Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы



Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 85
27 февраля
2006 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска

1. Тексты ДМОРК. Кристиан Бернар. "Да будет так". Глава 7.
2. Фрагменты. Философия. Плотин. О бессмертии души.
3. Жемчужины мудрости. Плотин.


1. Тексты ДМОРК. Кристиан Бернар. "Да будет так". Глава 7.

Продолжаем публикацию глав из книги Императора ДМОРК Кристиана Бернара "Да будет так!" (1994).


Глава 7. РЕИНКАРНАЦИЯ (Перевоплощение).

Вопреки общепринятому мнению, верящих в реинкарнацию людей больше, чем тех, которые в нее не верят. Если мы посмотрим на воззрения людей, то без труда увидим, что эта доктрина не только широко распространена, но и является общепринятой в большинстве стран Востока. Так, в индуизме, буддизме и многих других восточных религиях она является фундаментальным положением этих верований. И только на Западе мы встречаемся с полным неприятием реинкарнации или абсолютным отсутствием представления о том, что это такое. Причина этого в том, что западное мышление считается по своей сущности картезианским, и с позиций картезианства, в том виде как оно его понимает, этот вид мышления характеризуется решительным отрицанием всего того, что ускользает от восприятия объективного разума. В то же время мы должны отметить, что за последние годы все больше людей разных национальностей, вероисповеданий и социальных групп проявляют все больший интерес к доктрине реинкарнации, чему мы находим подтверждения.

При рассмотрении доктрины реинкарнации, перед нами неизбежно встает вопрос о душе, ибо тот, кто не признает существование души, не задается вопросом, перевоплощается ли она или нет после смерти. Что касается тех, кто признает ее существование, но рассматривает ее просто как жизненную энергию, которая существует только пока тело является живым, то они также не задаются этим вопросом. Они считают, что эта энергия разрушается одновременно с разрушением тела. С моей точки зрения, эти рассуждения кажутся менее логичными, чем первые, ибо трудно понять, как можно представить себе это разрушение, поскольку все энергии по своим свойствам абсолютно неразрушимы. В этом смысле, практически все ученые признают, что энергия, неважно, какого вида, не может быть уничтожена; она может только видоизменяться.

Когда мы говорим о тех, кто верит в существование души и представляет её как бессмертную духовную энергию, то здесь мы находим выражение двух важных концепций, одна из которых чисто религиозная, а другая - мистическая. Многие религии утверждают, что душа проходит только одну земную жизнь и что, согласно тому, творил ли человек в течение своей жизни добро или зло, душа его навечно попадает либо в ад, либо в рай. Даже поверхностный анализ данного предмета свидетельствует, что такое понимание эволюции души не только надумано, но также и не очень логично при осмыслении всеобщего замысела Творения. Такое понимание предполагает, что единственный способ наслаждаться счастливым существованием в загробной жизни (посмертии) - это достичь Совершенства в течение одной единственной земной жизни. Если это так, то наименьшее, что, мы можем признать, это наличие в Раю весьма ограниченного количества душ. В самом деле, кто может со всей ответственностью утверждать, что нескольких десятков лет достаточно, чтобы стать совершенным? Кроме того, что мы можем сказать о тысячах детей, которые в течение столетий умирали задолго до того, как они могли понять значение слова "Совершенство"? Некоторые люди скажут, что души этих детей, ввиду их невинности, автоматически возвращаются в Рай после смерти. Не желая втягиваться в полемику, не следует все же смешивать понятия "Невинность" и "Совершенство". Безусловно, невинность бессознательна, в то время как совершенство достигается через осознанные усилия. Более того, допустив, что эти два слова синонимы, в чем же смысл производить на свет совершенное дитя, если цель земной жизни, что признает и религия, - достижение Совершенства, имея в виду Царство Небесное? Есть много примеров, показывающие, что некоторые религиозные догмы нелогичны не относительно мистических доктрин, ибо это другой предмет, а в рамках общей богословской системы, к которой они принадлежат.

Раз мы признаем существование души и то, что её цель - развиваться с целью достижения Совершенства, то нельзя не признать доктрину реинкарнации как очевидную истину. Когда мы принимаем во внимание, что Природе потребовались тысячи, если не миллионы лет, чтобы создать планету Земля и человечество в том виде, в каком они существуют сейчас, мы не можем поверить, что в этом бесконечном измерении человеческая душа воплощается для земного существоания только один раз. Какой цели служила бы такое явление по сравнению с величием Всеобщего Творения? Какова была бы реальная ценность приобретения земного опыта, если бы эта цель не заключалась в последующем использовани всего положительного для совершенствования жизни на Земле?

Если люди обречены на то, чтобы прожить только одну земную жизнь, и если целью каждого человека является достижение Совершенства в пределах этой жизни, как тогда как можно объяснить тот факт, что одни люди образованны, красивы и богаты, в то время как другие невежественны, непривлекательны и бедны? Где равенство возможностей в момент рождения? Как можно премирить такую вопиющую несправедливость со Вселюбящим Богом, о котором так много говорят религии? В конце концов, вы согласитесь со мной, что сами эти вопросы, как и многие другие, которые вы сами межете сформулировать, свидетельствуют о непоследовательности того, что говорится о душе в большинстве религиозных учениях. Все основатели великих религий так или иначе учили, что мы должны прожить множество земных жизней, чтобы достичь цели, поставленной Всевышним. Однако с течением веков эти учения были профанированы по более или менее обоснованным причинам.

