СВЕТ НА ПУТИ
"Мнящий себя праведным, готовит себе ложе тины"
Один из основных грехов (грех - от греч. "непопадание в цель") нынешнего
человечества состоит в том, что христианство стало ритуальной религией и
слабо осознается как учение. Еще более слабо оно в применении...
Христос - последний из приходивших Великих Учителей. И Он сказал нам о
Любви. Мало кто осознал Его Слова, и мало кто ощущает Любовь...
В связи с этим я хочу сказать о духовном высокомерии, ибо именно этот грех
лучше всего выявляет, что наше сознание до подлинного христианства еще никак
не доросло, и мы по-прежнему являемся "ветхими", что бы о себе самих ни
воображали. "Они не умеют не осуждать. У них добро - корыстное, они унылы, в
них нет идеи, они во всех своих грехах обвиняют кого-то. Они не хотят ЗНАТЬ.
Они полны амбиций. Он наслаждаются грубым..."
Ты спрашиваешь: отчего
Так пошло все и так ничтожно,
Что превосходства своего
Не сознавать нам невозможно?..
- Нет, я такой же, как и все -
Такая ж спица в колесе,
Которое само не знает
И не ответит - хоть спроси, -
Зачем оно в пыли мелькает,
Вертясь вокруг своей оси...
Зачем своей железной шиной,
Мирской дорогою катясь,
Оно захватывает грязь,
Марая спицы липкой глиной,
И почему не сознает
То колесо, кого везет?
Кто держит вожжи - кто возница?
Чье око видит с высоты,
Куда несется колесница?
Какие кони впряжены?
(Яков Полонский)
Осознание груза своих нечистот, своей черноты, среди которых центральное
место занимает высокомерие, - вот с чего начинается подлинное восхождение к
Вершинам. И то - только начинается.
Из жизни: Две соседки осуждают третью за то, что она всегда всех осуждает.
Я, слушая их, думаю: "А чем же занимаетесь вы?" А потом ловлю себя: "А чем
же занимаюсь я?.."
Тот "плохой", "бездуховный" мир, мало осознающий и много желающий, тоже -
мир страдающий, мир неполноты, мир одиночества, только другого, не такого
"возвышенного", как у нас. Эта нехватка жизненной силы, энергии духа - от
разъединения - с самим собой.. Наши низшие тела-оболочки не существуют в
единстве с высшими и оттого утеряли подпитку свыше. Отсюда и каждодневное
желание допинга: наркотики, алкоголь, будоражащие сцены насилия - допинг
"грубых"; кофе, сладости, изощренные развлечения - допинг "утонченных
интеллигентов".
В качестве рецепта приведу цитаты из индусской "Книги золотых правил".
Благоухание этих строк не может не проникнуть в сердце каждого:
"Только тот голос будет услышан, который утратил способность наносить боль.
Откуда исходит способность наносить боль? Все, что мы так дорого ценим: свои
права, свое достоинство, самолюбие, силу постоять за себя, даже добродетели,
возвышающие нас над толпой, все это должно быть отброшено, как "наносящее
боль" другому, как возвышение над ним, как признак разъединения. Этот
признак - принадлежность земного мира, он не существует у источника Света и
Истины, где царит одна Любовь.
Все - части одного целого, все - и вверху, и внизу, богатые и бедные,
сильные и слабые, праведники и грешники, цари и рабы, - все одинаково
проходят уроки жизни. Осознав это, человек перестает добиваться чего-либо
для себя. Он отдаст все свои права, сложит с себя всякое оружие защиты.
Никогда более не посмотрит он на другого человека с критикой и высокомерием,
никогда его голос не раздастся в защиту себя.
Избирающий зло, отказывается смотреть в свою собственную глубину, отвращает
слух от мелодии сердца своего, а очи - от света души своей. Ибо легче ему
жить в своих желаниях. Но под поверхностью всякой жизни течет не знающий
преград поток; найди его, и ты убедишься, что даже самое убогое создание
есть часть великого Потока, хотя бы оно в слепоте своей и не подозревало об
этом... И до того обманчивы иллюзии, в которых ты живешь, что трудно тебе
угадать, где впервые услышится тебе сладостный голос в сердцах других людей.
