Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика Дракон полетел! или Звездное небо глазами древних белорусов


«Дракон полетел!»... или Звездное небо глазами древних белорусов.

 В отличие от своих сегодняшних наследников, древние люди были гораздо ближе к природе, чувствовали себя ее органичной частью. Весь окружающий мир предки наполняли мифическим содержанием, сказочными живыми существами. Особое место в мифологическом представлении белорусов занимали астрономические объекты, видимые невооруженным глазом.

Черная Баба на "метле"

- То, что люди не могли понять, объяснить рационально, они объясняли с помощью мифологических образов, - рассказал магистр истории Тимофей АВИЛИН. - Например, увидев на небе очень яркий метеор, говорили: "Дракон полетел! Чародею или ведьме золото понес". Это был один из вариантов объяснения мира и себя в нем.

Астрономические знания были необходимы тогдашним людям для повседневного использования: знание точного места расположения на небе определенных звезд, созвездий и планет давало возможность ориентироваться в пространстве и времени, определять, когда начинать конкретные сельскохозяйственные работы, когда отмечать праздники.

До прихода на территорию сегодняшней Беларуси кривичей, дреговичей и радимичей наши земли заселяли балтские племена. И уже тогда, в глубокой древности, люди знали, что Звездный Кол (Полярная звезда) остается на одном месте и его можно использовать в качестве ориентира в пространстве.

- Астрономическим объектам приписывались магические свойства, - продолжает исследователь. - Наши предки верили в существование души, верили, что когда человек рождается, на небе зажигается новая звезда. Таким образом, у каждого человека есть своя звезда на небе, и если это хороший человек - она будет яркой, а про нехорошего говорили: "Плут из-под темной звезды". Это, с одной стороны, перенос свойств души человека на звезду, а с другой - немного магия, волшебство.

Основными объектами астрономических наблюдений наших предков были Солнце, Луна, созвездия (Большая Медведица, Плеяды и Пояс Ориона), Венера и другие звезды, метеоры и кометы.

Интересно, что уже в древности люди умели отличать метеоры от комет. Большой метеор (по-научному - болид) они считали драконом, который несет золото. Когда видели маленький метеор ("звездочка, которая полетела"), то говорили, что это душа человека полетела вниз (человек умер). А комету называли "метлой".

- У меня есть записи, в которых бабушки из деревни рассказывали, что якобы на этой "метле" летает Черная Баба - старая ведьма. Она ходит по домам и изводит добрых людей, насылает на них болезни. После такого "посещения" дома Черная Баба ставила крестик на дверях (обозначала, где была). Поэтому, чтобы обмануть эту старую ведьму, люди сами выходили на улицу, ставили на своих дверях такой крестик: она подумает, что здесь уже была и пойдет дальше.

- Наши предки - подчеркнул Тимофей Авилин - не разделяли всех мифических существ, которые, по их представлению, населяли мир, на добрых и враждебных; контрастное разделение на добро и зло пришло позже, вместе с христианством. А в народном воображении мир был целостным и неделимым на "плюс" и "минус". Просто определенные мифические существа (те же духи, например) выполняли свойственные им негативные функции, но не были злыми сами по себе. И с ними можно было договориться, задобрить их или перехитрить, как Черную Бабу. Примерно так относились в деревнях к чародеям и колдунам: их боялись, но при необходимости к ним обращались за помощью, приносили в качестве благодарности какие-то подарки, так как чародеи обладали сакральными знаниями и могли ими пользоваться как угодно - навредить или помочь. 

 "...через это Сито Бог просеял зернышки жита"

 Один из принципов придания названия видимым астрономическим объектам, который использовали наши предки, - ассоциативный. Например, по внешнему сходству с конкретными устройствами быта Большую Медведицу называли Черпаком, Половником, Ковшиком, Чашей или Кастрюлей; Плеяды - Ситом или Решетом, пояс Ориона - коромыслом ("это девка воду коромыслом несет"). По ассоциации с транспортными средствами ту же Большую Медведицу называли Возком, Каретой, Колесницей, Коляской, Повозкой и др…

- На территории Центральной, Северной, Северо-Восточной и Северо-Западной Беларуси для определения созвездия Плеяды существовало название Сита. На самом деле, это не славянское, а скорее балтское слово. Некоторые исследователи полагают, что к балтам оно пришло от финских племен. Знаменитый белорусский фольклорист Александр Сержпутовский, например, записал, что Сито - это то место, где отсеиваются праведные души от грешных. Адам Мицкевич так описывал народные предания: "...через это Сито Бог просеивает зернышки жита". А у поляков и литовцев сохранилось предание, будто это то сито, которым сеяла Дева Мария, а потом, на праздник Успения, повесила среди звезд.