Существует еще один довод, который подтверждает жизненность доктрины реинкарнации. Он определяется тем большим различием, которое обнаруживается, в том, как люди распоряжаются накоплениями земного опыта. Тот факт, что одни люди более образованны, чем другие, не является веским доводом в пользу учения о реинкарнации, потому что каждый может заявить, что умственные способности, как это определяется материалистами, есть проявление потенциала мозга, который, по им взглядам, в той или иной мере объясняется чисто физиологическими причинами. Хотя подобное объяснение является весьма упрощенным, мы, проявляя добрую волю, можем в определенной степени его допустить. Однако это не объясняет ни здравый смысл, ни зрелость, которые демонстрируют многие люди, не имея особо развитый интеллект. Этот здравый смысл и зрелость объясняются не деятельносью мозга, а исходят из души. Они объясяются тем опытом, который приобретен в прошлых воплощениях, иными словами, тем фактом, что в этом процессе участвовали предыдущие души. Вот почему розенкрейцерское учение постоянно подчеркивает тот факт, что, в первую очередь, необходимо всматриваться в мудрость сердца как показатель внутренней эволюции.

В силу как логических, так и интуитивных причин, мистики убеждены в том, что перевоплощение души необходимо. Фактически они считают, что реинкарнация обеспечивает эволюции, и что она сама объясняет смысл жизни и причину явных различий между людьми. Естественно, каждый Розенкрейцер волен: принять либо отвергнуть учение о реинкарнации, ибо Д.М.О.Р.К., в соответствии со своими правилами, не пытается навязывать какие-либо положения своего учения. Однако, в противоположность материалистам, которые заявляют, что нечто может быть признано существующим, только если это можно доказать рационально, мистики считают, что у них нет права отрицать какую-либо доктрину, если мы не можем доказать, что оно не существует. Но реинкарнации вполне естественна по своей природе, поскольку она присутствует в явлениях, которые имеют место в растительном царстве, где мы наблюдаем, как природа умирает и вновь возвращается к жизни в ритмичной смене времён года.

Проводя аналогию, можно сравнить процесс эволюции души с прогрессом в школьном обучении. Когда ребенок впервые приходит в начальный класс, он делают первые шаги в жизни коллектива и начинает приобретать первые знания. Идут годы, и он не только накапливает интеллектуальные знания, но у него также появляется и жизненный опыт. Переходя из класса в класс у него меняются учителя, меняются и одноклассники. Но сам он по своей сути не меняется. Он остаётся той же мыслящей личностью. В конце каждого учебного года он уходит на каникулы, когда он может оценить достигнутое и что-то изменить, где это необходимо. В зависимости от достигнутых результатов, он либо остаются на второй год, либо переходят в следующий класс. При завершении своего обучения и в юношеском возрасте, и будучи уже взрослым, он должен держать экзамены, которые знаменуют завершение одного периода жизни, периода обучения и начало другого - периода профессиональной деятельности.

В значительной степени эта аналогия применима к эволюции души, за исключением того, что каждый индивидуум имеет один и тот же умственный потенциал во время своего самого первого воплощения, в то время как не все учащиеся имеют одинаковые умственные способности, когда приходят в школу в первый раз. С другой стороны, душа не сохраняет в памяти воспоминания о своих прошлых воплощениях с той же легкостью, как дети, которые помнят свои прошлые годы в школе. Однако это не означает, что такую память нельзя восстановить, для этого просто требуется определённая мистическая работа. Другое различие, которое можно отметить между процессом учебы и процессом духовной эволюции, заключается в том факте, что конечный экзамен, который держит душа, один и тот же для всех, а именно, - достижение Совершенства. Когда этот "экзамен", или точнее это состояние достигнуто, душа проходит через ворота нового цикла эволюции, который более не требует земного воплощения. Несомненно, это сравнение не объясняет всех аспектов духовной эволюции, но оно может дать общее представление о процессах, которые должны последовать. Так же как ребёнок не может овладеть в полном объёме человеческими знаниями к концу учебного года, так же и душа не может достичь Совершенства в конце одного единственного воплощения. Кроме того, так же как было бы нелепо послать ребёнка в школу и затем забрать его оттуда в конце первого года обучения в начальных классах, так же нелогично думать, что душа воплощается только один раз для того, чтобы затем попасть в Мир Иной, где она будет пребывать в вечности, ожидая Судного Дня.

Помимо тех, кто не верит в существование души или тех, кто убеждён, что она переживает только одну земную жизнь, есть и такие, кто отвергает учение о реинкарнации из чисто этических соображений. Они думают, что сам факт реинкарнации предполагает, что человек больше не является самим собой, когда овладевает телом другого. Такая мысль вызывает у них отвращение и ведёт их к неприятию доктрины реинкарнации. Если бы люди, которые так воспринимают этот принцип, взяли бы на себя труд поразмышлять над ним, они бы поняли, что невозможно перевоплотиться в тело другого человека, ибо тело, в которое происходит перевоплощение, - это тело новорождённого младенца. В момент, когда мы овладеваем этим телом, через наше воплощение оно становится нашим. С другой стороны, когда мы покидаем его в момент смерти, оно исчезает навсегда и никогда более не будет существовать в том виде, в каком оно было, когда являлось храмом нашей души. Кроме того, существует много людей, которые отказываются верить в реинкарнацию, поскольку, согласно их мнению, такая возможность открыла бы двери к кровосмесительным отношениям. И здесь снова логический анализ показывает, что подобный аргумент необоснован, и что он является следствием недопонимания действующего здесь космического закона, ибо что приложимо к телу, не имеет никакого отношения к области души.

