Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ваера- И явился


Шабат шалом, друзья!
Предлагаю толкования недельной главы Торы - «Ваера»-И явился
в исполнении мессианских евреев и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку можно по адресу нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com
Там же на сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни.
Будьте благословенны!
Езра.

Изучаем иудаизм
Устная Тора
Рав Шимшон Рефаэль Гирш в своем комментарии к Торе (Шмот 21:2) пишет: "Отношение Устной Торы к Письменной подобно отношению прочитанной научной лекции к краткому ее конспекту.
Студенты, прослушавшие лекцию, смогут в любой момент восстановить ее содержание на основе своих кратких записей.
Зачастую им достаточно нескольких слов, восклицательного знака, точки или подчеркнутого слова,
чтобы оживить в памяти целый ряд идей и замечаний, которые были изложены стоящим на кафедре преподавателем.
Тем же, кто не слышал самой лекции, конспект покажется чем-то вроде китайского письма".
T. е., добавим от себя: любая попытка изучить предмет по чужим конспектам, без живого присутствия на уроке,неизбежно приведет к ошибкам.

Итак, если Устная Тора - лекция, то Письменная Тора - конспект лекции.
Тут обычно задают вопрос: но зачем избран такой сложный путь?
Почему за сорок лет пребывания в пустыне не нашлось времени записать все, чему обучались устно?
Отличный вопрос, еврейские мудрецы задавали его не раз.

Вот как ответил на него раби Иосеф Альбо в своей книге "Сефер аикарим" (3:23):
"Во все времена изменяются условия и образ жизни людей. Причем эти изменения настолько велики и многочисленны, что их не вместить ни в одну книгу. Поэтому Б-г устно сообщил Моше на горе Синай (для передачи мудрецам) общие правила, руководствуясь которыми те смогут находить правильные решения постоянно возникающих вопросов.
Но исходить они будут из того, о чем в Торе сказано кратко и намеком".
Действительно, тот факт, что Устная Тора была передана в виде самых общих правил, позволял мудрецам впоследствии выводить из них частные решения всех вопросов и всех проблем, которые ставило время. Истории не известен ни один случай, когда бы еврейским законоучителям и
авторитетам пришлось выдумывать новые законы, исходя из собственных соображений и просто здравого смысла, но не опираясь на законы Торы. Это очень важное положение иудаизма: в общих принципах Устной Торы всегда содержатся ответы на любые вопросы современности.

Еще одну причину того, что Устная Тора не была записана, приводит Мидраш (Шмот Раба 47:1):
"После того как Б-г научил Моше всей Торе, Он сказал ему: (А теперь) обучи Торе Израиль.
Сказал Ему Моше: Владыка мира, я запишу ее для них. Сказал Всевышний: Не хочу ее давать им в письменном виде,ибо знаю, что в будущем народы мира приобретут власть над евреями и, присвоив себе Тору, станут их презирать;
поэтому только Танах даю на письме, что касается Мишны, Талмуда и Агады, то их даю в устном виде;
когда народы мира поработят евреев, те останутся духовно им неподвластными.
Об этом же сказал (Всевышний) пророку Осии(Ошеа 8:12): Если бы Я написал для них большую часть Моей Торы, то уподобились бы они другим (народам). По этой причине дам им Танах в письменном виде, а Мишну, Талмуд и Агаду - в устном".

И наконец самая, пожалуй, важная причина: из текста Пятикнижия видно, что его законы были предназначены не для одного поколения, не для одного, пусть даже очень важного, периода еврейской истории, но для евреев всех времен.
Наш народ получил на Синае единственную Тору. Другой - более "актуальной", "модерной", "прогрес­сив­ной" и т. д. - не будет.
Отсюда следует очень важный вывод: сохранение информации в ее первоначальном виде становится определяющим, самым существенным факто­ром. Ведь если в дальнейшем законы могут быть забыты или искажены, то какой в них толк?

Рассуждаем дальше. Поскольку мы выяснили, как важно оградить закон Б-га от разного рода искажений, напластований и разночтений, то теперь становится понятной необходимость того, что в технике называется контролем передающей системы. В нашем случае это наличие двух механизмов - письменной передачи и устной.
У каждого из двух способов передачи и сохранения информации есть свои достоинства и недостатки.
Переданная в письменном виде информация защищена от забвения ("написано пером - не вырубишь топором").

Но есть и недостаток: слова текста сохраняются только в том случае, если не меняется со временем их семантика, их общепринятый смысл. Опыт показывает, что почти в каждом живом человеческом языке одно и то же слово в разные эпохи подчас означает совсем разные понятия. Устный способ передачи позволяет преодолеть это препятствие.

