Как жаль, что взрослея, мы постепенно забываем свои детские ощущения.
В Тигильском районном краеведческом музее имеется четыре интересных экспоната – деревянные куклы. По-корякски они называются «гичгий».
Она напоминает человека. У нее есть голова, глаза, рот, туловище. Спереди на туловище имеются углубления, которые расположены по вертикали друг за другом. Чем больше ямок, тем старее кукла. Возраст тигильских кукол может составлять не одну сотню лет.
У куклы есть чаут – длинный ремень из лахтачьей кожи. К ней привязаны нитки бус, фигурки людей, зверей, рыб, сделанных из дерева или прутиков.
К фигуркам зверей и рыб привязаны ремешки со множеством узелков, видимо, соответствующие числу добытого зверя или рыбы. На ремне висит прутик – тренога, обозначающая жилище, чум. Прикреплен к кукле колтон (табакерка).
Гичгий предназначена для проведения обрядов. Один из них проводится зимой, а другой – поздней весной. Дословный перевод «гичгий» – пробуждение куклы. Участники обряда садились в пологе на шкуры в круг. «Кормили» гичгий костным мозгом, добытым из ног оленя. В ямку на кукле клали кусочек чаги (березовый гриб) или болотный мох, который каждая женщина заготавливала летом. Один из мужчин специальным приспособлением трением добывал огонь. Когда загоралась чага или появлялся дымок, считалось, что кукла разбужена. Тогда
в плошку, привязанную ремешком к гичгию, клали заячий пух и костный мозг. Женщины тихим голосом разговаривали с куклой, просили удачной зимовки для оленей, хорошего отела, удачной охоты. «Кормили» все фигурки человечков, зверей, рыб.
К кукле так же обращались за помощью, когда случались отколы оленей и часть стада терялась. Ее снова «будили» и снаряжали на поиски потерявшихся оленей. Для этого ее одевали в кухлянку, выносили из юрты, ставили в ту сторону, куда предположительно ушли олени. Разводили костер, женщины садились вокруг него. Одна из них брала кусок сухожилий из ног оленя, ходила вокруг костра, держала над ним этот кусок и приговаривала: «Хой, хой, епп, эч, гатка к, оявлен к, лэк, т элнеты!» (Хой, хой, еще не рассвело, олени придите
на выгон!). Старые люди объясняли: когда сухожилия над костром начинали скручиваться от огня и трещать, в это время якобы у убежавших оленей начинало сводить ноги, и они бегом возвращались в стадо.
Куклу гичгий обязательно будил только мужчина. Она имелась в каждой корякской семье, занимающейся оленееводством.
Рано или поздно думающий человек, а ты Читатель, раз уж взялся за эту книгу, такой и есть, в определенный момент приходит к тому, чтобы задуматься: кто я? откуда пришел? зачем живу? и так далее. Как правило происходит это не от хорошей жизни, достатка и удовлетворенности всем на свете. Такое самокопание, наоборот, есть последствие душевного разлада, которое принято называть стрессом и острого понимания того, что что-то не так, что-то не сделано, где-то не получилось...
Так, читатель, было и со мной. До сих пор не могу осознать, что всего лишь год понадобился мне для приведения в порядок всех сторон моей жизни, начиная с того, что в голове и заканчивая проявлением этого в повседневной реальности.
Я никогда не взяла бы на себя смелость утверждать, что все ниже изложенное работает, если бы не имела перед собой примеры хорошо знакомых, мало знакомых и совсем незнакомых людей, проверивших мои находки на себе и достигших впечатляющих результатов.
А вышло так, Читатель, что за год я изменилась, очевидно, до неузнаваемости. Естественно, у окружающих возникли вопросы: как? почему? откуда вдруг? Понятно, что объяснить я могла только самым близким, тем, в ком была уверена на сто процентов, что не сдадут меня в психушку и не переменят ко мне отношения, как ко здравомыслящему человеку. Видимо, эти мои близкие оказались гораздо более смелыми людьми и, в свою очередь, не постеснялись объяснить на пальцах заметившим перемены в них и интересующимся, суть моего
изобретения. За что им спасибо. И в благодарность – рассказы о них – большая часть этой книги.