А теперь я считаю необходимым разъяснить такое понятие, как метемпсихоз или трансмиграция души. Хотя это представление часто включается в определение, которое многие дают реинкарнации, учение Д.М.О.Р.К. проводит четкую грань между этими двумя понятиями. Фактически метемпсихоз предполагает возможность воплощения человеческой души в тело животного. С розенкрейцерской точки зрения это абсолютно невозможно, по крайней мере, по двум причинам. Прежде всего, душа обладает характерной особенностью, которая неразрывно с ней связана; а именно, самосознанием. Если мы признаем, что душа может воплотиться в тело животного, тогда мы должны признать, что некоторые животные обладают такой формой сознания. Но ни одно животное, каким бы разумным оно ни было, не обладает такой формой осознания самого себя, которую мы обнаруживаем в человеке. Во-вторых, признание метемпсихоза противоречит закону эволюции, ибо если мы исходим из положения, что каждая душа эволюционирует к Совершенству, тогда , видимо, придется признать, что она может регрессировать и воплощаться в нижестоящие виды животного мира. Самое большее, что возможно, - это приостановка в развитии, но не движение вспять.

Вернемся к нашей аналогии. По мере своего развития ребенок не становятся менее разумными. Он может столкнуться с тем, что ему все труднее учиться, но это происходит не потому, что его умственные способности иссякают. Это происходит, скорее, потому, что требования к нему могут превышать его интеллектуальные возможности. В этом случае ему может потребоваться повторить обучение в том же классе для того, чтобы глубже изучить материал, который он слабо усвоили. Так же и душа не совершает движения вспять в ходе эволюции. Она никогда не утрачивает того, что приобрела в сфере духовного восприятия. В череде последовательных воплощений, ее развитие может приостанавливаться из-за неправильного применения свободной воли или недостаточных усилий, но она никогда не будет пребывать в теле животного, ибо в в этом нет космической необходимости. Более того, в отличие от учащегося, который может провалиться на экзамене и прекратить обучение задолго до окончания ее срока, каждая душа достигнет назначенной цели, ибо она не может избежать своего космического предопределения, которое, позвольте вам напомнить, заключается в эволюции с целью достижения Совершенства. Для души это просто вопрос времени.

Многие сторонники метемпсихоза верят, что это явление происходит как наказание. Иными словами, они думают, что люди, совершившие много зла в течение своей земной жизни, могут быть таким образом подвергнуты наказанию. Такое мнение свидетельствует об очень плохом понимании закона кармы, ибо он не карает, а приводит в соответствие. Он действует только для того, чтобы заставить нас осознать наши ошибки, а не для того, чтобы причинить нам боль, которая ничего кроме страдания нам не причинила бы. Вот почему каждое кармическое испытание, которое мы встречаем, соразмерно с тем, что мы способны преодолеть и понять. Более того, Космос всегда предоставляет нам возможности для исправления наших ошибок. Какие же задачи будет решать душа, которая при жизни в теле причиняла страдания себе подобным, после инкарнации в тело животного? Даже предположив, что душа в состоянии понять причину такой инкарнации, она не сможет находиться среди людей для искупления своих ошибок, ибо она неизбежно будет ограничена телом животного, которое станет её обителью. Поэтому, с мистической точки зрения, метемпсихоз не является убедительной доктриной и противоречит законам эволюции, которым реинкарнация соответствует.

В заключение я должен подчеркнуть, что одной из главных целей розенкрейцерского учения является предоставление нам возможности убедиться на собственном опыте в существовании души и получить посвящение в космические законы, которые ею управляют. Кроме того, наша задача не состоит в том, чтобы убеждать кого бы то ни было в подлинности доктрины реинкарнации. Если, тем не менее, мы твердо придерживаемся этого учения, то при появлении возможности принять участие в беседе на эту тему, следует показывать, что доводы, приводимые многими людьми в оправдание своего неприятия реинкарнации, зачастую весьма нелогичны. Мы можем также привести массу аргументов, доказывающих, что это учение объясняет многие вещи, которые кажутся непостижимыми для разума.

Да будет так!



2. Фрагменты. Философия. Плотин. О бессмертии души.

Продолжая и развивая тему, начатую в первой части рассылки, предлагаем вашему вниманию фрагмент "о бессмертии души" из "Эннеад" Плотина.

Плотин (204-269 гг.) - главный представитель неоплатонизма, родом из Ликополя в Египте, учился в Александрии у Аммония Саккаса, считающегося основателем неоплатонической философии. Переселившись в Италию (около 244 г.), Плотин становится известным учителем в Риме, потом живет в Кампании, где задумывает основать философский монастырь, при поддержке императора Галлиена, но это предприятие не удается.

Все элементы философии Плотина находятся у Платона и Аристотеля (отчасти также у неопифагорейцев и стоиков), но Плотин свел эти элементы в одно грандиозное и стройное мировоззрение, которое, с позднейшим дополнением Прокла, составляет достойное завершение всей древней философии. Свое учение Плотин изложил в отдельных трактатах (числом 54), которые собрал его ученик Порфирий, разделивший их на 6 групп, по 9 трактатов в каждой (эннеады).


