Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

KinoMania.Ru - все о кино, актерах, фильмах и многом другом.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости кино от www.kinomania.ru

 

Новости сайта www.kinomania.ru :

Добавлены обои:


Троя
(новые обои + исправлены ссылки по старым)


Послезавтра
(добавлены новые обои)

 

КАННЫ-2004


Год:
2004-й год

Жюри фестиваля. Комментарии.

Председательство в жюри Каннского кинофестиваля - миссия не только почётная, но и ответственная. Но ещё большая ответственность лежит на плечах администрации киносмотра, ибо от их решения зависит, кто в этом году будет "казнить и миловать" работы заслуженных мастеров и талантливых новичков. Ровно десять лет назад Золотую Пальмовую ветвь получил молодой американский режиссёр, до этого заявившей о себе всего лишь одной, но, безусловно, сильной картиной. Ровно десять лет назад мир захлестнула "тарантиномания", существующая и поныне. Своеобразный юбилей было решено отметить приглашением Квентина Тарантино на пост президента Жюри. Для усиления "дежа вю", жюри конкурса короткометражного кино возглавил Никита Михалков, получивший в памятном 1994 Гран-При фестиваля за "Утомлённые солнцем". От эксцентричного Тарантино можно было ожидать чего угодно, все помнили скандал учинённый Дэвидом Кроненбергом в 1998 году, когда без наград остались гранды мирового кинематографа, а главные призы были вручены дебютантам. Смягчить и сбалансировать ситуацию могли остальные члены жюри, а именно - бельгийский режиссёр Бено Польворде, французская прима Эммануэль Беар, неоднократный участник Каннского фестиваля, независимый американский режиссёр Джерри Шатцберг, финн Петер фон Бах (режиссёр), писательница (похоже, ни один киносмотр не может обойтись без представителей литературного цеха) из Гаити Едвига Дэнтикат, муза Дерека Джармена англичанка Тильда Суинтон и гонконгский режиссёр Тцуй Харк.

Каннский кинофестиваль по-прежнему держит марку. Тарантино, в качестве председателя Жюри, фигура не однозначная, но, безусловно, яркая. Состав "судейской комиссии" - далеко не последний пункт в общем аттестате любого кинофорума. Имея на руках такие "карты", Канны продолжают оставаться самым влиятельным и авторитетным киносмотром в мире.

(с) Станислав Никулин

 

ИТОГИ:

РОМАНТИКА РЕВОЛЮЦИИ, или ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦА

Где ещё и при каком более удобном случае можно было бы увидеть плачущим серийного убийцу Билла, разводчика бешеных псов и всегда держащего на столе криминальное чтиво, "китайского мудреца" и мексиканского вампира Квентина Тарантино, как не в роли председателя жюри Каннского кинофестиваля? Причём, он оказался в Канне спустя ровно 10 лет после того, как предшественник в этом почётном статусе, "хороший, плохой, злой" Клинт Иствуд озолотил его и сделал иконой 1990-х. И спустя 20 лет с тех пор, как Квентин понемногу сходил с ума, застряв в глубокой глотке насыщенного видеопроката. Теперь мир расплачивается! Ну прямо, "вырастили на свою голову, облысели все". Итоги 57-го МКФ в Канне обдали багровым приливом Лазурный берег Франции, поскольку два главных приза серебряными пулями пролетели мимо Эмира Кустурицы, Вонга Кар-вая и Вальтера Саллеса. Каждый из них был в своём репертуаре (жаль, поторопили элегического Кар-вая, на официальный показ он еле успел привезти рабочую копию своей романтической фантастики о "2046-ом"), тогда как с самого открытия (где состоялась европейская премьера "Убить Билла. Фильм 2") на Круазетт витало наэлектризованное предчувствие некоего события. Чего ждали от Тарантино - то и получили от Тарантино.

Проходя мимо горячего приёма прессой и зрителями компьютерно-анимационного "Шрека 2" студии DreamWorks, беспрецедентно покорившего отборочную комиссию (ну где ещё это видано, чтобы сиквел кассового мульта вновь после оригинальной серии оказался в основном конкурсе?), имеет смысл сразу же кинуться к полю милитаристско-пацифистского боя, учинённого документалистом-сатириком Майклом Муром в картине "Фаренгейт 9/11" - или чуть точнее, "911 по Фаренгейту", ведь именно на заголовок удивительной классики Франсуа Трюффо "451 по Фаренгейту" кивает нам Мур (это экранизация Рэя Бредбери про мир будущего, где книги объявлены вне закона). Как тонко сей момент иллюстрирует энергичное желание Мура представить американского президента Джорджа Буша эдаким лопухом, путающим страны и даже имена руководителей влиятельных европейских государств (например, экс-премьера Испании Хосе-Марии Аснара). Как это ни смешно, но через день, после объявления итогов фестиваля, Буш выступил с программной речью об урегулировании в Ираке, при которой название печально знаменитой тюрьмы "Абу-Грейб" трижды произнёс по-разному неправильно! Всем своим творчеством Майкл Мур обличает "нацию белых глупых людей" - сограждан, не глядя поддерживающих слона в посудной лавке, т.е. Америку в её агрессивно-имперской внешней политике.

