Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Матот и Масэй


 Шабат шалом!
Недельные главы – Матот и Масэй
Наш сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com/

Бог Снесет Вас До Конца
Бамидбар / Числа 30:2-36:13
Йеремьягу / Иеремия 2:4-28, 3:4, 4:1-2
Филиппийцам 3:12-16
Яакова /Иакова 4:1-12

Поистине завораживает композиция Глав. И хотя события в этой Главе разворачиваются главным образом вокруг получения уделов сынами Исраэля, но есть нечто в этой Главе, гораздо более глубокое и важное, чем просто раздел Земли между коленами Исраэля. Действие в Главе начинается с подробного описания карты пути, проделанного Исраэлем начиная от Египта, включая смерть Агарона, вплоть до завоевания силой земли Канаан, включая изгнание населения и истребление их идолов. С этого момента действие Главы обращается к указаниям по распределению земли, по жребию, законам наследования каждым коленом, затем Параша предупреждает сыновей Исраэля еще раз о том, что может случиться, если они не прогонят обитателей этой земли. Разговор продолжается о намерении очертить границы Исраэля, предопределением учредить города с окрестностями для левитов, часть из этих городов были городами-убежищами. Затем Параша Масей описание переходит к определению убийства, и за какое убийство следует карать убийцу смертной казнью, а также описание того, что составляет человекоубийство, за совершение которого убийце надлежит скрыться в городе убежища.

Поистине удивительны инструкции, приведенные в Главе: они даются последовательно, по мере того, как сыны Исраэля приближаются к Стране, чтобы завоевать ее. Так, как будто бы Б-г говорил этим: «Хорошо. Я хочу, чтобы это было записано на все времена, что вы постигли, как Я привел вас сюда, и путь, по которому вам следует идти, прежде чем окончательно доберетесь туда, определил быть вам в первую очередь. Наконец вы пришли сюда, и в самую последнюю минуту у Меня есть несколько напоминаний и последних инструкция для вас».
Я хотел бы еще раз обратить наше внимание на то, как Ха Шем подробно описывает путь Исраэля. Я полагаю, что Ха Шем специально описал так подробно все детали этого пути, чтобы опровергнуть и исключить любые сомнения в том, что Исраэль покинул Мицраим (Египет) и странствовал сорок по пустыне, прежде чем достичь пункта назначения.

Бамидбар (33:37) И отправились в путь из Кадеша, и расположились станом у горы hОр, на краю земли Эдома. [Сончино] 38. И взошел Аарон-священнослужитель на гору hОр, по слову Господа, и умер там в сороковом году после исхода сынов Исраэля из земли Мицраима, в пятом месяце, в первый (день) месяца. 39. И Аарону было сто двадцать три года, когда он умер на горе hОр.
Нам всем необходимо знать, откуда мы пришли, чтобы понимать и осознавать, где мы находимся сейчас. Поэтому Ха Шем сделал так, чтобы сыны Исраэля запомнили это навеки, записав в Книге Бамидбар, откуда они пришли и через что им пришлось пройти, шаг за шагом. Помните ли вы ту часть Писания, где Моше говорит нам, что каждый из нас, неважно был ли на горе Синай или нет, должен считать так, как будто присутствовал в то время и в том месте с сынами Исраэля?

Деварим (29: 13-14) И не только с вами я заключаю этот завет и этот (обет) клятвенный, 14. Но с тем, кто здесь с нами стоит сегодня пред Господом, Б-гом нашим, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня.
Итак, ввиду того, что нам следует причислять себя к числу бывших там вместе с сынами Исраэля, то нам надо разделить и весь человеческий опыт, все эмоции и переживания со времени их рабства в Египте вплоть до момента действия в Главе Масей. Это подтверждено Шалияхом (посланником) Шаулем, который сказал нам, что опыт Исраэля дан нам как иллюстрация, как пример того, что может в принципе случиться с каждым.
Коринтим Алеф (I Коринфянам) (10:6) это были исторические события, послужившие прообразами, которые учат нас не склоняться в своем сердце ко злу, подобно им.
Я думаю, Шауль говорит нам этим, что мы столкнемся точно с такими же событиями и переживаниями как бней Исраэль.
Но это будут уже не события и переживания бней Исраэль, которые не имели ни малейшего отклика в нашей жизни. И поэтому нам следует изучать Тору, ведь в Ней описаны и наши личные жизненные ситуации, и наши собственные переживания. Итак, если вы хотите больше узнать о себе, изучите ваш типичный случай – изучите бней (сынов) Исраэль!

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельные главы – Матот и Масэй
На этой недели мы читаем сразу две «спаренные», заключительные главы книги «Бамидбар» - «Матот» и «Масэй».
Так происходит, когда в невисокосном году число недельных глав, рассчитанное на максимально-возможное
колличество суббот еврейского года - 52, превышает число суббот в данном конкретном году.

