Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

Новинки киноклуба


DVD

СТРАНА ГЛУХИХ  Россия  1998 г., 114 мин., Киностудия Им. М. Горького

 Режиссер: Валерий Тодоровский   Продюсер: Сергей Ливнев

 В ролях: Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов, Никита Тюнин, Александр Яцко, Александр Горбунов, Сергей Юшкевич 

остросюжетная драма  по повести Ренаты Литвиновой “Обладать и принадлежать»

  «Ника»-1999: приз за лучшую женскую роль  (Д.Корзун);  приз «Золотой Овен»-1999 за лучший фильм

    Пронзительная криминальная драма в исполнении молодых талантов российского кино. Спасая возлюбленного, которому грозит смерть за долги, молодая девушка Рита (Чулпан Хаматова) сама попадает в опасность. Спасаясь от злодеев, она находит помощь у глухой девушки со странным именем Яя (Дина Корзун). Ей тоже нужны деньги, чтобы уехать в далекую Страну Глухих. Там плещет море и глухих никто не обижает. Оказывается, среди глухих тоже есть счастливцы и неудачники, бедные и богатые. И... мафиози ( яркую роль глухого мафиози в фильме исполнил максим Суханов)! "Тебе нужны деньги, мне - уши. Подумай!" а что если у человека, ради которого она рискует жизнью, глухое сердце? Глухие могут не услышать выстрел, но пулю это не остановит. 

   В стране глухих музыка – это ты сам. Яя глухая и Рита бедная. Надо быть красивой. Надо денег. Для денег можно стать ушами глухого бандита, не для денег можно спасти ему жизнь, пусть пули шепчут. Можно выжить, и можно – обеим. Отправиться в страну глухих, где солнце, море шумит. Музыка истерики, ее взвинченная оратория, сумасбродный танец, когда все невпопад, но мучительно красиво, как те и эти бесконечные шляпки, каблуки, беретки, те и эти “навсегда”, “никогда”, “уходи”, “я не тебя”... Все-все бедные, но надо быть красивой. Пусть застрелятся все мужчины, галстуки их висят... Руки, натруженные жестами, перебирают воздух, ощупывают его куски, взвешивая в ладони, выбирая точнее, еще точнее.

    В этой драме по повести Р.Литвиновой В.Тодоровский продолжает  стилевые поиски. Здесь яркое, порой до вычурности, изображение, изысканные костюмы и интерьеры находятся в гармонии с экстравагантным сюжетом, в котором задействована экзотическая мафия глухих. Построенную на модной криминальной теме Страну глухих отличает неожиданный для фильмов этого рода мотив приятия жизни, примирения с ней. Картина открыла актрису Дину Корзун, дебютировавшую здесь ролью глухой стрептизерши Яи.

   В.Тодоровский: “Были очень разные отзывы о фильме. Среди них был один, который меня потряс. Письмо женщины-директора интерната для глухих детей, которая восприняла фильм, как оскорбление. Естественно, я очень расстроился, потому что ни в фильме, ни в жизни я не думал кого-то обидеть. Более того, мне казалось, что я отношусь к ним (глухим), как к полноценным людям. которые слышат что-то, чего, может быть, не слышим мы. Мне было очень грустно, что эта женщина настолько не поняла фильм. Язык и пластика глухих занимала много времени на наших съемках, с нами работала удивительная женщина - Ирена Москвина, крупнейший в России специалист по языку жестов, которая 3 раза в неделю учила "языку" артистов, а потом на съемках ставила пальцы Дине Корзун или Чулпан, чтобы не было ошибок, поскольку мы хотели, чтобы все было по-настоящему, поэтому я отвечаю за то, что в фильме язык жестов - настоящий язык. Это был труд, захватывающий, необычный и кое-что давший нам всем, кто в этом участвовал”.

 

  DVD

ПОСЛЕДНЕЕ ИЗВЕСТНОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА   Dernier Domicile Connu  1970   1:41  АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ

  Режиссер: Хосе Джованни  Сценарист: Хосе Джованни

 В ролях: Лино Вентура, Марлен Жобер, Поль Кроше, Филипп Марш, Беатрис Арнак

экзистенциальная криминальная драма/детектив

      Полицейскому детективу  Марсо Леонетти (Л.Вентура)  в  компании с неожиданной помощницей Жанной Дюма (М.Жобер)  предстоит сделать невозможное. За несколько дней до суда он должен, опередив мафию, найти единственного свидетеля преступления, совершенного 5 лет назад. Как найти человека, который скрывается уже несколько лет от бандитов и от полиции? Для этого нужно узнать всё о его жизни.  Но чем успешней расследование, тем больше у Леонетти отчаяния – он понимает, что в одиночку не спасет человека, обреченного на смерть не только мафией, но и самим государством…

