Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы



Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 93
30 ноября
2006 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска

1. Тексты ДМОРК. Харвей Спенсер Льюис. Из книги "Обители души. Космическая концепция".
2. Фрагменты. Йога. Свами Вивекананда. Из книги "ДЖНЯНА-ЙОГА".
3. Жемчужины мудрости. Из высказываний Свами Вивекананда.



1. Тексты ДМОРК. Харвей Спенсер Льюис. Из книги "Обители души. Космическая концепция".

Предлагаем вашему вниманию главу из книги Харвея Спенсера Льюиса "Обители души. Космическая концепция". Спенсер Льюис был Императором Ордена розенкрейцеров ДМОРК в начале прошлого века. В этой его книге, вышедшей в свет в 1930 году, выражена официальная позиция ордена по вопросу эволюции души человека.


Глава 9. КАРМА И ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

В ходе своих поисков совершенства, познавая на своем опыте, что существуют определенные неизменные и универсальные законы, человек не чувствует себя обескураженным и не впадает в уныние. Также он не чувствует себя скованным в желании достичь высот в своих устремлениях, обнаружив, что эти неизменные законы не носят личностного характера и являются беспристрастными. Тот факт, что эти законы действуют для всех божьих созданий, для любого представителя рода человеческого, невзирая на его семейную наследственность, социальное и материальное положение и духовное развитие, позволяет человеку воспринимать их как проявление истинной справедливости.

Мистицизм утверждает, что это есть свидетельство постоянного действия неизменных законов природы, что доказывает существование Космического Разума и Всемогущей Силы, в основе которых лежит Любовь, Милосердие и Справедливость.

Несомненно, именно действие этих вечных законов поддерживает и питает веру миллионов людей всех возрастов в существование некоего справедливого, милосердного и беспредельного Разума, который управляет вселенной. Именно эта вера, или скорее убеждение, спасли мир от мук безверия и саморазрушения, именно это убеждение, становившееся все более глубоким в результате научных экспериментов и в ходе накопления жизненного опыта, способствовало повсеместному росту сомнений в истинности некоторых богословских догматов.

Человек по своим взглядам и образу жизни все более становится религиозным и все менее привержен богословию. Это выглядит удручающим для ряда конфессий, но вдохновляет ищущих Царство Небесное.

Каковы же основные неизменные (непреложные) законы? Первый постулирует, что материя и энергия не подвержены разрушению. Огонь, разложение, воля человека, божественный закон могут изменить, усовершенствовать, повлиять на направление эманации или свойства материи, но ничто не может заставить материю прекратить существование в своей основе. Энергия - фундаментальная, универсальная основа любого вида силы - может быть направлена и перенацелена в своем движении и проявлениях, но она может быть уничтожена не в большей степени, чем быть созданой. Она всегда существовала и будет существовать.

Человек настолько хорошо усвоил действие закона неизменности, что вполне осознал - даже Творец (Master), который создал, учредил эти неизменные законы и ввел их в действие с помощью "Слова" (Логоса), не может теперь их отменить, изменить или приостановить их действие. Любая приостановка их действия, любые признаки изменения лишат эти законы их универсальной справедливости. Однако ни в исторических документах, ни в архивах традиции не зафиксирован ни один достоверный случай, когда бы изменялся даже самый незначительный закон природы.

Какая прекрасная концепция для начала творения! Какие замечательные система, порядок и закон справедливости. Наши надежды растут, а страхи исчезают при осознании незыблемой справедливости для всех, для каждого создания и существа. Поистине, Бог был справедлив и милосерден - в начале! Почему же мы сомневаемся в том, что он и сейчас справедлив?

Другой неизменный закон - мы пожинаем то, что посеяли. Все живые клетки имеют тенденцию воспроизводить свое собственное естество с добавлением некоторой степени развития в ходе своей эволюции. Несмотря на различные случайности, деструктивное вмешательство человека, влияние окружающей среды и неблагоприятных сил природы каждое живое существо имеет тенденцию сохранять свои характерные свойства или возвращаться к ним после того, как оно вынуждено было претерпеть некоторые несвойственные изменения. Сопутствующим здесь является закон, обычно известный как Закон Возмещения или "Карма", как его называли мистики разных времен.

Селекционная работа Лютера Бербанка (американский селекционер, - прим. пер.) стала возможной только благодаря действию неизменных законов природы. Соединяя последовательно природные элементы в соответствии с законами синтеза, ученый получил множество свидетельств действенности этого закона. "Если бы однажды в каком-либо месте из посаженного семечка арбуза вырос апельсин, то наша вера в общее мироустройство пошатнулась бы!" - сказал несколько лет тому назад известный в Англии священник. Если человек когда-либо обнаружит малейшее отклонение в действии Закона Возмещения или автоматического регулирования в природных процессах, он будет иметь все основания потерять всякую веру во вселенскую мудрость и Космический Разум.

Античный философ, который фактически был мистиком, выразил величайший закон творения словами, что все "находится в становлении". Каждый час каждая материальная вещь становится чем-то другим. Это есть закон изменений, побуждений, жизни.

Во всей вселенной сегодня нет ничего такого, что было бы новым в своем существовании. Ничего не было сотворено с того самого начала, когда "Словом" были выявлены все созданные вещи, и, как мы сказали, ничего не было разрушено и никогда не будет разрушено.

Все есть непрекращающееся и прогрессирующее изменение. Это есть истинный закон эволюции.

