Наедине с собой
Если это согласно с природой - находи в нем радость и не тяготись им, если же
противно природе, ищи того, что согласно с
твоей природой, и спеши к нему, хотя бы оно и не обещало славы. Ибо всякому дозволено
искать свое благо.
*
Ни одна природа не уступает искусству, ибо искусства только подражают той или
иной природе. Если так, то природа, наиболее
совершенная и объемлющая все другие, не может быть превзойдена хотя бы самым
изощренным искусством. Но все искусства
созидают менее совершенное ради более совершенного; следовательно, так же поступает
и общая природа. Здесь берет начало и
справедливость, которая порождает и прочие добродетели. Ибо справедливое не будет
соблюдено, если мы будем стремиться к
вещам безразличным или легко даваться в обман, или же будем судить опрометчиво
и легкомысленно.
*
Душа сохраняет свойственную ей шарообразную форму, когда не тянется за чем-либо
внешним и не стягивается вовнутрь, не
оседает вниз, но излучает свет, в котором она зрит истину как всех вещей, так
и таящуюся в ней самой.
*
Душа обладает способностью устроить жизнь наиболее совершенным образом, если
только человек будет безразлично относиться к
вещам безразличным. Безразлично же будет относиться тот, кто каждую из них рассматривает
вглубь и помнит, что ни одна из
них не навязывает нам убеждения о себе и не подступает к нам, но что они недвижимы;
составляем же суждение о них мы сами,
как бы записывая в самих себя, хотя можем и не записывать, а стереть тотчас же
запись, если она занесена без нашего ведома.
*
Ты должен знать, где берет начало каждая вещь, из чего она состоит, во что изменяется,
какой она будет по изменению и
почему она не претерпит при всем этом никакого зла.
*
Следует отдать себе отчет в том, каково твое отношение к людям. В том, что ты
даже не уверен, заблуждаются ли они. Ведь
чужая душа - потемки. И вообще, многому следует поучиться, прежде чем с уверенностью
высказываться о чужих поступках.
В том, что не поступки людей в тягость нам - их настоящее место в руководящем
начале этих людей, - а наши убеждения.
Устрани же убеждения, пожелай освободиться от суждения об этих поступках как
о чем-то ужасном - и гнева как не бывало.
Ведь насколько последствия гнева и огорчения по поводу чего-либо более тягостны,
нежели то, что вызывает гнев и огорчение.
*
В приступе гнева никогда не забывай, что ярость не свидетельствует о мужестве,
а наоборот, кротость и мягкость и более
человечны, и более достойны мужа. Сила, выдержка и смелость на стороне такого
человека, а не на стороне досадующего и
ропщущего. Чем ближе к бесстрастию, тем ближе к силе. Как огорчение, так и гнев
обличают бессилие. И огорчающийся, и
гневающийся - ранены и выбыли из строя.
*
Требование, чтобы дурные люди не заблуждались - безумно, ибо означает стремление
к невозможному. Соглашаться же с тем,
чтобы они были таковыми по отношению к другим, и в то же время требовать, чтобы
они не заблуждались по отношению к тебе -
нелепо и достойно тирана.
*
Пифагорейцы советовали бросать по утрам взгляд на небо, чтобы вспомнить о том,
что всегда исполняют свое дело, оставаясь
верными своему пути, образу действий и порядку, подобно светилам. Помни же и
ты об этом, и пока еще жив, стань, наконец,
человеком!
Марк Аврелий