     Фильм интересен прежде всего своей атмосферой, интонацией,  и, разумеется, игрой основных актёров - Лино Вентуры и Марлен Жобер. Жанну, как и Марсо, тоже можно назвать идеалисткой, восторгающейся своей профессией, но не находящей применения собственной энергии и инициативе. Она преклоняется перед умом и талантом напарника-учителя, по-человечески привязываясь к нему. Они выступают вместе как своеобразные Дон Кихот и Санчо Пансо, хотя внешний контраст между обоими героями - совсем иной, чем у персонажей Сервантеса. Могучий, сильный, несгибаемый и решительный Леонетти, идущий большими шагами, и маленькая, хрупкая, беззащитная Дюма в коротком плаще, мелкими шажками, чуть ли не бегом поспевающая за ним. Молчаливый, спокойный, уравновешенный Марсо и не прекращающая разговоры, неугомонная Жанна, которой не терпится заняться стоящим делом. Но внутренне оба родственны друг другу: своим неприятием обыденности жизни, жаждой использования собственных возможностей, несомненным упорством в желании достичь результата в нелёгкой работе, в то же время - человечностью и добротой, что проявляется в их заботе о судьбе Роже Мартена и его маленькой дочери, а также неизбежным разочарованием в себе и в деле, которому служат. Поскольку они стараются поступать по идеальному человеческому кодексу, а оказываются всего лишь винтиками в бездушной машине правосудия.

   И неслучайно эта режиссёрская работа Хосе Джованни, корсиканца по происхождению и человека с бурным  криминальным прошлым, затем получившего известность по детективным романам и сценариям, кончается горьким заключением, звучащим как приговор, который, увы, обжалованию не подлежит: Жизнь уже потеряна, если мы не можем жить так, как хотели бы. По сути, загублены два талантливых человека, потеряна дружба двух людей, а главное - утрачена их собственная вера. И в подобном выводе режиссер, как и предшествующего «Хищника», который был знаменательно снабжён эпиграфом из Достоевского, является истинным наследником экзистенциальных криминальных драм Анри-Жоржа Клузо, Жака Беккера (кстати, его последняя лента «Дыра» снята по роману Джованни) и Жан-Пьера Мельвиля (а с ним Хосе Джованни сотрудничал над фильмом «Второе дыхание»).

 

DVD

ДРУГ МОЕЙ ПОДРУГИ L’AMI DE MON AMI  (Франция)  1987 1:39  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

     реж. Эрик Ромер

в ролях: Эмманюэль Шоле, Софи Ренуар, Анн-Лори Мери, Эрик Виллар, Франсуа-Эрик Гендрон

лирическая психодрама с элем. комедии

     Остроумная, ироничная комедия с очень приятным финалом. Две очень разные молодые женщины, блондинка и брюнетка,  заводят знакомство с двумя мужчинами и... дальше события развиваются в чисто французском ключе. Ромер умеет снимать любовные комедии. История происходит летом, под радостные звуки с  пляжа: стук мяча, плеск волн - и очень поднимает настроение.

   “Энтомолог французского общества номер один” - так называл великого Ромера критик Серж Даней. Живая легенда, Эрик Ромер - один из столпов "новой волны" и европейского авторского кино. Его кинематограф характеризуется глубочайшим радикализмом при внешне традиционной фактуре и мягкой, истинно французской ритмике, которую никогда не нарушат даже самые потрясающие события. Один из самых интеллигентных и оригинальных мыслителей современного кино, Ромер также и великолепный режиссер. Используя несложную, экономичную, но "текучую" технику использования камеры, он ухитряется запечатлевать на пленке места действия таким образом, чтобы будить воображение и передавать внутренний мир своих персонажей, создавать психологическую атмосферу, возникающую в результате их поступков. Своеобразие и шарм ромеровских рассказов как раз в том и состоит, что автор, подходя продуманно и просчитанно к сочинению экранных версий моральных историй, комедий и поговорок, а также сказок, откровенно манипулируя (с поверхностной точки зрения) своими героями, словно марионетками, поступая как творец-демиург, который вправе распоряжаться чужими судьбами, на самом деле склонен при каждом удобном случае ошибаться, сбиваться, делать уступки и прощать. Тщательно выстроенные сюжетные конструкции отдельных фильмов и целых циклов, наполняясь неуправляемой стихией быстротекущей жизни, вольны моментально меняться и свободно развиваться. Точно так же и актёры (нередко юные или малоизвестные), получая чёткую режиссёрскую задачу относительно характеров своих персонажей, одновременно могут максимально естественно и раскрепощённо существовать в кадре, активно участвуя в придумывании диалогов, жестов и мимических реакций героев.