Поскольку материя, энергия, сила или принцип неразрушимы и не были созданы из того, что существовало всегда "с начала", то все вечно и бессмертно. Соответственно, даже тело человека в его составных элементах, жизненная сила по своей сути и душа человека, обладающая сознанием, вечны и бессмертны.

Как и для физического тела человека, для его разума, характера, индивидуальности и души также необходим закон эволюции, изменений, новых форм. Параллельно с постепенным, прогрессирующим развитием физического тела человека в прошедшие века происходила постепенная эволюция и его души.

Душа человека, назовите ее разумом, индивидуальностью или характером, является высшим продуктом творения Бога, вершиной творчества природы. И представляется невероятным, чтобы природа, наделив бессмертием и предоставив соответствующие возможности эволюционировать даже малой песчинке, лишила бы этого человеческую душу.

Мы утверждаем, что душа человека суть индивидуальность, имеющая самосознающий разум.

Вряд ли имеются основания оспаривать положение о том, что человек по своей природе двойственен. Без ссылок на какие-либо древние или современные философские взгляды мы можем сказать простыми словами, что человек наделен чувствами и представляет собой физическое существо, через которое проявляется индивидуальность, личность или конкретный характер. По структуре человек - частично физическое тело и частично - не физическое; частично материален и частично нематериален.

В этой двойственности мы ощущаем единство разнородных сущностей. Обоснованность рассмотрения индивидуальности или души человека как духовной сущности, находящейся в теле человека, подкрепляется многими свидетельствами, почерпнутыми из повседневного жизненного опыта, совершенно независимо от принципов, сформулированных в психологии.

Состояние, которое обычно классифицируется как сон, свидетельствует, по крайней мере, о том, что человек может осознавать, что он и окружающий мир существуют в то время, как его сознание, действующее в состоянии бодрствования, не функционирует. При любом анализе сна и любых заключениях о том, что сны есть результат деятельности мозга или мышления, фактом остается то, что самосознание во время сна отличается от самосознания во время обычного состояния бодрствования и по уровню, и по характеру.

С другой стороны, бывают случаи, когда это сознание внутренней сущности человека спит или находится в забытьи, в то время как физическое тело функционирует и весьма активно, например, когда используется хлороформ или эфир для того, чтобы усыпить сознание. Тело в этом случае остается активным к внешним воздействиям, при ошибочном использовании лекарственных средств или при исследованиях.

Существует большая группа феноменов, которая характеризуется состоянием, при котором сознание человека, находящегося в состоянии глубокой медитации, покидает физическое тело и как воспринимающая сущность уходит в иной план, где наслаждается в сферах весьма отдаленных от места нахождения физического тела. В этом состоянии ясно осознается чувство разделенности материальной и нематериальной сущности человека.

Что же такое внутреннее "я" (self)? Богословы отвечают: "Душа". Философы говорят, что это "сознание личности". Мистики, будучи более осведомленными и точными, чем богословы и философы, говорят: "Это индивидуальность или Эго!"

Индивидуальность или эго - это сознание или духовное тело - душа. Это часть дуального человека, которая поступательно развивается вместе с эволюцией физического тела. Также как физическое тело постепенно обрело вертикальное положение, более сбалансированное внешнее выражение и более совершенную форму, индивидуальность - сознание души - обрела более глубокие знания, более тесную связь с внутренним "я" и более идеальное понимание цели своей жизни. Это развитие сознания индивидуальности в человеке для удобства называется индивидуальной эволюцией. Цель такой эволюции - сформировать характер.

Любая этическая и моральная система прошлого и настоящего имеет своей целью формирование и совершенствование характера. Даже обучение в первых классах начальной школы в значительной степени, хорошо это или плохо, способствует вырабатыванию характера. У древних греков была система, которая сейчас возрождается, по формированию характера до рождения ребенка путем предродового воздействия на плод со стороны матери. Несомненно, образование оказывает самое существенное влияние на развитие характера, в то время как религия, этика и мораль в виде норм и догматов являются элементами его совершенствования.

Каждый современно мыслящий человек стремится развить свои личностные качества до такого степени благородства и совершенства, которая отвечал бы не только его личным запросам, принося вполне определенную пользу, но и запросам семьи, города и нации.

Нам говорят (нас учат), что характер - это спасение. Вырабатывая характер, человек познает себя и раскрывает свои дремлющие способности, избавляясь при этом от грубых черт своей натуры. Поистине, в этом смысле развитие характера есть путь спасения от гибели, избавления от грехов и бесчестья.

Характер есть судьба! И если мы формируем наш характер сейчас, то мы определяем нашу судьбу на будущее. Действенность и истинность этого положения не требуют специальных доказательств.

Каждое испытание в жизни, каждое событие, воспринятое осознанно, а многие и не осознанно, постепенно формируют нашу индивидуальность. Мы не только то, чем мы являемся в данный момент, но и то, чем мы станем, в результате нашего мышления. Ежедневно и ежечасно мы пожинаем то, что посеяли. Каждый день ментально, духовно и физически мы становимся таковыми, какими мы себя сделали. Таким образом, мы постоянно работаем над собственным спасением или проклятием, независимо от скрытого влияния наследственности и независимо от какой-либо предначертанной линии жизни.

Человек обладает волей, чтобы сделать выбор. Свободная воля является фундаментальным принципом эволюционного высоко развитого сознания. Но раз выбор сделан, его следует придерживаться. Ответственность покоится на выборе. Что человек посеет, то он и должен будет собрать. Какую обязанность он на себя берет, за ту он и будет в ответе; то, что он потребует, он и должен будет оплатить.

