Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Шлах - Отправь


Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - «Шлах» («Отправь») в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику"  http://tikvaisrael.com 
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) и другие книги и статьи. 
Будьте благословенны. Езра

 ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ 

Недельная глава «Шлах» («Отправь»)
Список Чтения Этой Недели:
 БаМидбар / Числа 13:1-15:41
 Иохошуа / Иисус Навин 2:1-24
 Иврим / Евреям 3:7-19

Бамидбар 14:1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь; (2) и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! (3) и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу [врагам]; не лучше ли нам возвратиться в Египет? (4) И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет.
Б-г - оптимист! Везде в Священном писании Он призывает нас доверять и верить Ему и возложить наши проблемы на Него. Кроме того, Он говорит нам не волноваться или не беспокоиться ни о чем. Есть ли для этого причина? Да есть, и я верю, что отрывок, который я привел из порции Шлах, демонстрирует это.

Б-г сказал бней Израел (сынам Израиля), что Он собирается дать им землю Ханаана. Если бы они доверяли и верили Ему, они бы осознали, что сделка заключена. Все, что посланным Моше двенадцати разведчикам надо было сделать - дать отчет относительно земли и врага. Их не просили давать оценку или высказывать своё мнение о том, действительно ли бней Израел был в состоянии победить врага. ХаШем(Бог)уже свершил это - земля была их! Ад-най Цеваот (Г-сподь армий) уже выиграл сражение в духовном мире. Враг был уже разоружен, и его защита была разбита; единственно что они не попадали все мертвыми! Они упали бы сразу, как только физическая Б-жия армия вошла бы в землю и противостала им. Однако, бней Израел отказался войти в землю, и вместо того они подняли ропот против Моше. В своём роптании против Моше они продемонстрировали сомнение в Б-ге и обратились в пессимистов.
Если Б-г - оптимист, а мы - созданые по Его образу Его дети, то дитё Б-жее, являющееся пессимистом - противоречие.

Иешуа ХаМашиях (Мессия Иешуа) сказал нам следующее:
Иоханан (Иоан) 16:33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Шалеах (Апостол) Шаул (Павел) сказал: Фил.4:13 Все могу в укрепляющем меня Мессии Иешуа.

Мне кажется, что мы можем заключить из вышеуказанных отрывков Священного писания и из неуказанных многих других, что, как дети Эль Эльон (Всевышний Б-г), у нас есть все, чтобы быть оптимистами. 
Мы не можем проиграть, мы не можем быть побежденными до тех пор, пока мы остаемся оптимистами и полностью доверяем Г-споду.
Я даю Вам не совет, я даю Вам предупреждение, и мое предупреждение основано на нашем отрывке из Священного писания. Бней Израел не верили ХаШем (Богу), они не доверяли Ему; и это было первым грехом. Хуже того, они пошли дальше и выразили свой пессимизм и тем самым осудили себя. Своими собственными словами они прокляли и осудили себя. « О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! ...» сказали они. Не точно ли так они и умерли - в пустыне?

Выходящие из наших уст слова имеют силу, они приносят нам жизнь или смерть. Жизнь - когда наши слова уверенны и согласуются с оптимизмом нашего Создателя, и смерть - когда они пессимистичны и не согласуются с нашим Создателем.

Кохелет (Екклесиаст) 5:5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: "это-ошибка!" Для чего тебе [делать], чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
Мишлей (Притчи) 23:7 потому что, каковы мысли в душе его, таков и он ...
Мишлей 18:7 Язык глупого-гибель для него, и уста его-сеть для души его.
Мишлей 13:3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Матитяху (Матфей) 15:11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Мы грешим, становясь пессимистами и отрицательно высказываясь. Как и сыновья Израиля в этом недельном чтении, мы проклинаем и судим себя своими собственными словами. Наша речь никогда не должна быть пессимистической и не согласующейся с оптимистической природой нашего Б-га - нашего Создателя.
Мишлей 4:23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Барух ХаШем Рабби Яков Фарбер

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава «Шлах» («Отправь»)

Наша недельная глава рассказывает о том, как Моше-рабейну посылает 12 разведчиков в Обетованную Землю Израиля с целью поднять мораль народа ожидаемым рассказом о ее прелестях. Результат, увы, оказался резко противоположным. 10 из 12 разведчиков подтвердили, что ни завоевать, ни просто жить в этой стране практически невозможно. Глава завершается заповедью об отделении халы и заповедью о кистях цицит.
Мне вспоминаются школьные годы в стандартной, израильской, светской школе. Мы как раз изучали книгу Коэлет (Екклесиаст). Наша нерелигиозная (подчеркиваю!) учительница для начала просто прочитала первую главу. Впечатление – совершенно угнетающее! «Суета сует, сказал Коэлет, суета сует, все –суета. Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под cолнцем? Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки. Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер. Все реки текут в море, но море не переполняется; к месту, куда реки текут, туда вновь приходят они. Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать,- не насытятся глаза тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат. Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем».  
Полный пессизм атмосферы замкнутого круга...