 

DVD

МОЯ НОЧЬ У МОД  Ma nuit chez Maud  Франция, 1969 1:50  ч/б ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

режиссер Эрик Ромер

в ролях Жан-Луи Трентиньян, Франсуаза Фабиан, Мари-Кристин Барро

интеллектуальная лирическая драма

      Жан-Луи (Трентиньян) придумывает жениться на светловолосой ревностной католичке и именно такую (Барро) встречает на воскресной мессе. Но не успевает познакомиться и остается жить в смиренной надежде на новую встречу. А пока ужинает со светской брюнеткой Мод (Фабиан), в доме которой за легкими, под молодое вино, дебатами о "Мыслях" Паскале его застигает ураган. Сохранит ли Жан-Луи верность блондинке из церкви, когда у брюнетки такая красивая комбинация?

     Эрик Ромер был в конце 50-х главным редактором журнала "Кайе де синема", который интеллектуально сформировал и поддержал "новую волну". Обратившись позже соратников (Трюффо, Годара, Шаброля) к режиссуре, Ромер снимал разговорные фильмы, сплошь на средних, дистанцирующих зрителя от персонажа, планах, объединяя их в нравоописательные циклы. "Мод" принадлежит к "Шести нравоучительным историям"; позже будут "Пословицы и поговорки". Ромер берет абстрактную дилемму и изучает на примере современного тридцатилетнего француза. Люди заключены в кадры, как микробы под микроскоп, однако взгляд профессора лишен презрения; им правит доброжелательная любознательность. После загазованной социальными проблемами и плотскими муками окружающей среды чрезвычайно приятно оказаться в дистиллированном воздухе интеллектуального опыта над тобой и тебе подобными.

      «Моя ночь у Мод» - самый сдержанный и аскетичный фильм Ромера. Неслучайно, что в рамках знаменитой французской серии фильмов-эссе «Кино нашего времени» Ромер снял фильм о Дрейере. Действие «Моей ночи...» происходит в Клермон-Ферране, на родине Паскаля, которого читают и оживленно обсуждают герои. Главный герой и рассказчик, Жан-Луи, практикующий католик, однажды увидев на мессе девушку, проникается необъяснимой уверенностью, что женится на ней, поскольку она – католичка и блондинка, то есть полностью соответствует его «типу» женщины. Между тем он попадает в гости к Мод, женщине противоположного «типа», по понятиям героя, либертенке и почти поддается силе ее обаяния… Магическое желание Жана-Луи жениться на белокурой католичке сбудется, но в финале выясниться, что прошлое девушки отнюдь не безоблачно и связано с покойным мужем той самой Мод. Фильм вращается вокруг знаменитого паскалевского пари о вере в Бога. Если поставить на Бога, то проигрыш будет бесконечно мал, а выигрыш – бесконечно велик. Женитьба Жана-Луи на незнакомой ему девушке  тоже оказывается такого рода пари.

 

DVD

КОЛЕНО КЛЭР  /GENOU DE CLAIRE, LE (CLAIRE'S KNEE)/ Франция  1970; 1,43; ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ    

Режиссер: Эрик Ромер

В ролях: Жан-Клод Бриали, Жерар Фальконетти, Мишель Монтель, Лоранс де Моноган, Аврора Корну, Фабрис Лукини, Беатрис Роман

интеллектуальная лирическая драма

Главный приз на МКФ в Сан-Себастьяне-1971, приз Делюкка лучшей французской актрисе года, приз Мельеса.

      Пятый фильм из "Шести нравоучительных историй".  Жан-Клод Бриали в роли Жерома, интеллектуала средних лет, который живет головой, а не сердцем. Французский дипломат, он помолвлен с женщиной, которую любит, но к которой не испытывает страсти.    Действие  разворачивается в богатой дачной местности на берегу озера на границе с Швейцарией. Жером, будучи в отпуске перед предстоящей женитьбой и отъездом в Стокгольм, встречает свою старинную подругу, романистку Аврору. Авроре нужен материал для нового романа и она побуждает Жерома завести интрижку с 16-летней Лорой, дочерью хозяйки виллы. Однако приключение с Лорой оказывается несколько выморочным: и Жером, и совсем юная Лора увлечены не друг другом, а собой, разыгрывая роман по правилам каких-нибудь «Опасных связей». Тогда на горизонте появляется сводная сестра Лоры – Клер. Такая же белокурая, как и прекрасная католичка из «Моей ночи у Мод» и такая же непроницаемая, как Аиде из «Коллекционерки». Жером не скрывает, что Клер физически привлекает его больше, чем его собственная невеста. Но он ловко локализует опасное влечение в невинном желании коснуться колена Клер как самой идеальной части ее тела…

      Один из лучших фильмов Ромера. Картина - о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной рисует портрет человека, под внешним очарованием и безобидностью которого скрывается эмоциональная ущербность - он убедил себя в том, что способен контролировать свои желания. Чтобы добиться этого, Жером должен полностью отделить свои поступки от эмоций, и они совершенно лишены страсти и любви.

