Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бумажные комиксы. <<Супермен>> Стражински: <<Земля-1. Книга 3>>


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Бумажные комиксы. «Супермен» Стражински: «Земля-1. Книга 3»
2016-06-03 08:01
Автор: Максим Марков


«Супермен: Земля-1. Книга 3» Дж. Майкла Стражински

Супермен тоже дятел – как и все мужики: издана третья книга новой летописи о Супермене, в которой герой огромными буквами вопрошает заседающих в ООН: «О чём вы только думали, чёрт возьми?!»

На Землю прибывает генерал Зод, представляющийся Супермену дядей, а местным политикам – тем, кто сможет остановить уроженца Криптона, кажущегося многим опасным. Условие одно: полное невмешательство землян в предстоящую драку - даже если Супермен «решит записаться в ВВС России».

В линейке графических романов, выпускаемых «Азбукой-Аттикус», «Супермен», как ни парадоксально, - самое слабое звено. Хотя бы потому, что это и не роман вовсе, даже не повесть. По сути, это крохотный рассказ, на деле – собственно комикс; то самое определение, от которого «бегут» нынешние «взрослые» («абсолютные» и прочие) издания, этой книге подходит как нельзя лучше. Комикс – и не больше.

Без задней мысли, без глубины высказывания, без плотного сюжета и гибкой на крутые повороты интриги. Развлечение на час, от силы на два – несравнимое с тем погружением в историю, которое предлагает, допустим, в своих произведениях Нил Гейман. Дж. М. Стражински проигрывает коллеге (да что уж там – живому классику) решительно по всем параметрам, прилежно следуя по стопам предшественников, но не вырываясь из-под их тени. Но обвинять его – это как обвинять создателей идущей сейчас в прокате «Золушки»: заново рассказать известную более-менее каждому историю – дело необыкновенно сложное, требующее либо совершенно незамыленного взгляда, либо, уж простите, сверходарённости.


Авторы киношного «Человека из Стали» обладают и тем, и другим, более того – они не боятся не то чтобы ниспровергать, но переосмыслять авторитеты (впрочем, посмотрим ещё, как они справятся со второй серией, увидеть которую мы сможем ровно через год, в следующем марте). 60-летний Стражински, возможно, слишком скован возрастом: к шаблонам его тянет не столько личный опыт, сколько по меньшей мере полувековое знакомство со своим героем. И поставленная перед ним задача - как при имеющемся багаже ввести Супермена в 21-й век? – оказывается для него непосильной. До такой степени, что он даже не может определиться, зарегистрирован ли Супермен в фейсбуке.

Несмотря на то, что повествование захватывает более шестидесяти разворотов, а некоторые монологи превышают десяток довольно длинных строчек, мы не узнаём о персонажах практически ничего нового. Например, чем занят Кларк Кент в «Дейли Плэнет»? Какова в быту Сандра Ли, которую мы видим исключительно в форме? Почему мировое сообщество так легко идёт на поводу у Зод-Эла?.. Даже дядя Лоис Лейн, заседающий, как выясняется, в ООН – не более чем размытая фигура, обладающая лишь служебной функцией и никак не вписанная в биографию героини.

Единственный на всю книгу более-менее объёмный образ с заметным потенциалом – супруга Лекса Лютора Александра, но и ей отведено не так много страниц, чтобы она «ожила» и по-настоящему запомнилась. Не говоря уже о главном злодее данной книги, который и появляется ниоткуда («Ой! Ты кто?» - встречает второго криптонца Супермен), и исчезает в никуда. Как-то это слабовато для противника, которого бы следовало всерьёз опасаться.

Вот и получается, что из всего тома запоминаются только две сцены. Самая первая, когда пробудившись от кошмара, Кент разбивает кулаком стену – и в срочном порядке штукатурит её, лазерным взглядом заставляя мигом высохнуть. И самая последняя, когда Лиза целует Кларка и с криком «Ура!» разрывает на нём рубашку: «Ну, теперь иди на свою работу». Эта шутка – вторая на всю книгу, после фразы той же Лизы, обронённой ею вслед убежавшему соседу: «Все мужики дятлы, даже инопланетяне». Что помешало подобным краскам проникнуть и на другие страницы – вопрос, наталкивающий на печальные размышления.


