Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Микец - По происшествии


Шалом дорогие друзья! С наступающим Новым годом! И с праздником Ханука!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы. 
Эта недельная глава "Микец" - "По происшествии".
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael   или на сайте  Исход-2 http://tikvaisrael.com   
Там же на сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни и фото Израиля.

Кто хочет знать больше - Недельная глава Торы - по книге Зогар с комментариями рава в видео https://youtu.be/h56h0eNUg0g
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com 
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт. 
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) с комментариями и другие книги по мессианскому движению, статьи, проповеди. 
С праздником Хануки и Новым годом!
Пусть в вашем доме светит свет Творца И через ваши сердца,вашу жизнь и через хнукальные свечи передается всем вокруг!
Езра

От мессианских евреев
Восьмое чудо света. В субботу вечером наступает шабат и мы зажигаем все 8 свечей ханукии! 
Наступает последний день Хануки.
ХАНУКА
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ AOЛAM, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОTАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ХАНУКА

Во времена Второго храма во II в. до н. э., Страну Израиля захватили греки.  Они не только лишили евреев политической независимости — они  посягнули на саму сущность еврейского характера, стремясь превратить евреев в эллинов-язычников.
Во всех уголках Страны Израиля греки заставляли евреев отрекаться от своей веры, прекратить соблюдение субботы и изучение Торы, прекратить соблюдать законы кашрута и начать есть свинину. Верхом унижения евреев был момент, когда греки осквернили Храм, центр веры в единого Бога, установив в нем статуи своих идолов и тем самым превратив его в заурядное языческое капище.

Народ был крайне подавлен, но в то же время в нем зрели искры восстания. И настал момент, когда семья когенов, храмовых священнослужителей, жившая в городе Модиин, подняла восстание, бросив клич: "Кто за Бoга — ко мне!" К восставшим присоединились все, кто был крепок духом и не хотел примириться с уничтожением евреев.
В ходе жестоких боев немногих против многочисленных, слабых против сильных, евреи разгромили могущественного врага. Их вера и беззаветная преданность своей святой цели придала им силы. Иерусалим был освобожден от греков и Храм очищен.
Во главе еврейского войска стоял отважный воин по имени Иегуда Макаби. Когда его воины освободили Храм и хотели вновь зажечь стоявший в нем золотой светильник, Менору, оказалось, что все масло для Меноры осквернено греками. Нашли один единственный маленький кувшинчик чистого масла. которого могло хватить только на одну ночь. Однако Всевышний совершил чудо, и это масло горело целых восемь дней.

В память о победе над греками и о чуде, произошедшем в Храме,  мы восемь дней празднуем Хануку — начиная с 25-гo дня месяца кислев.
Как только спускается вечер, мы зажигаем ханукальпый светильник, ханукию у входа в дом или на подоконнике, чтобы объявить всему миру о чуде, совершенном для нашего народа. В первый день мы зажигаем один огонек, а затем каждый вечер прибавляем еще один — пока в восьмой вечер не горят все восемь огоньков ханукии.
После зажигания ханукальцого светильника мы поем традициоппый ханукальный гимн - Маоз цур йешуати" (" Оплот и опора моего спасения"). Во время праздника принято есть пончики и картофельные оладьи, которые жарят на масле - это напоминает нам о чуде с кувшинчиком масла. У детей в Хануку каникулы, и они весело играют в традиционную ханукальную игру с волчком - савивон на иврите.

Мессианский аспект праздника. Менору зажигают "служкой", средней или отделенной свечой. Каждый день мы служкой зажигаем свечи : в первый - 1, во второй -2 свечи, и т.д. 3, 4, 5, 6, 7, 8. Кроме основных свеч каждый день горит "служебная" свеча. Ее роль зажигать других и служить. Эта свеча - прообраз Мессии. Ибо Он есть свет миру.
Иоан 8:12 "Опять говорил Иешуа к народу и сказал им: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни."
Так неужели Ханука - незначительный праздник? 
Конечно, нет! Особенно, если мы помним, на Кого он указывает.
С наступающим праздником Света! Тепла и уюта в твоем сердце и доме

Глава Торы: "Микец По прошествии" 
Список Чтений Этой Недели: 
Брешит / Бытие 41:1-44:17 
Зехария / Захария 2:14-4:7 
Коринтим Алеф / 1 Коринфянам 2:1-5 

Недельная глава «Микец» от евреев ортодоксов. 

