Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВСТРЕЧА ДВУХ МИРОВ

11 сентября исполнилось 111 лет с тех пор, когда впервые в Чикаго (США)
был созван Всемирный Парламент Религий. Он был задуман как собрание
представителей всех вероучений для уяснения значения религии в жизни
общества. И там впервые на весь мир прозвучал голос молодого Свами
Вивеканады. То, что он сказал, потрясло людей и послужило сближению Запада
и Востока.
Предлагаем вам подборку, посвященную этой знаменательной дате и памяти
Свами Вивеканады - великого гуманиста, который учил людей быть бесстрашными
и звал их к новым духовным подходам, к новым вершинам развития.

Парламент религий был задуман как одно из мероприятий, посвященных
празднованию 400-летия открытия Америки. Конец XIX века располагал к
подведению итогов, накануне неведомого еще нового столетия набравшая сил,
энергичная Америка жаждала самоутвердиться с впечатляющим размахом.
Всемирная выставка сопровождалась рядом конгрессов, посвященных воспеванию
достижений материальной культуры и западной цивилизации. Двадцать
конгрессов, привлекших людей со всего мира, с мая по октябрь 1893 года
будоражили США, и едва ли не самым важным, вызывавшим наибольшее
любопытство, был Всемирный Парламент Религий.

"Встреча двух миров" - так уже в 1993г. окрестила ЮНЕСКО программу,
посвященную 500-летию прибытия каравелл Колумба к берегам, которые для него
самого так и остались берегами Индии. Однако для праздненств XIX века такое
название не очень подходит: помпезный и широко разрекламированный Парламент
Религий задумывался устроителями как апофеоз христианского миссионерства.
Он был призван показать всему миру превосходство Запада над Востоком в
сфере духовной, то есть христианства над язычеством и всеми остальными
религиями. Всемирный диалог виделся как проповедь заблудшим, как
доброжелательное наставление "старшим белым братом", как приобщение наивных
детей Востока к единственно истинной религии.

Для очень многих на Западе, включая и Русскую Православную Церковь, и
такая постановка вопроса казалась слишком большой уступкой дикарям и
язычникам. Архиепископ Кентерберийский дал резкую отповедь организаторам
Конгресса: какой может быть Парламент Религий, - ведь тогда придется
признать, что другие религии могут рассматриваться на равных с
христианством?!

История человечества пишется великим драматургом. Среди лязга и грохота
индустриального Чикаго, на американской земле, и тогда уже олицетворявшей
юную энергию мира, в веренице всемирных праздненств, впервые на Земле
собрались вместе духовные лидеры, представители бесконечно разнообразных
конфессий, толков и сект, и каждый из них принес в переполненный зал свои
прозрения и заблуждения, идеалы и традиции многочисленных единоверцев.
Можно ли придумать лучшую трибуну, чтобы быть услышанным всем человечеством?

И в этой красочной толпе епископов, ксендзов, священников, лам, раввинов -
всех тех, кого многомиллионное население планеты признало своими учителями
и наставниками - никому не известный странствующий монах из Индии, никогда
не выступавший на столь многолюдных собраниях. Его путь на эту сцену
драматизирован калейдоскопом случайностей: он смутно слышал разговоры о
каком-то Парламенте религий, который вскоре должен открыться где-то в
Америке; и он отправляется туда, причем ни он сам, ни кто-либо из его
индийских друзей, собиравших деньги на дорогу, не потрудились навести
точные справки. Он не знает ничего - ни даты открытия, ни условий участия в
собрании. У него нет никакого документа, подтверждающего его полномочия. Он
идет вперед, уверенный в успехе, будто ему достаточно только появится в
свой час...