 

 

DVD

БОББИ ДИРФИЛД  Bobby Deerfield     США, 1977, 124 мин.  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

  Режиссер: Сидней Поллак 

В ролях: Аль Пачино, Марте Келлер, Анни Дюпере, Уолтер МакГинн, Ромоло Валли, Стефан Мелдегг, Хайме Санчес, Норм Нильсен, Моник Лежюн, Стив Гэдлер, Антонио Фаад'ди Бруно, Жерар Эрнандес, Феодор Аткин, Патрик Флоршейм, Микки Нокс, Дороти Джеймс, Гуидо Альберти, Ван Дуд, Аврора Мари, Морис Вайе, Андре Валларди, Берни Поллак, Эл Сильвани, Изабель де Блонуа, Франко Рессель, Доминик Бриан

лирическая драма по роману Эриха Марии Ремарка "Жизнь взаймы" 

 Золотой глобус-1978:  номинация - лучшая мужская роль в драме  (Аль Пачино)

     Гонщик Бобби Дирфилд (Аль Пачино) не знает страха. Он никогда не попадал в катастрофу. Однажды в санатории он знакомится со странной девушкой Лиллиан Морелли (М.Келлер), которая и привлекает, и отталкивает его одновременно. Они очень разные люди, а потому Бобби бежит от нее. Попавший в аварию и переживший впервые страх смерти, Бобби случайно узнает, что девушка, которую он не смог забыть, неизлечимо больна и осознает, что любит ее.

  После гибели своего товарища Бобби Дирфилд теряет кураж.  Он непременно хочет узнать, что явилось причиной аварии, и только тогда вернется за руль. Их случайную встречу умирающая Лиллиан наполняет безрассудными выходками и ненужным риском, возвращая Бобби его былую страсть к жизни и спорту…

    Автомобиль марки Brabham Alfa Romeo BT-45, на котором участвует в соревнованиях Бобби Дирфилд, принадлежал бразильскому гонщику Хосе Карлосу Пэйсу, который сам им и управлял в сценах гонок.

 

DVD

1. BBC: ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ГИТЛЕРА  Серия  BBC.: Секреты Рейха. Тайны нацизма. .Великобритания  1996;   50 мин. BBC Worldwide Ltd. ОЦИФРОВКА  АУДИО: РУССКИЙ

Продюсер: Риз Лоуренс

документальный фильм

     В первом фильме серии представлены документальные кадры о последних днях жизни одного из самых зловещих и деспотичных диктаторов ХХ века, его взаимоотношениях с ближайшими соратниками и Евой Браун.

   Серия "Секреты Рейха. Тайны нацизма" представляет собой уникальную компиляцию из 300000 часов архивных киноматериалов времен Второй Мировой войны, многие из которых даже сегодня выглядят сенсационными. Сочетание военной кинохроники, часть из которой представлена никогда не публиковавшимися ранее цветными (!) материалами, красочных карт и схем, а также компьютерной графики и специально аранжированной музыки великих композиторов - все это позволяет современному зрителю ярче и рельефнее представить и понять события тех далеких дней.

2. BBC: НАЦИЗМ. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ИСТОРИИ Серия  BBC.: Секреты Рейха. Тайны нацизма. 1999 г.,  Великобритания 3:00  BBC Worldwide Ltd. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

документальный фильм

  Фильм "Нацизм. Предостережение истории" разоблачает широко распространенные мифы и домыслы, окружающие историю гитлеровской Германии. Это поистине фундаментальное исследование вопросов прихода нацистов к власти, введении ими "нового порядка" на оккупированных территориях, взаимоотношений между немецким народом и Партией, а также об ответственности "культурной нации" за все зверства фашизма.

 

DVD

МАЙОР ДАНДИ  /MAJOR DUNDEE/  Вестерн  США  1965; 2,14;  АУДИО: РУСКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ 

Режиссер: Сэм Пекинпа

В ролях: Чарлтон Хестон, Ричард Хэррис, Джим Хаттон, Джеймс Коберн, Уоррен Оутс, Сента Бергер, Бен Джонсон

 вестерн/остросюжетная военная драма

   Великолепные актеры и отменная режиссура выделяют этот  впечатляющий вестерн. Крутой кавалерийский офицер (Хестон) ведет свой разношерстный отряд через мексиканскую границу, преследуя индейцев апачей, чтобы спасти трех похищенных белых детей и отомстить за резню, устроенную индейцами. Фильм начинается динамично, что свойственно Сэму Пекинпа, но потом распадается на несколько сюжетных линий, отвлекающих от основной.  Есть и любовная линия у героя .Хестона.