Но куда больше он критичен к домашним делам - за "Боулинг для Колумбины" Мур получил приз в 2002-ом году тут же в Канне, а потом целый "Оскар" и хоралы из протестующих и поддерживающих академиков. История повторяется, однако после конкурсного показа "Фаренгейта 9/11" зал ликовал и аплодировал единодушно в течении почти получаса! Никто не пикнул против. Вот, значит, сколько злости и негодования накопилось у французов, наряду с Россией и Германией составивших мирную коалицию против ввода американских и британских войск в Ирак. Негодования от того, что помешать заокеанским "ястребам" провернуть фамильную игру Бушей "Шок и трепет" не в состоянии. Зато никто не запрещает развернуться категоричными плечами в творчестве, в высоких нотах протестного гласа народа, вообщем, прямо как во время Второй мировой, только вместо Гитлера - Буш-младший. Для Мура так и есть, хотя Жан-Люк Годар выразился в смягчающих тонах: "Он считает Буша более глупым, чем тот есть на самом деле". Но режиссёр-обладатель "Золотой Пальмовой ветви" уже не стеснялся, а с нескрываемым удовольствием в год президентских выборов в США пошире распахивал для Буша двери лифта, поднимающего на эшафот. На вопрос, каково, по-вашему, будет Бушу, когда он узнает о вашем триумфе, Мур съёрничал: "Надеюсь, это произойдёт не в тот момент, когда он будет лежать на диване в Белом доме, и закусывать кренделями с солью" (намёк на имевшее место происшествие в январе 2002-го).

"Французы - наши друзья. Без французов, возможно, не было бы и Соединённых Штатов. Именно французы помогли нам в нашей революции", сказал Мур. "Статуя Свободы в гавани Нью-Йорка была подарком французов на праздник нашей свободы". В таких выражениях Майкл Мур отвечал на благодушный приём Канн, в то время как председатель жюри Тарантино даже вынужден был созвать специальную пресс-конференцию в воскресенье (уже после объявления лауреатов в субботу 22-го мая), чего никогда не случалось. Он разъяснил журналистам, что никакой политики в решении отдать главную награду фестиваля нет. К тому же до этого своим призом "Фаренгейт 9/11" удостоило и жюри ФИПРЕССИ (Международной Федерации кинокритиков). Вспомним, что в прошлом году Александр Сокуров именно этот приз назвал "самым чистым". Да и как выразился Квентино в одном из недавних интервью, "я конечно извращенец, но не тайный", в том смысле, что ведь профессионал, несмотря на личные предпочтения (но без них, скорее всего, не обошлось, ведь Гран-при из рук Кевина Клайна и Эшли Джадд получили авторы южнокорейской, довольно кровавой мистерии Парка Чан-вука "Старый мальчик"). Но американским акулам пера французский революционный романтизм (вспомним конец 1960-х в Париже), через поколения возродившийся в период всемирной размолвки, как-то до лампочки. Лояльные нынешней республиканской администрации СМИ легко цензурировали в новостях все сообщения из Канн (канал Fox, например), а тематическая пресса с нескрываемым удовольствием искала причину триумфа Майкла Мура только и исключительно в манипулятивной политической плоскости.

Так, Variety назвало ловкий монтаж картины, где выстрелы американских пехотинцев по безоружным иракцам чередуются с эпизодами, где мать солдата читает последнее письмо от сына из Багдада, - "явным кинематографическим памфлетом кампании 2004-го года". И судя по реакции боссов компании Disney, слишком явной. Как известно, Disney запретила принадлежащей ей студии братьев Уайнстайнов Miramax прокатывать в США "Фаренгейт 9/11", но теперь фильм обязан выйти в США - по праву победителя кинофестиваля. Факт, конфликт вышел далеко за рамки кино, но кино не только документального. С 1956-го года это первый случай, когда неигровая лента достигает такой чести на Каннском МКФ. Режиссёр Майкл Мур, безусловно, уже фигура общественно значимая, и станет исторической, если в ноябре на выборах победит ветеран Вьетнама, демократ Джон Керри. Как-то он искренне, даже арт-хаусно расследует связи кланов Буш и Бен Ладен. Он докопался до того, как под финал 1970-х Буш-младший основал один бизнес-проект, инвестиции в который рекой потекли со счетов Джеймса Бата, одного-единственного представителя саудовской семьи Бен Ладен в США и близкого друга самого Джорджа Дабл-Ю. Так вот этот мистер Бат был вхож в арабские банковские круги, к которым была близка уже не семья Бен Ладенов, а лично её отпрыск-террорист Усама. И это ещё 20 лет назад. А сразу после событий 11-го сентября 2001-го года Буш позволил всем родственникам Усамы выехать за пределы Северной Америки. Всё это Мур, как всегда, сатирически изображает, а на церемонии вручения "Золотой Пальмовой ветви", всё же, обеспокоенно роняет пролившему крокодилью слезу Тарантино: "У вас же будут неприятности?". И тут возникает строчка из интервью с Квентино, где он признаётся, что если бы ему попался хороший сценарий не конкретно про "Аль-Каеду", но про террористов, он бы за него с удовольствием взялся бы.