Полтора месяца путешествия, и он оказывается в Чикаго, совершенно
ошеломленный - все для него ново, все поражает. Сначала он бродит, словно
большой ребенок, по мировой ярмарке и поглощает глазами этот новый мир, не
жалея восторгов в юношеском увлечении. В информбюро Свами узнает, что срок
записи делегатов Парламента прошел и что прежде всего требуются официальные
полномочия. Телеграмма в Индию не помогает, - официальные религиозные
общества не оказывают ему поддержки, они не прощают независимым людям, что
те посмели обойтись без их участия...

Но судьба всегда помогает тем, кто следует ей, а человек, подобный
Вивекананде, не может нигде пройти незамеченным. В вагоне бостонского
поезда его великолепное красочное одеяние, экзотический вид и ответы
очаровывают соседку - богатую даму, которая приглашает его к себе и
знакомит с профессором Гарвардского университета Райтом. Пораженный
одаренностью молодого индуса, он настаивает, чтобы Свами Вивеканада
представлял индуизм в Парламенте Религий, пишет председателю комитета и
дает гостю необходимые рекомендательные письма.
Юноша возвращается в Чикаго, но теряет адрес оргкомитета, а поезд приходит
поздно, и он не знает, куда деться. Никто не удостаивает "этого цветного"
ответом, и он ночует в пустом товарном вагоне на станции. Утром он снова
ищет дорогу, но в этом квартале говорят лишь по-немецки, его не понимают,
принимают за негра и захлопывают перед ним двери. Когда Свами в изнеможении
садится на улице, женщина из окна спрашивает, не делегат ли он в Парламент
религий, и приглашает войти. Судьба снова помогает ему встретить одну из
тех, кто станет позже одной из его вернейших последовательниц в Америке.
Она и сопровождает его на открытие заседаний...

Поразительная внешность, гордое благородство осанки и яркий наряд,
подчеркивающий необычайность этого явления из сказочного мира, не позволяли
заметить, как он взволнован. Вивеканада откладывал свою речь несколько раз
до конца дня. Но вот он выступил, и вспыхнуло пламя. После бесцветных
холодных рассуждений других докладчиков он зажег души слушателей. Едва он
произнес простые слова:
Мои американские братья и сестры!.. - как сотни людей поднялись со своих
мест, приветствуя его. Так начался отсчет действительного диалога между
Востоком и Западом.

Очевидцы и газеты взахлеб рассказывают о том невероятном экстазе, в
который впали собравшиеся в огромном зале при первых же словах Вивеканады.
Люди рвались к сцене, шли по скамейкам, почтенные леди тянули руки, чтобы
коснуться оранжевого одеяния никому дотоле не известного Свами.
Аплодисменты и слезы сопровождали его краткое обращение. Другие ораторы
говорили каждый о своем боге, - он один говорил о Боге их всех, объединяя
их всех. Парламент религий устроил овацию юному оратору.

Перечитывая сегодня эту знаменитую речь, ловишь себя на мысли, что столь
экзальтированный прием не вполне объясним. Сама по себе эта речь не самое
яркое произведение Вивеканады. Ее ценность в другом: именно в ней
собравшиеся услышали подлинный голос Индии, голос Востока. Не слуха, а
сердца коснулся призыв: Единство в многообразии!
В следующие дни он выступал боле десяти раз, повторяя с новыми доводами и
с той же силой убеждения свое положение о вселенской религии, не
ограниченной пределами времени и пространства, объединяющей все веры
человеческого духа, сливающей их в грандиозном гармоничном синтезе, который
помогает всем надеждам расти и развиваться согласно природе каждого
человека. Парламент религий услышал, что святость, чистота, милосердие не
являются исключительной принадлежностью какой-либо религии мира и что
каждая вера создала мужчин и женщин, являющихся лучшими представителями
человечества... На знамени каждой религии будет начертано, невзирая на ее
сопротивление: "Взаимопомощь, а не борьба. Взаимное проникновение, а не
разрушение. Гармония и мир, а не бесплодные дискуссии".

