Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Абсолютные хроники у Срединного Источника Выпуск 1


Информационный Канал Subscribe.Ru

Абсолютные хроники
у Срединного Источника

Выпуск 1-й от 24.10.04

 

Привет, друзья!

 

Поздравляю всех нас с 1-м официальным выпуском рассылки! И сразу должен ответить на некоторые уже возникшие вопросы:
1) Под "Абсолютными хрониками" не подразумеваются какие-то конкретные личности (и вообще не о личностях речь), а "Срединный Источник" - это не географическое место в С.-Петербурге... :-)
Вероятно, правильнее было бы сказать "Абсолютологические...", но данный термин еще не прижился в массах. Т.е. основой наших совместных (я на это надеюсь) изысканий является Абсолют, или Пустота, или Истинная Реальность, или Бог... Слово "хроники" указывает на некоторое изложение с претензиями на объективность и протяженное во времени. Что же такое "Срединный Источник" нам всем еще предстоит узнать, в двух словах этого не скажешь. Впрочем, скажу: это то, что является главным в любой практике!
2) Ведущий рассылки ни в коем случае не претендует на роль учителя, наставника, гуру и т.д. Нет цели создать какое-то новое учение или ниспровергнуть старое - их уже более чем достаточно на этой планете. Мы можем попробовать разобраться в этом многообразии и обнаружить свой Путь, путь, по которому каждый уже идет с незапамятных времен, но, увы, неосознанно. Здесь я несколько забежал вперед. :-)

Если уж речь зашла об институте наставничества, то давайте немножко разберемся с этим вопросом. В большинстве духовных традиций практика начинается тогда, когда неофит находит учителя, поэтому это один из первоочередных вопросов для каждого ищущего. Здесь мне ближе буддийский подход. Да, начнем с Буддизма - есть тут и логика алфавита (Агностицизм, Атеизм - пока пропускаем, Адвайта-Веданта, хм..., хоть генетически она, на первый взгляд, не связана с Буддизмом, но в главном эти учения весьма близки).

Итак, Буддизм. Если не делается специальных оговорок, то имеется в виду индо-тибетский буддизм Махаяны (Большой Колесницы), как наиболее аутентично и целостно сохранивший Учение Будды Шакъямуни (в отличие от китайского и иных дальневосточных традиций буддизма, которые часто называют "испорченным буддизмом")

Обратимся в вопросе наставничества к одному из самых авторитетных тибетских учителей, основателю школы Гелуг и коренному Учителю всех далай-лам Чже Цонкапе и к его главному труду, содержащему основы всего буддийского учения, - "Большому Руководству к этапам Пути Пробуждения" (Ламрим-ченмо):

  ...о Благом Друге, способном  вести  [учеников]  по этапам трех
  личностей [низшей, средней и высшей] Пути Махаяны к состоянию Будды.
  О нем в "Украшении сутр" говорится:

  "Обопрись на такого Духовного Друга,
  кто себя обуздал, кто спокоен и тих,
  кто в достоинствах много тебя превосходит,
  образован, усерден, реальность постиг, -
  на того, кто владеет прекрасною речью,
  сердцем - любящий, силами - неутомим".

  То есть ученик должен опереться на Благого Друга, обладающего десятью
  качествами.
  Поскольку известно,  что невозможно усмирить других,  не усмирив себя,
  то Учитель, усмиряющий других, должен был прежде усмирить себя самого.
  Каково же должно быть его усмирение?
  Отдельные так называемые "достоинства опыта", почерпнутые из случайных
  практик, иметь бесполезно; необходимо усмирение согласно со всем
  Учением Победителя. Конечно, это три драгоценные Практики. Поэтому
  [в цитате] и говорится о самообуздании и остальных из трех.
  
  Самообуздание - это практика нравственности. Как сказано в
  "Индивидуальном Освобождении":
  "Пратимокша - уздечка, которая
  при постоянном усилии колет
  шипами трудноукротимую
  скачущую лошадь ума".
  
  И в "Отделах Винаи": -
  "Она - уздечка для необузданных учеников".
  
  Согласно сказанному, как укрощают диких лошадей хорошей уздечкой,
  так и "лошадь" ума укрощают практикой нравственности, которая
  уводит увлекающиеся непотребным чувства, подобные диким лошадям,
  от недостойного и побуждает прилагать многие усилия к совершению
  достойного.
  
  Спокойствие - безмятежность ума, направленного вовнутрь, - практика
  самадхи, освоенная при помощи внимательности и бдительности по
  отношению к совершению добрых поступков и избеганию дурных.
  
  Умиротворенность - практика мудрости, освоенная при помощи анализа
  истинного смысла на основе Безмятежности, при совершенной послушности ума.
  
  Обладать лишь достоинствами опыта, усмирив дух посредством трех
  практик, недостаточно. Необходимо иметь и достоинства знания. Поэтому
  [упоминается] ученость, то есть обладание большими познаниями в трех
  "корзинах Учения" и т.д.
  
  Устами Геше-тонпы:
  
  "Учитель Махаяны должен уметь передавать обширные знания, совершать
  то, что в конечном счете благотворно Учению, и точно указать [каждому
  ученику], что ему полезно".
  
  Постижение реальности - особая практика мудрости - постижение
  отсутствия самости явлений [Пустоты]. Это либо прямое восприятие
  Реальности, что наиболее важно; либо, как сказано, хотя бы
  постижение ее при помощи [авторитетных] свидетельств и логики.
  