Пока европейцы и "правильно" настроенные американцы дружно выпускали пар через награждение Майкла Мура, как наш ёжик в тумане затерялись все предшествовавшие этому события. А на 57-ом французском киносмотре они всё-таки были. Критики признают, что основной конкурс был самым сильным за последние, как минимум, лет 10! А киноманы и обычные зрители (хотя попадают ли в Канн "обычные"?) отдыхали на таких мероприятиях, как показ нового фильма 91-летнего патриарха итальянского кино Микеланджело Антониони - короткометражного сегмента из цикла "Эрос", две остальных части коего смастерили Стивен Содерберг и Вонг Кар-вай, впрочем, до полной премьеры тройного авторского взгляда на любовь и секс ещё далековато. Присутствовал во Дворце Фестивалей и сам Антониони, уже онемевший, почти ослепший и парализованный, а всё равно снимающий кино! Ещё из интересного показали восстановленную и дигитализированную версию немой классики Бастера Китона "Генерал" (1926) - аккомпанировал при показе живой оркестр под взмахом юркой дирижёрской палочки японца Джо Хисаиси. Кстати, любимые отреставрированные нетленки уже второй раз подряд демонстрируют в Каннах - на 56-ом фестивале ценителям подали на пробу "Великого диктора" Чарльза Чаплина. Но после "Генерала", в четырёх стенах конкурса DVD, главную награду получила ремастирированная и восстановленная по архивным материалам кинопоэма Михаила Калатозова по сценарию Евгения Евтушенко "Я, Куба" (1964) о революции на Острове Свободы.

Нового российского кино в Канне не было, но два раза подряд не возвращаются (намекаем на прошлогоднее международное чудо Андрея Звягинцева в Венеции с фильмом "Возвращение"). Виднейший отечественный кинематографист Никита Михалков был "младшим братом" Тарантино, председательствуя в жюри короткого метра - премии достались молодой крови из Бельгии (Йонас Гейрмерт за "Квартирную жизнь") и Румынии (Каталина Митулеску за "Траффик"). "Я горд за свою страну, потому что впервые за все 57 лет Каннский фестиваль удостоил чести быть президентом жюри человека из России", - сказал Никита Михалков по поводу своего приглашения в Канны, где он уже давно стал родным. И всё же из российских фильмов была одна работа, и вновь документальная - "Я умер в детстве" сына Сергея Параджанова, Георгия. На экране уютно хронометрировали доселе невиданные материалы хроники со съёмочной площадки "Легенды о Сурамской крепости", чередуясь с пересказом писем, написанных Параджановым из мест не столь отдалённых, и сценами из его художественных работ - фильмов, фотографий, коллажей. Ещё можно отметить Сергея Бодрова - он участвовал в написании сценария казахской ленты Гуки Омаровой "Шиза" о парне из мира подпольных кулачных поединков после падения Союза. Как рассказала Гуки Омарова, её фильм, участвовавший в программе "Особый взгляд", рождён встречей с реальным молодым человеком, чья биография и положена в основу сюжета.

ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ:
"Фаренгейт 911" (Fahrenheit 911),
режиссёр Майкл Мур, США
ГРАН-ПРИ ЖЮРИ:
"Старый мальчик" (Oldboy)
режиссёр Парк Чан-вук (Южная Корея)
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР:
Тони Гатлиф
"Изгнанники" (Exils), Франция
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ:
Аньес Жауи, Жан-Пьер Бакри
"Как на картинке" (Comme une image), Франция
ЛУЧШИЙ АКТЁР:
Юя Ягида
"Никто не знает" (Daremo shiranai), Япония
ЛУЧШАЯ АКТРИСА:
Мегги Чонг
"Чистая" (Clean), Канада-Франция-Великобритания
ПРИЗ ЭКУМЕНИСТИЧЕСКОГО ЖЮРИ:
"Дневники мотоциклиста" (The Motorcycle Diaries)
Режиссёр Вальтер Саллес, США-Аргентина-Германия-Великобритания
ПРИЗ ФИПРЕССИ:
(присуждается Международной Федерацией кинокритиков)
"Фаренгейт 911" (Fahrenheit 911)
режиссёр Майкл Мур, США
ПРИЗ "ЗОЛОТАЯ КАМЕРА":(выбирается из числа дебютов, заявленных в основную программу, Двухнедельник режиссёров, либо Неделю критиков)
"Моё сокровище" (Mon tresor)
режиссёр Керен Эдайя, Франция-Израиль

(с) Павел КОРТУНОВ
Материал сайта "Интересное Кино"

 

Ведущий рассылки и автор сайта www.kinomania.ru:
Влад Момджян   a.k.a.   Alter-Ego
alter-ego@mtu-net.ru
http://www.kinomania.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное