Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Плач по стене.

Стена Плача. Западная стена Иерусалимского Храма, единственная, чудом уцелевшая в веках, наперекор всем бойням и разрушениям. Как сказано в «Песне Песней», гимне взаимной любви Б-га и народа Израиля, написанном самим мудрейшим царем Шломо (Соломоном): «…Вот он (возлюбленный, аллегория Творца) стоит за стеной…» и поясняет комментатор Раши: за западной стеной Храма, Стеной Плача
Неудивително, что каждый год сюда стекаются со всех концов земли евреи (и не только евреи) ортодоксальные и просто верующие, религиозные и не совсем религиозные, мужчины, женщины, дети чтобы вознести здесь свои горячие молитвы и сокровенные просьбы прямо к престолу Всевышнего
Тут вспоминается история о том, как к дочери одного коренного израильтянина приехал свататься жених из-заграницы. Жених оказался совсем ничем не примечательный. И все-таки, окончательно отказав жениху, отец невесты решил проявить вежливость и, дабы гость не проделал свое путешествие совершенно зря, показать ему красоты Святой Земли. И начал, как ведется, с той самой Стены Плача. Восхищенный молодой человек спрашивает:
- Что, я могу попросить тут все, что мне угодно?
- Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
- И что, я могу тут просить мира во всем мире?!
- Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
- И я могу попросить здесь денег, ума и богатства?!
- Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
- И я могу даже попросить, чтоб Он вразумил Вашу дочь повременить с отказом?
- Конечно! Но помни, что ты говоришь со стеной!
Говорят, что в каждой шутке есть доля... шутки. Все остальное в ней – чистая правда.
Когда-то люди жили в рамках своих идеологий, законов, правил, понятий о совести и чести. Но, увы, все чаще и чаще происходит обратное, и люди пытаются «запихать» законы и идеологии в удобные для них самих рамки. И как прискорбно, что и наше отношение к Вечному Учению подходит под это определение: когда условия Торы нам подходят – они однозначно от Б-га, когда же они в чем-то нас не устраивают – слова Торы просто не доходят до нашего сердца сквозь каменную стену наших предубеждений. Так, рассуждая о «не убий»,
шестой из десяти заповедей, весьма расспространено упоминать ее Б-жественный источник, но стоит завести речь о заповеди четвертой – «соблюдай день субботний», и тут уж «помни, что ты говоришь со стеной!»
Стоит ли удивляться, что все чаще и чаще, когда иностранные туристы, желающие посетить Стену Плача, и объясняющие шоферам, что их интересует «то место, где евреи плачут, рыдают и чуть не бьются головой о стенку», вместо древней святыни прагматичные таксисты подвозят их к современному зданию налоговой полиции....
Как сказал Бомарше, «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать».


Недельные главы «Ницавим» («Стоите») и «Вайелех» («Пошел»)

Две спаренные главы «Ницавим» и «Вайелех», которые мы читаем в синагогах перед Рош-Ашана, передают речь Моше-рабейну евреям в последний день своей жизни. Евреи заново закрепляют свой союз со Всевышним на все поколения, а Моше-рабейну передает свои полномочия соему ученику и преемнику Йеошуа бен Нуну.

Недельная глава «Ницавим» всегда выпадает на субботу перед еврейским Новым Годом. И это не удивительно. Ведь ее начало: «Вы все стоите перед Б-гом вашим» совершенно точно передает ситуацию строгого и неподкупного суда, вершашегося над каждым из нас лично, над нами в качестве народа в целом и над всеми народами земли в глобальном масштабе, втечении этих двух трепетных дней Рош-Ашана. В этот день все мы стоим перед судом Всевышнего.
Но, как мы уже неоднократно повторяли, у Торы – 70 лиц и каждый комментатор видит в ней что-то свое. Но прежде чем понять следующее толкование наших мудрецов, надо уяснить себе, что означает слово «ницавим». В стандартных переводах оно переводится как «стоите», но на самом деле это гораздо больше, чем просто стоять. «Ницавим» это «стоять постойке смирно, вытянувшись по струнке, стоять стойко и непоколебимо, не отклоняясь в сторону ни на милиметр». Это воистину наилучшим образом отражает то состояние, с которым
подсудимые реагируют на короткую фразу, столь актуальную в Рош-Ашана: «Встать! Суд идет!»
И вот о такой «духовной постойке» и говорят наши мудрецы в следующем комментарии: даже, когда рушится весь мир, «вы (евреи) стоите». Величайшие империи возникают и разрушаются, идеи и теории выдвигаются и падают, вскружают голову и уходят в давно забытое прошлое веяния моды, а «вы стоите». Вас изгоняют из родных домов, сжигают на кострах инквизиций, загоняют в газовые камеры и травят в сталинских лагерях, а «вы стоите». Вас унижали и уничтожали, вас пытались сравнять с землей и стереть с ее лица, а «вы стоите»,
«Так трудно встать здесь на твердую почву; евреи и все, что с ними связано, так сбивает с толку, задает столько загадок. Изгонять их бесполезно, раз их снова приходится призывать обратно, даже самое простое средство – истребление их - вопроса не решало. Загдака продолжала мучит и задним числом; да и сами они внезапно всплывали на поверхность там, где их меньше всего можно было ожидать,» так говорит устами «положительного, трезвого, деловитого» Иоганна-Даниэля Гарпрехта Фейхтвангер в романе «Еврей Зюсс».
А ведь ключ к загадке – в данном обещании Торы. В том, перед Кем вы стоите, и (что особо важно) в том, Кто стоит за вами! И хотя немалое количество (а именно – 613) заповедей обязывают каждого еврея стоять за них перед судом, именно они дают ту неведомую, необъяснимую, невероятную силу еврейскому народу в целом, и каждому еврею в частности выстоять в веках.