Впечатление, произведенное этими сильными словами, было громадно и мощно
всколыхнуло общественное мнение. Внезапно воссияла слава Вивеканады. "Он,
без всякого сомнения, самая крупная фигура в Парламенте религий. Мы
чувствовали, слушая его, как нелепо посылать миссионеров в эту просвещенную
страну..." - писала американская пресса. Вивекананда говорил с Америкой, а
чрез нее со всем миром, не просто от имени "матери всех религий". Он
говорил языком будущего.
В жизни не так уж редки люди, все значение которых раскрывается не сразу,
а лишь по мере поступательного развития истории. Чем дольше живем мы на
свете, тем ближе и современнее звучит голос Свами Вивеканады, звучит не
только в Индии, за чье освобождение он неистово боролся. Он звучит и для
нас. Разве не нас, с неимоверным трудом преодолевающих наследие
тоталитарной лжи и страха, зовет он отказаться от догматизма всех видов и
мастей; к кому, как не к нам, взывает он: не бойся! Разве не к нам,
барахтающимся сегодня в беспределе коммерческой цивилизации, обращен его
призыв: "Если вы хотите найти Бога, служите человеку!"

Како веруешь и камо грядеши?

И вера, и знание приводят нас к космическому сознанию. Планета и
человечество существуют и эволюционируют в мощном энергетическом потоке
космического воздействия. Эта Высшая Сила (как бы ее ни называли - Космос
или Природа, Бог или Дух) пронизывает все мироздание и не останавливается
границами преходящего, тленного, подчиненного времен человеческого тела, а
беспрепятственно входит и наполняет его. Макрокосм и микрокосм ничем не
разделены и в основе своей суть Одно. Нравственность, творчество и любовь -
это реализация единичного человека в вечном. Отсюда - единство и братство
всех людей.

Но бренный и преходящий человек существует на Земле в определенных
географических, исторических, экономических и культурных условиях. Его
понятия о высшем формируются под воздействием этих условий. Отсюда: все
религии говорят об одном, но на разных языках. Язык науки отличен от языка
религии, однако над всеми религиозными различиями, над мнимой
противоположностью религии и науки существует объединяющий их Дух Космоса и
общие планетарные законы его воздействия. Именно их понимание и
руководствование ими составят духовность будущего.

Библейские заповеди универсальны, ибо полностью отражают законы Космоса
для человеческого общежития. Так или иначе они присутствуют во всех
религиях. На эти же рубежи познания вышла и наука в ХХ веке. Все Великие
Учителя человечества говорят нам об одной и той же Высшей Реальности. Их
прозрения и составляют духовную культуру человечества. Им всем открылись
одни и те же истины. Вся внутренняя история человечества строится на
периодическом проникновении в него высших сфер духа (пророки, философы,
поэты, святые, реже ученые), а затем - увы - на низведении открывшихся
истин до уровня обыденного сознания, на постепенном "заземлении" их, вплоть
до превращения в сухую формальную догму, в ритуалы и табу, в фанатизм и
заорганизованность. Такова судьба всех религиозных и идеологических систем
- смотри историю христианства, марксизма или рериховского движения... В
наши дни так очевидны торжество буквы над духом, догмы над свободой, формы
над сутью.