Недельная глава «Микец» продолжает знакомить нас с историей Йосефа. Фараону дважды снится вещий сон, которые не в силах разгадать ни один волхв и чародей. И тут один из вельмож фараона, вспоминает, как в бытность своего пребывания в тюрьме, Йосеф совершенно верно растолковал вещие сны его и его товарища по несчастью. Йосефа приводят к фараону и тому не только удается растолковать сон владыки, но и подсказать решение проблем грозящих катаклизм, о которых предсказывает сон. Оценив по достоинству еврейского юношу,фараон делает его наместником всего Египта, т.е. ее фактическим ее полным правителем. 

Есть интересный вопрос. Если мы говорим, что вся еврейская жизнь должна идти в ногу со временем - в ногу с недельной главой Торы, то почему праздник Ханука всегда выпадает на недельные главы, связанные с историей Йосефа. Конечно же это не случайно. 
Во-первых, мы видим, что точно также как Йосеф, чья история начиналась весьма трагично, в один момент чудом превратился из всеми позабытого заключенного по ложному доносу в представителя верховной власти сильнейшей мировой империи того времени. 
Точно так же в праздник Хануки несколько преданных вере отцов евреев чудным образом в один миг из преследуемых греками и осмеянными собственным прогрессивными братьями превращаются в национальных героев.

Но связь Хануки и Йосефа не замыкается на данной аналогии. Наша традиция учит, что для того, чтобы быть достойным даром пророчества любого уровня (включая возможность толкования снов) помимо обладания высочайшими личными качествами и Б-гобоязненностью человек должен быть... счастлив. 
Яаков был лишен этого дара все то время, что он был в трауре по потерянному Йосефу. 
Йосеф же, как мы видим, продолжает пророчествовать. Да еще как! Сны фараона, отгадать которые было не под силу величайшим колдунам, которым так славился Египет, он как бы видит насквозь!

Но что дает человеку возможность чувствовать себя счастливым? Только уверенность в том, что в мире все происходит от Единого Источника, а значит - все к лучшему и иначе быть не может! 
И нет на свете такой ситуации, ради которой стоит поднимать панику. 
А вместо того, чтобы в разного рода переживаниях и депрессиях сживать себя со света, стоит стараться жить «по-максимуму» (по тому самому, которого требует от нас Тора), и вместо того, чтобы зацикливаться на проблемах, стоит искать решение. 
Именно этот взгляд на жизнь дает возможность Йосефу не просто растолковать фараону страшнейшие предзнаменования его снов, но и предложить реальный выход из грозящей беды.

Именно этот взгляд на жизнь позволил Маккавеям, пусть на один день, но все-таки зажечь Храмовый Светильник. Они сделали от себя все возможное, а дальше – время покажет. Главное помнить, что «все к лучшему и иначе не может быть!» И они не ошиблись в расчетах. И время показало.Светильник горел весь тот день и еще целую неделю и его яркий свет – свет упования и уверенности в том, что «все – к лучшему» - освещает наш путь по сей день! 

Недельная глава «Микец» от ортодоксов каббалистов ( в диалоге) 

Г. Копач: Здравствуйте, уважаемые зрители! Какое огромное счастье встречаться с вами, чтобы изучать Тору! Эту возможность нельзя назвать само собой разумеющейся. Как обычно, со мной в студии находится д-р Лайтман.  
Размышляя о наших беседах, я подумал, не поучиться ли мне русскому языку? Возможно, тогда мне будет легче понять науку каббала? 
М. Лайтман: Нет, каббалу невозможно передать никаким другим языком, кроме иврита. Это слова, буквы, формы букв и их сочетания, которые невозможно выразить иначе. Буква – это знак, в котором запечатлена особая духовная сущность. Духовная сила воздействует на этот мир, пройдя через эту форму. Как сквозь щели пробивается свет, так из высшей системы поступает свечение, проходящее через особые прорези в форме букв. Достигая этого мира, этот свет влияет на нас и производит различные действия согласно пройденной форме.
 