Каретой или Возом Большую Медведицу могли назвать из-за ее перемещения по небу в течение суток вокруг Звездного Кола (Полярной звезды). Есть мнение, что название Звездный Кол пришло на территорию Беларуси от татар. Татары верили, что к Звездному Колу привязан Конь (Большая Медведица), который ходит кругом по небу. Между прочим, у белорусов это созвездие также иногда называли Конем или Конем с повозкой.

Второй принцип придания названий небесным телам - антропоморфный ("одушевление"), который основывается на мифологии. Многие астрономические объекты воспринимались нашими предками в образе людей или богов. Например, Малиновка (Венера) была богиней. Сюда же можно отнести такие названия, как Три Короля, Три Сестры, Три Брата, Три Косца (три звезды пояса Ориона). "Три звезды стоят, как косцы, когда косят в поле", - говорили люди.

- Реже встречаются анималистические ("животные") названия, - продолжил ученый. - Например, Малиновку (Венеру) называли звериной звездой. Иногда на селе говорят, что есть на небе Уж, Ужи, Черви, но доподлинно неизвестно, к какой звезде или созвездию применяли эти названия. Белорусский этнограф Дмитрий Конопляник высказал версию, что так называли звезды, которые мерцали из-за нестабильности атмосферы.

Только в одном месте мне попалось в качестве определения созвездия Большой Медведицы название Лось. Здесь не нужно стараться увидеть в очертании созвездия образ Сохатого. Для тогдашнего человека главным могло быть не внешнее сходство, а целостность картины и связь с повседневной жизнью. Если в трех звездах пояса Ориона они видели трех охотников и сами ходили на охоту втроем за одним объектом (скажем, лосем), то и на небе Большую Медведицу называли Лосем. Для полноты картины.

Конкретные названия звезд и созвездий у наших предков имели отношение к определенным праздникам. Например, название Воз связано с представлением белорусов про Коляду, которая на нем приезжает на праздник (с рождественских песен: "Приехала Коляда на сереньком возочке").

- Любопытно, - добавил ученый, - что в праздник Рождества (25 декабря по старому стилю) примерно в полночь дышло звездного воза образует прямую линию "восток - дышло - запад", или, как говорили в народе: "Воз, перевёрнутый вверх ногами".

Значительную роль в формировании взглядов на названия сыграло христианство. Большую Медведицу еще называли Алешина Повозочка, или Ильев Воз (воз, в котором ездит святой Илья звездной дорогой - Млечным Путем). Во время праздника этого святого (20 июля по старому стилю) ровно в полночь Большая Медведица расположена параллельно горизонту. Это определенное положение воза в определенное время на небе могло символизировать наступление праздника. Белорусы и другие христианские народы представляли Илью на небе в огненной колеснице, запряженной четырьмя крылатыми конями ("Илья - старший над Перуном; он в огненной колеснице ездит по небу..."). А, как известно, с приходом христианства на святого пророка Илью было перенесено большинство функций и атрибутов языческого бога Перуна. Тогда можно допустить, считает Авилин, что ранее название Большой Медведицы было связано именно с этим богом.

- На севере Беларуси появление на небосклоне трех звезд пояса Ориона, которые называли Тремя Королями, символизировало начало праздника Крещения... В более поздние времена необходимость в точном определении места расположения звезд на небе исчезла, все астрологические знания потеряли свою прагматичность и приобрели более символический характер.

 Птичья Дорога

 Пожалуй, все народы мира придумывали для Млечного Пути свои поэтические названия и связанные с ним легенды.

- По Млечному Пути в древности определяли путь, так как в разное время года он по-разному направлен, - пояснил ученый, - поэтому на юге Беларуси встречается такое его название, как Чумацкий Шлях (чумаки - это торговцы, которые на волах перевозили соль и по звездному небу определяли дорогу). Но более распространено на территории Беларуси название Млечного Пути - Млечная, или Гусиная Дорога. По ней птицы летели на юг. Говорят, что эту дорогу на небе для них создал Бог, чтобы птицы не терялись, когда летят в теплые края. Предки верили, что душа человека после смерти становится птицей и по этой Млечный Дороге улетает в другой мир. С распространением христианства Млечный Путь стали называть Дорогой на Иерусалим, Святой Дорогой, по которой ходит Бог и святые. В Столбцовском районе зафиксировано следующее представление, связанное с молоком: "Молодая девушка-сирота несла молоко своим сестричкам и братьям, которое заработала у людей, и разлила его. Так появился Молочный Путь, а ее слезы - звезды этого пути". Это, скорее всего, народное объяснение научного названия Млечный Путь.

Небо древние люди считали твердым хрустальным куполом с дырками (чтобы мог изливаться дождь). Это прослеживается во многих белорусских сказках, в которых по огромному растению (гороху), герои взбираются на небо, ходят по нему, и там с ними происходят различные события.