  Однако даже такие знания и опыт недостаточны, если они меньше, чем
  у ученика, или равные: необходимы превосходящие достоинства. Ведь
  сказано в "Отделе о друзьях":
  
  "Опираясь на низших, портятся люди,
  опираясь на равных - пребывают в застое,
  опираясь на высших - достигают величья.
  Потому на того опирайся, кто выше.
  Опираясь на высшего - на такого,
  кто спокоен и нравственно тверд,
  своей мудростью много тебя превосходит, -
  станешь выше еще, чем он сам".
  
  Пучунгва сказал:
  "Благоговею, когда слушаю истории о святых".
  
  Устами Таши:
  "Старейшины Радэнга - опора моего взора".
  
  Согласно сказанному, надо взирать с благоговением на изобильных достоинствами.
  Рассмотренные шесть качеств - это достоинства собственных достижений [Учителя].
  Остальные же - достоинства [его] заботы о других.
  
  Как сказано [Победителем]:
  
  "Водою Будды не смывают скверны,
  страдания существ рукой не унимают,
  не переносят опыт свой в других -
  Учением об истине существ освобождают".
  
  То есть помощь другим возможна лишь через обучение безошибочному Пути,
  а не через "смывание водой грехов" или подобное.
  
  Из [оставшихся] четырех качеств красноречие - это умение довести смысл
  [Дхармы] до ума учеников при хорошем знании последовательности этапов.
  
  Любовь - чистое побуждение к проповедованию Дхармы, без корысти об
  обретениях, почестях и т.п., движимое лишь любовью и состраданием.
  
  Потоба сказал Чэнгаве:
  "Сын Лимо! Сколько ни проповедую Дхарму, - [никогда] не принимаю
  [от слушателей] даже единственной [похвалы]: "Прекрасно!".
  - Существ  нестрадающих ведь нет".
  
  Так и надо.
  
  Усердие - неугасающий энтузиазм [в работе] для блага других.
  
  Неутомимость - неуставание от многократного проповедования;
  претерпевание трудностей проповедования.
  
  Устами Потобы:
  "Три практики, постижение реальности и сострадательная любовь - пять
  основных [достоинств Учителя].
  
  Все мои тибетские Учителя не были ни учеными, ни терпеливыми, отчего
  и не всегда вразумительно говорили. Но поскольку обладали этими пятью,
  то оказывались полезными всякому, кто был рядом.
  Ньенто вовсе не обладал красноречием. Всякий раз, когда он соизволял
  что-либо объяснять, все думали: "Пока что непонятно", - и оставались в
  недоумении. Но, поскольку обладал теми пятью, он был полезен всем."
  Следовательно, кто не прилежен в [трех] практиках, а живет, лишь
  восхваляя их или провозглашая их достоинства, тот не годится в Благие
  Друзья. Ведь у него лишь пустые слова; подобно тому, как ищущий
  сандала спросил бы живущего похвалами сандалу: "Имеешь ли ты его?" -
  а тот ответил бы: "Не имею".
  
  В "Царе самадхи" сказано:
  
  "В будущем монахи многие, обетов не держа,
  захотят прослыть учеными и станут прославлять
  нравственность, - о ней нисколько сами не заботясь".
  
  За такими же словами по поводу самадхи, мудрости и Освобождения следует:
  
  "Это все напоминает, если б некие дельцы
  о достоинствах сандала стали бы провозглашать:
  "Как сандал ароматичен! И на вид приятен он!"
  Наконец, когда бы их спросили:
  "Нет ли хоть чуть-чуть сандала, столь хвалимого, у вас?"
  Эти люди отвечали б: "Мы живем из похвалы
  благовонию. У самих же - благовонья нет".
  
  Так же и у тех монахов будущих времен,
  не усердствующих в йоге, - и у них самих,
  проживающих лишь только нравственности похвалой,
  нравственности собственной не будет".
  
  О трех остальных [самадхи, мудрости и Освобождении] сказано подобным же
  образом.
  
  Учитель с такими [качествами], практически ведущий к Освобождению,
  является коренным [объектом] постоянных устремлений. Поэтому, узнав об
  этих [качествах], те, кто желает вверить себя Учителю, пусть усердно
  ищут их обладателя. А желающие иметь учеников пусть тоже стараются
  обрести их.
  
  По нынешнему времени трудно найти [Учителя] со всеми достоинствами...

Все звучит весьма актуально, даже не взирая на специфическую терминологию, не так ли?

Один из современных буддийских учителей, лама Оле Нидал, дал весьма практичный и простой совет: если вы чувствуете расположение к человеку настолько, что можете представить его своим соседом по комнате, в обществе которого вам легко и приятно было бы жить длительное время, то, возможно, он подойдет вам и как Учитель, если же нет - держитесь от него подальше!

И правда, каждый из нас встречал в своей жизни людей, при появлении которых становится как будто светлей, и невольные улыбки появляются на лицах; и тех, при чьем приближении растет напряжение, стихают разговоры и радость умирает... таких людей и в качестве начальников-то терпят лишь заядлые мазохисты, а уж в духовные наставники примут лишь крайне слабые, деградирующие и полностью дезориентированные личности.

Возможна ли в современном мире какая-та практика вне близких отношений с личным Учителем? Ответ на этот вопрос вы найдете чуть позже (если на данный момент у вас еще нет своего индивидуального решения данной проблемы).

Не буду перегружать сегодняшний выпуск, завершим его. Ничего тайного мы сегодня не раскрыли? Иногда важно, чтобы кто-то просто указал на очевидное!...

_________________________________________

До новых встреч!

A,
a@ananda.ws


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.absolutehron
Отписаться

В избранное