Глава Матот повествует о войне с Мидьяном и получении территорий западного берега реки Иордана (сегодняшней Иордании) в наследный удел колен Реувена, Гада и половины колена Менаше.
В главе Масэй перечисляются все остановки евреев в пустыне. Глава завершается подробным изложением законов о нечаянном и умышленном убийствах и наказаниях за них.

Для начала давайте решим одну небольшую грамматическо-математическую задачу. Применим ли закон "от перемены мест слагаемых сумма не изменяется" к порядку слов в предложении?. Казалось бы, действительно,какая разница, как сказать: "я очень люблю мороженое" или "мороженое – я очень люблю"? Конечно, нет правил без исключений, и предложение "я не очень люблю мороженое" несколько отличается от
"я очень не люблю мороженое", точно также как справедливо утверждение о том, что "Хорошо когда собака--друг ,но плохо когда друг--собака!" Но все это - лишь мелкие частности.

Тора учит нас не только думать над каждым словом, заставляя нас «семь раз отмерить» в уме то, что мы собираемся «отрезать» на языке. (Поэтому-то наша глава и начинается подробны обзором темы «клятвы».)
Даже порядок слов в предложении может пролить глубокий смысл на то, что происходит у нас на душе. Типичный пример – в нашей главе.

Представители колен Гада и Реувена подходят к Моше-рабейну с просьбой предоставить им в наследный удел вместо положенной им части Земли Обетованной плодоносную землю западного берега Иордана, где они уже реально находятся. С практической точки зрения тут нет никаких проблем: эта благодатная местность досталась евреям после победы над царями Огом и Сихоном, которые отказались мирно пропустить евреев через свою территорию в Землю Израиля и вместо этого пытались подготовить евреям кровавую засаду и встретить уцелевших в открытом бою.

Ради того, чтобы заслужить эту свою долю, мужчины двух колен обязуются идти в самом авангарде войска до последней капли крови и до завоевания ее последнего клочка. А на сегодня «мы построим здесь загоны для наших овец и города для наших детей».

На этом вроде бы и порешили, но Моше-рабейну не был бы Моше-рабейну, если бы не заметил корня проблемы в самой постановке вопроса. Без лишних укоров и упреков он, прежде всего, дает дельные указания: «постройте себе города для детей и загоны для скота». Мы уже говорили, что в этом завуалированном упреке – ключ к пониманию еврейского мировозрения. Загоны для скота? Какие могут быть проблемы? Пожалуйста, строй!
Но лишь после того, как есть надежные города и оплоты морали у твоих собственных детей!

Иудаизм – не религия монахов и аскетов. Загоны для скота – как символ материальных благ - вещь достаточно нужная и даже в меру необходимая. Отрицать пользу имущества и земных благ еврейству абсолютно несвойственно.
Вопрос лишь в том, какое место все это занимает в твоей жизни. Если в первую очередь ты строишь «загоны для наших овец» и только затем (пусть с минимальным промежутком времени) заботишься о «городах для детей», о том, какие ценности ты прививаешь своим детям (прежде всего - своим личным примером), то ты также далек от сути еврейства.

Второй, быть может, не менее важный урок Моше-рабейну, заключенный в этой простой и короткой фразе: порой не
менее важно знать не только, что говорить, но и как именно это сказать. Ведь язык, наряду с одеждой и именем –
отличительные черты человека от животного. И не случайно говорит еврейская традиция, что именно в заслугу того, что, живя в Египте, евреи не изменяли свои имена, одежду и язык, они удостоились выйти оттуда. Почему бы и каждому из нас не последовать их примеру, что выйти каждый из своего «духовного рабства»?

Жемчужины еврейского комментария.
«Моше послал их на войну по тысячи от каждого колена и Пинхаса...» (Бамидбар 31:6) Комментатор Бааль А-Турим замечает, что хотя на войну с Мидьяном Моше-рабейну послал только праведников, он почему-то не включил в войско глав колен. Дело в том, что Моше-рабейну не хотел позорить колено Шимона,чьим главой до последнего времени был погибший наглец и развратник Зимри бен Салу. И пусть тот вероятно
действовал с попустительства своего колена, и пусть они сами заслужили потерю своего лидера, недопустимо пренебрегать чувствами людей и их честью, когда этого вполне можно избежать.

Женский уголок
Творожное сердце с клубникой.
Пол-кило творога смешать со стаканом сметаны, стаканом сливок и пол-чайной ложки соли. Завернуть на ночь в марлю и повесить для стекания жидкости. Утром добавить две трети стакана сахара. Сформировать на большом блюде в виде сердца.
Пол-кило клубнии раздавить с четвертью стакана сахара. Окантовать творожное «сердце».

Мороженное из авокадо.
В блендере смешать 2 авокадо с двумя стаканами взбитых сливок, щепоткой соли, пол-стаканом сахара, лимонной цедрой и пол-стаканом миндаля.

В избранное