Но знай, что он воистину внутри тебя. Там ищи его, и если ты хоть раз
услышишь его, тебе будет легче различить его в других.
Честолюбие - наш враг и проклятие: великий соблазнитель того, кто
поднимается над своими ближними. Это - простейшая форма искания награды.
Людей умных и сильных оно постоянно отвращает от достижения высшего. И все
же оно - необходимый учитель. Плоды его превращаются в прах и пепел при
самом вкушении. Подобно смерти и разъединению, честолюбие научает человека,
что работать для себя - значит для разочарования...
Не воображай, что ты можешь отделить себя от человека дурного или
неразумного. Они - ты сам, хотя и в меньшей степени, чем твой друг или
Учитель. Но, допуская в сердце свое отчуждение от дурного человека или
дурного предмета, ты этим создаешь Карму, которая свяжет тебя с ними до тех
пор, пока душа твоя не познает, что она неотделима от остального.
Не забывай, что грех и стыд мира - твой грех и твой стыд, ибо ты
составляешь часть мира, и твоя Карма неразрывно соткана с общей Кармой. И
прежде, чем ты достигнешь познания, ты должен пройти повсюду, одинаково как
по чистым, так и по грязным местам. Не забывай же, что грязные одежды, до
которых ты боишься дотронуться, могли быть твоими в истекшем дне, могут быть
твоими в будущем. И если ты отвернешься с ужасом, когда такая одежда
наброшена будет на твои плечи, она только теснее прильнет к тебе.
Не осуждай человека, который поддается соблазну; протяни ему руку, как
брату, идущему с тобой издалека, стопы которого отяжелели от приставшей к
ним грязи.
Помни, ученик, что как бы велика ни была пропасть между добрым человеком и
грешником, пропасть еще шире между добрым человеком и достигшим познания...
Будь осторожен, чтобы не возомнить себя слишком рано отделившимся от толпы.
Когда ты достигнешь начала Пути, Звезда твоей души начнет излучать свет, и
при этом свете ты увидишь, как темен мрак, в котором она горит. Не
устрашайся и не приходи в отчаяние от этого зрелища. Не отводи очей от
мерцающего света, и свет начнет расти. А темнота внутри тебя пусть научит
твое сердце понимать всю беспомощность тех, кто еще не увидел света, душа
которых погружена в беспросветный мрак. Не осуждай и не отвращайся от них,
но стремись прийти на помощь тем немногим сильным, благие руки которых
задерживают силы мрака. И тогда ты войдешь в сообщество радости, которое
приносит поистине страшный труд и глубокую грусть, но и великое, все
возрастающее блаженство".
***
Мы рождены со слепым недоверьем друг к другу?
Мы обросли, как корой, черной броней
предубежденья?
Нам интереснее подозревать -
Обычное в необычном,
Черное в белом?..
Подозревать - это наша защита,
Это наша услада?
Наш ум кажется себе
Острым и проницательным?
Незрелому -
Не обязательно Быть.
Незрелому -
Достаточно казаться.
О, Доверчивость!
Отчего ты не есть?
Отчего кажешься -
Наивной и слабой?
Отчего "сильные" боятся
Робкого твоего присутствия?
Отчего подозрительные
не подозревают в тебе Чистоты,
Бесстрашия и Силы?
Того Бесстрашия, которое не нуждается
в щитах и запорах,
Той Силы, которая существует
не для отпора и не для нападения,
Той Чистоты, которая единственно необходима,
чтобы не казаться сильным,
а Быть.
***
Прозрение - сродни отчаянию.
Самому крайнему.
Где же та последняя пропасть
боли молящей,
Над которой душа,
Отказавшись от вечной услады паденья,
захочет распластать свои крылья.
Чтобы вознестись к Вершинам.
А потом,
озаренной негасимым Светом,
вернуться назад
чтобы укрыть, спеленать
мощным крылом
все страдание мира,
Вознести его ввысь и показать,
как легок свет Вершин.
А потом...
А потом, может быть, -
полетим вместе.
Татьяна Мойсенок, г. Дисна