Жизнь человека - это бесконечная борьба между побуждениями и решениями. Космические, божественные порывы сознания мира внутреннего вступает в конфликт с земными, материальными соблазнами мира внешнего. Поведение человека мотивируется его желаниями; он свободен в своих решениях, и он становится тем, что соответствует его решениям. Таков принцип, истинный закон фатализма. Ответственность не заключена ни в каком-то слепом законе химических реакций, ни в действиях ревнивого и мстительного Бога.

Человек может не осознавать последствий своих решений, и часто не осознает истинных причин побуждений, которые заставили его принять такое решение. Но неизменные законы обеспечивают одно условие, как результат любого решения, любого действия. Что человек решил, т.е. что он посеял, то он и пожнет и оплатит. Таков Закон Возмещения.

В соответствии с этим законом природа на всех этапах проявления требует наличие справедливости, равновесия и возмещения. Этот закон известен человеку так давно, что большинство изобретенных им самим законов даже у примитивных племен и народов учитывает его действие.

Действие Закона Возмещения предоставляет большую школу опыта. В этой школе человек познает свою мощь и ограничения, свои слабости и силу, свои преимущества над другими живыми существами. С детства и до старости человек познает, что его дурные поступки есть основная причина того греха в его жизни, из-за которого он страдает и за который надо платить. Он также узнает, что его благородные поступки, бескорыстные действия и идеалистические мысли приносят соответствующую награду.

Опыт, получаемый в результате действия Закона Возмещения, способствует формированию жизненных правил, норм поведения, образа мыслей человека. Память о каждом испытании - о каждом уроке - образует тот кирпичик в структуре характера, который формирует человек. Личность или характер развивается, начиная с детства, на всем протяжении осознанного существования.

Таким образом, душа человека, нематериальная часть его двойственной натуры, сознание внутреннего я, является эволюционирующей сущностью, которую мистики называют индивидуальностью или эго. И по своей природе, будучи нематериальной частью человека, индивидуальность есть духовная, вечная, бессмертная сущность.

Следующие заключения даются не как составные элементы какой-то доктрины, а как важнейшие положения или элементы закона.

То, что реинкарнация как доктрина дает более удовлетворительное объяснение сущности жизни, ее испытаниям, несчастьям и наказаниям, очевидно из того факта, что она не требует усвоения дополнительных положений, кроме того, которое уже принято всеми христианами и почти всеми представителями других конфессий - бессмертия души.

С другой стороны она не требует принятия на веру какого-либо принципа фатализма, предопределения или возмездия, действующего посредством слепой, материальной силы или мстительного и ревнивого Бога. Она также не перекладывает ответственность за нашу судьбу с земного плана на небесный, а возлагает её полностью на человека.

Посему давайте посмотрим, что же представляет собой это фундаментальное положение, о котором мы говорили выше.

Душа, которая суть сознание или индивидуальность, бессмертна. Это положение и утверждение всех христианских доктрин и доктрин практически всех других религий. Мистики утверждают, что, если душа человека это нечто, что вновь создается и начинает свое существование в первых раз, когда входит в физическое тело человека, то тогда она должна прекратить свое существование в период изменений в двойственном существовании, называемом смертью или переходом, поскольку, если душа человека бессмертна после смерти, то она должна быть бессмертной и до рождения.

Неизменные законы бытия доказывают нам, что, говоря о работе природы, непоследовательно полагать, считать или верить, что душа, которая входит в каждое новое тело является вечной, бессмертной сущностью, созданной в первый раз для каждого тела, чтобы затем жить вечно.

Идея о том, что душа становится бессмертной только после того, как она покидает физическое тело, - полуправда, если здесь вообще есть правда. То, что бессмертно, бессмертно в вечности: и в настоящем, и в прошлом. Бессмертие не является аспектом или качеством, которое можно внезапно вызвать к существованию и добавить к чему-либо на неопределенное время. И даже, если это так, то это должно быть в вечности.

Более того, если душа в человеке является даром или благодатью, полученной от Космоса или Божественного Сознания, то она должна быть по сути божественного происхождения, т.е. бессмертной и вечной. Она должна была существовать "в начале" и будет существовать в вечности. Периодическое творение новых частей или элементов Божественного Сознания невозможно. Такая мысль настолько несовместима со всеми другими законами природы, что такие представления неприемлемы для истинного мыслителя.

Нашим единственным заключением может быть признание того, что душа человека с ее самосознанием или индивидуальностью существовала и ранее, бессмертна и вечна. Она существовала всегда, но она проходит через универсальный процесс преобразований.

Как мы убедились, физическое тело человека достигло современного уровня совершенства формы, строения и функционирования в ходе последовательных эволюционных циклов. Во всех восходящих линиях родословных мы обнаруживаем, что каждое новое поколение, каждое новое рождение физического тела несет следы физической эволюции, если только не были посеяны семена зла, всходы которых надо будет собрать.

Параллельно с этими циклами эволюции - периодами новых рождений на восходящей линии развития - душа также развивается в циклах существования по восходящей линии. И таким же образом душа человека в каждой жизни, в каждой инкарнации в физическое тело несет следы воздействия ментальной и духовной эволюции, если только не были посеяны семена зла, всходы которых надо будет собрать.



2. Фрагменты. Йога. Свами Вивекананда. Из книги "ДЖНЯНА-ЙОГА".

В продолжение темы первой части рассылки, предлагаем вам одну из лекций известного последователя йоговской традиции Свами Вивекананда, прочитанную им в самом конце 19 века в Нью-Йорке.


