Библия, церковь и реинкарнация
Джеймс Дилетт Фримен
Часть II
(из книги "Реинкарнация")
Как это известно, учение о реинкарнации не прижилось в церкви -
и для этого есть веские причины. Для того, чтобы понять их,
давайте рассмотрим распространенные верования по поводу
загробной жизни, существовавшие во время жизни Иисуса.
Большинство верований древних людей в отношении жизни
после смерти характеризуется неопределенностью.
Многие думали, что люди в загробном мире - это тени. Тени
мертвецов, как хороших, так и плохих, бесцельно блуждают
в сумраке. Гомер изобразил Ахиллеса, величайшего из греческих
героев, которого встретил Улисс у врат ада - и его облик
был мрачным и жалким. У греков существовала поговорка:
"Лучше быть нижайшим из рабов на земле, чем Ахиллесом
в загробном мире".
Иудеи также имели весьма смутное представление о жизни
после смерти. Иудаизм - это религия мира сего. Иудаизм
практически не затрагивает вопросов о том, что происходит
после того, как вы умираете. Я убежден, что эта религия
стремилась научить людей наилучшим образом жить здесь и сейчас.
Читая Библию, вы можете найти следующие слова: "Участь
сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те
умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у
человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!
Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится
в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх,
и дух животных сходит ли вниз, в землю?" (Екклезиаст 3:19-21).
В книге Иова сказано: "Для дерева есть надежда, что оно,
если и будет срублено, снова оживет... А человек умирает
и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера,
и река иссякает и высыхает" (Иов 14:7-11).
На основании этих цитат из Библии мы можем сделать вывод,
что некоторые из ее авторов вовсе не верили в жизнь после
смерти. Возможно, это обстояло именно так. В каждом веке
находились индивидуумы, которым были свойственны сомнения.
Во время, когда жил Иисус, среди иудеев встречались различные
идеи по поводу жизни после смерти. Саддукеи, к числу
которых принадлежали священники и представители высших
классов, придерживались безрадостной веры в то, что человек
уходит в мрачную бездну, называемую шеолом, и на этом его
существование заканчивается. Другой сектой в иудаизме были
ессеи. Дошедшие до нас свитки с берегов Мертвого моря позволяют
судить, что они верили в реинкарнацию. Согласно некоторым
преданиям, Иисус в молодости жил в общине ессеев.
Самой крупной группой среди иудеев были фарисеи. Принимая
реинкарнацию, они также верили в небеса, ад, ангелов и
демонов. Возможно, многие из их верований были позаимствованы
из Персии, где иудеи долгое время находились в плену.
Судя по всему, персы были хорошими господами, потому
что еврейский народ хорошо относился к ним. Мне приходилось
читать, что персы - единственный языческий народ в Библии,
показанный в положительном свете. Пророк Исайя назвал
персидского царя Кира "помазанником Господа". Волхвы,
посетившие младенца Иисуса, были персидскими жрецами.
(продолжение следует)
Примечание ведущего
Когда вы видите группу евреев-хасидов с их характерными
черными шляпами, пейсами и длинными черными пиджаками,
знайте, что перед вами люди, которые верят в реинкарнацию.
Но большинству из нас не известно, что эта идея присутствует
в иудаизме. В действительности, в этой религии ее след
тянется от средних веков к дохристианской эпохе.
Своими представлениями о реинкарнации хасиды обязаны
каббалистам, средневековым мистикам-иудеям. Хасидизм
представляет собой форму иудаизма, которую основал в
восемнадцатом веке в Польше равви Израиль Баал Шем Тов
(ок. 1700-1760 гг.). Он взял элементы Каббалы и сделал
их доступными для простых людей. Движение это распространилось
по всей восточной Европе. Реинкарнация является
основополагающей идеей хасидизма. В одной хасидской
молитве, которая читается перед отходом ко сну,
испрашивается прощение "каждому, кто вызывал мой гнев
или раздражение... в этом воплощении или каких-либо других".
Гершом Шолем (1897-1982 гг.) - известный еврейский ученый
считал, что иудейский мистицизм возник до Каббалы и до
пришествия Христа. Некоторые каббалисты заявляли о том,
что их традиция, в действительности, восходит к Моисею.
Возможно, нам не удастся проследить ее истоки, так как
большинство учений никогда не было записано, а передавалось
устно и под секретом. Тем не менее мы можем обнаружить
свидетельства этих мистических воззрений в раннем
дохристианском иудаизме.
То течение, которое сейчас известно как традиционный,
или талмудистский, иудаизм, было основано группами
раввинов, изучавших и толковавших Писания в последние
века перед пришествием Христа. Многие ученые осознают
теперь, что во времена Христа мистический и талмудистский
иудаизм составляли единое целое - раввины, бывшие
основателями традиционного иудаизма, также были мистиками.
Таким образом, если Иисус давал учение о реинкарнации
и божественном единстве, как я полагаю, он мог перенять
эти идеи у великих современных ему учителей.
Реинкарнация является одним из нескольких противоречащих
друг другу представлений иудаизма о загробной жизни. Одно
из распространенных мнений состоит в том, что не существует
ни души, ни жизни после смерти. Люди, как говорится, живут
лишь в своих потомках.
Внимание Ветхого Завета к генеалогии - "потомкам" -
является яркой иллюстрацией такого представления Современная
версия этого воззрения гласит, что умершие продолжают жить
в своих добрых делах и в памяти людской.
Второе представление - это Шеол Ветхого Завета. Сказано, что
это место забытья и молчания, где развоплощенные духи живут
отдельно от Бога, не ведая ни искупления, ни наказания.
Люди верили, что с этими духами можно войти в контакт, как
было, когда царь Саул попросил эндорскую ведьму вызвать
пророка Самуила.
Третьим представлением о загробной жизни является воскресение -
тела восстанут от смерти некогда в будущем. Во времена
Христа существовал большой выбор идей, касающихся того,
кто удостоится воскресения и где и когда оно произойдет.
Четвертой альтернативой была реинкарнация. В иудаизме идея
реинкарнации в своей наиболее разработанной форме представлена
в трудах каббалистов.
(Отрывки из книги Элизабет Клэр Профет и Эрин Профет
"Реинкарнация: Утерянное звено в христианстве")