этом жилище, но и когда покидает свой дом. Сам факт обладания жилищем делает его Человеком в полном смысле этого слова в любой момент его существования.

Используя сукко в качестве жилища в течение всех семи дней праздника, еврей становится связан с сукко постоянно. Приобретенная этим полнота существования не покидает его, вне зависимости от того, находится он внутри сукко или вне нее. Сделав сукко собственным жилищем, еврей становится постоянно связан с ней, с выполнением заповеди проживания в сукко, вне зависимости от того, где находится.

 

- 3 -

Тишрей назван мудрецами "хейдеш клоли" - месяцем, включающим в себя совокупность всех дней года. Каждая из заповедей, выполняемых в Тишрей, содержит общее (не ограниченное сроком месяца Тишрей) наставление в Служении Все-вышнему.

Наставление, которое мы находим в заповеди проживания в сукко:

Еврей обязан привести свое Служение Все-вышнему к состоянию "Бехол дрохэхо доейгу..." - "на всех путях своих познай его". В том числе повседневность жизни должна быть связана со Б-гом. Служение не может ограничиваться временем изучения Торы и молитвы. Оно обязано проникнуть в повседневность жизни человека. Каждый из нас должен постараться получить от выполнения заповеди проживания в сукко то, что она может нам дать, - сил на то, чтобы в течение всего года каждое из наших дел было подчинено Б-жественности.

 



(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе второго дня праздника Суккейс 5716 (1955) года.

 

- 1 -

 

В отношении "Симхас Бейс-аШеэйво" [радости праздника возлияния воды на жертвенник, который во времена существования Храма проводился в течение праздника Суккейс], в Геморе говорится: "Тот, кто не видел 'Симхас Бейс-аШеэйво', не видел радости все дни его". В соответствии с простым смыслом этих слов, Гемора определяет здесь величие радости "Симхас Бейс-аШеэйво" [таким образом], что, по сравнению с ней, другие радости радостями не являются. В этом и заключается смысл слов: "Тот, кто не видел 'Симхас Бейс-аШеэйво'..." - несмотря на то, что видел другие радости, при этом - "...не видел радости все дни его".

Необходимо понять [следующее]: Слова благословенной памяти мудрецов очень точны. Если так, то желая определить величие радости Бейс-аШеэйво, они должны были, [на первый взгляд,] сделать это точно и кратко, в утвердительной форме. [Например, они могли сказать,] что радость Бейс-аШеэйво была радостью наиболее великой. Почему же благословенной памяти мудрецы пользуются здесь отрицанием: "Тот, кто НЕ... НЕ видел радости...". Также необходимо выяснить, какой практический смысл имеет эта фраза, и в особенности, сейчас. Смысл заключается в том, что Гемора дает нам [практическое] наставление в Служении Все-вышнему: "тот, кто не видел радости Бейс-аШеэйво" - несмотря на то, что ему кажется, что он видел радость и участвовал в ней, [...] она [- радость, которую он видел, была] поверхностна, и, на деле, он не видел радости по той причине, что, не видев радости Бейс-аШеэйво, не способен видеть радость [вообще]. И это [практический смысл] высказывания: "Тот, кто не видел радости Бейс-аШеэйво - не видел радости все дни его".

 

- 2 -

Объяснение вещей, [сказанных выше]:

Идея радости - освобождение от ограничений. Потому мы и видим, что человек, будучи погружен в подлинную радость, совершает вещи, находящиеся выше ограничений его разума. Также причина, приводящая к радости - вещь более высокая, чем ограничения, в соответствии с [известным] принципом, что всякое следствие соотносимо с [его] причиной. То, что следствием [в нашем случае является] - радость, [- то, что] выше ограничений, служит, [таким образом,] доказательством того, что и причина радости - вещь, над ограничениями возвышающаяся. То есть, когда [человек] удостаивается того, чего не ожидал вовсе, - это превосходит оценку его разума, - из-за безграничности, которой он удостоился, побуждается в нем, как следствие, также безграничность. И это - идея радости.