«А теперь,» предложила нам наша учителница Ривка, «сравните вышесказанное с 104 псалмом Теилим. Вроде бы та же картина постоянного «круговорота вещей природы». То же самое видение «всему свое время». 

Но... при этом, сколько гармонии, сколько жизнерадостности! Строки царя Давида буквально дышат счастьем! В чем же разница? В Коэлете – все описанное существует само по себе, по пожизненно запрограммированному закону природы, а Теилим (Псалмы)– практически в каждой строчке с благодарностью упоминает Творца, Источник всего существуеющего, который ежесекундно поддерживает свои творения.
 Вот это ощущение постоянной связи с Б-гом и стоит в основе разницы между Теилим и Коэлет.»

Этот урок перевернул всю мою дальнейшую жизнь. Что касается остальной аудитории – все всё внимательно выслушали, закрыли книги и...точка. И это послужило для меня еще одним не менее важным уроком: еврейское мировоззрение есть ничто иное, как умение из всего извлекать правильный вывод. 
Есть ли этому подтверждение в Торе?

Посмотрите на нашу недельную главу. Прошлая недельная глава заканчивается печальным эпизодом с Мирьям и предупреждением на века о вреде злословия. Какой же вывод сделали 10 из 12 разведчиков? А никакой! И вместо того, чтобы призадуматься над только что наглядно преподанным им уроком, начинают во всю злословить на Святую Землю, а заодно и на Моше-рабейну, зачем-то выведшего их всех из-под сладкого ига египетского рабства.
Что же привело их к попытке оклеветать Б-гом избранную землю? Опять же цепь ложных выводов: отборные, гигантские фрукты свидетельствуют, по их утверждению, о вредных климатических условиях (акселерация и радиация в современной интрепретации), встретившаяся им по дороге похоронная процессия является лишним доказательством вышесказанного. Народ же в свою очередь сделал свои выводы из рассказа разведчиков. И...пошло, поехало... «И плакал народ в ту ночь», причитая «уж лучше б нам умереть в пустыне».
Последствия такого поведения стали роковыми и для разведчиков, и для всего еврейского народа. Мольбы евреев были услышаны и все жалобщики (т.е. почти вся мужская половина еврейского народа старше 20-ти лет) были обречены умереть (однако не раньше шестидесятилетнего возраста) и быть похоронеными в пустыне, так и не заслужив войти в Святую Землю.
А теперь лишь осталось нам сделать свой вывод...

Жемчужины еврейского комментария
Итак, глава завершается двумя заповедями – отделением халы и ношением кистей цицит. 
Комментарий «Сефер аХинух» поясняет, что эти две заповеди соединяют материальное и духовное. Что может быть материальней еды и одежды? 
И тем не менее именно они могут стать источником постоянной духовности. 
Каким образом? Присоединяя к самым повседневным материальным действиям исполение заповеди. 
Ведь именно в этом, в одухотворении, освящении материи (а не отказе от нее) путем заповедей Всевышнего и состоит суть иудаизма! 
Вот Тора придает такое значение отделению халы от теста (подробности см. в Женском уголке) – ведь «Хлеб всему голова» - это самая распространненая, постоянная еда, и именно ей предстоит стать источником столь частой заповеди.

Недельная глава "Шлах" от ортодоксов каббалистов 
Идти путями истины лишь истины ради.

В еврейской традиции существует понятие "миньян" - кворум из десяти взрослых мужчин, необходимый для свершения общественных молитв и некоторых ритуалов. Это понятие впервые вводится именно в главе "Шлах". Моше послал двенадцать разведчиков высмотреть страну Израиля. Десять из них описав ее небывалые достоинства, сказали, что земля эта населена могучими великанами, которых евреям ни за что не одолеть. И только Калев и Иеошуа призвали народ исполнить повеление Всевышнего и овладеть Святой Землей.

Тора называет десятерых разведчиков, посланных в землю Кнаанскую и оклеветавших ее, - "община". Отсюда мы делаем вывод, что когда речь идет об общине, имеются в виду по крайней мере десять человек. Представляется справедливым вопрос, почему столь важное понятие выясняется именно из рассказа о разведчиках?
Известно, что разведчики были лучшими в своих коленах, а следовательно, во всем народе людьми, поэтому их и послали "высмотреть" землю Израиля. В чем же был их грех? Как объясняют наши комментаторы, они не хотели, чтобы еврейский народ входил в эту страну, они предпочитали остаться в пустыне. И в конечном итоге так и произошло: Всевышний выполнил их пожелание, и еврейскому народу суждено было странствовать по пустыне еще сорок лет.