Так, например, если в праздник Сукот Закон велит нам взять в руки плод, который называется "этрог", то существует опасность, что со временем - а еврейская история длится тысячелетиями! - люди утратят ясное представление, о каком плоде конкретно идет речь.
Однако достаточно "ввести" этот плод в систему образования и каждому подрастающему поколению показывать этот плод, что называется, "живьем", то, как бы он ни назывался в разную эпоху и в разных местах, проблемы не возникнет.

Еще один пример: заповедь тфилин. Тора велит накладывать на лоб тотафот.
Из словарей мы узнаем, что в разные века это слово означало: кокарда, головное украшение, челка волос и т. п.
И только показав людям коробочки тфилин и разъяснив их устройство, можно быть уверенным, что и через тридцать столетий люди будут понимать и четко знать, о чем идет речь.
Но, с другой стороны, при передаче из поколения в поколение устной информации люди могут что-то забыть или исказить.

Поэтому Всевышний дал нам Тору в виде объединения устной и письменной структур - так что каждая из них покрывает недостатки другой. Устная Тора сохраняет истинное значение слов.
А в Письменной закодирована вся Устная Тора, - чтобы, зная "ключ" расшифровки, всегда можно было восстановить забытое.

Вспомним удачное сравнение рава Гирша: "Отноше­ние Устной Торы к Письменной подобно отношению научной лекции к ее краткому конспекту". После того как полуторачасовая лекция законспектирована на нескольких страницах тетради,студент, забыв что-либо, может восстановить упущенное по конспекту. Несколько слов, даже восклицательный знак, точка или подчеркнутое слово (у каждого своя система сокращений) помогут ему оживить в памяти целый ряд идей и положений, высказанных преподавателем. Так же обстоит дело и с Торой.

Сорокалетняя устная "лекция", прочитанная еврейскому народу в Синайской пустыне, закодирована в лаконичном тексте Пятикнижия, а своего рода условные знаки, которые встречаются в нем, указывают на то, что в данном, конкретном месте содержится некий намек на дополнительную информацию.
Это может быть неправильный порядок слов в предложении, странная орфография слова, недостающие буквы, неслучайные внутренние противоречия, бросающиеся в глаза даже при поверхностном чтении, и пр.
Думаю, что сказанного вполне достаточно. Первый, приблизительный порядок в понятиях нами уже наведен.
Мы выяснили, что основой иудаизма является именно Устная Тора, переданная еврейскому народу на Синае. Устное учение должно передаваться от поколения к поколению без перерыва.

Недельная глава «Ваера»-И явился
Список Чтений Этой Недели:
Брешит / Бытие 18:1-22:16
Малахим Бет / 4е Царств 4:1-37
Кифа Бет / 2е Петра 2:4-11

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ евреев
Недельная глава «Ваера»

Недельная глава вновь насыщена событиями: Аврааму сообщается, что через год у него от своей 90-летней жены Сары родится долгожданный сын – Ицхак.
Затем идет речь о катастрофе, постигшей пять городов во главе с небезывестными Сдомом и Аморой (Содом и Гоморра) и об уцелевшем племяннике Авраама – Лоте со своими двумя младшими дочерьми. Завершается глава последними, самыми тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю нашего праотца.

Есть ли на свете нечто ужасней, чем абсолютное беззаконие? Да!
Беззаконие узаконенное!
Когда в стране беспредел, но есть сознание, что это – аномалия, что это несправедливо, жутко, мерзко, тогда еще не все потеряно. Пока существуют какие-либо идеалы законы и справедливости, то независимо от того, насколько далеко мы от них отошли, у нас всегда есть шанс к ним вернуться.

Другое дело, когда грабеж и грязь становятся вещью вполне допустимой, когда исчезли истинные критерии добра и зла, когда пошатнулись понятия, и «черное стало белым, и миром была война».
Такой именно была ситуация в Сдоме. Законодательная власть пользовалась в Сдоме небывалым авторитетом. Ведь это была самая сильная база для подкрепления беззакония.
Началось все с легализации гомосексуализма. Гомосексуализм стал не единственным, характерным признаком Сдома.