 

DVD

СКАЧИ ПО ВЫСОКОГОРЬЮ  RIDE THE HIGH COUNTRY/ США  1962; 1,34;    АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ/ФАРНЦУЗСКИЙ4 СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ/ФРАНЦУЗСКИЕ/ИСПАНСКИЕ

Режиссер: Сэм Пекинпа

В ролях: Рэндолф Скотт, Джоэл МакКри, Мэриэтт Хартли, Рон Старр, Эдгар Бьюкэнэн, Р. Дж. Армстронг, Джени Джексон, Джеймс Друри, Л. К. Джоунс, Джон Андерсон, Джон Дэвис Чэндлер, Уоррен Оутс

вестерн/остросюжетная драма

   Последняя роль Рэндолфа Скотта в роли старого ганфайтера, подрядившегося доставлять золото с приисков за 20 долларов в день. Он берет себе в помощники такого же старого друга и его молодого напарника, которые втайне сговорились подбить его присвоить золото, а если откажется... Но события развернулись совсем не так, как рассчитывали все участники этого предприятия. А началось все из-за женщины, дочери священника. Нет смысла пересказывать содержание этого замечательного вестерна. Многие считают его лучшим из всех поставленных Пекинпа, хотя стрельба начинается очень не скоро. Зато финальный поединок, когда два уже раненых старика в полный рост идут против братьев Хэммондов, стоит десятка боевиков. Изумительная литературность, потрясающая операторская работа Люсьена Балларда (широкий формат, захватывающие дух пейзажи), безупречное актерское мастерство. Бьюкэнэн очень убедителен в роли судьи-алкоголика.

 

DVD

1. К.Разлогов рассказывает о DOGME-95   Россия 2002 ОЦИФРОВКА ТВ 

автор и ведущий: культуролог Кирилл Разлогов документальный фильм-кинолекторий

     Культуролог К.разлогов рассказывает о направлении Dogme - 95. Новое кинематографическое движение появилось тогда, когда казалось, что эксперименты в области кино давно закончились. Правила игры диктовались, если не самим Голливудом, то всем буржуазным миром. К концу ХХ века люди привыкли относиться к индустрии кино, как к чему-то массовому, требующему больших вложений. Поэтому вполне закономерно, что ветер нового направления подул со стороны холодного Копенгагена, где в марте 1995 года четверо датских режиссеров во главе со  знаменитым Ларсом фон Триером  разработали манифест "Догма-95", открывший оппозиционное направление в кинематографе и поставивший целью отказ от "определенных тенденций" в современном кино.

   Впервые они заставили заговорить о себе лишь три года спустя, когда привезли работы выполненные по правилам "Догма" на Каннский фестиваль. Это были фильмы "Торжество" Томаса Винтерберга и "Идиоты" фон Триера. Реакция, как и ожидалось авторами, оказалась неоднозначной, и кроме спецприза жюри похвастаться им было нечем. В этом же 1998 году на Берлинском фестивале появился третий фильм "Догмы" - "Последняя песнь Мифуне" Сорена Крагх-Якобсена, завоевавший Серебряного медведя.  Таким образом "Догма" стала явлением, заставившим заговорить о себе всех критиков и киноманов.       Выбрав формой своего манифеста 10 заповедей, которыми должен руководствоваться режиссер, приступая к съемкам, "Догма" четко обрисовывает рамки технических параметров, по которым складывается фильм. В них входит отказ от павильонов, искусственного света, наложения звука, комбинированных съемок и пр. Изображаться должно только то, что происходит "здесь и сейчас", причем там и так, как это происходит в обычной жизни - предельно достоверно. Полностью отказавшись от жанра, "догматики" оставляют за собой право использовать профессиональных актеров и делать дубли.  Итоговый продукт в идеале должен выглядеть, как нечто среднее между подражанием любительской съемке и театральным представлением (хэппенингом). Его цель оторваться от высоких технологий, сломать сложившиеся стереотипы и повернуть зрителя к реальной жизни. Неслучайно последняя заповедь "Догмы" состоит в отказе от авторства (имя режиссера не должно упоминаться в титрах).

   Полностью "Обет целомудрия" выглядит следующим образом:

1. Съемки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съемки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).

2. Звук никогда не должен записываться отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).

3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съемка должна происходить там, где разворачивается фильм).

4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съемок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).

5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.

6. Фильм не должен содержать внешнего действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).

7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).

8. Жанровое кино запрещено.