БЕССМЕРТИЕ

Какой вопрос чаще всего предлагался, какая идея более, чем всякая другая, побуждала человека искать у природы ответа, какое исследование ближе и дороже всего для человеческого сердца; что более неразрывно связано с самым существованием человека, чем вопрос о бессмертии человеческой души? Бессмертие души было постоянной темой поэтов и ученых, священников и пророков. Цари на тронах обсуждали его, нищие на улицах грезили о нем. Лучшие из людей жаждали его и самые худшие никогда не теряли на него надежды. Интерес к этому вопросу никогда не умирал в человеке и никогда не умрет, пока будет существовать человеческий род. Много ответов предлагалось миру различными умами. Тысячи других умов в различные периоды истории отказывались в отчаянии от его обсуждения, и все-таки он остается таким же острым. Часто, в жизненных тревогах и борьбе, мы по-видимому, забываем о нем. Но вот, кто-нибудь умирает, - нас покидает один из тех, кого мы любили, кто был близок и дорог нашему сердцу, - и тотчас борьба, шум и суета мира вокруг нас на момент смолкают; душа обращается внутрь и задает тот же старый-старый вопрос: "что же дальше, что станет с душой после смерти?"...

Все человеческое знание вытекает из опыта и представляет собой не что иное, как гармонично связанные прежние опыты. Какой же ответ они дают на поставленные выше вопросы? Что мы видим постоянно вокруг нас? Мы видим - постоянное изменение. Растение выходит из зерна, вырастает в дерево и, завершая круг, обращается опять в зерно. Животное родится, живет некоторое время и умирает, заканчивая круг. То же происходит и с человеком. Даже горы медленно, но неуклонно рассыпаются в пыль; реки медленно, но неотвратимо высыхают, дождь образуется из вод моря и возвращается обратно в море. Везде описываются эти круги - рождение, рост, развитие и смерть - и каждый из них следует за другим с математической точностью. Это говорит нам наш повседневный опыт. Везде и во всем, начиная с ничтожнейшего атома и до одухотворенного в высочайшей степени человека, внутри и позади всей этой огромной массы миллионов форм и образов и миллиардов различий, мы находим известное единство. Каждый день видим, что стена, по-видимому разделяющая одно вещество от другого, рушится, и наука постепенно приходит к заключению, что материя во всех ее разнообразных видах представляет собой единую сущность, проявляющую различным образом и в различных формах ту жизнь, что проходит через целые ряды существ, наподобие длинной непрерывной цепи, в которой все разнообразные формы - суть отдельные звенья. Звеньев этих почти бесконечное число, но все они составляют одну и ту же цепь. Это единство в последовательных переходах от одного звена к другому называется развитием, эволюцией. Идея эволюции очень стара, так же стара, как старо человеческое общество, и только с развитием человеческого знания, она принимает новые формы. Есть еще одна вещь, хорошо замеченная древними, но не так ясно понимаемая новыми учеными, - это инволюция. Семя становится растением, но зерно песка никогда не сделается растением. Отец дает жизнь ребенку, но никогда не даст жизни ребенку ком глины. Из чего же получает начало эволюция? Из чего состоит семя? - Из того же вещества, что и дерево. Все свойства будущего дерева уже находятся в семени; все способности будущего человека уже есть в ребенке; все возможности будущей жизни заключены в зародыше. Древние философы Индии назвали это процессами инволюции. Всякая эволюция предполагает инволюцию. Ничто не может развиться, эволюционировать, развернуться, что не существовало уже в свернутом виде. То же говорит и новейшая наука. Путем математических рассуждений вы узнали, что суммы материи и действующей во вселенной энергии - величины постоянные. Вы не можете отнять от всей массы материи ни одного атома, от всей массы энергии - ни одного фунто-фута, равно как не можете к ним ничего и прибавить. А если так, то эволюция не может получить начало из ничего, из нуля. Откуда же она получает его? Из предшествовавшей инволюции. Ребенок - это инволюционировавший человек, а человек взрослый эволюционировавший, развившийся ребенок. Семя инволюционировавшее, свернувшееся дерево, а дерево развившееся, эволюционировавшее семя. Все возможности всякой жизни уже находятся в зародыше. Вопрос теперь становится немного яснее. Прибавьте к сказанному нашу первую идею о сплошности жизни. От самой низшей клетки протоплазмы до наиболее сложного человеческого существа, жизнь в действительности одна. В жизни отдельного человека мы имеем различные фазы ее выражения: - ребенка, отрока, юношу, взрослого человека и старика. Эту последовательность фаз мы можем рассматривать в обратном порядке и распространить ее на несколько ступеней назад, за ребенка, ` затем дальше, пока не дойдем до протоплазмы. Таким