Почему же разведчики хотели предотвратить вступление евреев в страну Израиля? Читая Тору, мы часто приходим к неверному суждению, будто странствие по пустыне было одним из самых тяжелых моментов в истории еврейского народа. Внимательно же изучив предмет, мы придем к выводу, что в пустыне было не так уж плохо. Сыны Израиля не нуждались ни в пище, ни в воде - Всевышний обеспечивал их манной, и с ними постоянно передвигался источник Мирьям; они не страдали ни от жаркого солнца, ни от дождей - "облака Славы" защищали их лагерь. С другой стороны, не составляло большого труда представить себе, что ждало евреев в новой стране: войны, тяжелый труд...
Совсем недавно евреи получили Тору, и разведчики прекрасно понимали, что ее изучение, исполнение заповедей будет гораздо легче обеспечить в условиях, когда у народа не будет никаких забот.
Следовательно, нет ничего удивительного в том, что понятие "община" связано с историей о разведчиках. Единственным желанием этих святых людей было находиться как можно ближе к Б-гу, и "грех" их был на очень высокой ступени - они не понимали, что вхождение в страну Израиля являет собой ступень более высокую, чем даже полное соединение с Б-жественностью.

Рамбам говорит о том, что служение Всевышнему состоит из трех уровней. 
Первый, самый низкий, на котором находятся невежды и маленькие дети, только начинающие служить Всевышнему, - "служение из страха", когда человек исполняет волю Б-га, боясь Его кары; 
второй уровень - "служба из любви", когда человек служит Всевышнему, испытывая к Нему искреннюю любовь, желает исполнить Его волю, с помощью чего он может приблизиться к Нему, соединиться с Ним. На этом уровне и находились разведчики, они любили Творца и руководствовались лишь желанием быть к Нему как можно ближе, чтобы никакие материальные заботы не стали помехой для этой цели.

Этот уровень очень высок, но он не наивысший, и Всевышний оставляет евреев еще на долгий срок в пустыне. 
Им предстоит еще сорок лет странствовать по ней, чтобы подняться на более высокий уровень, знаком которого должно стать вхождение в страну Израиля. 
Этот уровень означает "идти путями истины, просто потому что это - истина". 
Это означает вовсе не думать о своих ощущениях, о плодах своего служения Б-гу. 
Все, что необходимо - это исполнить Его волю, потому что это Его воля и это истина. Именно на этом уровне находились двое из разведчиков, не вошедшие в "общину", Калев и Иеошуа, не испугавшиеся трудностей, которые ждали еврейский народ в Израиле. 
Они точно так же, как и их товарищи, понимали, что трудности будут, но для них было важнее исполнить желание Всевышнего привести еврейский народ в Израиль.
Из трудов Ребе

Женский уголок
По традиции, на еврейской женщине лежат три особенные заповеди – зажигание субботних свечей, окунания в микве и отделение халы. Следует заметить, что наиболее благоприятное время личных молитв для женщины, когда путь к Престолу Всевышнего самый прямой – сразу после выполнения этих трех «женских» заповедей. (Конечно, если вслед за исполнением этих заповедей не идет нарушение основ Торы – если вслед за субботними свечами женщина не зажигает телевизор, если ломоть «отделенной» халы не съедается с некашерной колбасой, а после окунания в микве женщина не спешит на запрещенную Торой связь ). 
Отделять халу необходимо, т.к. нельзя употреблять тесто пока это не сделано. От теста из пшеничной, ржаной, овсяной, ячменой или полбяной муки общим объемом не менее 1кг 250г нужно отделить и сжечь небольшой кусочек размером с крупную маслину. Вот этот-то кусочек и называется «хала». А так как большинство еврейских хозяек пекут хлеб (и отделяют халу) в честь царицы-субботы, это название «хала» перешло и на хлеб, подаваемый на субботний стол.
И хотя на первый взгляд выпечка хал в домашних условиях кажется слишком трудоемкой и совсем излишней, во многих еврейских семьях хозяйки предпочитают своими руками испечь халы ради заповеди ее отделения даже в ущерб богатству ассортимента остальных субботних блюд. Ведь в покупных мучных изделиях эту заповедь уже выполнили за них, а как не хочется лишать себя соблюдения лишней заповеди! 

В принципе, для приготовления халы подойдет любое немолочное дрожжевое тесто. Мы же предоставляем вашему вниманию оригинальный рецепт субботней халы из цельной пшеничной муки. 
Замесите дрожжевое тесто из 1 кг цельной муки, 250 г обычной пшеничной муки, 50 г дрожжей, ? стакана сахара, 1 чайной ложки соли, 4 столовых ложек растительного масла и двух с половиной стаканов теплой воды. По желанию можете добавить 2-3 небольших яйца. Не забудьте отделить халу и поставьте оставшееся тесто на полтора часа в теплое место, накрыв полотенцем. Затем разделите на 4 части. Каждую часть раскатайте в виде длинной сигары, разделите еще на 3 части и сплетите их в виде косы. Печь 4 полученные халы в горячей духовке чуть больше получаса.

В избранное