IV. 7. О БЕССМЕРТИИ ДУШИ.

1. Бессмертны ли мы, или же полностью гибнем, а, быть может, некоторая наша часть подлежит рассеиванию и уничтожению, другая же, та, которая и есть истинно мы, пребывает неизменной и вечной? Именно этот вопрос мы и попробуем исследовать.
Начнем с того, что человек по своей природе не есть нечто простое, но состоит из души и тела, которое либо является орудием души, либо связано с ней каким-то иным образом. А потому мы сперва и рассмотрим по отдельности то и другое.
Тело, будучи составным, не может оставаться неизменным, и об этом говорит нам не только наш разум, но и чувства свидетельствуют о том же: состоящее из множества элементов, постоянно сталкивающихся и разрушающих друг друга, тело подвержено порче, тлению и всевозможным напастям, в особенности же тогда, когда душа, способная согласовывать разнонаправленные действия, отсутствует. И сколь бы ни было простым то или иное тело, но все равно, состоя из формы и материи, оно не будет единым; имея же протяженность, оно способно дробиться и, таким образом, гибнуть. Значит, если тело - часть нас, то мы не бессмертны, во всяком случае, - целиком, если же оно - только орудие души, то нет ничего удивительного в том, что орудие придается временно, а не вечно. В этом случае очевидно, что душа - главнейшая наша часть, и она-то и есть сам человек. Отношение же души к телу подобно отношению формы к материи или отношению ремесленника к его инструменту. Так или иначе, но душа человека - это и есть сам человек.

2. Итак, какова природа души? Если она своего рода тело, то, будучи, как и любое тело, составной, неизбежно разложима и смертна; если же - не тело, то - что, и какова тогда ее природа?
Если, как утверждают иные (имеется в виду положение стоиков, согласно которому душа есть особое тело, "пневма"), она - тело, то из чего состоит? Прежде всего, ей изначально присуща жизнь, но если душа составлена из нескольких частей, то всем ли им присуща жизнь, или же только некоторым, а, возможно, и ни одной из них? Впрочем, если бы жизнь была присуща только одной из частей, то именно эта часть и была бы собственно душой. Да и какому телу изначально присуща жизнь? Огонь, воздух, вода и земля сами по себе не являются живыми и только присутствие души позволяет им пользоваться жизнью, привходящей к ним извне. Других же элементов, составляющих тела, не существует, а если и существует, то и они, будучи телесными элементами, лишены жизни.
Но если ни один из элементов, составляющих тела, сам по себе жизнью не обладает, то как может явиться жизнь из одной только их комбинации? Предполагать, что жизнь рождается из безжизненного так же нелепо, как и думать, будто бы Ум может создавать нечто, лишенное разума. Нам могут возразить, что речь идет не о любой случайной комбинации элементов, но об особо упорядоченной. Но ведь тогда должно существовать и особое упорядочивающее начало, каковое и выступит в роли души. Любое же тело не может образоваться без души, поскольку формирующие тела божественные логосы суть порождения высшей части именно мировой Души.

3. Если же кто-нибудь будет продолжать настаивать на том, что на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, эти неделимые тельца, то опровержением ему будет служить то обстоятельство, что тело и душа, образуя смесь, способны одновременно чувствовать одно и то же, в то время как их атомы лишь соседствовали бы друг с другом, не образуя целого, ибо нечувствительные по природе и не способные к объединению тельца не могли бы создать ни единства, ни совместного чувствования; душа же обладает само-чувствованием.
В том случае, если тело просто, оно не может изначально обладать жизнью в той мере, в какой оно материально, ибо материя сама по себе лишена каких-либо качеств; значит, жизнь привносится в него извне. Нам могут возразить, что жизнь привносится эйдосами умопостигаемого мира. Но тогда эйдос либо является сущностью, а, значит, душа, которая не может быть всем сразу, но только чем-то одним, будет скорее всего не телом, ибо нематериальна, либо же и сам эйдос - только определенное состояние материи, и, следовательно, так и остается невыясненным, каким образом это состояние и самая жизнь зародились в безжизненной и бесформенной материи. Значит, должно существовать нечто, наделяющее жизнью, существующее вне и по ту сторону всего телесного.
Впрочем, если бы не душевная сила, не было бы и никаких тел, поскольку тела текучи и способ их бытия - непрестанное становление. Не имея своего настоящего, тела бы попросту распались, если бы в мире наличествовали только они, хотя бы одно из них и называлось "душой". Точнее было бы сказать, что ничего попросту бы не возникло, но неизменно оставалась бы одна косная материя, неоформленная и безвидная. Но тогда, пожалуй, не было бы даже и материи, существующей лишь как иное Благу, как не было бы и ничего вообще.
Отсюда и необходимость души, роль которой не может исполнить ни воздух, ни пневма, ни что-либо иное, что не способно придавать единства самому себе. И тот, кто поставил бы целостность нашего космоса в зависимость от какого-нибудь бесконечно делимого пространственного тела, неизбежно превратил бы его в хаотичное нагромождение сталкивающихся и крушащих друг друга телесных образований. Что толку было бы в той же пневме, лишенной и логоса, и ума?
Именно потому, что есть душа, все тела упорядочены в пределах мироздания; она же и приводит к целостности все разрозненные и разнонаправленные телесные свойства. В то же время, если бы ее не было, то не было бы не только целостности и упорядоченности, но и вообще самого существования чувственных тел.