образом, мы будем в состоянии представить себе сплошную цепь жизни от клетки протоплазмы до наиболее совершенного человека. Это и есть эволюция. Но мы видели, что всякая эволюция предполагает инволюцию. Вся эта цепь жизни, так медленно проявляющаяся постепенным развитием от протоплазмы до совершенного человеческого существа, воплощения Бога на земле, - все эти серии суть выражения одной жизни, и вся сумма этих проявлений должна была раньше уже заключаться в протоплазме. - Да, все серии жизни, высшее выражение которых представляет человек, истинный Бог на земле, были уже раньше в протоплазме и только развились, медленно себя проявляя. Самое высшее, конечное выражение должно было находиться там в уменьшенной форме, в состоянии зародыша. Инволюцию чего же представляет та сила, из которой произошла вся цепь? Что было то, что заключалось в маленькой клетке протоплазмы, и из чего, медленно развиваясь от протоплазмы до наиболее сложного существа человека, получилась та мировая жизнь, та могущественная разумность, которую мы видим всюду вокруг нас? - Это был мировой разум. С самого начала он весь уже был налицо и нисколько не увеличился. Выбросьте из вашего ума всякие идеи о росте, так как с этими идеями неизбежно является представление о чем-то входящем извне, о чем-то постороннем, а это противоречило бы математически доказанному положению, что мировая энергия - величина постоянная. Энергия не может возрастать. Она всегда и везде присутствует, только в одном месте проявляется, а в другом нет. Что такое разрушение? Вот стакан. Я бросаю его на пол и он разбивается на куски. Что же с ним произошло? Он перешел в более тонкое состояние. Его составные части, материалы и причины, соединенные раньше для получения следствия, называемого стаканом, - возвратились в потенциальное состояние, и этот переход и есть то, что понимается под разрушением. Ну, а что такое следствие? Потенциальность, которую заставили проявиться. Другими словами, между следствием и причиной нет никакого существенного различия. Вернемся опять к нашему примеру стакана. Был некоторый материал, который с приложением к нему воли работника, образовал стакан. Эти два слагаемые: материал и воля, были причинами стакана, и они присутствуют в нем и теперь. В какой форме? - В форме силы, известной под названием сцепления. Если бы этой силы здесь не было, все частицы распались бы. Следствие - то же, что и причина, только принявшее другую форму, другие очертания. Когда причина изменилась, уплотнилась и стала ограниченной некоторым временем и пространством, тогда эта самая причина известна как следствие. Применяя это к нашей идее о жизни, мы видим, что все проявленные серии, - от клетки протоплазмы до сложного существа, человека, - должны быть тем же, что и мировая жизнь. Сначала мы имели ее инволюцию, в более тонкой или причинной форме, а затем из этого тонкого, бывшего причиной, жизнь развивалась, становясь все грубее и грубее. Но вопрос о бессмертии этим не разрешается. К чему мы пришли? - Мы пришли к факту, что все в этой вселенной неразрушимо; что нет и не может быть в ней ничего нового; что те же серии проявления всегда появляются попеременно, подобно частям колеса, то поднимающимся, то опускающимся; что все движение во вселенной происходит в форме волн, последовательно то поднимаясь, то опускаясь. Системы за системами выходят из тонких форм, развиваясь, принимая более грубые формы, и затем опять как бы растворяются и возвращаются к своим более тонким формам. Потом снова переходят в следствия, остаются ими некоторое время и опять медленно обращаются в причины. Так проходит всякая жизнь. Каждое проявление жизни сначала идет вверх или вперед, а затем вниз или назад. Что же тогда исчезает? - Исчезает форма. Она раздробляется, но потом восстановляется в том же виде. Поэтому, в известном смысле, даже тело бессмертно, даже формы вечны. В самом деле: положим, мы берем несколько костей и бросаем их. Пусть кости упали так, что получились числа очков 6-5-3-4. Будем собирать кости и бросать их снова. Наступит, наконец, время, когда то же сочетание цифр получится опять. Если мы не остановимся и будем продолжать, то то же сочетание опять повторится, хотя, может быть, и после чрезвычайно долгого промежутка времени. Все частицы, все атомы этой вселенной - те же кости; они постоянно собираются и бросаются. То, что мы видим вокруг нас теперь, - все эти формы стакана, стола, графина и проч. - это одна комбинация. Пройдет момент, и все они будут разрушены; но когда-нибудь наступит время, когда точно та же комбинация повторится; здесь будут опять формы, подобные вам и мне: будет стоять этот же графин с водой и даже обсуждаться тот же предмет. Бесконечное число раз эта комбинация случалась уже в прошлом и бесконечное число раз она будет повторяться в будущем.

Итак, мы пришли к заключению, что даже сочетания физических форм вечно повторяется. С этой повторимостью прошлых форм связан интересный вопрос о возможности знать будущее. Некоторые из вас могли встречать лиц, имеющих дар читать прошлое и предсказывать будущее. Но как бы мог кто-нибудь видеть будущее, если бы оно не было чем-то обусловлено? Представьте себе одно из огромных колес Ферри, которое вы могли видеть в Чикаго. Колесо постоянно вращается, и маленькие каюты, находящиеся в нем, проходят одна за другой в правильной последовательности. Одна серия лиц занимает места, проносится по кругу и выходит, оставляя места для новой толпы. Каждый такой наполненный пассажирами поезд похож на серию проявления жизни, простирающуюся от самого низшего животного до самого высшего человека. Эти серии представляют собой гигантскую, описывающую круги, цепь природы, похожую на колесо Ферри, и каждая форма или тип тела напоминает одну из маленьких, находящихся в этом колесе, комнат или лож. Новые толпы душ постоянно входят и проходят в этих формах, поднимаются в них все выше и выше, пока не сделаются совершенными и не выйдут из колеса. Но колесо все движется, готовое принять другие. Пока прежнее тело в колесе, можно с математической точностью определить, где оно будет проходить. Поэтому нет ничего невозможного в том, чтобы читать с математической точностью прошедшее и будущее природы. Итак, мы видим, что в известные периоды происходят те же материальные явления, что те же сочетания их бесконечно повторялись в течение всей прошедшей вечности. Знаем также, что никакая сила, никакая материя не может уничтожиться. Что же происходит с ними? - Они изменяются, двигаются вперед и назад, пока не вернутся к источнику, из которого произошли. Нет такой вещи, как движение по прямой линии. Все движется по кругу, потому что прямая линия, бесконечно продолженная, становится кругом. Раз это так, то и для души не может быть вечного вырождения. Это первое заключение, к которому мы приходим. Все в этой вселенной должно рано или поздно закончить круг и прийти к своему источнику. К чему же придем: я, вы и все эти души? - При обсуждении эволюции и инволюции выяснено, что мы должны были развиться из мирового сознания, мировой жизни, мирового разума и, следовательно, должны закончить круг и вернуться к нашему источнику, к мировому разуму, который и есть Сам Бог. Этот мировой разум - то, что мир называет Господом, или Богом, Христом, Буддой или Брамой. Он Тот, кого материалисты понимают как силу, на кого агностики смотрят как на Бесконечного и Невыразимого. Он беспредельная мировая жизнь, мировой разум, мировая сила; и все мы - часть Его. Это вторая идея. Но и ее недостаточно. Сомнения и недоумения все еще остаются. Конечно, верно, что никакая сила не может быть уничтожена. Но все силы и формы, какие мы видим, сложны; все они представляют собой сочетания. Каждая форма состоит из нескольких составных частей, так же как и каждая известная нам сила. Все во вселенной - результат сочетания материи и силы, а все, что представляет собой следствие какого-либо соединения, должно рано или поздно обратиться в свои элементы. Все, что произведено какими-либо причинами, должно разрушиться, умереть; рано или поздно оно разобьется, рассеется, разложится на свои составные части. Но Душа не сила и не мысль. Она производитель мысли, но не мысль, - создатель тела, но не тело. Почему? - Потому, что тело само по себе неразумно. Труп не обладает умом, также как и кусок мяса в лавке мясника. Рассмотрим этот вопрос внимательнее. Вот, я смотрю на графин. Что при этом происходит? - Лучи света, отраженные от графина входят в мои глаза, образуют изображение на ретине, и это впечатление переносится к мозгу. Но это еще не создает видения. То, что физиологи называют нервами ощущения, переносит впечатление графина внутрь мозга, к нервному центру, а он передает впечатление уму. Ум реагирует на это впечатление, и передо мной внезапно появляется графин. Пока не было реакции ума, не было и восприятия. Чтобы представить это еще яснее, позвольте привести вам довольно банальный пример. Представьте, что вы слушаете меня, а в это время комар садится вам на нос и производит то приятное ощущение, которое комары вообще могут доставить. Вы настолько поглощены лекцией, что совсем не замечаете укуса. Что же при этом происходит? Комар несомненно укусил вас в известном месте, где находятся чувствующие нервы. Они передали полученное ощущение в мозг и впечатление сделано. Но ум, будучи занят, не реагировал, и вы не узнали о присутствии комара. Таким образом, если по прибытии нового впечатления в мозг, ум не реагирует, мы не сознаем этого впечатления, но когда реакция является, вместе с ней является сознание, и мы чувствуем, видим, слышим и т.д. С этой реакцией наступает "озарение", как называют его философы Санкхьи. Что источник озарения не тело, видно из того факта, что, пока ваше внимание не было обращено на комара, вы не чувствовали его укуса. Этот источник - ум, или сила, реагирующая на впечатление. Известны случаи, когда человек, незнакомый с иностранным языком, при некоторых особых условиях, оказывается способным говорить на нем. Соответственные расследования показали, что в этих случаях человек, будучи ребенком, жил среди людей, говоривших на этом языке, и впечатления их разговоров сохранились в его мозгу. Они оставались там скрытыми до тех пор, пока по каким-либо причинам ум не стал, вдруг, реагировать на них: тогда приходит озарение, и человек внезапно обнаруживает способность говорить на этом языке. Такие факты показывают, что даже ум - не все, что он только орудие в руках кого-то или чего-то другого. В только что приведенных случаях, данный язык заключался в уме, но это не давало человеку знания его, хотя потом наступило время, когда такое знание получилось. Это показывает, что есть кто-то позади самого ума, кто в течение долгого времени не пользовался своей способностью, а по наступлении известного момента применил ее. Итак, мы имеем, во-первых, тело, во-вторых - ум, или орудие мысли, и, в-третьих, позади ума наше Я, которое на Санскритском языке выражается словом Атман. Новейшие философы, отождествляя мысль с молекулярными изменениями, происходящими в мозгу, не умеют объяснить подобных фактов, и им приходится поневоле отрицать их.