9. Формат фильма должен быть 35 мм.

10. Имя режиссера в титрах не указывается.

   Кроме того, как режиссер, я клянусь отказаться от личного вкуса! Я больше не художник. Я клянусь избегать создания "произведения", поскольку частность для меня важнее целого. Моя высшая цель - извлечь правду из своих персонажей и съемок. Я клянусь поступать так всегда, даже ценой хорошего вкуса и любых эстетических соображений.

   Чем больше запретов, тем желаннее цель. Видимо, в этом и состоит основная прелесть "Догмы". Сформулировав многочисленные правила и взяв в руки камеру датские кинематографисты начинают играючи их нарушать. Неудивительно, что все фильмы, созданные основателями нового течения, получились абсолютно разными по восприятию, способу построения сюжета и даже технике съемки.

2. К.Разлогов  рассказывает о творчестве режиссеров: Дерека Джармена. Александра Медведкина, Жоржа Мельеса; берет интервью у актрисы Тильды Суинтон - музы Д.Джармена.  Россия 2002 ОЦИФРОВКА ТВ 

автор и ведущий: культуролог Кирилл Разлогов

документальный фильм-кинолекторий

  Д.Джармен. Уникальный, идиосинкразический режиссер и сценарист, выделяющийся смелой экспериментальной формой, острой социальной критикой и эксплуатацией гомосексуальности. Джармен учился на художника в 1960-х годах, потом работал художником-постановщиком  в театре, и кино. Поработав с 8-мм камерой над короткометражками, он дебютировал полнометражным художественным фильмом "Себастьян". Большое внимание привлек фильм "Юбилей"(1978), острое критическое эссе, в котором королева Елизавета I наблюдала упадок будущей Англии. Создав головокружительную переработку Шекспировской "Бури” (1979),   в 1986 году Джармен выпустил в свет "Караваджо", красивый, намеренно анахроничный рассказ о жизни итальянского художника, рассматривающий его искусство и сексуальность. Затем последовали три крайне импрессионистские работы "На Англию прощальный взгляд" (1987), "Реквием войны" (1988) и "Сад" (1990) - а затем "Эдуард II" (1991), резкая, графическая модернизация пьесы Кристофера Марлоу о падении британского короля, открыто ведущего жизнь "гея". В этом фильме он проводит сильные параллели с текущим климатом ненависти к гомосексуалистам. Работы Джармена продолжают бросать вызов обществу в типично необычной "биографии" философа Витгенштейна в фильме "Витгенштейн" (1993), фильме "Блю" (также 1993), в котором в манере Энди Уорхола он в течение 76 минут демонстрирует голубой экран с рассуждениями Джармена и других участников дискуссии на многие темы, включая его собственную проигрываемую битву со СПИДом, а также в картине "Глиттербаг" (1994). Джармен также сделал новеллу  "Луиза" для фильма-оперы "Ария" (1988).

2. А. Медведкин. Самый известный фильм Медведкина – лубочно-сатирическая притча Счастье - высоко оценили, как при первых показах в 1934 году (С.Эйзенштейном, В.Пудовкиным), так и спустя много лет за рубежом. История непутевого крестьянина, а затем колхозника Хмыря, при всех ее агитационно-пропагандистских акцентах и упрощениях, поражала богатством фантазии, замысловатым соединением народного лубка и сюрреалистического гротеска. Но, к сожалению, сверху на Счастье Медведкина посыпалась гласная и негласная критика, заметно повлиявшая на весь дальнейший творческий путь режиссера.  В Союзкино медведкин разрабатывал  жанр сатирического кинопамфлета. Умение изобличать бюрократизм, бесхозяйственность, нерадивое отношение к труду в форме веселой короткометражной комедии, построенной на эксцентрике и гротеске, стало свежим веянием и даже открытием для кинематографа и пропаганды.  Медведкин снял игровую комедию на колхозную тему Чудесница. Фильм носил слишком явный отпечаток политической конъюнктуры, хотя и в нем были любопытные юмористические находки.        В годы войны Медведкин руководил фронтовыми киногруппами,  а затем занимался созданием киножурналов, специальных хроникальных выпусков, полнометражных хроникально-документальных лент. Изобличая неонацистов, поджигателей войны, маоисто, Медведкин оставался в поле конъюнктурного пропагандистского фильма, хотя нестандартные монтажные решения, ирония и личностная интонация (иногда он сам читал закадровый текст и даже появлялся в кадре) придавали его картинам своеобразие.    Опыт раннего творчества Медведкина, с его ориентацией на плакатную экспрессию и социальную ангажированность, горячо воспринимался в 1960 – 1970-е годы за рубежом (Франция, Чили, Алжир), где даже создавались группы Медведкино.