С другой стороны, объективно рассуждая, о книге Стражински можно (и следует) сказать, что это комикс – и не меньше. Привыкнув за последнее время рассматривать изначально подростковый жанр как «взрослый», становится не так-то просто принять комикс в его изначальном виде – без той самой «глубины высказывания», без той самой «задней мысли». Между тем данный Супермен вряд ли чем-то хуже своего давнего предка – того Супермена серебряного века комиксов, приключениями которого зачитывался некогда юный и тогда ещё будущий писатель. Как он сам пишет в коротком посвящении, «у каждого поколения – свой Супермен», - ну и кому судить о качестве этого нового героя, как не самим представителям этого нового поколения?..

Добавим к этому, что явно неспроста появившаяся здесь фраза: «Кларк, да о твоих проблемах можно сочинить десятитомник с роскошными иллюстрациями, сносками, примечаниями, алфавитным указателем, оглавлением, списком опечаток…» - к конкретному изданию отношения, увы, не имеет: примечания занимают неполные две страницы (тут попросту нечего комментировать), а несколько бонусных рисунков дополнительно характеризуют стиль только что пришедшего в серию художника Ардиана Сайефа. Его работу также нельзя признать идеальной (эмоции, отличные от гнева, ему даются на «троечку»), но в целом «кадры» динамичны и полны энергетики – а это как раз то, чего, наверное, и ждут подростки от комикса.

Первая публикация – 11 марта 2015 года

Один шаг от кино до книги
2016-06-03 23:35
Автор: Максим Марков

Сегодня провёл расчудесные восемь часов на Красной площади – там начался книжный фестиваль, который в немалой степени заточен в этом году (догадайтесь почему) на кино – а потому заслуживает, как мне кажется, небольшого рассказа.

Писатель Андрей Геласимов, например, заявил, что из нынешнего российского кино исчез образ героя-супермена, каковой отлично приживался в кино советском: вспомним, допустим, шукшинского простого мужика в «Они сражались за Родину», одним выстрелом сбивающего вражеский самолёт. А ещё рассказал, что Сергей Соловьёв написал по его рассказу сценарий фильма «Кеды» (который откроет ММКФ), не то что бы не купив права, но даже не поставив автора в известность: писатель узнал об уже состоявшемся факте по радио (но сейчас уже всё тип-топ).

Великий Юрий Норштейн хвалил Андрея Звягинцева за то, что тот снимает малобюджетное, но при этом качественное и окупающееся кино. В частности, «Левиафан» стоил, условно говоря, три миллиона, а окупился втрое. Тут, конечно, не в цифрах дело, но сама мысль верно передана. А вот финала многострадальной «Шинели» так пока и не видно, и «Песнь песней», которая, по идее, должна была бы за нею последовать, так и останется, как с горечью понимает сам мастер, несостоявшимся замыслом.

Из-за плотного графика застал лишь финал встречи с Ираклием Квирикадзе – зато в нём уместилось признание в любви к великому Данелии и байка про то, что на уверенность Михалкова, что уж о нём-то Квирикадзе в своей книге выдумал на две трети, автор честно ответил, что да, выдумал - на все три трети)))

Были и артисты-кинозвёзды в театрально-поэтическом амплуа: Алиса Гребенщикова читала письма Марины Цветаевой, артисты МХТ – вообще стихи о любви. Ну а главным номером программы оказалось, естественно, выступление Евгения Евтушенко – который тоже кинематографист, между прочим.

Не обошлось, впрочем, и без дёгтя: «пальму позора» хочется присудить Дмитрию Певцову, который в своём концерте публично изнасиловал с десяток всеми любимых детских песен. Неплохой так-то артист, но тут он явно взялся не за своё дело.

Фестиваль будет идти ещё три дня, параллели с кино продолжатся; имейте в виду.

В избранное