В загрязнении и выхолащивании высоких идей повинны все люди всех времен и
народов, повинны все системы и представители всех религий. Однако этот
порочный процесс умерщвления творческого потенциала космических прозрений
во всех культурах и во все исторические эпохи нейтрализуется встречным
движением - высвобождением творческой энергии человека, осваивающего высшие
истины и поднимающегося над бренной фальшью. Так было, но так не должно
быть в будущем. На наших глазах с миром происходят такие кардинальные
перемены, которые позволяют говорить о приближении эпохи всеобщего
космического сознания. Изменился мир и человек в нем, претерпели
необратимые изменения наука и религия как методы познания "единства в
многообразии". Произошло "информационное сжатие" планеты. Средства
коммуникации свели земные просторы почти до домашнего фактора; экзотика
сведена к минимуму, человечество (при всех оговорках) стало одной семьей.
Идеи исключительности и превосходства потеряли в общественном мнении
благопристойность. Диалог религий и диалог религии и науки стали
реальностью и необходимостью. Все религии так или иначе трансформируются,
освобождаясь от одиозного багажа прошлого, все они волей-неволей дрейфуют в
сторону космического сознания, т.е. к своим собственным истокам. Все яснее
становится механистическая ограниченность науки, если она лишена
духовности, и средневековая неадекватность религии, когда она противоречит
науке. Две эти параллельные прямые тем не менее сходятся в бесконечности. И
наконец, все человечество начало осознавать нависшую над ним опасность
тотального самоуничтожения, вызванную несоблюдением космических законов
бытия и касающуюся каждого жителя Земли.

Духовность нашего будущего должно отличаться от религиозности прошлого
прежде всего своей надконфессиональной общечеловечностью и даже
планетарностью (ибо человек не царь природы, а часть ее; он не столько
подчиняет себе Землю, сколько отвечает за нее). Сохранение многообразия -
национального, культурного, религиозного - не должно заменять главного -
единства. И наоборот, осознавание единства не должно вести к отказу от
многообразия. Этой двуединой формулой, как волшебным ключом, Вивекананда
отворил перед нами 111 лет назад дверь в будущее.

Простота этой формулы - кажущаяся. Для того, чтобы принять эту истину,
сделав ее своим ежедневным кредо, необходима напряженная постоянная работа
над собой. У нас же в последнее время принято, прочитав одну-две мудрые
книги, немедленно приступать к агрессивному осчастливливанию всего
человечества, к борьбе с "темными", к проповеди "единственно верного"
учения. Увы, это путь в тупик. Овладение космическим сознанием есть то, что
Лев Толстой называл "расширением души". Процесс духовного совершенствования
предполагает упорный труд освобождения себя от всего лишнего и наносного,
труд выявления и реализации заложенного в нас потенциала. Если это борьба,
то только с самим собой.
Освобождение и расширение души ведет к просветлению - осознанию того, что
моя душа идентична душам всех других людей, что мое внутреннее "Я", так же,
как и всех без исключения людей, есть такая же капля мирового космического
Духа. Тогда становится очевидным, почему служение Богу означает следование
законам Космоса и служение человечеству.
Пример нам опять дает Индия. Махатма Ганди, умудрившийся в наш жестокий
век наполнить нравственным содержанием грязный мир политики, непреклонно и
последовательно (но без насилия) боролся с британским колониализмом - как с
явлением, как с проявлением мирового зла - но не с англичанами. Он взывал к
совести каждого - и индийцев, и британцев. Результат всем известен.

Учителя ненависти, прикрытой псевдопатриотизмом, которыми так богато наше
время, учат прямо противоположному. Отравленные ими прежде всего утрачивают
свободу - свободу суждения, свободу воли и выбора. Потерявшие свободу
становятся рабами. Печально, но у нас это еще не осознано, и для многих из
нас свобода еще не стала высшей ценностью. Пусть каждый спросит об этом
свою совесть...

Я думаю, что несмотря ни на что уже существует в этом мире Невидимая
Церковь, у которой нет канона кроме истины, нет иерархии
священнослужителей, нет догм и фанатиков, но есть устремление в будущее, к
лучшему миру и новому человеку, бесстрашно живущему Правдой. Входящие в эту
Церковь говорят на одном языке - не на английском, языке Парламента, а на
всеобщем языке Вивекананды. Христос и Будда, Лао Цзы и Платон, Рерих и
Григорий Сковорода... - путеводные звезды единого для всех Космоса. И
главный результат Парламента Религий - это ощущение множественности наших
усилий. А в этом - надежда...

на основе статьи доктора наук Р.Б. Рыбакова, "Дельфис"


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.pureworld
Отписаться

В избранное