Г. Копач: Выходит, высший свет выражается в нашей реальности именно через буквы языка иврит? 
М. Лайтман: Да. Поэтому выхода нет: необходимо изучить алфавит, внутреннюю форму каждой буквы и их сочетания. 

Г. Копач: Как вы заметили по нашим беседам, я пытаюсь в процессе изучения Торы понять каждый образ с точки зрения его морали и психологии. А вы представляете не совсем понятный, странный подход, к которому мне трудно приспособиться. 
М. Лайтман: Почему? 
Г. Копач: Он кажется механистичным: мне не с кем отождествить себя в этом изучении. 
М. Лайтман: Все образы Торы – это ты!
 
Г. Копач: Все находится во мне? Все буквы, которые я читаю в Торе, находятся во мне? 
М. Лайтман: Каждый из нас – творение сам по себе и должен достичь подобия Творцу. Слово адам (человек) происходит от слова домэ (подобный). А образы, о которых мы читаем в Торе, - это наши внутренние силы. Фараон – наш эгоизм в целом, Аман – его более глубокая часть и т.д.
 
Г. Копач: Что ж, давайте продолжим изучение этих сил в главе «Микец» (Книга «Бытие», глава 41). 
/1/ И БЫЛО: К КОНЦУ ДВУХ ЛЕТ ФАРАОНУ СНИЛОСЬ. 
Йосеф сидит в тюрьме, все о нем забыли, никто не собирается его освобождать. И вот Фараону приснился сон. В Торе много снов: Якова, Йосефа, Фараона. Мы немного говорили об этом, но я не уверен, что понял. 
М. Лайтман: Сон - это одно из проходимых нами состояний. В духовном мы постоянно поднимаемся со ступени на ступень, от постижения к постижению. Я чувствую некий мир, а в следующее мгновение мои ощущения становятся глубже. Я постигаю действующие в этом мире силы, происходящие события, причинно-следственные связи. Мир представляется мне текучим, прогрессирующим. В этом движении я начинаю видеть будущее, но не четко, а как бы во сне. Переходя с одной духовной ступени на другую, мы находимся словно в тумане: прошлое состояние уже покинули, а новое четко себе не представляем. Постепенное прояснение нового состояния называется сном. 

Г. Копач: Но ведь не каждый сон пророческий - мы каждый день видим сны. 
М. Лайтман: Это обычный сон животного уровня, который есть и у животных. В течение дня мы переживаем различные ситуации, а ночью мозг их обрабатывает, действуя как компьютер: стирает, классифицирует, оставляет в памяти. В результате его работы мы видим сны. Поскольку ночью новая информация в мозг не поступает, то эти образы соединяются в странных и причудливых сочетаниях. 
Г. Копач: А как определить, что сон обладает неким значением? 
М. Лайтман: Если в течение «дня», т.е. получая свет, ты понимаешь происходящее, хочешь духовно развиваться и готовишь себя, то когда тебя окутывает туман и рассеянность, это значит, что ты поднимаешься в своем постижении на более высокую ступень. Это состояние называется «сон». Ты вовсе не спишь в постели - физически ты бодрствуешь, но твое внутреннее состояние называется «сон». 

Г. Копач: Итак, Фараону снится сон. Кто такой Фараон? 
М. Лайтман: Фараон – это весь наш эгоизм, который мы должны исправить. Если мы сумеем правильно его использовать, то сделаем из него «гору Синай» (от слова сина - ненависть) и увидим, что все ненавистники - Аман, Билам, Балак - находятся в нас. Эгоизм высасывает из человека все его достижения и оставляет пустым. Я стремлюсь к различным приобретениям, тяжело тружусь, чтобы чего-то достичь. А когда достигаю и хочу насладиться, то того удовольствия, которого ждал, нет! Поэтому говорится, что эгоизм высасывает из человека любое наполнение. 

Г. Копач: Выходит, «Фараон во мне» – это та сила, тот бес, который постоянно вопрошает: «а что со мной?» 
М. Лайтман: С одной стороны, он толкает меня вперед, и это хорошо. Я вроде бы продвигаюсь, но от этого продвижения ничего не получаю. Так движется все человечество: тысячелетия мы развивались, ведомые нашим эгоизмом – Фараоном в нас, а пришли к общему кризису, ничего не достигнув из того, что хотели. Я помню, как в годы учебы в школе (это было в 50-е годы прошлого столетия) учителя нам говорили, что через 20-30 лет вместо 8 часов в день мы будем работать только 4 часа, и у каждого будет время для отдыха и путешествий. Люди будут ходить на концерты, в театры - жизнь будет просто прекрасна! 
И что же мы видим спустя 50 лет? Вместо 8 часов в день мы работаем по 10-12 часов, целый год ждем отпуска, чтобы поехать на неделю в Турцию, жизнь пуста и безрадостна... Совсем не так мы представляли себе прогресс. Эгоизм, толкавший нас к развитию и рисовавший радужное будущее, в конечном итоге привел нас к желаемому: «Вы хотели этого развития – берите!» Это называется, что Фараон забирает себе все наполнение и тем самым продвигает человека к истине. Он как бы сам роет себе могилу. 

Г. Копач: Итак, ФАРАОНУ СНИЛОСЬ, ЧТО СТОИТ ОН У РЕКИ, И ВОТ ИЗ РЕКИ ВЫХОДЯТ СЕМЬ КОРОВ, ТУЧНЫХ И ХОЛЕНЫХ. (41:2) А затем выходят СЕМЬ ДРУГИХ КОРОВ, ТОЩИХ И НЕВЗРАЧНЫХ. (41:3) И СЪЕЛИ КОРОВЫ ТОЩИЕ И НЕВЗРАЧНЫЕ СЕМЬ КОРОВ ТУЧНЫХ И ХОЛЕНЫХ.(41:4) Прежде всего, что означает число 7? 
М. Лайтман: Это особое число. Мы уже говорили о высшей системе, из которой через формы, называемые «буквами», проходит свет и воздействует на нас. Этот свет ослабляется системой фильтров, чтобы нас не сжечь, чтобы мы могли существовать в этом мире даже в нашем эгоизме. Поскольку свойство света – отдача и любовь, то мы, будучи полностью ему противоположны, не можем его вытерпеть. Эта система ослабления света состоит из 7 ступеней его сокрытия, уменьшения. 

Г. Копач: Значит, мы можем, как усиливаем громкость в приемнике, довести свет до цифры 7? Есть положение 8, 9 и далее, но мы способны понять и увидеть реальность только до уровня 7? 
М. Лайтман: Совершенно верно. 
Г. Копач: Это касается только человека или других животных тоже? 
М. Лайтман: Нет-нет, мы говорим только о духовном постижении, в котором есть 7 уровней. Поэтому наша неделя состоит из 6 рабочих дней и субботы, время существования нашего мира – 6000 лет и 7-е тысячелетие соответственно субботе. После этого есть 8, 9 и 10-е тысячелетия, но это более высокие постижения. 

Г. Копач: Можно сказать, что реальность нашей жизни ограничена периодичностью числа 7? 
М. Лайтман: Да. 
Г. Копач: А почему этот сон так беспокоит Фараона, что он требует его истолкования? 
 
М. Лайтман: Наш эгоизм, обладающий всеми средствами получения наполнения - а наша жизнь есть постоянное желание получать и наполнять себя всем существующим вокруг, - заранее видит, что все получаемое им исчезает, и он остается пустым. 
Г. Копач: И это его беспокоит? 
М. Лайтман: Конечно. Чтобы совершить движение, нашему эгоизму необходима мотивация. Откуда ее взять? Например, я знаю, что если облокочусь на спинку кресла, то мне будет лучше и удобнее сидеть. Это понимание дает мне энергию сдвинуться, изменить положение, ведь любому движению требуется горючее. Наш эгоизм постоянно совершает очень точные расчеты, и если заранее знает, что от следующего движения не получит предполагаемого удовольствия, не извлечет из приложенного усилия выгоды, т.е. останется пустым, то не двигается. Такое состояние его беспокоит. Ведь наслаждение эгоизма состоит в том, чтобы после тяжелого труда получить удовольствие, а Фараон видит, что его ждет пустота
Г. Копач: Теперь понятен сон Фараона: в течение 7 хороших лет он будет наслаждаться, а потом за 7 плохих лет потеряет все, что у него было? 
М. Лайтман: Верно. И поэтому он уже не знает, что делать, как двигаться, куда идти. 
Г. Копач: А кто такие жрецы, которых Фараон призывает растолковать сон? 
М. Лайтман: Всеми возможными способами он пытается выяснить причину этого явления. А причины нет, потому что внутри логики эгоистического желания мы не способны понять, что движемся неправильно. Так происходит со всем человечеством. Встречаются главы ведущих стран, чтобы решить проблемы кризиса, а что находят? Только собственное бессилие: им нечего предложить миру. Почему? Потому что внутри эгоизма нет рецепта, нет решения! Так и Фараон обращается к своим жрецам – ко всему созданному эгоизмом разуму. Но решения не получает. Уже 5000 лет, начиная с Древнего Вавилона, человечество прогрессирует внутри эгоизма. В мире происходят различные перевороты и обновления, но каждый раз мы остаемся с отрицательным результатом. 

Г. Копач: Но сказано, что жрецы Фараона занимались колдовством и магией. Что именно они делали? 
М. Лайтман: Конечно, можно придумать различные фокусы, но и после них, в конечном итоге, ты видишь, что остался в проигрыше. Дело в том, что согласно природе своего создания желание насладиться никогда не сможет наполниться. Скажем, меня мучает жажда. Я пью, наполняю желание удовольствием, и тут же и желание, и удовольствие исчезают, а я остаюсь с нулевым результатом. Поскольку я приложил усилие, то в целом оказываюсь в проигрыше: для чего трудился? И так вся моя жизнь проходит с отрицательным итогом. 

Г. Копач: С такой перспективой Фараон не может жить: с одной стороны, я - Фараон, с другой – ноль! 
М. Лайтман: Поэтому человек все время пытается отвлечься, чтобы не думать о смерти, старости, болезнях, ведь это лишает его сиюминутного получения удовольствия от жизни. Но если бы он видел, что постоянно развивается, а смерть тела вообще не имеет значения, то его жизнь была бы иной! 
Г. Копач: Человек совсем не должен думать о настоящем, а только о движении к будущему? 
М. Лайтман: Нет, если он связывает настоящее с будущим, то перед ним открывается замечательная перспектива! 

Г. Копач: Современные психологические методики «Нью эйдж» как раз призывают думать только о настоящем. Вам они знакомы? 
М. Лайтман: Это делается именно с целью закрыть глаза. Так происходит и с Фараоном: если нет никакого решения на будущее, то я предпочитаю ничего не делать. Но Фараон, т.е. наш эгоизм, умен. Если проблема перед ним раскрылась, он должен найти выход, иначе ему не жить. 

И ПОСЛАЛ ФАРАОН, И ПОЗВАЛ ЙОСЕФА (41:14). 
Г. Копач: Услышав от начальника виночерпиев, как в тюрьме Йосеф растолковал его сон, Фараон велит привести к нему еврейского раба Йосефа. Его одевают в красивые одежды и приводят к Фараону. Мы знаем, что история Йосефа началась со сна, и вся его жизнь связана со снами, которые приснились ему или другим персонажам. Какие особые свойства позволяют Йосефу так точно понимать сны? 
М. Лайтман: Дело в том, что Йосеф не относится к Фараону. Йосеф - это свойство, связывающее нас с Творцом. Творение в целом состоит из 10 сфирот - с их помощью можно объяснить всю Тору. Йосеф – это сфира есод (основа), свойство, на котором можно построить все исправления. Поэтому когда в человеке проявляется свойство есод, он может связаться с малхут, т.е. Фараоном. Есод – это свойство отдачи, существующее в человеке в сокрытии. Оно должно быть правильно связано с эгоизмом.
 
Г. Копач: Это свойство противоположно эгоизму? 
М. Лайтман: С одной стороны, оно противоположно эгоизму, с другой стороны, эгоизм является «помощью против себя». То есть правильное использование нашего эгоизма может продвинуть нас к духовному. Поэтому написано в Торе, что «Фараон приблизил сынов Израиля к Творцу». В конечном счете, как мы видим, наше эго неустанно толкает нас вперед к духовному развитию, что якобы противоречит его природе. 