4. Даже и те, кто убежден в телесности души, не могут не признать, что эта их душа первичнее и прочнее тел, считая при этом пневму разумной, а огонь - мыслящим, так как по их представлению без огня и пневмы не будет и души. Теряясь в поисках, куда бы укоренить душу, они забывают, что это проблема не души, но тела, ибо именно тело должно быть укорененными в душевных энергиях. Эта несообразность и вынуждает их говорить о некотором "определенном состоянии", будто бы это словосочетание может каким-то образом прояснить, каким образом телесное приобретает нетелесные свойства.
Действительно, либо каждая пневма - душа, либо она есть душа лишь в "определенном состоянии", тогда как в любом другом - ничто. Выходит, душа и Бог не что иное, как различные имена одного и того же - материи, причем имен много, но существует лишь она одна. Если же все-таки эта пневма - нечто иное, хотя и присущее телам, но нематериальное, то, значит, это своего рода логос, то есть не тело, но некая другая природа.
Есть и еще одна причина, почему душа не может быть каким-либо телом: тела бывают горячими или холодными, твердыми или мягкими, черными или белыми и т.п., ведь разным телам присущи различные свойства. Причем горячее тело - греет, но не холодит; холодное же - наоборот; легкость делает тело легким, тяжесть - утяжеляет, чернота чернит, а белизна - выбеливает. В самом деле: и холод не согреет, и тепло не охладит. Душа же может в одних живых существах производить одни качества, в других - другие, причем даже противоположные и даже в одном и том же, что-то укрепляя, что-то ослабляя, одни части уплотняя, другие - размягчая, черня и выбеливая, облегчая и утяжеляя. Будучи же телом, душа должна была бы воспроизводить только свои конкретные качества - она же воспроизводит любые.

5. Далее, чем объяснить разнообразие движений, в то время как телам присущи движения однообразные? Если объяснять это наличием логосов, то ведь логосы - не тела: логосы сложны и многообразны, тела же, хоть и составные, но достаточно просты, да и быть причастными логосам они могут только через то, что делает их горячими или холодными.
Кроме того, тела могут расти, но сами по себе причиной роста не являются. Если таковой причиной является душа, то, если бы она была телом, и сама бы росла, причем в процессе роста прирастала бы либо тем же телом, либо уже душой. Последнее было бы уже совсем нелепым, ибо откуда бы это душевное тело проникало в тело не-душевное? А если - просто телом, то как бы они соединялись в нечто единое? Далее, если бы она прирастала душевным телом, то разве не влекло бы это изменения мнений или нарушения памяти? Да и вообще, не наблюдали бы мы тогда того же, что и при росте просто телесного, когда одно им усваивается, другое - исторгается, и ничего при этом не остается тождественным самому себе?
Затем, тело по своей природе делимо, причем каждая из его частей не тождественна целому. Выходит, что и душа, умаляясь или возрастая, переставала бы быть сама собой. Если же это не так, то, значит, либо она не подвержена делимости, либо обладает неким качеством, делающим ее нечувствительной к количественным изменениям: в любом случае, ничто телесное ничем подобным не обладает.
Кроме того, разве душа вообще делима в теле? Разве есть душа ноги или руки? Очевидно, что в любой части тела душа присутствует вся целиком, причем ничуть не умаляется, если даже тело утрачивает какую-либо из своих частей. Если же кто-нибудь думает иначе, то, с учетом всего вышесказанного, он вынужден будет признать, что душа делима, части ее - не тождественны целому, то есть уже не являются душами, и, следовательно, душа состоит из неодушевленных частей.
Из всего этого можно сделать вывод, что душа вообще не причастна какому бы то ни было количеству и только благодаря этому живое существо, даже утратив какую-либо из частей своего тела, все равно остается тем же, что и до этого, существом, ибо то, что есть истинно оно, никак не связано ни с протяженностью, ни с массой, то есть бестелесно.

6. Также очевидно, что будь душа телом, не было бы ни чувственного восприятия, ни мышления, ни знания, ни добродетелей, ни вообще чего-либо прекрасного.
Действительно, то, благодаря чему сводится воедино и, в то же время, различается воспринимаемое разными органами чувств от одной и той же вещи или же одним из органов чувств от вещей разных, должно быть единым и тождественным самому себе. Это нечто выступает как бы центром окружности, в котором сходятся радиусы, прочерченные чувственными восприятиями. А если бы это было не так, если бы это общее воспринимающее начало было протяженным, то линии, устремляющиеся к нему с периферии, не сходились бы и вынуждены были бы блуждать в поисках общей точки. Если бы в результате этого образовалось несколько таких точек, то восприятие потеряло бы цельность и распалось.
Если же восприятие едино, то, тем более, едино и наше мышление. Да и сам умный космос также представляет собою единство - в противном случае пришлось бы предположить, что Душа разделяется пропорционально количеству чувственных предметов. Но каким образом? Сообразно их протяженности, массе или еще как-нибудь? Но, поскольку любая чувственная вещь делима сама по себе, то и в ней Душа была бы вынуждена продолжать дробиться. Так что же, каждая из этих бесчисленных частичек Души должна обладать своим собственным восприятием?
Далее, если воспринимающее начало телесно, то это восприятие должно быть чем-то вроде отпечатка пальца на воске. Но если этот отпечаток будет сделан на чем-либо жидком, он тут же изгладится и сотрется, делая память невозможной, если же - на твердом, то будет ли возможен новый отпечаток? Если нет, то восприятия угаснут, если да, то, опять-таки, угаснет память.
Но если существует память и восприятия следуют одни за другими - значит, душа бестелесна.

