Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Я сказал, вы Боги

  Все выпуски  

Я сказал, вы Боги


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, Боги!

Совершенно случайно в Мегаэнциклопедии на www.km.ru нашёл замечательную статью,
посвящённую индуизму, но на мой взгляд слегда материалистичную. Но это не лишает
статью полезности. Предлагаю её как она есть:

БРАХМАНИЗМ 
 
БРАХМАНИЗМ, этап развития религиозной мысли в Индии (приблизительно 8-2 вв. до
н. э.), связанный в основном с поздневедийской литературой (брахманы, араньяки,
упанишады).


Ведийские истоки брахманизма


Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание
которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (см. ведическая
религия) к идее единого бога-творца и затем абстрактного абсолюта, основы и причины
мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе». В некоторых гимнах, особенно поздних,
выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти
единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех
богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные
фигуры, наиболее отчетливо богиня речи Вач, Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец
всего») и некий космический человек Пуруша. Последние, по сути дела, отождествлены
и названы Первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21)
определяет в качестве причины мира Праджапати («Владыка существ»), фигура которого
становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию
ведийского риту
 ала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха) вселенной
и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе
и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя,
Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его
своей силой.




Брахманы


Такая интерпретация космогонического акта, не порывая окончательно с мифологией,
все же далеко отходит от изначального ведийского мифа о борьбе Индры с Вритрой.
Без сомнения, она отражает ведийские представления о жертвоприношении как аналоге
творения мира и об огромной потенциальной силе правильно исполненных ритуальных
действий. Сами эти действия постепенно приобретают все большее значение, и ритуал,
будучи поначалу лишь средством общения людей с богами и их взаимного обмена благами,
становится с течением времени инструментом магического воздействия на богов,
подчинения их воле жрецов. Заключенная в ритуале сила, соединяющая его с космическими
процессами, получила название «брахман» (от санскр. корня «брах» «расти», «расширяться»,
«поддерживать»). Так ранее именовался текст (мантра, заклинание, молитва), способный
оказать воздействие на богов, и так стали именовать жрецов знатоков и исполнителей
ритуала и священных текстов, т. е. тех, кто владел брахманом. Они образовали
со
 словие, или варну, духовных и интеллектуальных лидеров древнеиндийского общества,
чей авторитет и высокий социальный статус стали в этот период непоколебимо прочными.



Араньяки


Одним из главных занятий брахманов-теоретиков стало осмысление параллелизма космоса
и ритуала, символическая трактовка ритуальных действий и их деталей. Размышления
на эти темы были сосредоточены, помимо брахман, в араньяках, «лесных (книгах)»,
предназначенных для отшельников. В них преобладает интерес к чисто мыслительным
операциям и появляется идея внутреннего, ментального жертвоприношения (например,
дыхание прана осмысляется как «пранагнихотра» «возлияние в огонь посредством
дыхания»). Параллельно развивается идея аскезы как фактора жертвоприношения,
намеченная в брахманах, где Праджапати совершает акт творения мира с помощью
тапаса, жара аскетических подвигов.




Упанишады


Концепция брахмана как космической силы получает окончательное оформление в упанишадах.
Брахман безличная сущность, основа и причина мира. Он не может быть ни определен,
ни описан позитивно, он, как говорится в «Брихадараньяка упанишаде», «не это,
не то» («нети, нети»).

Другое важнейшее понятие в упанишадах Атман, индивидуальное духовное начало в
человеке, его сокровенная суть. Хотя иногда это начало ассоциируется с праной,
жизненным дыханием, все же преобладает тенденция считать Атман внетелесной, безличной
сущностью, тождественной Брахману (его называют также Творцом, Истиной, Чистым
интеллектом). Идея такого тождества центральная в упанишадах, и высшая мудрость
состоит, согласно их учению, в ее осознании.

Создателей упанишад волновали и другие вопросы, связанные с человеком и его сущностью,
его местом в мире. Среди них проблема жизни и смерти, обсуждение которой приводит
к выработке концепции перерождений. Высказывается идея, что воплощение человека
зависит от его знаний, но предпочтение в целом отдается точке зрения, согласно
которой воплощение определяется деяниями (карма) человека в предыдущем рождении.
Так оформляется столь существенная для индуизма (равно как буддизма и джайнизма)
теория кармы. В связи с ней развивается и сложившееся еще в Ведах представление
о двух возможных путях человека после смерти. Те, кто осознал тождество Атмана
и Брахмана, идут путем богов (дэваяна) в мир вечного блаженства; те же, кто не
обрел истинного знания, идут по пути предков (питрияна), то есть вновь и вновь
возрождаются в этом мире.

Исследуя природу человеческого «Я», авторы упанишад немало места уделяют жизненному
дыханию (пране), носителю принципа жизни, которое становится одним из проявлений
Атмана, а также проблеме сна, приводящей к теории трех состояний индивида. Эти
состояния (бодрствование, сон со снами, сон без снов) представляют собой стадии
погружения в истинное человеческое «Я». Последняя означает состояние полной нерасчлененности,
абсолютного покоя, безличности то есть Атмана.

Некоторые поздние упанишады предлагают нетрадиционные способы достижения истины,
в частности, работу над телом, чем закладывается основа характерного для индуизма
учения йоги. Появляется в упанишадах, хотя и спорадически, идея личного бога.
Упоминаются Рудра (Шива) и Нараяна (Вишну) как воплощения Брахмана, что можно
считать важным звеном становления собственно индуизма.




Смрити


Наряду с религиозно-философскими текстами в период брахманизма появляется целая
литература практического свойства, относящаяся к категории «смрити». Это всякого
рода наставления, касающиеся правил совершения публичных ритуалов (шраута-сутры)
и домашних обрядов (грихья-сутры), а также тексты, трактующие вопросы этики и
права (дхарма-сутры). В центре этих текстов понятие дхармы («закон», «порядок»),
которое пришло на смену космической рите и, обретя человеческое измерение, стало
означать не только всеобщую упорядоченность явлений (и космических, и социальных),
но еще и долг человека, исполнение им своих обязанностей, прежде всего религиозных.




Литература:


Брихадараньяка упанишада / Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина. М.,
1964.

Чхандогья упанишада / Перевод с санскрита, предисловие и комментарии А. Я. Сыркина.
М., 1965.

Упанишады / Перевод с санскрита, предисловие и комментарии А. Я. Сыркина. М.,
1967.

Боги, брахманы, люди. М.,1969.

Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 1972.

Культура Древней Индии. М., 1975.

Семенцов В. С. Бхагаватгита в традиции и современной научной критике. М., 1985.

Индуизм, джайнизм, сикхизм: Словарь. М.,1996.


Автор статьи - А. М. Дубянский
 
Адрес статьи в интернете: http://www.megakm.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=8638

Всех Благословляю! ОМ!!!

До скорых встреч!
Ваш брат, Аватар Калки,
Бог, как и каждый из Вас.
www.kalki.ru



Увеличение посещаемости сайтов на 80-100%. Мгновенно. Бесплатно.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.kalki
Отписаться

В избранное