–
Джереми Айронс ("Подземелья драконов",
главный морлок в "Машине Времени",
здесь – Тибериус)
–
Эдвард Нортон ("Бойцовский клуб", здесь
играет Короля Болдуина, которого я, как ни
силюсь, вспомнить не могу)
–
Брендан Глисон (отец девочки из "28 дней
спустя", также играл в "Бандах Нью-Йорка",
"Трое" и "Таинственном лесе";
здесь – рыжий феодал Рейнольд)
–
Дэвид Тьюлис (профессор Люпин (оборотень) из
"Гарри Поттера и Узника Азкабана",
здесь его роль эпизодическая, некий "Лекарь"
– кажется, и правда, был такой в самом
начале)
СЮЖЕТ
Рыцарь-крестоносец
(Лайам Нисон) едет в Иерусалим и проезжает
через деревеньку, в которой много лет назад,
ещё в молодости, он "помог" одной
местной девушке обзавестись сыном. Лет с
тех пор прошло, и правда, немало, сын рыцаря
– Балиан (Орландо Блум) – вырос, стал
кузнецом, женился... Обуреваемый отцовскими
чувствами, рыцарь предлагает парню ехать с
ним вместе.
А
Балиану терять нечего: у него как раз
случилось большое несчастье – умер
новорожденный ребёнок, и покончила с собой
молодая жена. Более того, в свете этих
событий Балиан повздорил с местным
священником и убил его. Куда идти теперь
солдату? Только с отцом – в Иерусалим.
Однако,
отец получает тяжёлое ранение в первой же
стычке и вскоре умирает. Балиан неожиданно
для себя становится его наследником и
владельцем земель, которому, к тому же,
подчиняются многочисленные люди отца,
увидевшие в Балиане множественное сходство
с покойным родителем, которого все вокруг
весьма уважали... Постепенно место действия
перемещается в Иерусалим.
А
в Иерусалиме не всё спокойно. Иерусалим под
властью христианского короля, которому
неимоверными усилиями удаётся сохранить
мир с окружающими мусульманскими
правителями. Но военачальники и вельможи
жаждут разжечь войну, тем более что
миролюбиво настроенный король смертельно
болен, и дни его, похоже, сочтены.
Так
простой кузнец оказывается в эпицентре
этой борьбы. На него, не раз
демонстрировавшего чистоту помыслов и
смелость поступков, обращает внимание сам
король, в него влюбляется жена главного
претендента на королевский престол, он
наживает множество врагов и преданных
друзей, перед ним вырисовываются такие
перспективы, которым могли бы позавидовать
многие окружающие его рыцари... И однажды
настаёт день, когда именно Балиану
приходится встать во главе обороны
Иерусалима от мусульманской армии,
осаждающей его стены...
ВЕРДИКТ
Разумеется,
все в первую очередь сравнивают этот фильм
с "Троей" и "Александром", поэтому
сразу расставлю все точки: "Царство"
немного хуже первого и намного лучше
второго.
С
одной стороны, здесь действительно не так
много экшена и монументальных сцен, не так
много битв и красивостей. Больше разговоров
и психологизма, отношений между людьми. Но
весь этот психологизм подан не занудно, и
лично я ни разу за время фильма не напрягся
из-за его немалого хронометража и не
вспомнил о реальном мире. Буквально каждый
разговор на своём месте, ведёт ситуацию
дальше, развивает её. Интрига, вообще,
довольно напряжённая получается. Буквально
наблюдаешь за тем, как сильные и большие
люди ведут друг с другом борьбу...
Однако,
самое главное в этом фильме – великолепный
моральный посыл. Действительно, герой
Орландо Блума прошёл свой путь, ни разу не
изменив своим принципам. Он жил по совести,
не прогибался под мир вокруг, и ставил
высшей ценностью человеческую жизнь, а не
эфемерную власть. За что и заслужил
уважение друзей и врагов. Истинный пример
того, как должен жить духовный человек!
И
того, каким должен быть настоящий
руководитель. Да, я сам удивился, но Блум
здесь – не слабовольный Парис из "Трои".
Он – молодой, слабый и неокрепший парнишка,
но который при этом и не претендует на роль
супергероя, а всего лишь ведёт людей своим
собственным примером. Ведёт, благодаря
крепости своих принципов и силе духа.
Честно, Блум здесь потрясающ. Скажу даже
больше – дважды за фильм он толкал речь
перед толпами народа, и это не выглядело как
митинг! Это был нормальный разговор
человека с людьми, и в эти моменты я не
испытывал неловкости за происходящее на
экране, как почти всегда бывает... Вот какой
молодец Орландо, вот какой ему удалось
сотворить живой и не-плакатный образ! И это
при том, что вокруг мельтешили Джереми
Айронс, Лайам Нисон и Брендан Глисон – всё
сплошь глыбы и человечищи. И не терялся
Орландо на их фоне, не превращался в Париса!
Первый пример такого рода в его карьере!
Впрочем,
на фоне Блума прочие персонажи как раз
потерялись. Помните "Трою", где была
толпа героев, и каждый выглядел титаном? Так
вот, здесь фильм тянет на себе один только
Балиан. Немного добавляют огня король
Иерусалима и помощник Саладина – но совсем
чуть-чуть. Прочие же – почти массовка. От
этого ценность происходящего и эпический
размах несколько снижаются.
Впрочем,
размаха хватает в наблюдениях за Балианом.
История о том, как ничего ещё недавно не
планировавший кузнец становится чуть ли не
королём Иерусалима, и как судьба бросает
его в самые неожиданные переплёты, из
которых он выбирается исключительно
благодаря собственному благородству и
чистоте – это весьма поучительная и
прекрасная история. Наблюдая которую,
буквально проникаешься идеями величия
добра, начинаешь строить свою жизнь по
фильму... Немало!
Хотя
в итоге всё равно не достало размаха. И
зрелищности, кстати. Сцен боёв – кот
накакал, да и те сняты без огонька, как
обязаловка, чтобы не было скучно... В наше
время, когда космические корабли бороздят
просторы большого театра, массовый зритель
такого не прощает...
В
общем, лично я считаю, что "Царство
Небесное" – прекрасный фильм, который,
однако, без особых потерь можно будет
посмотреть и дома, на ДВД. Для души, не для
захватывания духа. Наверное, увы.
И
кстати, про космические корабли – для
веселья. Момент, когда перед Иерусалимом
появился первый мусульманский всадник,
весьма порадовал окружающих зрителей и
меня лично. Потому что сабля в руках у оного
всадника натурально горела (вероятно,
отражая некий огонь), отчего у всех
присутствующих, впечатлённых просмотром
ролика "Звёздных Войн" перед сеансом,
не возникло иных ассоциаций, кроме как "Джедаи
пришли!" Такая вот связь эпох...