Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Пояса как символ
традиционной культуры

Н. Д. Кананович

Ручное ткачество на Беларуси имеет глубокие исторические корни. Ещё в древности люди сумели решить вопрос как организовать и упорядочить природный хаос волокон, превратив их в нить.

Изготовление поясов не требует сложного технологического оборудования. Для этого достаточно нескольких специальных приспособлений или ряд подручных предметов.

Тысячелетняя история поясов свидетельствует о необходимости изучения, сохранения и развития этого направления народного творчества.

Пояса были известны ещё в Вавилоне и Древнем Египте. Пояса каменного, бронзового и раннего железного веков археологам неизвестны, что отчасти связано с преобладанием обряда трупосожжения. Тем не менее, считается, что множество поверий, связанных с использованием поясов в разных ритуалах пришли к нам из каменного века. Пояса появились, видимо, раньше, чем тканые одежды: для защиты от холода шкуру животных нужно было чем-то подвязывать. Можно предположить, что ткачество начиналось с изготовления поясов. Возможно, научившись ткать узкие полоски ткани (что и представляет из себя пояс), человек смог в какой то момент освоить тканьё более широких полос ткани, начав использовать их в качестве одежды.

Самым древним поясом, найденным на территории Беларуси, считаются кожаные остатки, найденные на Столинщине в д. Атвержичи при раскопках захоронения I в. до н.э. – I в. н.э.

Захоронение было проведено по обряду сожжения, но, к счастью археологов, сгорело не всё. Пояс представлял собою кусок кожи, украшенной металлическими пластинками и поясными крючками. Для закрепления пластинок кожа была прорезана, в отверстия вставлены края пластинок и закреплены с изнанки. Внутренняя сторона была покрыта ещё одним слоем кожи. Оба слоя соединены по краям плотно прижатыми один к одному проволочными закрепками. На нижней стороне пояса сохранились остатки полотняной ткани. Пояс был украшен металлическими пряжками. Подтверждением тому, что он имел местное происхождение, является местный орнаментальный мотив – выпуклые подковки с шишечками на концах, которые украшали бронзовую пластинку крючка. Данный факт может свидетельствовать о том, что помещение кожаного пояса на полотняную основу является следствием эволюции развития технологии изготовления поясов.

В XI–XII веках пояса изготавливали из металла, кожи, плели и ткали из ниток, шили из ткани, золота, тканой тесьмы.

Наибольшее количество материала собрали археологи о поясах времён Полоцкого и Туровского княжеств. В этот период захоронения проводили по обряду трупоположения, поэтому в курганах сохранилось много остатков фрагментов костюмов. Ширина пояса обычно была 2–4 см. Застегивались пояса при помощи бронзовых или железных пряжек. В числе сохранившихся преобладают кожаные пояса. Мужские кожаные пояса кроме пряжек имели разделительные кольца (1, 2, 3), то есть они были собраны из нескольких частей.

По дошедшим до нас сведениям, женские пояса часто изготавливались из тех же тканей, что и одежда. Их украшали пряжками, известными ещё с бронзового века. Пряжки имели подковообразную или лироподобную форму. По имеющимся сведениям, подковообразные чаще носили женщины, а лироподобные – мужчины. При раскопках в Гродно были найдены пояса из золототканой тесьмы. Известно, что пояса знати часто были расшиты золотыми и серебряными нитями и украшались серебряными пряжками.

Характерной деталью костюма кривичей и радимичей в XI в. является наличие подвешенных к поясу амулетов, ножиков, трещалок. При погребении на пояс часто вешали кожаные сумочки, кошельки. На Вензовщине под мужским черепом был найден скрученный в форме кольца кожаный пояс с бронзовой пряжкой, что подтверждает особую роль пояса в обряде погребения. В этом же захоронении в висевшей на поясе сумочке были найдены 2 стеклянные бусинки. Кроме того, на том же поясе находились огниво и нож в кожаном вышитом футляре. По данным археологии, в женских захоронениях на поясах очень часто встречаются кожаные сумочки разной формы, украшенные тиснёным орнаментом, кожаной аппликацией или вышивкой.

В XII–XIII вв. пояса изготавливали из различных материалов: кожи, плели и ткали из ниток, шили из ткани, золота, тканой тесьмы. Однако чаще всего это были тканые пояса из льняных и шерстяных нитей. Преобладал геометрический орнамент: крестики, ромбы, косые и поперечные полоски. Концы поясов украшали бахромой, помпонами, кисточками. Традиционно основным цветом нитей был красный и белый. В небольшом количестве присутствовали жёлтые, синие, зелёные, чёрные цвета. В культурном слое XIII века в Бресте найдена кожаная ажурная полоска, которая имела 40 см в длину и 4 см в ширину, украшенная прорезным растительным орнаментом. Как предполагает Л.В. Дудчиц это и есть аппликация на поясе. В кургане возле Заславля были найдены остатки плет“ного пояса, который представлял собой обычную косичку. На Бобруйщине в одном из курганов была найдена костяная вилочка для плетения сложных поясов [1].

Поясами подвязывали сорочки, верхнюю одежду. Обычный мужской пояс был широким и длинным (280 см и более). Женский мог иметь длину до 240 см при ширине 2–5 см. Детский пояс был узким и имел длину до 180 см.

Существовало множество способов повязывания поясов. На поясе носили топор, нож, ключи, кошелёк, жбан с водой, когда шли в лес или в поле, обед и т. д. Узкие пояса пришивали к юбкам. Ими украшали воротники и рукава свит, подолы юбок. Специальными поясами перевязывали новорождённых. Их использовали в свадебной обрядности, гаданиях, заговорах. В Беларуси пояса приносили к жертвенному алтарю в храме [1].

Пояса плели и ткали в свободное время, часто в поле, потому что способ изготовления их очень прост. Считается, что изготовление поясов имело характер мелкокустарного производства.

Изучение традиционной славянской культуры – этикета, праздников, ритуалов возрождает духовную среду, способную реализовать эмоциональные и эстетические потенции человека.

Технология изготовления вещей в архаической культуре относилась к области сакральных знаний.

Можно утверждать, что в традиционной славянской культуре красный цвет является господствующим в семантической структуре ритуала. Маркировка красным цветом является наиболее архаичным и универсальным способом обозначения ритуального характера объектов. На это указывают красные нити поясов, орнаменты ритуальных полотенец, в структуру которых также непременно включена красная нить.

Пояса носили все слои населения, повязывая их поверх рубах, андараков, понёв.
Ношение пояса носило мистический характер. Повязанный по талии пояс как бы отделял верхнюю часть туловища от нижней, духовную часть человека от низменной.

продолжение следует...


В избранное