Настоящая сущность, все освещающая, это Я, а ум только его орудие, посредством которого Я овладевает мозгом и через него - внешними инструментами, или приемниками впечатлений. Внешние инструменты глаза, уши, нос и проч. - принимают впечатления и передают их органам, или соответствующим нервным центрам. Последние, по-санскритски называемые индрии, вручают эти ощущения уму, а ум передает их дальше, в свой более глубокий слой, читту, и представляет их царю царей, Властелину на его троне, Сущности человека, его Я. Тот рассматривает их и отдает свои приказания, и в этот период процесса они образуют волю, которая по-санскритски называется Буддхи. Тогда ум немедленно действует опять на органы, а органы - на внешнее тело.

Таким образом, настоящий Восприниматель, истинный Властелин, Правитель, Создатель и Творец всего в человеке его Я. Атман. Мы видели, что этот Атман, или Сущность, - не тело и не мысль. Он не может быть составным, потому что составное только то, что мы видим или воображаем; то же, что не можем вообразить или воспринять нашими чувствами, что не сила, не материя, не причина, не следствие и даже не причинность, - то не может быть составным. Область составного простирается только в нашей умственной или мыслимой вселенной, только в царстве закона; не подчиненное же закону не может быть составным. Мне кажется, это понятно, но постараюсь быть еще более ясным. Мы видели, например, что стакан представляет собой соединение, так как, чтобы произвести его, должны были соединиться не менее двух причин. Из этого заключаем, что соединения возможны только в области закона причинности, только там, куда распространяются причины и следствия. За пределами этой области невозможно их себе представить, потому что там не может быть никакого закона. Закон применяется только в той вселенной, которую мы видим, чувствуем, слышим, представляем или воображаем; вне ее мы не можем предполагать никакого закона.

Наша вселенная есть то, что мы воображаем или чувствуем. Чувствуем же мы то, что приходит в непосредственное соприкосновение с нашими телами, а воображаем то, что находится в нашем уме. Поэтому все, что вне области нашего тела и ума, недоступно чувствам и воображению, а следовательно, находится вне нашей вселенной. Выше закона причинности есть только свободный Властелин, Я, и это Я управляет всем тем, что под законом. Человеческое Я господствует над всяким законом и должно быть свободно. Оно не может быть соединением или результатом какого-нибудь процесса смешения, следствием какой-нибудь причины. Оно не может умереть, потому что смерть значит распадение на составные части, а то, что никогда не было соединением, никогда не может и распасться. Сказать, что оно может умереть - значило бы допустить противоречие в словах. Но вопрос здесь не кончается. Мы теперь вступаем на более тонкую и очень деликатную почву. Мы видели, что Я, - существо высшее, чем эта маленькая вселенная материи, силы и мысли, - есть нечто простое и, как таковое, не может умереть. Но оно не может и жить, потому что то, что не может умереть, не может также и жить. В самом деле, что такое жизнь и смерть, как не лицевая и обратная сторона медали, не два разные проявления одного и того же? Один способ проявления мы называем жизнью, другой - смертью. Когда атом поднимается на вершину волны, это жизнь, а когда он падает к подошве волны - смерть. То, что выше смерти естественно должно быть также выше и жизни. Я должен вам напомнить наше первое заключение, что слова "душа человека" обозначают нечто, не меньшее, чем мировая энергия, что она - часть Бога. Теперь мы пришли к открытию, что она выше жизни и смерти, и что вы, значит, никогда не были рождены и никогда не умрете. Что же тогда представляют собой рождение и смерть, которые мы постоянно видим? - Они относятся только к телу, а не к Душе, так как Душа вездесуща. - Как душа каждого человека может быть вездесущей, когда здесь, в одной этой комнате, сидит столько человек? - Да, я сказал это, и сказанное мной верно: что может ограничить то, что выше закона и причинности? Этот стакан на столе ограничен; его нельзя назвать вездесущим, так как окружающая материя принуждает его сохранять известную форму и не позволяет ему расширяться. Он строго обусловлен всем, что вокруг него, и потому ограничен. Но то, что выше закона, что существует в области, где ничто не может действовать на него, как оно может быть ограничено? Такое существо может быть только вездесущим. Вы везде во вселенной. Разве возможно, чтобы Я был рожден и мог умереть? Это верования невежества, простые галлюцинации мозга. Вы не родились и не умрете. Для вас нет ни рождения, ни возрождения, ни жизни, ни перевоплощения и ничего подобного. То, что вы понимаете под этими приходами и уходами - только пустая бессмыслица. Вы везде. Эти приходы и уходы - не более как галлюцинации, производимые изменениями в тонком теле, которое мы называем умом. Только такие изменения и происходят. Посмотрите на облако, проходящее по небу. Когда оно подвигается вперед, в наших умах может создаться иллюзия, что движется небо. Иногда вы видите облако, проходящее перед луной, и склонны думать, что луна движется. Но все время движется только облако. Когда вы едете в поезде или плывете на корабле, вам кажется, что окрестности или океан бегут назад; то же происходит и с душой: в действительности, вы не приходите и не уходите, не родилось и не на пути к рождению. Вы бесконечны, вездесущи, выше всякой причинности, вечно-свободны. Вы никогда не родились и никогда не умрете. Мысль о смерти неуместна: страх ее чистая нелепость. Раз не было рождения, как может быть смерть? Вы вездесущи и наполняете всю вселенную.

Сделаем еще шаг вперед, чтобы дойти до логического заключения. Останавливаться на полдороге не следует. Если мы выше всякого закона, то, значит, мы должны быть вездесущи, всеблаженны; все знание должно быть внутри нас, а также все могущество и все блаженство. Мы всеведущая, вездесущая Душа вселенной. Но разве таких душ может быть много? Разве могут быть миллионы вездесущих существ? Конечно, нет. Тогда что же такое эти многие, которых я вижу перед собой? - Все они, в действительности - одно: позади всех этих маленьких личностей есть только одно бесконечное Существование, одно абсолютное Существо, которое мы называем Душой, - вечно блаженное, всеведущее, вездесущее, нерожденное, бессмертное. "Им развернуто небо, Им дышит воздух, Им светит солнце и все живое живет". Он - задний план природы. Он Реальность, заключающаяся внутри природы. Он - основание вашей души. И не только это, но Он - вы, Вы - одно с Ним.

Где два, там страх, опасность, борьба, распря. Когда же все становится одним, кого мы можем ненавидеть, с кем бороться? Когда все - Он, с кем нам сражаться? В этом секрет жизни. В этом тайна бытия. Пока вы видите многое, вы заблуждаетесь. "Кто во всей изменяющейся множественности этой вселенной видит Одно, - Его, никогда не изменяющегося, - как Душу своей собственной души, как Сущность своего существования и как свое истинное Я, - только тот свободен, только тот блажен; он достиг цели. Знай, поэтому, что ты - Он. Ты Anc этой вселенной".

Разные мысли, вроде того, что я мужчина или я женщина, я болен или я здоров, я силен или я слаб, я ненавижу, я люблю, я имею власть или я бессилен, - все это только галлюцинации. Прочь их! Что делает вас слабыми? Что заставляет вас бояться? Вы единственное существо во вселенной. Кто может устрашить вас? Встаньте и будьте свободны. Знайте, что мысли и слова, которые вас ослабляют, - единственное зло, какое существует в этом мире, - и их необходимо избегать. Что может пугать вас? Если упадет солнце и луна рассыпется в прах, если одни мировые системы за другими станут разрушаться, что вам до этого? Стойте твердо, как скала; вы сами, ведь, неразрушимы. Вы сущность, бытие вселенной. "Я - Абсолютное существование, Абсолютное блаженство, Абсолютное знание. Я - Он: о, моя Душа, я Он!" Говорите это и, как лев ломает тростниковую клетку, разбейте эти цепи и будьте свободны навеки. Что страшит вас, что удерживает вас внизу? - Только наше незнание и заблуждение, так как нет ничего другого, что могло бы вас связывать. Вы - тот чистый Один; вы вечно блаженны. Безумцы те, кто говорит вам, что вы грешны и должны сидеть в углу и плакать. Безумие, безнравственность и чистая низость говорить, что вы грешники. Вы все Бог. Не смотрите ли вы на Бога, как на человека, и не называете ли вы Его человеком? Стойте же на этом, если смеете. Сообразуйте с этим всю вашу жизнь. Если человек собирается отнять у вас жизнь, не говорите ему "нет", так как это ваша собственная рука хочет взять вашу жизнь. Когда помогаете бедным, не чувствуйте ни малейшей гордости. Помощь бедным - это ваша молитва. Разве вся вселенная не вы сами? Где есть что-нибудь, что не вы? Вы - Душа этой вселенной. Вы - солнце, луна и звезды. Это вы освещаете всю землю. Вся вселенная - вы. Кого вы будете ненавидеть? С кем будете бороться? Знай, что ты - Он, и направляй всю свою жизнь сообразно с этим знанием, так как, истинно, только поступающий так войдет в Свет и не будет больше ползать в темноте.



3. Жемчужины мудрости. Из высказываний Свами Вивекананда.

Здесь и сейчас

Не ждите, что вам дадут арфу и вы будете почивать на облаках. Почему бы не взять эту арфу и не начать прямо сейчас? Зачем ждать небесной обители? Сделайте это сейчас.

Откуда мы можем знать, что Моисей видел Бога, пока сами не увидим Его? Если когда-то Бог нисшёл к кому-то, то Он придёт и ко мне. Я пойду прямо к Богу, и пусть Он говорит со мной. Я не могу положить в основу всего веру - это атеизм и богохульство. Если Бог говорил с одним человеком в пустыне Аравии две тысячи лет назад, Он может также говорить со мной сегодня, иначе как я узнаю, что Он не умер? Идите к Богу любым путём, каким можете, только идите. Но по пути не сталкивайте никого вниз.

Будьте подобны раковине-жемчужнице

Есть красивое индийское поверье, утверждающее, что если пойдёт дождь, когда звезда Свати находится в зените, то капля дождя, упавшая в раковину, превратится в жемчужину. Раковины, знающие об этом, поднимаются к поверхности, когда светит эта звезда, и ждут падения драгоценной дождевой капли. Когда капля попадает в них, раковины быстро закрываются и погружаются на дно моря, чтобы там терпеливо выращивать жемчужину. Мы должны быть подобны им. Сначала услышать, затем понять, а потом, отринув все отвлечения, закрыв свой ум от внешних влияний, посвятить себя взращиванию истины в себе.

Мы становимся тем, о чём думаем

Мысль - это самое важное, ибо "мы становимся тем, о чём думаем". Жил когда-то один саньясин, святой человек, сидевший под деревом и поучавший людей. Он пил молоко, ел только фрукты и считал себя святым.
В той же деревне жила одна злая женщина.
Каждый день саньясин ходил и увещевал женщину, что колдовство, которым она занималась, приведёт её в ад. Бедная женщина не могла изменить свой образ жизни, потому что её колдовство было единственным средством к существованию. Но на неё произвели большое впечатление картины ужасного будущего, нарисованного саньясином. Она плакала и молилась Господу, умоляя Его простить её, потому что не могла помочь себе сама.
И вот святой и колдунья умерли. Пришли ангелы и забрали душу колдуньи на небеса, а за душой саньясина пришли черти.
"Почему это? - возмутился он. - Разве я не вёл святую жизнь, не проповедовал всем безгрешность? Почему меня забирают в ад, а злую колдунью взяли на небеса?" -
"Потому, - отвечали черти, - что хотя она была вынуждена совершать неблаговидные поступки, душа её всегда устремлялась к Богу, она молила о спасении, и теперь освобождение пришло к ней. Ты же, наоборот, совершая только благие поступки, в уме всегда был сосредоточен на зле, исходящем от других. Ты видел только грех, думал только о грехе, поэтому теперь тебе придётся идти туда, где и есть только грех.



Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru

В избранное