Недельная глава "Тисо". Беседа ребе. (Окончание).
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 4 -
Отсюда понятно, что во многих деталях "сидение на двух стульях" хуже,
нежели "авейдо-зоро".
Несмотря на то, что, в общем, "авейдо-зоро" хуже, поскольку человек
[занимающейся ей] испорчен постоянно, - он отрицает, не дай Б-г,
[Все-вышнего и Тору], с точки зрения совершения тшувы, более плохим
является "сидение на двух стульях", поскольку "сидящему на двух
стульях" труднее достичь полного и истинного возвращения ко
Все-вышнему.
В этом есть две детали:
а) Служащий "авейдо зоро", когда выясняет, что Все-вышний является
Б-гом, а до того он глубоко заблуждался, ощущает величие совершенного
им греха и потому возвращается ко Все-вышнему так, как дОлжно: "И
вернется, и излечит его".
В противоположность этому, "сидящий на двух стульях", который [до
определенной степени] верит также и во Все-вышнего, - и позже [после
совершения тшувы] не ощущает величия греха [который совершил]. "Почему
мой грех так велик?" - думает он, - "ведь даже на внешнем уровне я с
самого начала находился в сомнении, а на самом деле, я ведь, как все
другие евреи, постоянно верил..." - и так далее, и тому подобное. И,
таким образом, он не раскаивается по-настоящему, а возвращение его ко
Все-вышнему неполно.
б) Служащий "авейдо-зоро" (не "шитуф"), упаси Б-г, испорчен полностью,
и полагает, что Баал, не дай Б-г, является Б-гом. Однако, возможно,
что, несмотря на то, что он оторван от истинного Б-га, духовность, все
же, касается его.
Напротив того, "сидящий на двух стульях", самим способом своего
поклонения показывает, что не только не хочет иметь отношения к
истинному Б-гу, но у него нет и попросту, никакой связи с духовным.
Доказательством этому, является то, что, понимая, что Все-вышний
является Б-гом, он готов изменить Ему, не дай Б-г, в материальности,
променять источник живой воды для того, чтобы "копать разбитые
колодцы".
Осуществляющий "собственно идолопоклонство", - поскольку духовность
касается его, - узнавая о своей ошибке, раскаивается.
Напротив того, "сидящий на двух стульях", поскольку духовность его
не трогает, а [по-настоящему] важным для него является [лишь]
материальное, - даже тогда, когда достигает истинного понимания: что
материальность зависит лишь от Все-вышнего, - не возвращается к Нему
истинным образом, а лишь по материальным причинам.
- 5 -
Все вышесказанное относится к самому человеку. Впрочем, есть
дополнительная деталь, с точки зрения которой, "сидящий на двух
стульях" хуже того, кто служит "авейдо-зоро" - отношения с другими
лидьми.
У того, кто [безоговорочно] поклоняется идолам, не станет учиться ни
один еврей. Поскольку про такого человека известно, что он отрицает
Все-вышнего и Тору, ни у одного еврея нет никакого соприкосновения с
таким человеком и желания с ним разговаривать.
Напротив того, "сидящий на двух стульях", поскольку он, [в какой-то
мере,] является верующим, включается в совокупность людей, называемых
"амахти эс орабим [заставляющие грешить других]", [а сказано, что],
"заставляющий грешить других - хуже их всех".
- 6 -
Талмуд говорит, что сила "ейцер-оро [дурного начала]", [заставляющего
человека служить] идолам, исчезла. Однако, "сидение на двух стульях",
продолжает оставаться в своей силе и теперь, беря свое начало от
"ейцер-оро идолопоклонства", - или на самом тонком уровне [...], или
еще в более сильной степени.
Есть те, кто по причине материальной заинтересованности в пропитании,
уважении, славе, по причине "что скажут люди", поступается на время
многими вещами, относящимися к Торе и заповедям. На несколько дней или
несколько недель они как бы отставляют в сторону "Шульхан Орух" вместе
со Все-вышним, для того, чтобы не сказали про них, что они
бездельники, для того, чтобы к ним пришла слава или [...] деньги. (На
самом деле, эти деньги [в результате] тратятся на услуги врачей и
подобное этому, поскольку средства, пришедшие [к человеку] не в
соответствии с волей Все-вышнего, уходят [также] на вещи неугодные, по
причине того, что недостает "благословит тебя... и охранит тебя от
вредящих"). [Ради всего этого] готов он, по крайней мере, временно
[...] продать Все-вышнего и душу свою. И необходимо знать, что во
многом такой подход хуже "собственно идолопоклонства", по
упоминавшимся причинам:
а) Трудно ему возвратиться ко Все-вышнему, по-настоящему, поскольку он
не чувствует величия [совершенного им] греха. Он склонен успокаивать
себя тем, что грех его не так уж велик, потому что, в целом, он
является евреем, соблюдающим Тору и заповеди, и не такой уж большой
ущерб [наносит], поступившись на время некоторыми вещами во имя
заработка и тому подобного.
б) Он испорчен. Он променивает духовные вечные ценности на
материальные, преходящие вещи. Он продает будущий вечный мир за
серебро и славу.
в) Он побуждает других грешить. Если бы, не дай Б-г, он открыто
отрицал Все-вышнего, [другие евреи] выкинули бы его за пределы [своих]
"четырех амот", [пространства, связываемого с каждым человеком
персонально]. Но, когда он связывается с вещами, противопоставленными
Торе, утверждая, что в [подобном] временном [противопоставлении] нет
ничего плохого, и даже приводит доказательства этому из стиха [Торы]
или высказывания благословенной памяти мудрецов, - он подталкивает к
греху многих.
- 7 -
В отношении всего этого [мы находим] наставление из Афторы на нашу
недельную главу, основным содержанием которой является: "До каких пор
вы будете сидеть на двух стульях". - Это хуже [самого]
идолопоклонства.
И, подобно тому, как тогда все евреи вернулись ко Все-вышнему в
раскаянии и дважды произнесли: "Все-вышний - он Б-г", [дважды - ]
более чем при даровании Торы, когда один раз было сказано: "Я
Все-вышний - Б-г твой", в соответствии с объяснявшимся многократно,
что, совершая раскаяние, [человек] достигает состояния еще более
высокого, нежели до совершения греха - "вдвое больше по силе". И
дважды больше - не в количественном отношении, а второй раз больше
первого неизмеримо, - так же и теперь: каждому из "сидящих на двух
стульях" необходимо возвратиться ко Все-вышнему - "дважды по силе".
"Евреи ответственны друг за друга", так что свет, которого он
удостоится в результате совершения раскаяния, будет привлечен и к тем
евреям, которых он, не дай Б-г, побудил к греху. Сделает Все-вышний
так, чтобы это произошло в доброте и милосердии, и те, кто побуждает к
греху, вместе с теми, кто увлеклись за ними, вернулись в раскаянии
"двойном по силе" и произнесли все вместе: "Все-вышний - Он Б-г!
Все-вышний - Он Б-г!".
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
на Пурим, 5717 (1956) года.
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)