Жемчужины еврейского комментария

«Скрытые (грехи человека - удел) Всевышнего, а явные – навечно нам и нашим потомкам, исполнять слова этого Учения» (Дварим 29:28)

Комментатор Раши видит в этом утверждении нашей недельной главы «Ницавим» в нем ответ на острейший и наболевший вопрос – проблема коллективной ответственности. Все хорошо в своем контексте. «Один за всех и все за одного» - прекрасный лозунг, но только не тогда, когда речь идет о наказании. Да, все евреи братья, но как я могу отвечать за проступки другого еврея?
В случае тайных, скрытых грехов наших братьев, успокаивает Раши, нам вовсе нечего беспокоиться. Это «сугубо-личные» отношения самого человека и Всевышнего. Один лишь Б-г знает об этих проступках, и одного лишь виновника он рано или поздно подвергнет наказанию. Не нам об этом беспокоиться. За них мы не в ответе.
Другое дело, когда речь идет об открытых преступлениях против законов Торы, происходящих на наших глазах. Если же в данном случае у нас есть возможность вмешаться, объяснить, предупредить об опасности, которой угрожают подобные поступки самому человеку и всему обществу, и каким-либо образом исправить последствия этого явного проступка, а мы все равно остаемся равнодушны к явным прегрешениям наших братьев, вот тогда-то мы, как будто, становимся его немыми соучастниками, и тем самым заслуживаем и свою часть наказания.
По выражению праведника нашего времени, раввина Ицхака Зильбера, «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.



Женский уголок
Вы никогда не задумывались над вопросом, почему на Рош-Ашана евреи желают друг другу «Хорошего и сладкого года»? Ведь если год хороший, он автоматически сладкий, и наоборот.
Мы довольно часто путаем понятия «наслаждение» и «счастье». Можно съесть килограмм сладостей, получить колоссальное удовольствие, но при этом будущие походы к зубным врачам, диетологам и гастроэнтерологам являющиеся прямым следствием этого временного наслаждения, вряд ли доставят нам счастье.
С другой стороны, больному человеку самые горькие лекарства смогут возвратить потерянное здоровье и обрести новое счастье, но сами по себе они вряд ли доставят ему большое удовольствие.
В отличие от некоторых других религий, иудаизм не видит в наслаждениях ничего предосудительного, но лишь в том случае, если они не идут вразрез с понятием «счастья». Поэтому-то в наших традиционных, новогодниях поздравлениях мы не стесняемся желать друг другу «сладкого года», но только после того, как желаем друг другу года «хорошего».

А вот и традиционные рецепты к новогоднему столу:

Цимес
Нарежьте пол-кило моркови на тонкие кружочки. Растопите 2 столовые ложки маргарина и протушите в нем морковь около пяти минут. Добавьте 3\4 стакана воды, столовую ложку лимонного или апельсинового сока и 1\4 стакана меда и прокипятите. А теперь добавьте стакан нарезанных сухофруктов (я делаю смесь из равного количества изюма, чернослива и кураги) и тушить на самом маленьком огне 2 часа под крышкой, переодически проверяя наличие жидкости. Снимите крышку и проварите еще 15 минут.

Медовик
У 3 яиц отделите белки от желтков. Постоянно помешивая, добавьте к желткам четвертью стакана остуженного крепкого чая, 3\4 стакана меда и 4 ст.л. растительного масла. Отдельно приготовьте и смесь из 3 стаканов муки, по чайной ложечки разрыхлителя и лимонной цедры, щепотки соли и по пол-ложечки разных специй – гвоздики, корицы (обязательно), имбиря, ванильного сахара (по желанию). Постепенно добавьте эту
сыпучую смесь в смесь жидкую, осторожно перемешивая круговыми движениями. А теперь добавьте в тесто пол-стакана изюма (лично я предпочитаю четверть стакана белого, и четверть – темного, но, в принципе, это личное дело каждого). И, наконец, взбейте в твердую пену белки и точно так же, очень осторожно перемешивая, добавьте
к готовому тесту. Печь полтора часа при средней температуре в смазанной жиром форме для кекса. Подавать настоявшимся несколько дней в холодильнике.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Что еврейский ребенок думает о своей маме.
5 лет – Моя мама знает все!
10 лет – Неужели мама чего-то не знает?
15 лет – Да, все-таки мама многого не знает...
20 лет – Да что она вообще знает о жизни!!!
30 лет – Нужно было слушать маму!

- Шана това! С новым еврейским годом, дорогая Римма Михайловна!
- Спасибо, дорогая! А то никто меня не поздравил! Ни одна сволочь, кроме тебя!

В избранное