Г. Копач: Можно сравнить находящееся во мне свойство есод с рулем, указывающим эгоизму правильное направление? 
М. Лайтман: Верно. В такой скрытой форме Йосеф попал в Египет. И Фараон видит, что без этого направляющего он не может существовать: Йосеф действительно дает ему правильные решения. 
Г. Копач: Относительно решений написано в Книге Зоар, что все сны в мире следуют за своим толкованием (буквально: открытием рта). То есть, как мы истолкуем сон, так и будет? 
М. Лайтман: Нет! Рот (пэ) – это место, где стоит экран в т.н. парцуфе - духовном объекте. В части парцуфа, которая называется рош (голова), есть пэ – место, где принимается решение получить или не получить наслаждение. Если мы делаем правильный расчет: для чего себя наполняем, что из приходящего к нам наполнения стоит принять, - то можем развиваться в духовном и достичь вечных наполнений. Итак, Йосеф попадает к Фараону, и происходит их первая встреча.
 
Г. Копач: Вроде бы он дает Фараону сугубо практическое, реальное решение: 7 урожайных лет и 7 лет голодных. 
М. Лайтман: Верно. Но важна связь между ними, т.е. программа действий. Прежде всего, решение приходит после того, как ты правильно понимаешь сон: перед тобой 7 хороших и 7 плохих лет, т.е. подъем и падение в твоей жизни. 
Г. Копач: Нам это решение кажется очень простым. Неужели жрецы Фараона не могли до него додуматься? 
М. Лайтман: Хочу посмотреть на тебя, когда тебе приснятся коровы или колосья пшеницы! Неужели ты сразу поймешь, что это говорится о тебе и о твоей жизни? 
Г. Копач: Я обычно пытаюсь разгадывать свои сны, а вы? 
М. Лайтман: Зачем? Это просто работа мозга и не более. Я не занимаюсь этим, потому что сны относятся к нашему животному уровню. Это не те состояния, в которых я могу думать о духовном развитии, ведь они не выходят за рамки неживого, растительного и животного уровней, не поднимаются над физическим телом. 

Г. Копач: Выходит, я зря потратил время, сидя у психолога, объясняющего мои сны? 
М. Лайтман: Думай сам, а пока продолжим. Эта глава Торы, которая не зря называется Микец (к концу), интересна тем, что, наконец, мы встречаемся с методикой исправления Фараона. Владеет этой методикой Йосеф: внутри нас раскрывается эта небольшая духовная сила. 
Г. Копач: Слово «кец» (конец) также связано со словом «экиц» (пробудить) – положить конец какому-то состоянию. 
М. Лайтман: В общем, это означает новое развитие. 

Г. Копач: Выражение «день кладет конец тьме» вызывает ассоциацию с египетской тьмой. Мы сейчас находимся в Египте – месте темноты и скверны. 
М. Лайтман: Нужно почувствовать, что ты находишься в Египте – не все это ощущают. Люди могут жить по соседству, и один чувствует себя в египетской тьме, а другой не видит никаких проблем: наслаждайся жизнью! 
Г. Копач: Значит, в египетской тьме мы можем находиться и сегодня, даже не подозревая об этом? 
М. Лайтман: Это зависит от вопросов, которые человек себе задает. У него могут быть такие вопросы, что «лучше смерть, чем такая жизнь». Тогда он должен что-то сделать со своей жизнью. А другим достаточно того, что у них есть средства прожить до конца месяца.
 
Г. Копач: Трудности и сомнения относительно веры не относятся к состоянию «египетской тьмы»?
 Ведь во тьме ты даже не осознаешь существования проблемы? 
М. Лайтман: Нет, в состоянии «египетской тьмы» ты уже знаешь, что проблема существует: твоя жизнь ограничена, у тебя нет ответа на вопрос «в чем смысл моей жизни». В принципе, Египет - это изобилие, и сыны Израиля никогда там не страдали. Позже они вспоминали кушанья, которые у них там были: лук, чеснок, мясо. Между прочим, земля Гошен, где они жили, - самое плодородное место. 