Это также служит причиной тому, что "радость прорывает границу". И "как отражение лица в воде - к лицу, так сердце человека (свыше) - к человеку". В соответствии с объяснением Бал-Шем-Това на стих "Все-вышний - тень твоя": Подобно тому, как тень повторяет все действия человека, так Все-вышний - тень твоя - "мерой, которой отмеряет человек, отмеряют ему". Поэтому, когда человек снизу погружен в радость, а слово "одом" ["человек"] происходит от слова: "эдаме лоЭльейн [уподоблюсь верху]", как сказано в книге "Две скрижали Завета", - побуждается радость также и свыше. И "царство Небес подобно царству земли": подобно тому, как снизу "радость прорывает границу", также свыше в пору радости снимаются все ограничения.

В Служении человека [называющегося] "малым миром" [существует] три направления: Тора, Авейдо [дословно: Служение, в наше время - молитва,] и благотворительность. И все они должны проходить в радости.

Как говорит Гемора: "Становятся молиться только в радости заповеди". - Молитва - представляющая направление Авейда - "Что такое служение сердца? - Это молитва" - должна быть в радости. Также [Служение по] направлению [изучения] Торы должно происходить в радости, как говорит Гемора там же: "И так же в отношении Закона". То же [относится] к направлению благотворительности, то есть к Цдоке, как сказано в Торе: "И не станет плохо сердцу твоему..." [- от того, что ты будешь жертвовать], а из отрицания ты можешь вынести утвердительную информацию, как сказали благословенной памяти мудрецы: "а утешающий [нищего] словами благославляется одиннадцатью благословениями".

Получается, что на всех трех направлениях Служения Все-вышнему [оно] должно выполняться в радости и добром расположении сердца.

 

- 3 -

Объяснялось, что причина истинной радости - вещь поднятая над оценкой разума. Понятно, таким образом, само собой, что для того, чтобы Служение Все-вышнему происходило в радости, необходимо, чтобы источником его [- Служения -] было принятие на себя "ига [Царства Небес]", поскольку в том случае, когда Служение проистекает из понимания и постижения [оно] ограничено, и отсутствует возможность того, что им будет порождена подлинная - неограниченная радость. Когда же Служение проистекает из "принятия ига" - [оно имеет своим источником то, что] выше постижения являющегося ограниченным человека. - [Человек] "аннулирует" самого себя и соединяется во Все-вышним при помощи выполнения Его, пусть он будет благословлен, заповедей, ведь слово "мицво [заповедь]" происходит от слова "цавсо [узел]" - соединение, а Он, пусть Он будет благословлен, неограничен, и соединение с неограниченным воздействует на него [- человека таким образом], чтобы он вышел из собственных ограничений. И в этом заключается истинная идея радости.

Однако [какой-нибудь] человек [может] прийти и задать вопрос: Ведь человек является разумным, в этом проявляется преимущество человека над животными. Каким образом тогда [можно] требовать [от человека], чтобы он убрал свой разум в сторону, и все его поведение определялось не тем, как оно представляется в соответствии с его разумом, а основывалось на "принятии ига"?

Благословенной памяти мудрецы говорят в отношении [повествующего о творении] стиха: "...который сотворил Б-г для того, чтобы делать": "делать" - [означает] "исправлять". От всех творений, которые сотворил Святой, благословен Он, Он хочет не того, чтобы они оставались [такими, как есть]. Намерение [Его] заключается в том, чтобы они [- творения -] поднялись на более высокий уровень, к большей полноте. Цель минеральной природы - включиться в растительную, растительной - в животную, животной - в говорящую [человека]. Цель же говорящей природы [- человека], являющегося разумным, - включиться в Б-жественность, которая выше разума, за счет размышления о величии Его, пусть Он будет благословен, любви и страха, выполнения заповедей, основанного на "принятии ига Царства Небес". Цель творения человека, являющегося разумным, [заключается в том], чтобы человек, то есть, разум, заключенный в человеке был включен в то, что выше разума.

 

- 4 -

Отсюда понятно, что [сама] возможность видеть радость действительно отсутствует, если изначально [человек не] видел радости Бейс-аШеэйво. Радость Бейс-аШеэйво была связана с тем, что в праздник Суккейс на поверхность жертвенника возливали воду, в дополнение к возлиянию вина, производившегося в течение всего года. В Мидраше говорится, что причиной, по которой вода удостоилась этого, [было то], что во время, когда Святой, благословен Он, сказал: "Пусть будет ракия среди вод...", и разделил верхние и нижние воды, нижние воды стали плакать, [...]: "Мы хотим предстать перед Царем". Поэтому Все-вышний пообещал им, что воду будут брать для возлияния на жертвенник.

