Человек и Природа
"Человек, я имею в виду цивилизованного человека, должен войти в лес с
чувством уважения и даже благоговения, которое испытывают люди, вступая под
своды огромного древнего храма великолепной архитектуры. Тому, кто возомнил
себя властелином мира, следовало бы не только снять шляпу, входя в лес, но
и обувь. Он скоро и сам это поймет, потому что лес перевоспитывает
человека".
Серая Сова
Чем дольше человек живет в глуши леса, тем больше и больше он любит Дикую
Природу во всем ее многообразии. В конце концов ему становится неприятным
охотиться, и если необходимость заставляет его убить, он сделает это с
чувством сожаления и сознания своей вины. Старые индейцы, неизменно
соблюдавшие языческие обычаи (среди которых есть много очень красивых и
достойных сохранения), совершали обряд погребения, когда им случалось убить
зверя, стоящего на высокой ступени развития и заслуживающего уважения и
любви людей. Это чувство приходило медленно,, но проникало очень глубоко и
казалось мне результатом жизни, направленной главным образом на разрушение,
а не на созидание. Я не могу себе представить, что этот переворот в
сознании произошел только у меня, и имею достаточно фактов в доказательство
того, что люди, побывавшие в аналогичных условиях, за исключением, быть
может, только невежд или людей, не способных к мышлению, надменных и
эгоистов, переживали то же самое хотя бы в какой-то мере.
Человек, долго проживший в лесу, познавший его тайны и очарованный его
прелестью, невольно будет проявлять внимание ко всему живому, что окружает
его; у него появится чувство ответственности перед лесом, и, прокладывая
себе тропу, он будет стараться не топтать цветы. Не раз я встречал людей,
которые, поборов смущение перед присутствующими, находили в себе мужество
спасать жизнь муравьев, жаб, змей и других низших существ, рискуя быть
поднятыми на смех. Это были мужественные, суровые люди, чье внимание,
казалось бы, не должны были привлекать такие ничтожные существа. Говоря о
жабах, неядовитых змеях и других невзрачных, безвредных и часто полезных
созданиях, мне хочется сказать, что преследование их является результатом
ненависти, возникшей от безрассудного страха со стороны тех, кто ничего о
них не знает.
Есть на свете много людей, которые ходят по лесу как слепые. Они смотрят
на величественные деревья несравненной красоты и высчитывают, сколько
квадратных футов досок получится из них или же сколько долларов можно
получить с каждой бобровой хатки. Для таких людей прелесть Дикой Природы не
существует. Помню, как однажды много лет назад, я работал проводником и
повел одного туриста на вершину горы, чтобы показать необозримую панораму
девственного соснового бора. Он расстилался у наших ног и терялся в голубой
дали. Мой спутник посмотрел вниз – редко кому выпадает счастье любоваться
такой сказочной картиной, - я ждал, что услышу восторженные восклицания, но
реакция была неожиданной. Он сказал деловито: "Вот бы срубить все это и
погрузить на эстакаду. Это, скажу я вам, было бы здорово!"
Отдавая дань уважения экономике, я все же должен сказать: лес существует
не только для того, чтобы быть использованным в качестве строительного
материала. Необходимо сохранить огромные массивы девственного леса в целях
эстетических, патриотических так же, как и в экономических, не говоря уже о
работе по лесовозобновлению. Что касается последнего, то при разумном
ведении лесного хозяйства можно снабжать промышленность лесными
материалами, не разоряя леса. Необходимо обязать коммерческие предприятия
сажать шесть-двенадцать деревьев вместо каждого срубленного; таким образом,
они сами обеспечат себя строительными материалами. И пусть никто не смотрит
жадными глазами на уцелевшие еще в Канаде массивы первобытного леса,
который можно быстро уничтожить, если дать волю коммерсантам.
Говорят, все живое создано для того, чтобы служить человеку. Но так ли
это? Рабство уже вышло из моды, и никто не станет утверждать, что сосновые
шишки зреют специально для белок, а олени живут в лесу лишь для того, чтобы
волк были сыты. Очутившись в лесу, мы перестаем чувствовать
свое превосходство перед волком или белкой, наоборот, мы часто чувствуем
себя беспомощными. Люди в огромном своем большинстве не хотят даже слышать
о том, что животные, хотя бы в какой-то мере, могут быть одарены
умственными способностями; поведение животных они объясняют только
инстинктом. Однако многие животные наделены умственным способностями, а все
люди – инстинктами. Человек стоит на самой высокой ступени развития по
сравнению со всеми живыми существами на Земле, однако это еще не означает,
что Природа принадлежит ему, как он надменно это воображает. Он принадлежит
ей. Щедрая Природа подарила большие богатства своим детям, и если человек
возьмет свою долю, это будет вполне справедливо и честно; но он не должен
обижать другие существа и отнимать у них необходимое, они тоже хотят жить.
