Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru


МГНОВЕНИЯ  ТИШИНЫ


Одна из граней человеческой природы - стремление к творчеству. Человек
со-творит - творит постижением сотворенного Богом и попыткой реализации
этого знания. Красота, сотворенная человеком, есть выражение гармонии мира
через слово, форму, цвет, звук, движение - это искусство... Наука - тоже
творчество, выражение мироздания в  точных логических схемах, в
причинно-следственных взаимосвязях. Великим чудом было для Леонардо
совпадение законов разума с законами движения планет, позволяющее в единой
формуле выразить их путь...

Одна и та же реальность может быть представлена нескончаемым потоком
выражений, одинаково близких оригиналу, - неисчерпаемость творения,
творчества, со-творчества. Стремясь к бесконечному углублению и
совершенствованию, соприкасаясь с миром ради него самого, живя ради самой
жизни, мы открываем беспредельность граней реальности. И наше восприятие
становится много глубже, а значит - объективнее.

Европейские философы пришли к выводу, что человеческое знание не может быть
полным, оно в любом случае субъективно, если мы познаем лишь нашими органами
чувств и постигаем лишь нашим разумом. Буддизм же считает, что мир
существует на рубеже субъективного и объективного, и вне этого ничего нет.
Даже сами объективное и субъективное возможны и имеют смысл только на грани
соприкосновения, на грани бытия.

Вспоминается, как просматривал в библиотеке восхитительное многотомное
собрание китайской живописи и увидел лилию, нарисованную совершенно
реалистично, но в китайской манере. До этого видел рисунок лилии Леонардо.
Видел также лилию - символ модернистов. Все они, оставаясь вполне
натуральными, были различны. Какая же лилия настоящая?..
Попробуем взглянуть на окружающий мир со стороны и оценить "субъективность"
нашего восприятия мира "объективно". Как устроены наше восприятие и наша
память? Согласно объемной характеристике Миллера, человек может удерживать в
памяти одновременно не более семи объектов. Вспомним и прыгающие движения
зрачка при рассмотрении неподвижного предмета и при созерцании движения, -
картина памяти складывается из мелких деталей, как мозаика. Движение в
памяти - это быстро сменяющие друг друга кадры. Все восприятие основано на
каких-то отрывочных ключевых фрагментах, которые соединяются в большие или
меньшие блоки, создавая иллюзию непрерывности.

Но скоро непрерывность кончается, наступает разрыв, а после - новая
картина...
Что такое осень? Время года? Неправда. Осень - это для кого-то, скажем,
хруст сухого листа на асфальте под ногой... Для меня зима всегда начинается
с одного дня, когда я утром выхожу на улицу (а иногда еще в подъезде) - и с
первым же вдохом мои легкие наполняет запах зимы. Так я узнаю истинный
приход зимы - по запаху...

Действительно, один крохотный фрагментик, не осознаваемый вами ранее, вдруг
осветил целое событие. Он окрашивал это событие и раньше, только вы не могли
выделить его из массы других. Вы чувствовали его, но не замечали. 
Бесконечная череда мгновений, они проходят перед вами неосознанными и
уходят тут же позабытыми... Но есть и такие, что создают образ пережитого,
ложатся в основу воспоминаний, даже если остаются неосознанными до конца, -
прочувствованными, но размытыми в сознании. В каждом явлении, действии или
предмете есть душа, есть суть - уникальное, центральное, вдыхающее жизнь.
Нечто образосоздающее. Прочувствовать, осознать его - особое искусство. Это
и есть творчество. Это способность увидеть, что осень есть сухой лист под
ногой. Это и есть тот мир на грани объективного и субъективного.

Европейское искусство создает синтетические образы, состоящие из множества
деталей (как цельная картина памяти), - и вы не можете сказать, какие из
тысяч штришков воплощают образ картины. Хотя сама картина в целом - в своей
композиции, цветовой гамме, сюжете - это и есть ключевой момент той
реальности, которую стремится выразить художник.

Восточное искусство - это способность поймать мгновение в его чистоте,
отбросив все остальное. Китайский художник делает две линии, и вы вдруг
видите, что они оживают, а остальное уже ни к чему. Происходит чудо - через
две линии вам открывается целый мир. Главное увидеть, поймать душу явления,
контур центрального образа.
Это как вспышка в кромешной тьме. Вы успеваете заметить лишь отдельные
детали и по ним воссоздаете образ того, где находитесь. Способность увидеть,
ощутить душу явления откроет вам удивительный мир.

Смотреть и видеть суть разные вещи. "Чудес не бывает", - говорит тот, кто
смотрит. "Нет ничего, кроме чудес. В этом мире все невероятно, нереально,
все чудо из чудес", - говорит тот, кто обрел способность видеть. Как будто
бы ничего не изменяется, но за этой реальностью вам словно открывается дверь
в другую... Дверь буквально во всем...

Однажды я сидел на занятиях среди одногруппников. Все шумели, и одна
девушка, дважды громко повторив другой что-то, не смогла до нее докричаться
- та не расслышала. Сидя рядом с ней, я через мгновения тихо, почти шепотом
повторил ей то же самое. В этот раз услышала не только она, услышали все.
Поняв, что произошло, все засмеялись. Случайно средь общего шума я уловил
момент тишины и общего внимания. Известный психолог Леви говорит, что на
самой шумной улице большого города может быть тихое место, где можно
находиться в полном спокойствии, и тебя никто не будет видеть, - это тоже
дверь.