Г. Копач: Есть выражение «бейн а-мэцарим», что означает стесненное, безвыходное положение. Слово «мэцарим» имеет тот же корень, что и слово Мицраим (Египет): место, где на тебя что-то давит, ограничивает, дает лишь частичное видение. 
М. Лайтман: Тот, кто ощущает себя в таком состоянии, называется находящимся в «Египте». А для того, кто этого не чувствует, нет понятия «Египет» как концентрата зла (миц раим).
 
Г. Копач: Значит, среди нас есть люди, которые находятся в египетской тьме, не зная об этом? 
М. Лайтман: Если не знают, то не находятся, ведь человек сам определяет свое состояние. Если ему хорошо, то он еще не пришел к осознанию зла. «Мицраим» буквально означает осознание зла: я нахожусь под властью эгоизма, который постоянно мной управляет и определяет всю мою жизнь. Я ни в чем не свободен – живу на животном уровне. 
Г. Копач: Возможно, это выход: закрыть глаза и жить животной жизнью? 
М. Лайтман: Если можешь так сделать – пожалуйста! Однако, в конце концов, эгоизм настолько разовьется, что ему понадобится Йосеф и все остальные сыновья Якова, чтобы продолжить существование. Он не сможет развиваться самостоятельно, не сможет себя наполнить. Мы видим, как сейчас мир погружается в депрессию и наркотики. Ему необходимо нечто духовное, ведь он не может решить ни одну из существующих сегодня проблем. Это в точности подобно состоянию Фараона, который начинает вопрошать о решении. Теперь должен появиться Йосеф и объяснить, что решение есть, и нужно работать вместе. 

А ЙОСЕФУ БЫЛО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, КОГДА ПРЕДСТАЛ ОН ПЕРЕД ФАРАОНОМ, ЦАРЕМ ЕГИПЕТСКИМ. (41:46) 
Г. Копач: После многолетнего пребывания в тюрьме у Йосефа, очевидно, были большие трудности с верой в высшее управление? В принципе, я говорю о себе: как, находясь в стесненных обстоятельствах и тьме, продолжать верить в управление Творца? 
М. Лайтман: Это состояние лучше, чем полное благополучие. Когда человеку хорошо, он закрыт. Как мы видим, именно несчастья заставляют нас задуматься о том, откуда они приходят и почему. Постепенно мы начинаем видеть в ударах причинность и целенаправленность.
 
Г. Копач: Значит, в условиях кризиса нам легче продвигаться? 
М. Лайтман: Верно, но это неправильный путь. Лучше заранее, еще до прихода удара задать себе вопрос. Тогда я буду продвигаться за счет своих вопросов, добрым путем. То есть я сам пробуждаю опустошенность и ищу способы ее наполнения. 
Г. Копач: О получаемых Фараоном ударах мы поговорим в следующих главах. 
М. Лайтман: Я надеюсь, что постепенно мы поймем, что Тора действительно говорит о внутреннем мире человека, который различает в себе все эти силы - Фараона, Йосефа, Моше, - и с их помощью развивается с такой интенсивностью, что уже сейчас в этом мире достигает мира будущего. 

Женский уголок
Итак, в честь чуда с маслом мы предпочитаем в Хануку блюда с изобилием масла. А так как чудо произошло именно с оливковым маслом (ведь именно им зажигали Храмовую Менору), то почему бы не воспользоваться именно им для приготовления следующих салатов, сочетающих в себе еще одну кулинарную традицию Хануки – традицию молочных блюд. 

Салат «по-гречески» 
Рвем листовой салат на довольно крупные кусочки и застилаем им дно салатницы. Режем помидоры и огурцы на круглые дольки. Кладем на листовой салат. Следующий слой – тертая на крупной терке морковь и тонкие колечки лука. Поверх всего крошим брынзу. Украшаем маслинами и\или оливками, веточками укропа и\или петрушки. Щедрой рукой поливаем оливковым маслом. 

Салат баклажанно-сырный. 
Режем баклажан на маленькие кубики. Обжариваем в оливком масле. Режем сыр на кубики такой же величины. Смешиваем с баклажанами. Запраляем мелко-нарезанным чесноком, орегано, солью, перцем и лимонным соком. Даем настояться пару часов. 

В избранное