7. Рассмотрим теперь боль и ощущение боли. Допустим, у кого-то болит палец. Но где возникает ощущение боли? Иные скажут, что в "ведущем начале". Если под этим они понимают душу, тогда понятно: болит палец, а ощущает боль душа. Но они ведь имеют в виду некую первую пневму, получающую ощущение посредством "передачи": пневма, находящаяся в пальце, испытывает боль и передает это ощущение соседней, та - еще дальше, и так вплоть до первой, "ведущей". Чью же боль тогда испытывает эта первая? То ли собственную, то ли соседней пневмы - предпоследней в цепочке. Так что "ведущее начало", ощущая боль, уже и ведать не ведает, что это болит далекий от него палец.
Итак, коль скоро невозможно, чтобы ощущения возникали путем такого рода "передачи", также как и невозможно, чтобы одна часть тела каким-то образом знала о том, что происходит в другой его части, то из этого необходимо следует, что воспринимающее начало должно быть тождественным самому себе в каждом своем пункте, а, значит, и бестелесным.

8. Теперь рассмотрим, насколько возможно мышление, если душа - телесна. Когда речь шла о чувственных восприятиях, подобное допущение (о телесности души) еще имело хоть какое-то основание, поскольку материальными были сами органы чувств, сейчас же нет и этого, в противном случае мышление было бы просто еще одним названием ощущений. Итак, поскольку для мышления нет надобности вообще ни в каких телесных инструментах, то и мыслящее необходимо бестелесно.
Далее, чувствами воспринимаются чувственные вещи, мышлением же - умопостигаемые. Действительно, даже мысля о массе или протяженности, мы постигаем лишь мыслимые, а не реальные величины. Как же делимое может постигать неделимое и временное - вечное? Разве что какой-то своей неделимой и вечной частью. Но тогда эта часть и будет самим мыслящим, то есть бестелесной душой.
Затем, если согласиться с тем, что первые по значимости мысли - мысли об умопостигаемых объектах, то тем более очевидно, что ум мыслит о них, будучи свободным и очищенным от всего телесного. А если кто-нибудь нам возразит, что эти объекты - суть помещенные в материю формы, то мы ответим, что ум-то их мысленно и освобождает от этой материи. Действительно, мысля такие понятия, как круг, треугольник, линия или точка, мы ведь не мыслим их телесными. Но само подобное умственное отделение понятий от материи вполне ясно показывает, как соотносится душа с телом и каким образом она от него отделима.
Нельзя также говорить о материальной протяженности красоты или справедливости, значит, и мышление о них - нематериально. А, так как душа воспринимает все целостно, то и сама - необходимо целостна и неделима.
И еще: будь душа телесной, каковы были бы ее добродетели: нравственное разумение, справедливость, мужество и все прочие? Или же мужество - это просто нечувствительность пневмы, а нравственное разумение - пропорциональность ее частей? И если истинная красота - это только красивое тело, то тогда, чем красивее был бы тот или иной человек, тем он должен был бы быть и добродетельней. А нравственность и воздержание? Разве ласки и объятия не доставляли бы пневме радость, то разжигая ее, то принося прохладу? И что такое было бы для нее справедливость?
Объявляя душу телесной, ей приписывают и все действия телесного: нагревания и охлаждения, прибавление и убыток массы, беспорядочную толчею. Но тогда, что же вызывает сами эти действия? Затем, что вызывает мышление, чувствование, рассуждение, разумную заботу? Тела способны производить какие-либо действия, да и вообще просто быть, лишь благодаря бестелесным энергиям, о чем речь пойдет ниже.
Общеизвестно, что количество и качество суть разные вещи, причем то, что причастно количеству, не всегда причастно и качеству: так, например, материя лишена каких-либо качеств. Телесное, как материальное, всегда количественно, тогда как душа, как неделимое, количеству непричастна. Кроме того, тело, будучи бесконечно делимым, при делении изменяется, ибо часть тела нетождественна целому телу, тогда как отдельные изначальные качества, например, сладость меда, сколько бы мы ни крошили кусок меда, все равно сохранится в каждой его крупице. Таким образом, качества бестелесны.
Если бы это было не так, то значимость тех или иных качеств определялась бы их размерами, но поскольку ничего подобного мы не наблюдаем, значит, они проявляются через что-то, лишенное величины. И раз уж материя, в своей основе всегда одна и та же, производит все видимое нами разнообразие путем присвоения себе тех или иных качеств, то это присоединенное есть не что иное, как бестелесные логосы.
Иные ссылаются на то, что, дескать, лишившись крови или возможности дышать, человек непременно умрет, а, значит, жизнь - это кровь и пневма. На это мы ответим, что человек может умереть и от тысячи других причин, также не связанных с душою, тем более, что ни кровь, ни пневма не способны, подобно душе, пронизать и объять целиком все тело. Причем, если бы, проникая тело, душа и сама была бы телесной, то они бы непременно смешались, образовав нечто новое и перестав быть телом и душой, подобно тому, как смешав горькое со сладким, мы уже не вправе рассчитывать на ощущение сладости. Кроме того, истинное смешение предполагает и истинное равенство смешиваемого, поскольку телесное делимо до бесконечности, и в каждом пункте этого бесконечного деления должны присутствовать смешиваемые ингредиенты.
Иное дело, когда речь идет о различных субстанциях: в этом случае мы имеем уже не смесь, а "прилаженность", и если телесное не может истинно смешиваться с телесным, то бестелесное может истинно к нему "прилаживаться", проникая его всеобъемлюще и абсолютно.
Что же касается того мнения, что изначально пневма "природна", но, охлаждаясь при рождении, как бы истончается и становится душой, то это уже явная несообразность. Помимо всего прочего, многие рождаются и преспокойно живут в тепле. Полагая же "природное" более первичным, чем душа, они, тем самым, худшее ставят впереди лучшего, полагая, что и "природное" произошло от некоего "обладания", то есть чего-то уже совсем нижайшего, ум же, пожалуй, производят от души. Следуя этой логике, последним возник Бог. Небытие у них порождает бытие, не-сушее - истинно-сущее, бесформенное - форму, возможное - действительное. Самая мысль о том, что полная лишенность из ничего и при помощи ничего вдруг создает все, настолько нелепа, что мы попросту скажем: безусловно, лучшее - первично и существует в действительности, а потому ум и душа предшествуют природе, и, следовательно, душа - бестелесна.
Но какова именно природа души и принадлежит ли она телу, как, например гармония? Пифагорейцы утверждали, что душа - гармония, напоминающая гармонию правильно натянутых струн: правильно смешанные части тел образуют гармонию, то есть душу и жизнь.
В опровержение этого было уже приведено немало доводов ("Федон") что душа первична, а гармония - вторична; что, управляя телом, душа часто принуждает его к тому или иному действию, что было бы невозможно, будь она с ним гармонична; что душа - субстанция, а гармония - нет; что правильное и соразмерное смешение в теле есть не душа, но здоровье; что, наконец, душе-гармонии должна была бы предшествовать другая душа, подобно тому, как для придания струнам гармоничного звучания должен непременно быть настройщик.
Теперь нам следует рассмотреть, в каком смысле о душе говорят, что она - "энтелехия". При этом имеется в виду, что душа относится к живому телу, как форма к материи, но не ко всякой материи, а к такой, которая, будучи телом, является телом "органическим, обладающим в возможности жизнью". (Аристотель. "О душе").
Но если душа - только форма, наподобие формы медной статуи, то с делением тела должна разделяться и она; далее, как форма не может оставить статуи без того, чтобы последняя не разрушилась, так и душа не могла бы покидать нас во время сна. Кроме того, если бы душа была энтелехией, то откуда взялись бы противоречия между рассудком и страстями? Да и вообще, в этом случае можно было бы говорить только об ощущениях, но никак не о мышлении.
Понимая все это, сторонники души-энтелехии предполагают наличие еще одной души, или ума, считая его бессмертным. Таким образом, под энтелехией они подразумевают, пожалуй, растительный и рождательный аспекты души, ибо все прочее, что обладает рассудком, памятью, ощущениями и устремленностью к умопостигаемому никак не может быть необособляемой энтелехией.
Но, если вдуматься, то и растительное начало не может быть энтелехией. Так, если начало многих растений - их корень, и при усыхании ветвей оно сосредоточивается именно там, то, следовательно, оно не присутствует во всем как необособляемая энтелехия. А так как при росте оно переходит в большее, а при усыхании - в меньшее, то что мешает ему обособиться целиком?
Следовательно, душа имеет бытие не как форма, а как сущность, получающая свое бытие не от укорененности в тела, но прежде их, ибо тела не способны породить душу.
Но какова ее природа? Ясно, что она не тело и не состояние тела, но действие и созидание, истинная сущность, в отличие от телесного, пребывающего в беспрерывном становлении, которое "возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле"("Тимей") и сохраняется только благодаря тому, что, по мере своих возможностей, участвует в. сущем.

9. Другая же природа, имеющая истинное бытие, не возникает и не гибнет. Ибо, если бы это было не так, то исчезло бы и все прочее, что держится и упорядочивается Душой. Ведь Душа - начало всякого движения; движимая сама собою, она сообщает это движение и всему прочему. Душа же и начало жизни, так как, будучи само-жизнью, сообщает жизнь и одушевленным телам.
Действительно, ведь не может же все иметь только заимствованную жизнь, но необходимо должна существовать изначально живая сущность, которая "совершенно бессмертна и неуничтожима"("Федон") поскольку дает жизнь всему прочему. И именно там находится все божественное и блаженное, изначально живое и сущее, неизменное по сути и не ведающее рождений и смертей. Да и как могло бы оно рождаться и погибать, если даже само слово "бытие" указывает на то, что не может иногда быть, а иногда - нет. Это подобно тому, как, например, белизна не может быть то белой, то какой-либо другой. И если бы она предполагала свое собственное само-бытие, то все белое пребывало бы вечно.
Итак, природа Души такова, что ее бытие изначально и вечно, необходимо живое и пользующееся чистой жизнью в той мере, в какой само оно чисто и есть само-бытие. Когда же она смешивается с низшим, то, хоть у нее и возникают преграды на пути к лучшему, все же, поднимаясь к соприродному "путем добродетели", ее вечная сущность восстановит "древнее устроение" ("Государство").

10. То, что природа Души божественна и вечна следует уже из того, что она бестелесна. Но такова ли в точности и природа души человеческой - это еще следует рассмотреть.
Рассмотрим же мы не ту душу, что погружена в тело и наполнена безрассудными стремлениями и прочими страстями, но душу очистившуюся и отвратившуюся от всего телесного: тогда нам сразу станет понятно, что все пороки привнесены в душу извне. В самой же чистой душе мы найдем лишь "разумение и прочие добродетели" ("Пир").
Но если так, если душа, оставаясь сама собою, поистине такова, то, значит, природа ее наилучшая - божественная и вечная, поскольку разумение и высшие добродетели принадлежат не дурному и тленному, но божественному и вечному. И если бы большинство людей имели бы такие чистые души - кто бы тогда усомнился, что душа - бессмертна? Сомнения эти возникают потому, что души многих испорчены и искажены, и озабочены недостойным. Но истинную природу следует искать не в смешанном, но в беспримесном и чистом, дабы примешанное не прятало ее, как грязь порою прячет золото на монете.
И каждый, кто пожелает, может сделать это: отрешиться от всего телесного, вглядеться в самого себя и, наблюдая очищенного себя в чистом умопостигаемом мире, убедиться, что и он - бессмертен. Ибо там он узрит Ума, чистого от всех смертных вещей, постигающего вечное своими вечными эйдосами, осиянного истинным светом, исходящим от Блага.
Так как благодаря очищению познается наивысшее, значит, оно позволяет выявить заключенные в душе истинные знания. Действительно, ведь не где-либо вовне, но внутри самой себя душа наблюдает и рассудительность, и справедливость, как бы очищая от грязи свое душевное золото. И если прежде она не ведала о своем богатстве, то теперь, хотя бы раз взглянув на него, разве не придет она в восхищение, разве станет искать себе украшений где-нибудь на стороне? Конечно же, нет, но будет хотеть и стремиться к тому, чтобы просто быть самою собой.