Много даосских историй посвящены способности находить эти мгновения в самых
прозаических делах и ситуациях. Ловец цикад не ловит их, а просто собирает.
Он нагибается за цикадой, только когда имеет смысл нагнуться. За букашкой,
которая убежит, он просто не нагибается. Это мастерство обретших Путь (Дао).
Путь даже выше мастерства, - когда ты входишь в резонанс с явлением, то
будто общаешься непосредственно с его душой и бесконечно повышаешь качество
своего действия:
"Поначалу, когда я занялся разделкой туш, я видел перед собой только туши
быков. Но минуло три года - и я уже не видел их перед собой. Теперь я не
смотрю глазами, а полагаюсь на осязание духа. Вверяясь Небесному порядку, я
веду нож через главные сочленения, непроизвольно проникая во внутренние
пустоты, следуя лишь непреложному, и потому никогда не наталкиваюсь на мышцы
или сухожилия, не говоря уже о костях", - рассказывает повар Дин.
А плотник Чуй чертил от руки точнее, чем с помощью циркуля и угольника, его
пальцы следовали превращениям вещей и не зависели от его мыслей и желаний.
Поэтому его сознание всегда было целым и не знало никаких преград... Мы
забываем о ноге, когда сандалии нам впору. Мы забываем о правильном и
неправильном, когда наш ум нам не мешает...

Лао-Цзы вошел в резонанс с целым мирозданием - от капельки росы на листе до
рождения галактики - все открыто такому человеку. Жизнь - танец в ритме
бытия Мироздания, и каждый атом движется в этом ритме. Даосы, видевшие душу
каждого явления, считали всякое творение природных стихий выше самого
гениального творения человека; необработанный кусок дерева выше любого
творения искусства. Они не создавали смысл, они его открывали.

Каждый художник делает, по сути, то же самое, улавливая суть каждого
предмета. Один мой знакомый фотограф говорит: "Фотограф вообще не работает.
Фотоаппарат работает немного. В основном работают солнце, воздух, листья,
облака... Задача фотографа лишь увидеть их работу, поймать вечное
мгновение..."
На Востоке постигают Мир при помощи медитации, по-японски - дзен. Это слово
дало название учению - чистейшему и непосредственному постижению того, что
стоит за каждым явлением бытия. Словами оно передается только через
парадоксы. Это не пустота, но и не непустота. Это уход без ухода - в
просветленное, иное состояние. Просветление достигается благодаря
углубленному сосредоточению на небольших, иногда в пару строк или пару слов,
иногда в один жест, притчах или заданиях - коанах.

Известны правоверные магометане, которые всю жизнь читали одну книгу -
Коран. Это были мудрецы одной книги, и за всю жизнь они не могли исчерпать
ее мудрости. Еще дальше на Востоке жили дзен-буддисты, которые всю жизнь
"уходили" в две строки одного коана, и за всю жизнь они не могли исчерпать
великую бесконечность этих строк...

Вот, например, коан "Капля воды". Настоятель монастыря попросил своего
ученика принести холодной воды, разбавить горячую воду в ванной. Вылив в
ванну столько воды, сколько было нужно, ученик выплеснул остаток на землю.
"Что ты делаешь? - закричал учитель. - Почему ты не отдал остаток воды
растениям? Да есть ли у тебя право вылить в этом монастыре хоть каплю
воды?!" После этой фразы ученик прозрел. Он понял, что у монастыря, о
котором говорил учитель, нет границ и осознал великую Гармонию Мирозданья в
падении каждой капли воды - жизни.

Человек приближается к Богу в своем отношении к Миру, - он не нарушит ни
единым движением гармонии этого Великого Храма. Постигшему это уже не нужны
книги, проповеди, монастыри. Ищущий истину через их посредство подобен
человеку, вышедшему в солнечный день со свечой искать огонь. Истина разлита
во всем, и нет ничего, кроме нее, в каждой частичке бытия. Везде гармония.
Не нужно только специально ни оборачиваться, ни сосредотачиваться. И думать
о ней не надо - сама мысль будет уже о другом. Будда говорил: "Постой,
погоди, молчи. О высшей истине не надо даже думать".

Везде радость бытия. В каждом порыве ветра, придорожном листке, капле
дождя, в каждом нашем шаге по этому миру. Все - одна великая гармония,
сложенная из бесчисленных маленьких и больших явлений красоты. Кристаллики
этих мгновений, застывшие на бумаге во всей своей неповторимости, - это
японские хокку.

Один из моих любимейших коанов - об одном из этих мгновений. Первый
человек, принесший Дзен в Японию, не имел учеников, не проповедовал и жил
отшельником. Император, узнав о его приезде, попросил его прочитать дзенскую
проповедь на любую тему по собственному усмотрению. Просветленный стоял
перед императором молча, потом достал свою флейту, извлек из нее один звук.
Когда звук затих, он поклонился и ушел.
Позвал император певца Вечности.
Но не понял песни его,
Когда одной нотой тот обнял Мирозданье.

Как говорили даосы, Путь - это повседневная жизнь. Ему нельзя научиться.
Путь достигается не через изучение, но через слияние (осознание). "Если твои
глаза и уши будут внимать внутреннему и ты отрешишься от умствования, то к
тебе стекутся божества и духи, не говоря уже о людях... Твоя мудрость
проверяется радостью".
А хокку - это не сочиненные строки, их надо поймать, как бабочку и положить
на бумагу. Хокку - это чуткость к жизни, способность отойти в тишину,
сделать шаг в сторону, посмотреть на мир с другой стороны. Способность
увидеть красоту каждого мига, способность сделать каждый день пребывания в
этом мире праздником, способность дать себе право - жить.

На основе статьи Ю. Каретина, студента ДВГУ, "Светоград"


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное