Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иешива

  Все выпуски  

"Yeshiva on-Line" - Беседы Любавического Ребе


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

бэсиято дишмайо. Беседы Любавического Ребе.

Недельная глава "Тисо". Беседа ребе.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><

''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''


                               - 1 -

В  Афторе  недельной главы Тисо [- отрывке из пророков, читаемом после
публичного   чтения   главы   Торы   в  Субботу,]  рассказывается  про
Эльоу-аНови [пророка Эльоу], который, в то время, когда община Израиля
находилась  в  беде,  а  в беде она находилась, как всегда, по причине
разброда,  царящего  в умах народа, собрал всех пророков Бааля [идола,
поклонение  которому  чрезвычайно  распространилось тогда в Израиле] и
всех евреев и сказал им:

-  Ад  мосай  атем пейс'хим ал штей ас'ифим?! - До каких пор вы будете
прыгать  на  двух  мечах?!  - [что на русский язык переводится, скорее
как: "До каких пор вы будете сидеть на двух стульях?!"].

На  первый  взгляд непонятно, почему Эльоу сказал им: "До каких пор вы
будете  сидеть на двух стульях?" [Скорее] надо было сказать: "До каких
пор  вы  будете  поклоняться  Баалю? Настало время оставить поклонение
Баалю и воскликнуть: 'Все-вышний - Он Б-г'".

Это   станет   понятным,   если   предварить   дальнейшие  рассуждения
объяснением  разницы,  существующей между [обычным] идолопоклонством и
[идолопоклонством,   определяемым,  как]  "Пейс'хим  ал  штей  ас'ифим
[сидение на двух стульях]".


                               - 2 -

На  самом  деле, непонятно, каким образом, в принципе, может создаться
ситуация,  при  которой  еврей  будет  поклоняться идолам? Ведь евреи,
[называются] "верующие, сыновья верующих" и не имеют отношения, не дай
Б-г, к отрицанию Все-вышнего, вовсе.

Это  становится  ясным  в  свете  слов  Рамбама  о  том,  что  началом
заблуждения людей, приведшим их, в результате, к "поклонению звездам и
созвездиям",   было   то,   что   пролитие   свыше,  [выражающееся  на
материальном  уровне  в  добром здоровье, детях, обильном пропитании,]
проходит  через  звезды  и  созвездия.  Поэтому [люди, в свое время,
стали]  поклоняться  звездам  и  созвездиям,  оказывать им почести для
того, чтобы [звезды и созвездия] дали им необходимое.

На  деле,  несмотря  на  то,  что  пролитие  проходит  через  звезды и
созвездия,   не   следует   оказывать   им   почестей,  поскольку  они
представляют из себя не более, нежели "топор в руках рубящего".

Так  объясняется  в  Торе  хасидизма  различие  между отцом и матерью,
которых  [Тора]  приказывает  нам  почитать, и звездами и созвездиями,
которым  не  только  не заповедовано отдавать почести, но, более того,
служение  им  рассматривается как преступление. - Причина этому в том,
что  отец  и  мать  [человека]  обладают  свободой  выбора, а звезды и
созвездия - лишь "топор в руках, рубящего".

Оказывание    почестей   и   поклонение   звездам   и   созвездиям   -
идолопоклонство  -  является  одним  из  наиболее страшных грехов, как
сказано  в Талмуде: "Тяжел грех идолопоклонства, поскольку каждый, кто
занимается им, как будто отрицает всю Тору целиком".

Получается,  таким  образом,  что  причиной  идолопоклонства  было,  в
соответствии  с  извращенным  пониманием, которое царило в тогда среди
людей,  намерение полученить материальные блага, - поиск каждым из них
своей  личной  выгоды.  Это  причина,  по  которой  также  и  евреи  -
"верующие,  дети  верующих"  -  могут,  не дай Б-г, оступиться в грехе
идолопоклонства,  поскольку  служение [идолам, применительно к ним] не
является  служением "по-настоящему", не дай Б-г, но лишь направлено на
удовлетворение  личных интересов. (Еврей, служащий Все-вышнему, служит
Ему  не  для того, чтобы Все-вышний обеспечил его всем необходимым, но
потому, что по-настоящему, полным сердцем предан Ему, - "не на условии
получения  награды".  По-другому дело обстоит с поклоняющимися идолам,
леавдил.  Поклонение  идолу  для  идолопоклонника  направлено  лишь на
получение выгоды).

По этой причине служили также и Баалю [...].


                               - 3 -

Несмотря  на  то,  что  идолопоклонство,  в  общем,  происходит во имя
выгоды,    которую   человек   получает,   занимаясь   им,   в   самом
идолопоклонстве можно выделить два типа:

-  "авейдо-зоро"  [досл.:  "чуждое  служение"  -  идолопоклонство, как
  таковое] и
- "сидение на двух стульях".

-   "Авейдо-зорой"   -  [называется  такое  идолопоклонство,  совершая
  которое]   человек  считает,  что  идол  [которому  он  поклоняется,
  действительно,] дает ему то, что ему необходимо. Несмотря на то, что
  служение  такого человека основывается на поисках личной выгоды, его
  обращенность  к  идолу - подлинная, поскольку он [всерьез] полагает,
  что  в  результате того, что будет поклоняться звездам и созвездиям,
  те дадут ему то, что необходимо.
-  "Сидение  на двух стульях", в противоположность этому, построено на
  сомнении.   [Занимающихся   подобным   видом  идолопоклонства  можно
  разделить условно на две группы]:

   Одни  постоянно  находятся в сомнении и, время от времени, начинают
ясно  понимать,  что  в  идолопоклонстве  нет ничего существенного. [В
другое   же   время,   подобно   тем,   кто   занимается   "собственно
идолопоклонством",  уверены  в  том,  что  служение  идолам  оказывает
искомый эффект].
   Другим  типом  "сидения  на  двух  стульях" является "шитуф [досл.:
'сотрудничество']":  человек  верит  во  Все-вышнего  и, одновременно,
леавдил, и в идола.

На  самом  деле,  даже  поклонение  идолам,  при признании владычества
Все-вышнего  над  миром,  -  "шитуф", или [идолопоклонство] по причине
сомнения,  и  даже [идолопоклонство], выражающееся только в сфере речи
или действия [человека], без веры в сердце вовсе, - является настолько
большим  грехом,  что,  как  говорится  в книге "Танья" [многие] евреи
отдавали свою жизнь [для того, чтобы его не совершить].



(Окончание следует).

><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________


(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на Пурим, 5717 (1956) года.

Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>

===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)


Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное