Используется, например, при сообщении последних новостей. Сущность приема хорошо объясняет американский анекдот времен холодной войны: Американский президент и советский генсек приняли участие в забеге на длинную дистанцию. Победил генсек. Американские комментаторы сообщают следующее: «Наш президент пришел вторым, а генсек — предпоследним». Формально все сказано правильно, а на самом деле слушатели обмануты.
Еще один анекдот. Грустный. Сообщение в газете: «Хорошо вооруженные кулаками палестинцы напали на мирно сидящих в танках израильских солдат. Солдаты получили тяжелые моральные травмы. Палестинцы отделались легкими смертями».
Данный прием очень часто используют ведущие мировые информагентства.
Создание ассоциаций.
Объект в глазах общественности искусственно привязывается к чему-то такому, что воспринимается массовым сознанием как очень плохое (или наоборот — хорошее). Для этой цели широко используются метафоры.
«Сталин — это Ленин сегодня» — советская пропаганда;
«С. Хусейн — арабоговорящий Гитлер» — американская пропаганда;
«НАТО — фашизм» — югославская пропаганда.
Метафоры, включая ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий. Именно здесь-то и скрыта очередная пропагандистская ловушка. Соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления сущности проблем прибегать к ассоциациям и Ложным аналогиям: называть эти вещи какой-то метафорой, которая отсылает его к иным, уже изученным состояниям. Чаще всего иллюзорна и сама уверенность в том, что те, иные состояния, через которые он объясняет себе
нынешнее, ему известны или понятны. Например, российский патриот говорит себе: нынешний путинский режим — как во времена Петра Первого. Он уверен, что знает, какими были времена Петра Первого, и в этом, возможно, его первая ошибка — и первое условие успеха данной манипуляции.
Поэтическая метафора создает в воображении красочный образ. Он оказывает чудодейственный эффект и надолго отшибает здравый смысл. Переубедить людей, в головы которых вбита простая и привлекательная ложная метафора, бывает очень трудно. Достигнуть чего-нибудь при помощи логики здесь невозможно, нужно запускать контрметафору.
Иногда словесные метафоры заменяются соответствующим видеорядом. Имеет место, например, манипулирование образами политических противников — в телерепортажах о них подверстывается видеоряд с изображениями нацистов, Гитлера, черепов и т.д.
Для создания нужных ассоциаций совсем не обязательно пользоваться метафорами. Существуют и другие факторы ассоциативной привязки к объекту. Например, в истории бывшего СССР в период «перестройки» таким фактором стал экономический: политические требования в пропагандистских сообщениях увязывались с уровнем жизни. В утрированном виде можно сказать, что такой фактор, как отсутствие многих товаров в магазинах, стал одним из основных обоснований необходимости «установления демократии».
Сегодня на просторах СНГ широко практикуется связывание имени политического оппонента с бедственным положением народа. Незадолго до выборов сплошь и рядом в СМИ можно встретить многочисленные примеры. Интересно то, что «наезды» на конкретного деятеля происходят в разных СМИ, но одинаковыми фразами: «Будучи главой правительства, Василий Пупкин стал инициатором повышения цен на коммунальные услуги (хлеб, лекарства, проезд в транспорте и т.д.). Он является виновником банкротства крупнейшего банка
страны, в результате которого миллионы вкладчиков лишились своих сбережений. Кроме того, он недавно встречался с известным террористом NN, публично обнимался с ним и жал ему руку....». В общем — негодяй попирает свободу, пьет народную кровь, обирает бедных, поощряет несправедливость, врет и т.п. Одинаковость текста, публикуемого в разных источниках, иногда просто поражает. Негативная ассоциация, с которой удается в массовом сознании связать противника (фашист, сталинист, взяточник, мафиози и т.д.) заставляет
отвернуться от него всех колеблющихся.
Обычно кампании по созданию негативных ассоциаций начинаются одновременно несколькими СМИ и так же молниеносно прекращаются. Такая синхронность наглядно показывает «свободу» прессы и телевидения и служит надежным признаком пропагандистской операции.
На использовании ассоциаций сегодня построено множество рекламных и пропагандистских сообщений. Главнейшие из этих приемов были определены Уильямом Джемсом: ассоциация по совмещению (изображение на одной рекламе банана и ребенка), ассоциация по неожиданности, свойственная сюрреализму (разрез печени Венеры Милосской, погружающейся в минеральную воду Виши), ассоциация по смежности (текст, состоящий из заметок, связанных только тем, что они напечатаны рядом на одной странице), ассоциации по звуковому
сходству, которыми пользуются авторы рекламных лозунгов и товарных знаков и мн. др.
-------
Навык оценки жизни и постановки целей можно получить пройдя мини-курс <НЛП для успеха> (доступен в декабре), желательно пройти и его продолжение. Что происходит во время прохождения тренинга: переосмысление жизненного пути, завершение незаконченных дел, постановка и достижение целей, переход на новый уровень через смену работы.
Из переписки:
Алексей:
Первая неделя тренинга:
Прогноз на следующие пять лет показал мне, что необходимо многое в своей жизни поменять как можно скорее. У меня есть знакомый, ему 27 лет, я против него лично ничего не имею, но он очень мне не нравится своим поведением, личной жизнью и даже внешностью. Глядя на него, я понимаю, что вполне могу стать таким же, если сейчас ничего не изменю. Я думал каждый день над материалом и вопросами первой части тренинга, первая неделя тренинга принесла мне много открытий, о которых я не подозревал, многое захотелось
изменить в лучшую сторону, я взглянул на многие вещи с иной стороны и теперь с нетерпением жду новой части тренинга!
Вторая неделя тренинга:
Я поработал с тремя представленными моделями по отдельности, увидел в каждой из них свои преимущества. Только обнаружилось так много целей, что теперь каждую хочется проработать по отдельности (чем я и занимался).
Я уволился со старой работы, и вот интересная вещь: на меня градом посыпались новые предложения, одно из которых я счел тем, что давно хотел сам попробовать, нашел новую работу с перспективами. Несомненно, я буду часто возвращаться ко второму уроку.
Марина:
Честно говоря, грустно очень. Абсолютно ничего не сделано, чтобы улучшить качество жизни. Поняла, если ничего не менять, в моей жизни все изменится только в худшую сторону. Особенно впечатлило, что за прошедший год ничего не сделала ценного, и за 5 лет тоже, и если и дальше буду продолжать в том же духе, совсем будет плохо. Перемены жизненно необходимы, в 1-ю очередь смена работы.
Анастасия:
БОЛЬШОЕ СПАСИБО, за то, что открыли мне глаза! С нетерпением жду новых заданий.
Бесплатный курс "Путь к себе". Подписаться здесь...
Бесплатный курс "Поиск работы жизни". Подписаться здесь...
Электронная Газета Центра развития Человека «АльфаКонсалтинг»: Вашему вниманию представят свои материалы Психологи, Целители, Эзотерики,
в общем очень интересные люди из разных стран! Читайте о Здоровье, Любви, Путешествиях,
Взаимоотношениях, смотрите фотографии, задавайте вопросы!
Подробнее...