Желая сохранить свое экономическое благосостояние, содомитяне больше всего опасались чужестранцев, особенно нищих. Развивая теорию Дарвина, они пришли к однозначному убеждению, что «выживает сильнейший». Причем в «цивилизованном обществе» понятие силы измеряется не объемом мускулов и силой удара, а наличием нолей (после первого числа, разумеется) в банковском счету. А для того, чтобы выживал сильнейший необходимо, чтобы ему не мешали «слабейшие». Поэтому нищие были совершенно нежелательными элементами высшего содомского общества и всяческая попытка благотворительной деятельности каралась смертной казнью.

Ну а как же без извращений на самом бытовом уровне? За нанесенный тебе удар, обидчик имел полное право взыскать с тебя по суду плату «за лечебное кровопускание», обвинение в краже ловкий вор мог использовать, как просьбу толкования сна, и соответственно требовать плату.
Но, одну минуточку, а по каким критериям мы вдруг являемся обсуждать и осуждать законы Сдома? Ведь, в конце концов, речь идет о правовом, демократическом государстве, чьи законы установлены абсолютным большинством местного населения?
С подобными контръобвинениями обратились и адвокаты нацистских извергов на Нюренбергском процессе. Прокуратуре пришлось порыться в архивах 1915 года, чтобы найти подоходящую статью международного права - «преступление против мира и человечества».

В случае Сдома и Аморы не созывался мировой трибунал. Всевышний сам наглядно доказал, что общечеловеческая суть морали не зависит от частных демагогий и местных извращений на законодательном уровне. И по сей день на месте некогда богатейшего и плодороднейшего места на земле, печально знаменитых Сдома и Аморы, живым уроком и напоминанием для нас всех стоит безжизненное Мертвое море.


Женский уголок.
Проводя параллель между праведным Авраамом и его племянником Лотом, начинавшим свой путь как один из самых пламенных дядиных учеников и соратников и закончившим разрывом и предпочтением земных благ извращенного Содома духовному наследию Авраама, необходимо отметить фундаментальное отличие между двумя этими личностями. И это отличие – их жены.

Проследим на примере сегодняшней недельной главы. Когда к Аврааму под видом бродяг-язычников приходят ангелы, Сара (о чьем духовном уровне Тора свидетельствует как превосходящим даже уровень собственного мужа) с радостью разделяет с мужем долг гостеприимства. Не задумываясь, берется она просеять несколько киллограмм муки и испечь из них свежайший хлеб. Когда же те же гости (но уже в гораздо более респектабельном виде) являются к Лоту, тому приходится брать все хлопоты на себя. А его жена не только отказалась принять какое-либо участие в этой «сумасбродной затее», но и когда муж попросил ее всего лишь раздобыть соли к обеду, направилась от соседки к соседке и под предлогом выполнения просьбы мужа, демонстративно объявляла всем желающим (и даже не желающим), что у ее мужа в гостях – чужестранцы. Она четко знала, как именно относится сдомский закон к чужестранцам, какая именно участь их ожидает после ее откровений, но, тем не менее, все это не остановило ее.

Это она поспешила породниться с коренным местным населением, выдав своих старших дочерей за отъявленных негодяев (правда, надо отдать должное, уступавших в моральной деградации остальным своим соотечественникам). Это она, убегая из гибнущего Сдома не смогла удержаться и не бросить взгляд, полный ностальгии по пропавшему добру и любопытства при виде мировой катастрофы, превратившись на месте в соляной столб...

Дорогие женщины! Давайте не забывать, что духовный уровень вашего мужа во многом зависит от нас! В наших руках – помочь ему развить его потенциал или втоптать его в грязь вместе со всеми его идеалами! От нас во многом зависит, станет ли наш муж при своих изначальных моральных задатках праведнейшим Авраамом, человеком средней порядочности подобно Лоту или (не дай Б-г) будет спускаться все ниже и ниже, уподобляясь жителям Сдома...
А как же нам научиться, подобно Сарре, исполнять свой долг гостеприимства и преданности мужу в наилучшей форме? Испытайте-ка следующие рецепты!

Курица на соли.
Хорошенько натрите курицу со всех сторон разнообразными специями (перцем, чесноком, сушенной зеленью и т.п.). Посыпьте противень сплошным слоем соли. Распластайте на нем куринную тушку и выпекайте около часа на среднем огне. (В данном рецепте соль не играет серьезной вкусовой роли, а позволяет уменьшить калорийность пищи, заменяя масло для смазывания.)

Легкий «чайный» кекс
Замесите тесто из двух стаканов муки, стакана крепкого чая, стакана сахара, пекарского порошка, ложки растительного масла и двух яиц. По желанию добавьте пол-стакана орехов, изюма, цукатов или измельченного кокоса. Выпекайте пол-часа в умеренно-горячей духовке.


В избранное