Смысл этого:

То, что возлияние воды на жертвенник в праздник Суккейс устраняет разделение [между нижними и верхними водами] и спускание [которое постигло] нижние воды. Более того, они [нижние воды] поднимаются этим на уровень более высокий, чем были до спускания, ведь всякое спускание [совершается Все-вышним лишь] ради поднятия.

Духовный смысл разделения между верхними и нижними водами - общее разделение между "верхом" и "низом", духовностью и материальностью. - "Небеса - небеса Все-вышнему, а землю отдал сыновьям человеческим". Однако, все это [обстоит так], когда вещи [существуют] в соответствии с порядком творения. Цель же творения - "которое сотворил Б-г - делать", "делать" [в значении] исправлять. - Чтобы во всем [что находится] внизу, произошло поднятие на уровень более высокий, нежели тот, на котором оно находилось до спускания, как говорилось выше. И это выражается в том, что "...нижние воды плакали... 'Мы хотим предстать пред Царем'", а Святой, благословен Он, пообещал им возлияние на жертвенник, с помощью чего они поднимутся на уровень более высокий, нежели тот [на котором они находились] до спускания.

И это [служит] причиной величия радости Бейс-аШеэйво, когда рвутся все границы и ограничения мира, за счет того, что связываются со Все-вышним, "радость прорывает границу". Поэтому, радость Бейс-аШеэйво служит источником и корнем для всякой истинной радости, идеей которой является прорывание границ [материальности] мира.

 

- 5 -

Однако может возникнуть противоречие: ведь природа - тоже творение Святого, благословен Он. Каким образом, возможно встать против нее? Это подобно вопросу, заданному, как рассказывается в Геморе, рабби Акиве: Почему разрешается кормить бедного, после того, как Все-вышний создал его [таким, что ему чего-то] недостает.

Ответ на это:

В тот же день, когда Все-вышний создал разделение между верхом и низом, сказал Все-вышний, что целью этого разделения является поднятие: "Разделил Я и Я излечу" [...]. Нет в этом противостояния творению, но более того, выполнение намерения [с которым Все-вышний творил мир] и цели творения. Намерения [с которым были сотворены] ограничения мира и природы, - прорвать ограничения и привлечь то, что свыше природы в природу.

 

- 6 -

В этом [суть] высказывания Геморы: "Тот, кто не видел Симхас Бейс-аШеэйво, не видел радости все дни его". Гемора нацелена здесь не только на изложение [некоторого] рассказа, но [на то, чтобы дать] наставление человеку в его Служении Создателю.

Гемора дает [следующее] наставление: каким образом можно достигнуть радости на всех трех направлениях [Служения] - Торы, Авейдо и благотворительности, которые должны проходить в радости. За счет "всматривания" и размышления в идею радости Бейс-аШеэйво, до такой степени, чтобы [ясно] увидеть [ее]. Слова: "ВИДЕЛ радость бейс ашийейво" являются подобием [стиха]: "И сердце мое увидело много мудрости". Когда размышляют о радости Бейс-аШеэйво и углубляются в [размышления о] намерении [с которым происходит спускание] и о цели спускания, видят, что намерением спускания [является] поднятие [на уровень] более [высокий, нежели до спускания], и "видение - выше чем слышание".

 

- 7 -

Детально, применительно к служению человека:

Когда размышляют о цели, с которой сотворен разум, видят, что цель [творения разума] заключается в том, чтобы сам разум включился в то, что выше разума. И это дает силы на снятие ограничений тела, ограничений животной души и ограничений души б-жественной и на "принятие ига Царства Небес", за счет чего человек привлекает в свою душу радость, а засчет этого [привлекает радость - снятие ограничений] во весь мир в целом. [...]

 



(Публикуется в свободном переводе с иврита. Из беседы ребе, произнесенной на "Симхас Бейс-аШеэйво", 5716 (1955) года).

 

 


В избранное