  Ж.Мельес Пионер кинематографа Жорж Мельес - фокусник и иллюзионист, автор карикатур в сатирическом журнале,  хозяин  театра, который  прославил своими изобретательными и пестрыми постановками. В конце XIX В. он приступил к производству фильмов, имитируя поначалу продукцию Люмьеров, снимая короткие бытовые сценки. Однако Мельес первым понял возможности нового зрелища и использовал свой талант иллюзиониста, чтобы расширить их, и очень скоро Мельес открыл практически все спецэффекты, известные нам сегодня; а некоторые из его эффектов не объяснены по сей день.   В 1897 он переоборудовал свой театр исключительно под киносеансы и построил в Монтрее первую в Европе киностудию, где начал снимать в павильоне, используя искусственное освещение. Он снимал "реконструированную", то есть фальшивую, хронику (например, коронацию Эдуарда VII, воссозданную в студии до самого события), примитивные экранизации литературных произведений, но прежде всего оригинальные собственные сюжеты, выступая как автор сценария, оператор, художник, режиссер и исполнитель главных ролей, часто играя фокусника или дьявола, своего излюбленного персонажа. Гвоздем сезона 1899 была "Золушка", состоявшая из 20 сцен и продолжительностью в 10 раз превышавшая большинство картин того времени, шедших 1-2 минуты. Другое новаторство ленты заключалось в том, что у экранного действия было начало, середина и конец: она рассказывала историю.    Если Люмьеры положили начало реалистическому направлению в кинематографе, используя свое изобретение лишь для документальной съемки сцен из жизни, то Мельес ввел в кино вымысел, фантазию и воображение. Одной из его самых знаменитых картин было "Путешествие на Луну" (1902), продолжительностью в 21 минуту. Помимо фильмов с фантастическими сюжетами, он снимал и практически бессюжетные ленты, бывшие лишь предлогом для демонстрации его уникальной изобретательности и фантазии.        

   Его вклад в кино был  оценен; Чаплин назвал его "алхимиком света", Д. У. Гриффит сказал: "Я обязан ему всем". Мельес получил в 1931 орден Почетного Легиона. Его фильмы до сих пор могут поражать воображение; он был одним из самых выдающихся фантазеров и изобретателей в истории кино.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

В КОМПАНИИ ВОЛКОВ   (Ирландия)   1:32    1984    THE COMPANY OF WOLVES   АУДИО: РУССКИЙ

реж. Нил Джордан      

  в ролях: Сара Паттерсон, Анджела Лэндсбери, Дэвид Уорнер, Стивен Ри

  готическая сказка-хоррор

про оборотней-волков по мотивам европейского фольклора  и сказки “Красная Шапочка”

4 номинации на премии Британской киноакадемии; 3 премии МКФ в Ситхесе; Премия “Фантафестиваля” (Италия); Номинация на Гран-при фестиваля кинофантастики в Авориазе

       XIX век. После того, как волк убил сестру на глазах юной Розалин, она нашла приют в доме бабушки, затерявшемся посреди густого леса. От бабушки Розалин узнала страшные истории о невинных девушках, влюбляющихся в прекрасных незнакомцев со сросшимися бровями и горящими глазами, о людях, бесследно исчезающих в пору полнолуния,  когда из леса доносится волчий вой. Однажды Розалин возвращалась к бабушке по узкой лесной тропинке и повстречала молодого охотника. Он был очень красив, и она не заметила, что его брови срослись на переносице...

 

DVD – теперь в другом качестве:

ПУЛИ НАД БРОДВЕЕМ  /BULLETS OVER BROADWAY/ США  1994; 1,39 АУДИО: АНГЛИЙСКИЙ/ИСПАНСКИЙ; СУБИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ/ИСПАНСКИЕ  ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙН НЕТ!

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Джим Бродбент  Джон Кьюсак  Харви Фирстайн  Чазз Палминтери Мэри-Луиз Паркер  Роб Райнер  Дженнифер Тилли Трэйси Уллмэн Джо Витерелли  Джек Уорден, Дайэнн Уист

остросюжетная ретро-комедия

1995 - ОСКАР:  Лучшая актриса второго плана (Дайэнн Уист). Номинирован в категориях:

Лучший режиссер,  Лучший актер второго плана (Чазз Палминтери), Лучшая актриса второго плана (Дженнифер Тилли),  Лучший художник,  Лучший дизайн костюмов, Лучший сценарист (оригинальный сценарий).