11. Так можно ли сомневаться в том, что такая душа - бессмертна? Ведь жизнь изначально присуща ее природе и потерять такую само-жизнь попросту нельзя. Жизнь души - не акцидентальное, привнесенное свойство, как, например, теплота у огня: огонь проявляет свое тепло через свой субстрат - материю, жизнь же души не нуждается в материи, ибо душа в материи и есть наша жизнь.
Итак, либо жизнь есть сущность, живая сама по себе, и это-то мы и называем бессмертной душою, либо, если это не так, она имеет сложную природу и тогда ее следует подвергнуть дальнейшему анализу, чтобы в конце концов выделить то простое, само-движущееся и само-живущее, то есть опять-таки бессмертную душу, либо же, если она, как полагают иные, только определенное состояние материи, то пусть они нам объяснят, как и откуда возникло подобное состояние; пытаясь дать разъяснения, они неизбежно придут к тому выводу, что источник подобных явлении необходимо бессмертен.

12. Далее, если бы Душа была смертна, то все наше мироздание давно бы исчезло, а если, как думают некоторые, мировая Душа бессмертна, а наши - нет, то, собственно, почему? Ведь любая душа и само-движущаяся и само-живая, каждая касается одних и тех же вещей одними и теми же способностями, мысля и горнее и дольнее и восходя вплоть до самого Блага. Проникновение же в суть каждой вещи, проистекающее из созерцания и припоминания, дает ей бытие прежде тела: вечные знания необходимо предполагают и вечное бытие.
Затем, распаду подлежит составное и сложное, душа же - едина и проста, и существует не в возможности, но в действительности. Не обладает она также ни протяженностью, ни массой - ничем таким, что могло бы быть разделенным или раздробленным. Не грозят ей и качественные изменения, ибо все ее качества - не акцидентальны: качественные изменения способны разрушить форму, но не душу.
Итак, поскольку никаким из возможных способов душу разрушить нельзя, следовательно, она неуничтожима.

13. Но как душа попадает в тело, если горний мир отделен от дольнего?
Ум, конечно же, будучи целостным, пребывает сам в себе: не подверженный никаким сторонним воздействиям, он живет чистой жизнью, порождая и содержа в себе все истинно-сущее. Однако вслед за ним происходит уже то начало, которое, приемля влечения, устремляется в иное; будучи как бы беременной теми прекрасными образами, которые она созерцала в Уме, Душа отображает их в чувственном мире, созидая и творя на всем его необозримом пространстве. При этом она отчасти управляет всем мирозданием в целом, отчасти же, желая управлять и единичным, внутренне обособляясь, рождается в телах. Но и при этом она не отдается полностью тому или иному телу, ибо в своей высшей, разумной части всегда остается бесстрастной и чуждой воздействиям.
Итак, душа то пребывает в теле, то - вне тела. То находясь среди высших сущностей, то погружаясь в чувственный мир, она наполняет этот мир гармонией и красотой, наполняет неизменно и вечно, ибо сама - бессмертна.

14. Что же касается тех душ, которые пали столь низко, что стали душами животных, то и они бессмертны, ибо также происходят от само-живущей сущности, порождая жизнь в своих телах. То же мы можем сказать и о душах растений, поскольку и они - из того же источника: живые, бестелесные и неделимые сущности.
Тем же, кто укажет нам на различение отдельных аспектов души как на признак ее трехчастности, делая вывод, что она - составная и, следовательно, подлежит распаду, мы ответим, что одни души сумеют очиститься от того, что налипло на них при рождении, другие же еще долго будут пребывать в подобном состоянии, но и те, и другие все равно не погибнут до тех пор, пока будет жив источник их бытия; источник же - бессмертен.

15. На этом, пожалуй, можно было бы и закончить, поскольку уже и так сказано достаточно для тех, кто способен удовлетворяться доказательствами. Всем же прочим, требующим еще и чувственного подтверждения, укажу на традиции и предания, связанные с божественными оракулами: они велят нам умилостивлять гнев обиженных душ и чтить души умерших, ибо смерть - удел лишь чувственных тел. Известно также, что многие души, ранее добродетельно жившие в человеческих телах, продолжают творить добро: пророчествуя через оракулов, они помогают людям на их жизненном пути, показывая на собственном примере, что и другие души не погибнут.



3. Жемчужины мудрости. Плотин.

"Душа не покидает нас, не захватив что-нибудь с собой".

"Слёзы и жалобы не являются свидетельством существования зла, так как ведь и дети плачут и жалуются на то, что не есть зло".

"Прекрасны мы, когда познаём самих себя, безобразны же, когда этого знания не имеем".


Плотин (204-269 )



Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru

В избранное