Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кина не будет!

  Все выпуски  

Кина не будет!: Влюблен по собственному желанию


  ..:  К И Н А  Н Е  Б У Д Е Т !  :..  

какая гадость - эта ваша заливная рыба!

Влюблен по собственному желанию

Влюблен по собственному желанию

Главная роль: Олег Янковский

Сюжет. Бывший спортсмен, а теперь опустившийся от беспросветных кутежей бездельник звонит случайной знакомой в надежде на то, что она поможет ему разрешить очередную проблему с «трешкой». Но знакомая оказалась весьма серьезной библиотекаршей и всегда готова помочь тем, кто в ней нуждается.

Зная о своей непривлекательности, она также знает и то, что если поставить цель, то можно всего добиться. С помощью аутотренинга, например, можно даже влюбиться друг в друга. Главное, чтобы этот «другой» хотя бы был…

Мнение. Героиня представляет собой пример «практического бытового христианства», тот типаж, который пестовался советской системой воспитания в виде человека с набором высоких моральных качеств: деятельной отзывчивости, неравнодушия, трудолюбия, помощи ближнему (даже в ущерб собственным интересам), постоянной работы над своим нравственным обликом и т.д. Окружающие героиню обычные люди часто видели в ней инструмент для получения выгоды и нахально пользовались ей. Такой образец поведения представлен в фильме непрактичным: героиня страдала от собственного поведения, была популярной и востребованный лишь в виде бесплатной «помогалки», даже родная мать критиковала её за излишнюю доверчивость. К тому же, девушка была одинока в личном плане, т.к. ввиду своей неброской внешности не пользовалась популярностью у сильного пола.

Эта последняя особенность сюжета в очередной раз достаёт на поверхность проблему личного семейного счастья советских женщин – нравственно красивых, но часто одиноких ввиду неумения знакомиться и привлекать к себе внимание. Тема хорошо отражена в киноленте «Одиноким предоставляется общежитие».

Главный герой-пьяница показан жёстким циником, однако не лишённым рассудительности и не окончательно ещё пропившим совесть и разум: он подначивал начальство, едко, почти «антисоветски», шутил; безбоязненно появлялся в общественных местах в сильно пьяном состоянии и вёл в целом аморальный образ жизни, его квартира была похожа на ободранный алкопритон, настоящий бомжатник, но при этом он всё же был способен легко выполнять минимальную норму труда на своём рабочем месте, и мог бы легко выйти в ударники производства, но просто не видел в этом смысла. Кроме того, при необходимости он легко мимикрировал под опытного ловеласа и был способен легко добиться расположения городских красоток. Бывший успешный спортсмен, о котором кое-кто всё ещё что-то помнил, – герой Янковского затаил обиду на спорт, и на фоне неудачной карьеры на этой стезе запил. Его плачевная околоспортивная история раскрывается не сразу и в этом сохраняется хорошая интрига до определённого момента. Это смелый и в чём-то даже очень честный человек, и в этом его безусловный плюс: когда ему внезапно улыбается судьба и предлагает шанс для карьерного рывка, он отказывается из-за опасения вступать в сделки с совестью. Вместе с тем, вся его «пьяная» эпопея показывает варианты нравственного падения человека, когда ради «пузыря» человек готов на любую мелкую подлость и обман. Янковский – настоящий главный герой этой картины, потому что он меняется к лучшему.

Картина замечательно продемонстрировала типаж тогдашнего «блатного» человека (не в уголовном смысле), чувствующего свою безнаказанность и вседозволенность, и потому готового плевать на любые претензии со стороны обычных граждан.

Взаимоотношения главного героя с соседом-пьяницей – особая страница этого фильма. Сосед постоянно рассказывал о своей жене, которую страшно ревновал, и часто выступал инициатором пьяных посиделок. Роль соседа прекрасно исполнил Всеволод Шиловский, настоящий мастер ролей второго плана.

Прекрасен эпизод в конце фильма, когда в виде «подглядывания» за окнами дома напротив показали жизнь нормального социализированного человека во всём её многообразии, от младенческого возраста до глубокой старости. В этом было что-то философское, очень доброе и жизнеутверждающее. Мощная сцена.

По-настоящему пронзительный момент, когда старушка с детьми пришла к своей долгожданной находке.

Особое. Момент завязки сюжетной интриги, на мой взгляд, показан недостаточно убедительным: девушка смогла добиться внимания пьяницы к своему крайне необычному предложению, а тот словно обрёл внезапный интерес к чему-то новому в своей жизни, словно оказался уязвлён её «взятием на слабо». Но такое могло бы случиться в реальности лишь при очень особенном «расположении звёзд». В результате вся история воспринимается весьма сказочно, как добрая байка на любовную тему.

На удивление, при выезде на природу оба главных героя щеголяли в джинсах, – очень дорогому и дефицитному по тем временам предмету гардероба. И при этом девушка по фильму подчёркнуто немодная, типичная «серая мышь». Это странно.

Янковский очень ловко играет алкогольное опьянение! Перед этим видел такую его игру в фильме «Мы, нижеподписавшиеся».

Когда герой Янковского во время своего внутреннего диалога на рабочем месте произносил отчаянное обращение к воображаемой матери, оно звучало словно как христианская молитва к Богу! – достаточно было заменить «мама» на «Господи». Это было настолько очевидно, что я даже заподозрил авторов сценария в скрытой религиозности.

Сюжет привлекает внимание к очень модному в то время увлечению аутогенными тренировками, но одновременно же отчасти и высмеивает их, потому что в какой-то момент девушка сама поняла, что эта методика в виде одних лишь скучных мантр неспособна сделать её по-настоящему счастливой, что большее значение в отношениях играет не слепое следование «инструкциям», а сердечное расположение и личный опыт выстраивания контакта с конкретным человеком. Сами аутогенные тренировки выставлены даже в трагикомическом виде.

Минусы. Мне не понравился эпизод на сеновале и его завершение по телефону – настоящая реклама беспорядочных половых связей.

Также мне не понравилось, что, оказавшись в постели с недавним пьяницей, девушка выглядела буквально обалдевшей от счастья, словно только что ей вручили олимпийский кубок. В этой победе, безусловно, была значительная доля её упорства, мужества, работы над собой, преодоления многих неприятностей, самопожертвования, настоящей борьбы за своё счастье. Но как же «руссо туристо облико морале»?.. От этого всего повеяло какой-то животной нечистоплотностью, и я не могу понять, как это допустила цензура! Я не могу понять, почему это очевидное логическое звено в цепи событий для любого взрослого человека показали так прямолинейно и безыскусно, почему у создателей фильма не нашлось в арсенале способов показать по смыслу то же самое, но не так явно.

Вывод. Прекрасный кинороман, лёгкий и позитивный, пропитанный духом позднесоветской эпохи. Смотрел впервые, не пожалел.


[ваши комментарии]

[другие рецензии]

___________________________________
Сайт рассылки: http://konoplev.net/

В избранное