Недельная глава "Тисо". Беседа ребе.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
В Афторе недельной главы Тисо [- отрывке из пророков, читаемом после
публичного чтения главы Торы в Субботу,] рассказывается про
Эльоу-аНови [пророка Эльоу], который, в то время, когда община Израиля
находилась в беде, а в беде она находилась, как всегда, по причине
разброда, царящего в умах народа, собрал всех пророков Бааля [идола,
поклонение которому чрезвычайно распространилось тогда в Израиле] и
всех евреев и сказал им:
- Ад мосай атем пейс'хим ал штей ас'ифим?! - До каких пор вы будете
прыгать на двух мечах?! - [что на русский язык переводится, скорее
как: "До каких пор вы будете сидеть на двух стульях?!"].
На первый взгляд непонятно, почему Эльоу сказал им: "До каких пор вы
будете сидеть на двух стульях?" [Скорее] надо было сказать: "До каких
пор вы будете поклоняться Баалю? Настало время оставить поклонение
Баалю и воскликнуть: 'Все-вышний - Он Б-г'".
Это станет понятным, если предварить дальнейшие рассуждения
объяснением разницы, существующей между [обычным] идолопоклонством и
[идолопоклонством, определяемым, как] "Пейс'хим ал штей ас'ифим
[сидение на двух стульях]".
- 2 -
На самом деле, непонятно, каким образом, в принципе, может создаться
ситуация, при которой еврей будет поклоняться идолам? Ведь евреи,
[называются] "верующие, сыновья верующих" и не имеют отношения, не дай
Б-г, к отрицанию Все-вышнего, вовсе.
Это становится ясным в свете слов Рамбама о том, что началом
заблуждения людей, приведшим их, в результате, к "поклонению звездам и
созвездиям", было то, что пролитие свыше, [выражающееся на
материальном уровне в добром здоровье, детях, обильном пропитании,]
проходит через звезды и созвездия. Поэтому [люди, в свое время,
стали] поклоняться звездам и созвездиям, оказывать им почести для
того, чтобы [звезды и созвездия] дали им необходимое.
На деле, несмотря на то, что пролитие проходит через звезды и
созвездия, не следует оказывать им почестей, поскольку они
представляют из себя не более, нежели "топор в руках рубящего".
Так объясняется в Торе хасидизма различие между отцом и матерью,
которых [Тора] приказывает нам почитать, и звездами и созвездиями,
которым не только не заповедовано отдавать почести, но, более того,
служение им рассматривается как преступление. - Причина этому в том,
что отец и мать [человека] обладают свободой выбора, а звезды и
созвездия - лишь "топор в руках, рубящего".
Оказывание почестей и поклонение звездам и созвездиям -
идолопоклонство - является одним из наиболее страшных грехов, как
сказано в Талмуде: "Тяжел грех идолопоклонства, поскольку каждый, кто
занимается им, как будто отрицает всю Тору целиком".
Получается, таким образом, что причиной идолопоклонства было, в
соответствии с извращенным пониманием, которое царило в тогда среди
людей, намерение полученить материальные блага, - поиск каждым из них
своей личной выгоды. Это причина, по которой также и евреи -
"верующие, дети верующих" - могут, не дай Б-г, оступиться в грехе
идолопоклонства, поскольку служение [идолам, применительно к ним] не
является служением "по-настоящему", не дай Б-г, но лишь направлено на
удовлетворение личных интересов. (Еврей, служащий Все-вышнему, служит
Ему не для того, чтобы Все-вышний обеспечил его всем необходимым, но
потому, что по-настоящему, полным сердцем предан Ему, - "не на условии
получения награды". По-другому дело обстоит с поклоняющимися идолам,
леавдил. Поклонение идолу для идолопоклонника направлено лишь на
получение выгоды).
По этой причине служили также и Баалю [...].
- 3 -
Несмотря на то, что идолопоклонство, в общем, происходит во имя
выгоды, которую человек получает, занимаясь им, в самом
идолопоклонстве можно выделить два типа:
- "авейдо-зоро" [досл.: "чуждое служение" - идолопоклонство, как
таковое] и
- "сидение на двух стульях".
- "Авейдо-зорой" - [называется такое идолопоклонство, совершая
которое] человек считает, что идол [которому он поклоняется,
действительно,] дает ему то, что ему необходимо. Несмотря на то, что
служение такого человека основывается на поисках личной выгоды, его
обращенность к идолу - подлинная, поскольку он [всерьез] полагает,
что в результате того, что будет поклоняться звездам и созвездиям,
те дадут ему то, что необходимо.
- "Сидение на двух стульях", в противоположность этому, построено на
сомнении. [Занимающихся подобным видом идолопоклонства можно
разделить условно на две группы]:
Одни постоянно находятся в сомнении и, время от времени, начинают
ясно понимать, что в идолопоклонстве нет ничего существенного. [В
другое же время, подобно тем, кто занимается "собственно
идолопоклонством", уверены в том, что служение идолам оказывает
искомый эффект].
Другим типом "сидения на двух стульях" является "шитуф [досл.:
'сотрудничество']": человек верит во Все-вышнего и, одновременно,
леавдил, и в идола.
На самом деле, даже поклонение идолам, при признании владычества
Все-вышнего над миром, - "шитуф", или [идолопоклонство] по причине
сомнения, и даже [идолопоклонство], выражающееся только в сфере речи
или действия [человека], без веры в сердце вовсе, - является настолько
большим грехом, что, как говорится в книге "Танья" [многие] евреи
отдавали свою жизнь [для того, чтобы его не совершить].
(Окончание следует).
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на Пурим, 5717 (1956) года.
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)