 "Постелю дорожку, посыплю горошка, положу горбушку хлеба"

 Точных подтверждений того, что у наших предков был свой астрологический Зодиак, нет, однако в музее белорусского народного искусства в Раубичах находится чаша-корец XVI века, на лицевой стороне которой по периметру окружности расположено 12 изображений - птицы, звери, люди. Некоторые ученые трактуют изображения на этой карте как знаки зодиака, другие - как символы 12 месяцев года.

Астронимы (названия видимых простым глазом астрономических объектов), которые применялись на нашей территории в XV-XVI веках и позже, были зафиксированы в некоторых письменных источниках, в том числе и в "Библии" Франциска Скорины. Более ранние восточнославянские названия почти не встречаются, поэтому все так называемые "древние" астронимы - это лишь интерпретация ученых устно-поэтического или материального наследия.

Свидетельством интереса древних "прабелорусов" к небесной механике являются и неписьменные материальные источники, дошедшие до наших времен. Одно из них - белорусский "Стоунхендж" на озере Яново в Полоцком районе, которому несколько тысячелетий. Составленные в определенном порядке камни представляют собой древнюю обсерваторию, где люди могли наблюдать за небесными объектами. Кроме того, в Беларуси найдены валуны с многочисленными искусственными углублениями, лунками. Однозначной уверенности в их назначении нет, но некоторые исследователи считают это изображениями тогдашних созвездий, которые за тысячелетия изменили свои очертания и сегодня выглядят иначе.

Эхо астрономических знаний наших предков сохранилось и в народной символике - в одежде, на предметах быта, в отделке домов. Каждый элемент орнамента (солнце, звезда, месяц и др.). Имел свое сакральное значение и служил оберегом.

Магическую силу звезд наши предки использовали в гадании (на полотенце, где символически были обозначены созвездия и известные планеты, бросали горсть зерна и в зависимости от того, как легли семена, делали предсказания), в заговорах ("Первым разом, вечерней порой небу поклонюсь, звездам помолюсь...", "Стану под ясным небом, под ясными звездами, перед мелкими звездами, перед жарким солнцем и ясным месячиком и небесною колесницею...").

- Значительное внимание наши предки уделяли метеорам: "Полетела звезда - надо желание загадать". Народное объяснение этого явления базируется на христианских верованиях: звезда - это ангел. Он летит за душой человека, который умирает, и во время своего полета никому ни в чем не может отказать, поэтому у него можно просить все, что хочешь. Иногда метеор принимали за змея с золотом, могли у него просить чуточку богатства. Согласно другой традиции, когда летела звезда, девушкам надо было дергать свои косы, тогда волосы будут такими же длинными, как полет звезды. А вот пример из любовной магии: когда летит звезда, надо завязать узелок и назвать имя любимого... С помощью метеоров девушки гадали на суженного (куда полетела звезда - оттуда парня и ожидай). Если человек хотел избавиться от бородавки, во время падения звезды он "стряхивал" ее из руки и говорил соответствующий заговор.

С Ситом были связаны приметы, касающиеся погоды. На весеннего Юрия наблюдали за Ситом, и в зависимости от того, яркие звезды или нет, предрекали, сколько будет дождливых дней.

Основной объем информации о народных названиях космических объектов дает именно устно-поэтический пласт. Это песни, загадки. "Подстелю дорожку, посыплю горошка, положу горбушку хлеба". (Дорожка - это Млечный Путь или небо вообще, горох - это звезды, горбушка - это месяц).

Довольно часто в заговорах и колыбельных встречается образ Трех Сестер, Трех Ведьм (пояс Ориона). Первоначально, в языческие времена, это, скорее всего, были три богини, ответственные за судьбу человека. В заговорах встречаются собственные имена этих звезд: звезда Марья, звезда Дарья, звезда Рина, Катерина, или метафорическом - запечь, прилюба и т.д. Этим трем звездам придавали большое значение все народы мира. Они часто встречаются в различных орнаментах, песнях, гадании. Позже христиане видоизменили их в образ Трех Королей (Волхвов).

Легенды исчезают, когда люди ими не интересуются, - добавил в заключение Тимофей Авилин. - А если есть интерес, эти знания живут и развиваются. Например, один из информантов объяснил, что пятна на Луне - это следы гусениц трактора, который туда как-то заехал. Сегодня многих наших соотечественников привлекает самобытная история и культура Японии, Египта, других далеких от нас стран. А на свое, родное, они не обращают внимания. А если люди не видят уникальности в своей культуре, они и в себе ее не видят, теряют себя.

 Инга МИНДАЛЁВА, газета "Звязда", 9 сентября 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=65751 


В избранное