Природные богатства должны использоваться благоразумно, и скромность будет
здесь хорошим советчиком. Представьте себе человека, гуляющего в чудесном
саду; в знак гостеприимства ему разрешили нарвать себе столько цветов,
сколько захочется. И не слишком ли часто мы поступаем как неразумные дети
(я говорю мы, потому что и я грешил этим в своей молодости), унося целые
охапки цветов, и, не в силах унести все, рассыпаем и топчем их под ногами.
Каждое живое существо в своей борьбе за жизнь в какой-то мере безжалостно
по отношению к другим видам. Человек же извлекает пользу из всего и ото
всех, включая своих менее счастливых собратьев. Почти всегда он добывает
гораздо больше, чем ему нужно, разоряет природу, не думая о будущем, - это
самый большой грабитель, который существует на земле. И, несмотря на
высококе положение, которого он достиг, многому ему надо поучиться и
поработать над собой, чтобы стать доброжелательным, сдержанным,
снисходительным не только в отношении низших существ, но и в отношении
своего собрата – человека.
Не обидел ли я Вас, мой читатель? Я не хотел этого. Но если по своему
незнанию и недостаточной образованности я допустил ошибку, это произошло
оттого, что во время моих недавних путешествий в центры цивилизации я видел
много такого, что было для меня полной неожиданностью, многое, чего я никак
не мог понять, что ошеломляло меня и вызывало недоумение. У нас, жителей
леса, свои неписанные законы, хотя, по правде сказать, и не все хорошие.
Я все еще охотник, но не тот, что раньше, - фотокамера теперь мое оружие.
Это гораздо интереснее, хотя подчас и труднее. Я больше не убиваю, если
только этого не требует абсолютная необходимость. Некоторым нравится
украшать стены своего жилья шкурами зверей, это дело вкуса, но я люблю их
живыми.
Я не берусь быть судьей и воспитателем общества и не претендую сказать
миру новое слово. Я только хочу помочь, в меру своих сил, тем безмолвным
существам, среди которых протекала моя жизнь. И если этим трудом я принесу
немного пользы своему собрату – человеку, я буду чувствовать себя вдвойне
удовлетворенным. Я не рассчитываю сделать много за тот короткий срок,
который мне остается жить, но я лелею надежду помочь, хотя бы в очень
скромных пределах, заложить фундамент, на котором в будущем более умелые
руки и умные головы воздвигнут здание. Таким образом, я смогу быть
сколько-нибудь полезным в работе по защите и спасению от окончательного
уничтожения некоторых из интереснейших и полезных обитателей наших
бескрайних просторов. Они ждут лишь доброты и понимания человека, чтобы
проявить все, что в них заложено природой, и иметь возможность развиваться.
Я говорю о рядовых представителях огромной армии живых существ, которые не
могут нам ничего сказать.
Одним из интереснейших результатов поставленной мной задачи было то, что
мне довелось войти в контакт с людьми самых разных профессий. Мне
посчастливилось найти много друзей, и я надеюсь, что найду еще больше. Это
дорого мне не только потому, что я расширяю свой кругозор и становлюсь
более образованным, но, помимо всего, это доставляет мне радость.
Много времени я отдаю переписке со школьниками и получаю от них огромное
количество писем. Одни написаны детскими каракулями, другие очень
аккуратно, со старательно выведенными буквами; каждое из них вдумчивое, и
все они носят следы большого труда, вложенного в них удивительно
доверчивыми и полными надежд авторами, - любовный труд, если такое название
существует. Этой перепиской я очень горжусь и стараюсь ответить всем, шлю
письма то на имя всего коллектива, то на имя педагога, а иногда, если
характер письма этого требует, отвечаю своему корреспонденту лично.
Это моя самая ответственная переписка, потому что я чувствую, таким путем
мне дана возможность участвовать в созидательной работе. Но семена,
посеянные в молодые, жаждущие знаний умы, прорастут и распустятся цветами
добра, когда, быть может, имя садовника будет давно забыто.
Серая Сова, индейский писатель
"В природе все изумительно и величаво, все носит на себе печать Творца;
даже то, что порою кажется случайным и несовершенным, предполагает
закономерность и совершенство. О, тщеславный и самонадеянный человек! Сумей
создать хотя бы того червяка, которого ты попираешь ногой и презираешь.
Жаба вселяет в тебя отвращение? Попробуй сделать ее, если сумеешь. Каким
несравненным мастерством владеет тот, кто творит такие создания, которые не
только восхищают, но и пугают людей!
Короли, монархи, государи, помазанники божьи (все ли ваши гордые титулы я
перечислил?), сильные мира сего, люди великие, могущественные и готовые
даже объявить себя всемогущими! Нам, простым смертным, для наших посевов
нужен хоть слабый дождь, - что я говорю! - хоть немного росы; дайте же нам
ее, ниспошлите земле хоть каплю влаги.
Устройство, красота и внешние проявления природы понятны каждому; ее
первопричина и происхождение - нет. Спросите у женщины, почему стоит ее
прекрасным глазам открыться - и они видят; спросите о том же ученого -
ответа не последует".
Жан де Лабрюйер, XVII век