   Вуди Аллен, по фильмам которого видно, как он, раздираемый множеством комплексов, копается  в себе, своем творчестве, жизни,  наконец, дает блестящее объяснение природы своего нервного гения, скомбинировав себя сразу в двух персонажах этой великолепной картины: здесь он начинающий драматург Дэвид Шейн и гангстер Чич одновременно. Сюжет  заключается в следующем: Шейн написал пьесу, ее отказываются ставить, крупный мафиози дает денег на постановку с условием, что его любовница (Дж. Тилли) из кордебалета будет играть в ней, и приставляет к этой вульгарной девице с крайне противным голосом  телохранителя Чича (блестящая роль Палминтери). Увлекшись пьесой, Чич, обладающий нюхом на фальшь и талантливый от природы сицилиец, дает советы Шейну и, в конце концов, переписывает всю пьесу, в результате чего она пользуется сенсационным успехом. Выдержанные, органичные диалоги, продуманная, зрелая режиссура, безукоризненная игра всех актеров делают этот фильм одной из  вершин творчества этого плодовитого режиссера. Глубина здесь идеально сочетается с увлекательностью.

  Чем закончилась история героев, можно узнать из продолжения “Сцен из супружеской жизни” - фильма “Сарабанда”, снятого Бергманом в 2003 г., где они, уже  старыми (и совсем мудрыми) людьми,  встречаются вновь…

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ВТОРЖЕНИЕ ПОХИТИТЕЛЕЙ ТЕЛ  INVASION OF THE BODY SNATCHERS     США  1956  80 мин. ч/б   АУДИО: РУССКИЙ  + АУДИО: АНГЛИЙСКИЙ 

Режиссер: Дон Сигел     

В ролях: Кевин МакКарти, Дана Уинтер, Ларри Гэйтс, Кинг Донован, Кэролин Джоунс, Джин Уиллис, Ральф Дамке, Вирджиния Кристин, Том Фэдден, Кеннет Пэттерсон, Айлин Стивенс, Бобби Кларк, Дэббс Грир, Гай Ренни, Сэм Пекинпа

фантастический триллер  по роману Джека Финнея

    Выдающийся фантастический триллер  Дона Сигела (“Грязный Гарри”) по роману классика научной фантастики Джека Финнея “Похитители тел”, самый знаменитый из всех фильмов 50-х годов о мимикрирующих космических захватчиках, давно уже стал классикой не только для поклонников жанра, но и для многих поколений кинематографистов  - от французской “новой волны” до современных постмодернистов Р. Родригеса и К. Тарантино. (В финале  “Гонщиков” Родригес  использует фрагмент этого фильма, который смотрит постаревший исполнитель главной роли Кевин МакКарти.)        

    Врач из маленького калифорнийского городка обеспокоен растущим количеством пациентов, которые утверждают, что перестали узнавать своих близких: люди становятся равнодушными, бесчувственными. Начав расследование, он обнаруживает, что речь идет о двойниках, создаваемых загадочными космическими пришельцами, планирующих завоевание Земли. Удастся ли врачу спастись самому и спасти свою девушку,  сможет ли он помешать методичной поступи невидимых и неуязвимых захватчиков - зрители не узнают до самой последней минуты...  Фильм достигает саспенса минимальными средствами, практически без спецэффектов (захват тел представлен просто в виде некой пены, типа мыльной, которая “заливает” тела спящих людей).       Режиссер Сэм Пекинпа  появляется здесь в эпизодической роли газовщика. Этот сюжет не дает покоя уже нескольким поколениям кинематографистов: снято уже два римейка - отличные фильмы Филипа Кауфмана (1978 г.) и Абеля Феррары (1993 г.), в 2006  собирается делать свой римейк О.Хиршбигель. е не говоря уже о большом количестве прямых или косвенных развитий темы, вроде “Чужого” Р. Скотта или “Нечто” Дж. Карпентера.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

 КВАЙДАН  (ИСТОРИИ О ПРИВИДЕНИЯХ)  (Япония) 2:34 1964  KWAIDAN  (GHOST STORIES)  АУДИО: РУССКИЙ/ЯПОНСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ

реж. Масаки Кобаяси

в ролях: Мичио Арамата, Кейко Киси, Тацуя Накадаи

арт-хорор-мистическая фантазия на темы японского фольклора: 4 новеллы

   Потрясающий в изобразительном плане, завораживающий мистически-философский фильм состоит из четырех новелл: “Черные волосы”, “Снежная женщина”, “Сказание о Хойчи безухом”, “В чашке чая”.

   Японский национальный жанр квайдан - истории о привидениях, повествование о загадочном и ужасном. Жизнь и смерть, любовь и предательство, поступки и расплата - эти вечные темы решены с тончайшим вкусом. И хотя в картине пристутствуют люди живые и духи, вернувшиеся по разным причинам из царства мертвых, к жанру ужасов или мистики отнести ее можно лишь условно.


В избранное